24. Историческая аргументация

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.


Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514

Раскрыть Скрыть

ХХ-XXI вв.

12 заданий
№1

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Коллективизация нанесла непоправимый ущерб деревне, стала причиной масштабного кризиса сельского хозяйства.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ответ

Аргументы в подтверждение:

  1. в первые годы коллективизации произошло большое сокращение валового сбора зерна в стране;
  2. колхозники оказались незаинтересованными в результатах своего труда, поэтому производительность труда в колхозах оказалась ниже, чем в крепких индивидуальных хозяйствах;
  3. в ходе раскулачивания были уничтожены наиболее хозяйственные крестьяне;
  4. коллективизация привела к массовому забою скота вступавшими в колхозы крестьянами;
  5. в ходе коллективизации на значительной части территории СССР (Нижнее и Среднее Поволжье, Украина, Дон, Северный Кавказ) случился страшный голод, унесший жизни миллионов людей.

Аргументы в опровержение:

  1. коллективизация подняла уровень механизации сельского хозяйства;
  2. была увеличена площадь обрабатываемых земель
  3. создание колхозов позволило объединить труд массы крестьян;
  4. в ходе коллективизации были получены средства и сырье, необходимые для проведения индустриализации СССР
  5. через коллективизацию оказалась решенной проблема продовольственного снабжения страны;
  6. коллективизация способствовала привлечению на село молодых специалистов (агрономов, ветеринаров и Т.Д.);
  7. коллективизация позволила завершить переход к плановому хозяйству (более прогрессивному, по мнению некоторых исследователей;
  8. благодаря коллективизации сформировался рабочий резерв для нужд индустриализации

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№2

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Подписание пакта о ненападении с Германией и секретного протокола к нему было дипломатической победой СССР.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ответ

Аргументы в подтверждение:

  1. Подписание пакта стало необходимым в итоге провала переговоров с Англией и Францией;
  2. Подписав пакт с Германией, СССР направил фашистскую агрессию на Запад;
  3. Было выиграно время, необходимое для подготовки к войне;
  4. подписание пакта и секретного протокола к нему позволило включить в свой состав новые территории, которые остались за ним и после войны;
  5. союз СССР и Германии заставил Японию переориентироваться на войну с CШA, и СССР избежал войны на два фронта.

Аргументы в опровержение:

  1. пакт развязал руки Германии для завоевания половины Европы, что привело к росту военно-экономического потенциала немецкого фашизма;
  2. СССР дискредитировал себя, подписав договор с фашистами и выступив как агрессор по отношению к Польше, прибалтийским государствам, Финляндии и Румынии. Это замедлило создание антигитлеровской коалиции
  3. подписание договора дезориентировало советский народ, армию, которые не могли определиться в отношении к Германии как к союзнику или врагу, что нанесло вред обороноспособности страны;
  4. подписание пакта и секретного протокола к нему привело к насильственному присоединению к СССР территорий, часть населения которых поддержала впоследствии гитлеровские войска в борьбе с Советской армией;
  5. советское руководство не смогло воспользоваться в достаточной степени временем, выигранном от подписания договора.

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№3

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Нападение Германии на СССР в 1941 г. было вынужденным, война носила превентивный характер, так как советское руководство планировало нападение на Германию летом 1941 г.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ответ

Аргументы в подтверждение:

  1. СССР в 1939 г. начал расширение на Запад (завоевание польских территорий), существовал риск того, что Сталин доберется и до Германии.
  2. По-прежнему сохранялись идеи «мировой революции», а значит потенциальная опасность от агрессии СССР существовала для несоциалистических держав.

Аргументы в опровержение:

  1. Пакт Молотова-Риббентропа подразумевал соглашение сторон о ненападении.
  2. На тот момент уже была развязана Вторая Мировая война, и планы Гитлера выходили далеко за пределы Европы.

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№4

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Решающий вклад в победу союзников во Второй мировой войне внес Советский Союз.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ответ

Аргументы в подтверждение:

1) Советский Союз вступил в вооруженную борьбу с целым блоком капиталистических государств, возглавляемых таким высокоразвитым в индустриальном отношении государством, как Германия. К июню 1941 г. вермахт уже захватил одну за другой многие страны Европы.

2) Численность Советской армии была наибольшей среди всех армий

Аргументы в опровержение:

1) Наряду с основными участниками антигитлеровской коалиции большой вклад в победу над врагом внесли народы и армии других государств (Народно-освободительная армия Югославии, воины Польши и Чехословакии, участники народных восстаний в Словакии, Румынии, Болгарии; освободительная борьба Венгрии, Албании, участники антифашистского подполья и движения Сопротивления)

2) Во время ВОВ СССР пользовался помощью капиталистических стран посредством ленд-лиза

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№5

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Официальная пропаганда, многие современники и историки высоко оценивали неоднократно проводившееся после Великой Отечественной войны снижение цен на потребительские товары как сталинскую заботу о трудящихся.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ответ

Аргументы в подтверждение:

  1. в 1947 г. была осуществлена отмена карточной системы;
  2. цены снижались и на продовольственные , и на промышленные товары;
  3. снижение цен проводилось систематически – за 7 лет с 1947 г. оно было произведено 7 раз.

Аргументы в опровержение:

  1. снижение цен было не очень существенным;
  2. после снижения цен, как правило, понижались расценки на произведенную на предприятиях продукцию;
  3. в условиях тяжелой послевоенной жизни нужно было подтверждать достижения и преимущества социализма, также было важно предстать перед другими странами великой державой, постоянно повышающей уровень жизни народа;
  4. товаров в государственных магазинах было мало, а цены в коммерческих магазинах были недоступны для большинства населения.

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№6

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

В послевоенный период тоталитарный сталинский режим достиг своего апогея, в стране был установлен тотальный контроль над всеми сферами жизни общества.

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ответ

Аргументы в подтверждение:

  1. на фоне роста демократических настроений сталинский режим был значительно ужесточен;
  2. издавались постановления с жесткой критикой творчества писателей, композиторов, кинематографистов и др.;
  3. был установлен контроль над деятельностью ученых, представителей культуры;
  4. принимались указы о привлечении граждан к уголовной ответственности за мелкие нарушения;
  5. проводились различные идеологические кампании – «борьбы с космополитами», «низкопоклонством перед Западом»;
  6. были возобновлены репрессии в отношении представителей различных слоев населения – военнопленных, некоторых малых народов, военнослужащих, партийно-государственных деятелей и т.д. («ленинградское дело», «дело врачей» и др.);
  7. система ГУЛАГа достигла своего максимального развития.

Аргументы в опровержение:

  1. в послевоенный период значительно вырос авторитет И.В. Сталина в стране и во всем мире;
  2. под руководством И.В. Сталина в кратчайшие сроки было восстановлено народное хозяйство СССР, пострадавшее во время войны, намечены грандиозные планы его дальнейшего развития;
  3. несмотря на трудности периода значительные средства выделялись на развитие науки, культуры, народного образования, спорта;
  4. в стране были восстановлены отпуска и 8-часовой рабочий день;
  5. в послевоенный сталинский период розничные цены на товары широкого потребления снижались почти ежегодно;
  6. И.В. Сталин был организатором создания «ядерного щита» СССР.

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№7

7. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Оттепель была первой попыткой реформирования общественной системы, сложившейся в СССР в 1930-е гг., освобождения ее от наиболее одиозных элементов, она не была последовательной, целостной, но она внесла существенные изменения в духовную атмосферу.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ответ

Аргументы в подтверждение:

  1. впервые обществу было официально сказано о незаконном характере репрессий 1930 – 1940 гг.;
  2. начался процесс реабилитации жертв сталинских репрессий;
  3. были проведены важные реформы в социальной сфере (массовое жилищное строительство, совершенствование пенсионной системы);
  4. «оттепель» сформировала поколение «шестидесятников», сохранявших ее дух и ценности;
  5. в годы «оттепели» был произведен запуск первого искусственного спутника Земли и состоялся первый пилотируемый космический полет.

Аргументы в опровержение:

  1. Н.С. Хрущев был единственным советским руководителем, освобожденным от должности Первого секретаря ЦК КПСС решением партийного пленума, что может считаться подтверждением краха проводимой им политики;
  2. Десталинизация не была завершена, в середине 1960-х гг. она была остановлена, предпринимались попытки подвергнуть пересмотру решения XX съезда КПСС;
  3. В массовом сознании и в научных исследованиях 1960 – 1980-х гг. период «оттепели» оценивался критически, более негативно, чем позитивно.

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№8

8. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Смещение Н.С. Хрущева в 1964 г. со всех руководящих постов было продиктовано недовольством небольшой группы партийных деятелей, т.е. это было своеобразным «дворцовым переворотом».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ответ

Аргументы в подтверждение:

  1. Н.С. Хрущёв был отстранен от власти в итоге сговора представителей верхушки партийно-государственного руководства;
  2. Решения и действия Н.С. Хрущева, с точки зрения номенклатуры, часто были излишне самостоятельными;
  3. Н.С. Хрущев затронул интересы номенклатуры многочисленными преобразованиями органов управления и внутрипартийными перестановками кадров.

Аргументы в опровержение:

  1. Нарастающее недовольство населения СССР преобразованиями Н.С. Хрущева было объективной предпосылкой его смещения;
  2. Многие реформы Н.С. Хрущева терпели неудачу или давали лишь кратковременный эффект;
  3. Несмотря на многие позитивные меры в социальной сфере уровень жизни населения снижался (повышение цен на мясо и молоко, нехватка зерна в стране и др.);
  4. Интеллигенция упрекала Н.С. Хрущева в ограниченности демократизации, непоследовательной десталинизации, нападках на творчество ряда представителей культуры;
  5. Военные были недовольны непоследовательностью внешней политики и сокращением армии.

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№9

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 

«Реформы П.А. Столыпина закладывали основы для стабильного развития русской деревни».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) ...

2) ...

 

Аргументы в опровержение:

1) ...

2) ...

ответ

Правильный ответ должен содержать аргументы:

Аргументы в подтверждение:

1) реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на землю (превращению крестьян в собственников земли);

2) Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины;

3) при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче крестьянам ссуд;

4) реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю-продажу;

5) переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в центральном регионе;

6) столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских земель;

7) в ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация;

8) выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств;

9) реформа позволила некоторым беднейшим крестьянам продать свою землю и сменить род деятельности;

Аргументы в опровержение:

1) выделившиеся из общины бедняки в большей части не нашли себе места в жизни и пополнили ряды люмпенов;

2) многие переселенцы на окраины империи вернулись назад полностью разорившимися;

3) реформа вызвала в деревне противостояние между выделявшимися и остававшимися;

4) разрушался державшийся столетиями патриархальный уклад, что не могло не сказаться на стабильности в крестьянской среде.

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№10

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке,.

Сделанные властью в период 1905-1907 гг. уступки были достаточными для дальнейшего стабильного развития России по пути умеренного реформирования

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ответ

В подтверждение:

- в ходе революции было создано народное представительство

– Государственная Дума;

- законодательная власть царя была ограничена

Государственной Думой и Государственным Советом;

- было создано объединённое правительство (Совет Министров), что позволяло разработать курс дальнейших реформ;

- были приняты новые Основные законы (1906 г.), в которых

были зафиксированы произошедшие изменения;

- населению были гарантированы (по Манифесту 17 октября

1905 г.) гражданские права (свобода слова, совести и др.);

- были отменены выкупные платежи;

- с 1906 г. началась Столыпинская аграрная реформа, дававшая надежду на решение аграрного вопроса;

рабочие получили право на забастовки, создание профсоюзов, был сокращён рабочий день.

В опровержение:

- сохранилась монархия;

- за императором сохранилась огромная власть в законодательной и исполнительной сферах;

- за императором было сохранено абсолютное право вето на принимаемые народным представительством законы;

- император имел право распускать Государственную Думу;

- император мог принимать законы в период роспуска Государственной Думы (по 87-й статье Основных законов);

- все чиновники (в том числе министры) назначались императором и остались в его исключительном подчинении;

- в Основных законах было сохранено определение

императорской власти как самодержавной;

- власти с 1906 г. грубо вмешивались в выборы Государственной думы, обеспечивая преимущество для своих сторонников;

- 3 июня 1907 г. император нарушил Основные законы (третьеиюньский переворот);

- не был решён аграрный вопрос (не было значительно увеличено крестьянское землепользование, не были возвращены отрезки);

- рабочие не добились 8-часового рабочего дня;

- сохранялось национальное неравенство;

не произошло значительного расширения прав самоуправления

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№11

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Деятельность П.А. Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905 – 1907 гг.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ответ

В подтверждение:

- Столыпин прославился жестоким преследованием революционеров, учреждением военно-полевых судов

- Столыпин был одним из инициаторов третьеиюньского переворота

- по подготовленному Столыпиным новому избирательному закону 1907 г. были ограничены избирательные права крестьян и рабочих

- Столыпин стоял за ограничение политических прав представителей нерусских национальностей

- столыпинская аграрная реформа была сопряжена с определенным насилием по отношению к общинникам, с ней несогласным

- многие законопроекты проводились Столыпиным по 87-й статье Основных законов без участия Государственной Думы

В опровержение:

- Столыпин защищал принцип частной собственности, священный в правовом государстве

- борьба Столыпина с революционерами способствовала наведению порядка, торжеству закона

- Столыпин был против уничтожения Государственной Думы и возврата к режиму, существовавшему до 1905 г.

- Столыпин сотрудничал с той частью Государственной Думы, которая была готова сотрудничать с правительством

- создание слоя крестьян-собственников должно было развить уважение в крестьянской среде к закону, способствовать развитию правовой культуры

- Столыпин предполагал расширить систему местного самоуправления

- Столыпин предполагал реформировать судебную систему, ликвидировать волостной суд, в действиях которого было много произвола

- реформы Столыпина должны были способствовать уравнению прав крестьян с другими сословиями

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№12

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке по поводу событий 9 января 1905 г.

Организаторы шествия к Зимнему дворцу сознательно стремились спровоцировать применение силы со стороны власти.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ответ

Факты в подтверждение:

1) священник Георгий Гапон, руководивший организацией шествия к Зимнему дворцу, был связан с социалистами-революционерами, заинтересованными в дестабилизации социально-политической

ситуации в стране;

2) существуют свидетельства, что первые выстрелы на Дворцовой площади прозвучали из толпы, а не со стороны войск. Это может означать, что в толпе находились агенты революционеров, использовавшие в своих целях наивный монархизм (веру в царя) народных масс;

3) выстрелы по безоружной толпе с иконами могли стать действенным средством дискредитации царя, подрыва народного доверия к власти, что могло усилить политические позиции революционеров и радикалов.

Факты в опровержение:

1) организаторы шествия выбрали форму крестного хода с иконами, чтобы подчеркнуть мирный характер шествия;

2) организаторы шествия ставили целью продемонстрировать преданность царю и не выражали оппозиционных политических взглядов, поэтому надеялись на спокойное восприятие властью

организованного ими шествия;

3) в отличие от лидеров революционного (радикального) рабочего движения, организаторы шествия 9-го января 1905 г. рассчитывали на поддержку полиции, предполагавшей за счёт верноподданных рабочих ослабить революционное рабочее движение;

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно