Мой прогресс

0

из 5

Решил заданий

0

из 5

Не решил заданий

5

из 5

Осталось заданий

22. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.


Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514

Раскрыть Скрыть

5 заданий
№1

(1)Тогда у нас еще был только один ребенок — старший сын. (2)Мы были замечательно бедны. (3)Питались жареной капустой и пустой гречкой. (4)Подарки ребенку на Новый год начинали покупать за полгода, не позже: так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит. (5)Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда треть моей нехитрой зарплаты уходила.

(6)Старший долго верил в Деда Мороза, чуть ли не до восьми лет. (7)По крайней мере я точно помню, что в первом классе он реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов. (8)Каждый год он составлял списки: что он желает заполучить к празднику. (9)Мы по списку все исполняли, иногда добавляя что-либо от себя.

(10)И вот случился очередной Новый год. (11)Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под елку. (12)Легли спать в предвкушении — нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребенка.

(13)Утром, часов в девять, смотрим — он выползает из своей комнатки. (14)Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: кто его знает, этого Деда, может, забыл зайти.

(15)Заприметил мешок, уселся рядом с ним, и давай выкладывать все. (16)Там был гигантский пластмассовый Шрэк. (17)Там был аэроплан на веревочке. (18)Пароход на подставочке. (19)Солдаты трех армий в ужасающей врага амуниции. (20)Последняя «стрелялка». (21)Книга про вампиров с роскошными картинками. (22)Щит и меч. (23)Первый, еще игрушечный мобильник. (24)Короче, когда он все это выгрузил — нам с кровати стало не видно своего ребенка. (25)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (26)И тут раздался оглушительный плач!

(27)Сын рыдал громко, пронзительно и безутешно. (28)Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел? (29)Вы знаете, я врать не буду — я не помню точно, чего именно ему не хватило в числе подарков. (30)Но, поверьте, это была сущая ерунда, мелочь, нелепица. (31)Допустим, он хотел черный танк, а мы купили ему зеленый броневик. (32)Но обида и некоторый даже ужас были огромны.

(33)— Он забыл танк! — рыдал ребенок.

— Он забыл!

(34)Сидит, понимаете, этот наш маленький гномик в горе подарков, купленных на последние деньги родителями, отказывающими себе в самом важном — и вот он сидит там, среди подарков, невидимый за ними, и рыдает. (35)Реакция наша — моя и моей любимой женщины — была совершенно нормальная. (36)Мы захохотали. (37)Ну правда, это было очень смешно.

(38)Он от обиды зарыдал еще больше — мы кое-как его утешили, пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму, пока он не уехал в Лапландию…

(39)Но я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно.

(40)Может, у кого-то поведение моего ребенка вызовет желание воскликнуть: «Набаловок! Кого вы воспитываете! Он вам еще покажет!»

(41)Как хотите, я не спорю. (42)Я ж знаю, что он не набаловок. (43)Он отреагировал как ребенок, которому еще неведомо несчастье и обман. (44)Этого всего ему вдосталь достанется потом. (45)Уже достается. (46)Но дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство — когда сбывалось все, что должно сбыться, — оно на всю жизнь получает огромный иммунитет. (47)Я в этом убежден.

(48)Мой отец говорил мне эту любимую мою фразу: «Как скажешь — так и будет». (49)Я все жду, кто мне еще в жизни может такие слова сказать. (50)Больше никто не говорит. (51)Так как никто не может мне повторить эти слова — я сам их говорю своим близким.

(52)Мой старший подрос, и теперь у нас детей уже четверо. (53)Старший свято блюдет тайну Деда Мороза. (54)Дед Мороз есть, факт. (55)Каждый год наши меньшие пишут ему свои письма.

(56)Старший самым внимательным образом отслеживает, чтоб броневик был зеленый, чтоб вместо пиратов в мешок не попали ненужные пока мушкетеры, чтоб вместо Гарри Поттера не была куплена Таня Гроттер (или наоборот) и чтоб воздушные шарики были правильной воздушно-шариковой формы. (57)Насколько я вижу (а я вижу), опыт детства научил моего старшего сына не безответственности и наглости, а желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждет этих чудес и верит в них.

(По 3. Прилепину *)

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

Варианты

1.Автор с женой жили замечательно и могли позволить себе большое количество подарков на Новый год.

2.Родителей задела реакция сына на подарки, которые они добыли с таким трудом.

3.В школьном возрасте старший сын еще верил в Деда Мороза.

4.В семье, помимо старшего, было еще четыре ребенка.

5.Старший ребенок вырос человеком, уделяющим особое внимание мелочам.

ответ

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№2

(1)Под его надзором и охраной было двадцать семь тысяч десятин казенного леса, да еще, по просьбе миллионеров братьев Солодаевых, он присматривал за их громадными, прекрасно сохраненными лесами в южной части уезда. (2)Но и этого ему было мало: он самовольно взял под свое покровительство и все окрестные, смежные и чересполосные крестьянские леса. (3)Совершая для крестьян за гроши, а чаще безвозмездно разные межевые работы и лесообходные съемки, он собирал сходы, говорил горячо и просто о великом значении в сельском хозяйстве больших лесных площадей и заклинал крестьян беречь лес пуще глаза. (4)Мужики его слушали внимательно, сочувственно кивали бородами, вздыхали, как на проповеди деревенского попа, и поддакивали: "Это ты верно.... что и говорить... правда ваша, господин лесницын... Мы что? (5)Мы мужики, люди темные..." (6)Но уж давно известно, что самые прекрасные и полезные истины, исходящие из уст господина лесницына, господина агронома и других интеллигентных радетелей, представляют для деревни лишь простое сотрясение воздуха. (7) На другой же день добрые поселяне пускали в лес скот, объедавший дочиста молодняк, драли лыко с нежных, неокрепших деревьев, валили для какого-нибудь забора или оконницы строевые ели, просверливали стволы берез для вытяжки весеннего сока на квас, курили в сухостойном лесу и бросали спички на серый высохший мох, вспыхивающий, как порох, оставляли непогашенными костры. (8) А мальчишки-пастушонки бессмысленно поджигали у сосен дупла и трещины, переполненные смолою, поджигали только для того, чтобы посмотреть, каким веселым, бурливым пламенем горит янтарная смола. (9) Он упрашивал сельских учителей внедрять ученикам уважение и любовь к лесу, подбивал их вместе с деревенскими батюшками, - и, конечно, бесплодно, - устраивать праздники лесонасаждения, приставал к исправникам, земским начальникам и мировым судьям по поводу хищнических порубок, а на земских собраниях так надоел всем своими пылкими речами о защите лесов, что его перестали слушать. (10)"Ну, понес философ свой обычный вздор", - говорили земцы и уходили курить, оставляя его разглагольствовать, подобно проповеднику Беде, перед пустыми стульями. (11)Но ничто не могло сломить энергии этого упрямого человека, пришедшегося не по шерсти сонному городишке. (12)Он, по собственному почину, укреплял кустарником речные берега, сажал хвойные деревья на песчаных пустырях и облеснял овраги. (13)На эту тему мы и говорили с ним, свернувшись на обширном докторском диване.

(14) - В оврагах у меня теперь столько нанесло снегу, что лошадь уйдет с дугой. (15)А я радуюсь, как ребенок. (16)В семь лет я поднял весеннюю высоту воды в нашей поганой Вороже на четыре с половиной фута. (17)Ах, если бы мне да рабочие руки! (18)Если бы мне дали большую неограниченную власть над здешними лесами. (19)Через несколько лет я бы сделал нашу реку судоходной до самых истоков и поднял бы повсюду в районе урожайность хлебов на пятьдесят процентов. (20)Клянусь господом богом, в двадцать лет можно сделать Днепр и Волгу самыми полноводными реками в мире,- и это будет стоить копейки! (21)Можно увлажнить лесными посадками и оросить арыками самые безводные губернии. (22) Ты представь – зеленые луга, бескрайние просторы, чистейшие полноводные голубые и синие реки, разноцветные ягоды выглядывают из-под каждого пушистого кусточка – и всё это вокруг нас. (23)Только сажайте лес. (24)Берегите лес.

(По А.И.Куприну)

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

Варианты

1. Крестьянские мужики внимательно слушали господина лесницына и помогали ему в заботе о лесе.

2. Поселяне заботились о природе и берегли лес, а мальчишки-пастушонки поджигали его, причиняли вред.

3. Окружающие только делали вид, что слушают лесницына, но на самом деле даже не собирались заботиться о природе вокруг.

4. Лесницын не перестал ходить на собрания, хотя его пламенные речи были встречены безразличием и равнодушием окружающих.

5. Господин лесницын убеждён, что при бережном отношении к природе можно было бы поднять урожайность хлебов в два раза.

ответ

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№3

(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (З)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить...

(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком.

(7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле — вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.

(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.

(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты...

(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта — всё возвращается назад...

(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

Варианты

1.Колька с детства мечтал стать лётчиком, как и его отец.

2. Все выпускники после школы разъехались поступать в разные места.

3. Мечта о самолётах живёт в герое и по сей день.

4. Страх одиночества пересилил желание стать летчиком.

5. Односельчане сочувствовали мальчику, вернувшемуся обратно в село.

ответ

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№4

(1)Вопрос «Кто виноват?» называют чисто русским вопросом, якобы выражающим особенную сущность нашего национального характера. (2)На эту тему без устали острят эстрадные сатирики, глубокомысленно философствуют политтехнологи... (3)У каждого готов свой ответ на заданный ещё Герценом вопрос. (4)Огромная, наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интеллектуальным потенциалом. (5) А большая часть населения прозябает в бедности! (б)Почему? (7)Кто виноват?

(8)Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глубже, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни экономические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. (9)Она в нашем неуважении человека. (10)Надо сделать человека высшей ценностью. (11)Мы подсчитываем золотовалютный запас, радуемся, когда на внешнем рынке дорожает нефть, гордимся тем, что снизили уровень инфляции... (12)И что? (13)Что из того обыкновенному человеку? (14)Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов, в этой же ветхой избушке она живёт и при уровне в 9 процентов! (15)Такие вопросы вызывают у наших уважаемых политиков высокомерно-снисходительную улыбку: дескать, товарищ нас не понимает! (16) Да нет, это вы, отделённые от реальности толстой стеной макроэкономических соображений, не видите микроскопическую клетку общественного организма — живого человека. (17)Неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери, равнодушное «Ждите, нам некогда»— всё это симптомы самой страшной социальной болезни —пренебрежения к человеку. (18)О человеке никто не думает, когда строится дом, и в космос запускают очередную ракету, и голосуют за какое-то якобы судьбоносное решение. (19)О человеке подумали ровно настолько, чтобы он мог существовать в качестве некой полезной функции. (20)А раз так, то и человек перестаёт заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живёт рядом с ним, он считает себя маленькой деталькой в огромной государственной машине, снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде, за порядок на улице, за процветание государства.

(21)Не нужно призывов! (22)Надо просто починить сломанный лифт, а иначе как пожилым людям подниматься на последний этаж? (23)Надо в больничном коридоре поставить кушетку, чтобы больные не стояли в очереди, надо засыпать гравием лужу у остановки, чтобы проезжающие мимо машины не обливали грязью пассажиров... (24)Надо, чтобы человек не чувствовал себя униженным и оскорблённым, и поднимется производительность труда, вырастет уровень благосостояния человека, никто не станет терзаться бессмысленным вопросом «Кто виноват?».

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

Варианты

1.Многие люди считают, что вопрос «Кто виноват?» относится исключительно к русской культуре

2. Причиной всех проблем является неуважение к человеку.

3. Чтобы исчезла бедность, богатые должны заботиться о бедных.

4. Многих людей оскорбляет невежество и грубость чиновников.

5. Начав заботиться на уровне государства о человеке, мы сможем перевернуть сознание людей и сделать их более ответственными за судьбу государства.

ответ

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№5

(1)Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.

(4)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (5)Мы привыкли, что мир — зелёный. (6)Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи. (7)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте.

(13)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (14)Антифриз растёкся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (15)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно. (16)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом плешина снова затянулась травой.

(17)Под окном, конечно, заметно. (18)Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (19)Но ведь это под собственным окном! (20)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (21)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (22)Жалко ли её? (23)Подумаешь, высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка! (24)Трава. (25)Трава она и есть трава. (26)Её много. (27)Она везде. (28)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (29)Разве что вот в пустыне её поменьше. (30)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище!

(32)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты он — единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

Варианты

1.Вид земли без травы производит удручающее зрелище.

2. Вдали от видных мест траву можно и не беречь

3. Человек — единственный зелёный росточек, о котором стоит переживать.

4. Воздух и трава —это то, чем нужно дорожить.

5.Антифриз вызывает ожог почвы.

ответ

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно