Мой прогресс

0

из 2

Решил заданий

0

из 2

Не решил заданий

2

из 2

Осталось заданий

21. Анализ текстовой информации

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.


Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514

Раскрыть Скрыть

Блок: Человек и Общество

2 задания
№1

1. Прочитайте текст и выполните задания 21 24

Портрет традиционного общества

Все разновидности традиционной цивилизации, возникавшие на основе аграрной революции, имеют некоторые общие черты. В них преобладают: хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; земледелие и земледельческая община; незначительность накоплений и непроизводительное их расходование; государственная собственность при второстепенной роли частной; авторитарный, деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; строгий моральный стандарт, религиозно-нравственные ценности, ориентировавшие общинников на соблюдение интересов общины и божественное спасение; общая застойность и социально-экономическая стабильность.

Социальной основой традиционной цивилизации была сельская община, которая дополнялась государственной организацией. Коллектив общинников традиционно владел землей. Община возглавлялась старейшинами. Над общиной находилось государство, которому она выплачивала традиционную ренту-налог. Между государством и общинами поддерживались патриархальные отношения.

Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой — обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины. Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.

В самом понимании традиционности как типа общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействия, форм общения, организации быта, образцов культуры.

Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее — стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему будет крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все — и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…». Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.

Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.

(Е. В. Попов)

21. Автор указывает ряд общих черт традиционного общества. С опорой на авторский текст укажите любые четыре черты традиционного общества. Дополните авторский перечень одной из черт традиционного общества, не указанных в тексте.

ответ

21.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Приведены общие черты, например:

а) хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков;

б) использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства;

в) земледелие и земледельческая община, как основа производства и общественной организации;

г) государственная собственность при второстепенной роли частной;

д) деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими;

е) общая застойность и социально-экономическая стабильность.

2) Приведена дополнительная черта традиционного общества, допустим:

а) наличие наследуемого социального статуса, низкая социальная мобильность.

Могут даваться иные формулировки приведенных черт, приводиться иные дополнительные черты.

 

Приведены четыре черты по тексту и одна дополнительная.

2

Приведены две-три черты по тексту и одна дополнительная ИЛИ три-четыре черты по тексту, дополнительная черта не приведена ИЛИ правильно приведена одна дополнительная черта, черты по тексту не приведены.

1

Приведены одна черта без приведения дополнительной черты ИЛИ ответ неправильный.

0

Максимальный балл.

2

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№2

2. Прочитайте текст и выполните задания 21 24

Наука и научное познание

...Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т. е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

Предмет науки влияет на ее методы, т. е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое.

В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом...

(Спиркин А.Г.)

21. Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые два определения понятия наука. Сформулируйте собственное определение этого понятия, опирающееся на знание курса.

ответ

21.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Даны авторские определения, например:

а) наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности;

б) наука — такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования;

в) наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

2) Сформулировано собственное определение, допустим:

а) наука — совокупность организаций, учреждений и ученых, занимающихся изучением предметов и явлений объективного мира.

Могут быть приведены иные определения.

 

Даны авторские определения, сформулировано собственное определение.

2

Указаны любые два элемента ответа.

1

Указан любой один элемент ответа ИЛИ ответ неправильный.

0

Максимальный балл.

2

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно