0
из 12Решил заданий
0
из 12Не решил заданий
12
из 12Осталось заданий
Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.
Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514
ХХ-XXI вв.
12 заданийИз письма советского писателя в Правительство СССР (1930 г.).
«...Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, — мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати... Вот одна из черт моего творчества и её одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: чёрные и мистические краски... в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране...
И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах — «Дни Турбиных», «Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира»... Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает — несмотря на свои великие усилия стать бесстрастно над красными и белыми — аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, может считать себя конченным человеком в СССР...»
21. Отметьте на основании источника и вашего знания курса истории, как сложилась творческая судьба этого писателя, и объясните, почему она сложилась таким образом. Назовите в общей сложности не менее трёх положений.
21.
1. судьба писателя была трудной, драматичной;
2. с одной стороны, его пьесы (например, «Дни Турбиных») ставились в театрах (во МХАТе и др.) и имели большой успех;
3. с другой стороны, в 1930-е гг. произведения Булгакова запрещались, не публиковались, некоторые из них были напечатаны только в 1960-е гг., уже после его смерти;
4. в последние годы жизни писатель был практически лишен возможности зарабатывать на жизнь литературным трудом, жил в изоляции;
5. при объяснении причин того, что судьба Булгакова сложилась таким образом, может быть, например, сказано о пристрастном, в конечном итоге — недоброжелательном отношении к нему и его творчеству со стороны И.В.Сталина.
Из обращения ВЦИК и СНК «К крестьянству РСФСР».
«Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных
Комиссаров развёрстка отменяется, и вместо неё вводится налог на продукты сельского хозяйства.
Этот налог должен быть меньше, чем хлебная развёрстка. Он должен назначаться ещё до
весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее учесть, какую долю урожая он должен
отдать государству и сколько останется в его полное распоряжение. Налог должен взиматься без
круговой поруки, то есть должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и
трудолюбивому хозяину не приходилось платить за неаккуратного односельчанина. По
выполнении налога оставшиеся у крестьянина излишки поступают в его полное распоряжение. Он
имеет право обменять их на продукты и инвентарь, которые будет доставлять в деревню
государство из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на
нужные ему продукты через кооперативы и на местных рынках и базарах...»
21. Какие изменения в экономической деятельности крестьян вело за собой введение продналога?Приведите не менее двух изменений.
21. Изменения:
1) введение продналога вело к свободному обмену излишков, т.е. развитию частной торговли;
2) введение продналога способствовало развитию кооперации.
Из совместного заявления двух политических деятелей.
«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание – значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции. <…>
Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что [наше] влияние… начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать [наше] выступление… в условиях благоприятных для наших врагов. [Наше] влияние… растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании. <...>
Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы – вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем. <...>
Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! – ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.
В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное – под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это – случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. <…> Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас...
Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».
21. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех аргументов, которые
21.
- за большевиков – большая часть народа
- большевики уже взяли под свой контроль многие Советы, в том числе Петросовет
- большевики могут опереться на помощь международного пролетариата
- влияние большевиков при дальнейшем промедлении начнет снижаться
- большевики не смогут выиграть выборы в Учредительное собрание, т.е. легально прийти к власти
- революции и ее достижениям угрожают «контрреволюционные» меры Временного правительства
Из «Архива Русской Революции».
«Фактически большевики оказались победителями. В их руках находился весь Петроград со всеми его учреждениями. Правительство заключено было в Петропавловскую крепость, вся военная сила была на стороне большевиков. Тем не менее, никто не верил в окончательную победу тех, кто совершил переворот, и меньше всех в победу верили сами большевики. Всем было ясно, что один Петроград ещё ничего не значит. Знали, что под Петроградом готовятся, если уже не происходят, бои между армией Керенского и большевиками, знали, что там решится судьба восстания. Кроме того, большие надежды возлагались на Москву, где происходили ожесточенные уличные сражения между большевиками, с одной, и юнкерами и частью армии, с другой стороны.
В переходные дни петроградская Дума играла очень важную роль. Так как правительство было арестовано, все антибольшевистские силы, как гражданские, так и военные, стали группироваться вокруг Думы, которая, в качестве демократического представительного органа столицы, сыграла роль политического центра... Большевики не осмеливались тронуть ее, так как в её руках был сосредоточен весь продовольственный аппарат столицы, и ещё долгое время спустя Дума вела открытую борьбу против большевиков, пока последние наконец не решились распустить ее».
21. Почему автор называет большевиков победителями? Укажите не менее двух причин. В силу каких обстоятельств эту победу, по мнению автора, нельзя было считать окончательной? Приведите не менее двух обстоятельств.
21.
1. Большевики названы победителями, так как:
- в руках большевиков оказался Петроград со всеми его учреждениями
- существовавшее до выступления большевиков правительство (Временное правительство) было свергнуто и заключено в Петропавловскую крепость
- военная сила была на стороне большевиков
2. Победу, по мнению автора, нельзя было считать окончательной из-за того, что:
- большевики захватили власть только в Петрограде
- были возможны столкновения между частями, верными Керенскому, и частями, выступавшими на стороне большевиков
- в Москве происходили уличные сражения между большевиками и частью правительственных войск, юнкерами
- петроградская Дума вела борьбу против большевиков
Из выступления Н. И. Бухарина.
«Борьба в Москве затянулась благодаря отсутствию или недостатку решимости: это произошло лишь потому, что мы слишком великодушны для борьбы, и вместе с тем, что юнкера слишком долго пользовались полной свободой для организации контрреволюции, что они ежедневно имели возможность по нескольку часов упражняться в стрельбе из пулемётов, что они успели и сумели организовать свой штаб в то время, когда мы вынуждены были организовываться, так сказать с пылу боя. Тем не менее, судьба была предрешена. С первой минуты на борьбу за власть Советов поднялась вся революционная Москва, и мы со всем солдатским гарнизоном получили все средства борьбы до прожекторов и одиннадцатидюймовых орудий... Мы имели также аэропланы, пользуясь которыми мы могли бы разрушить гнезда контрреволюционных штабов, но Военно- революционный комитет не принял должной решимости в данном случае, и отчасти потому также затянулась война с московской буржуазией. Причиной этой затяжки борьбы также была предательская тактика меньшевиков и эсеров. Левые эсеры со всей своей активностью и необычайным героизмом сражались бок о бок с нами, но правые эсеры, с городским головой во главе, делали всё, что только было в их силах, для подавления нашего восстания».
21. На основе документа укажите не менее трёх причин победы той политической силы, от имени которой составлен документ.
21.
1) на сторону большевиков перешел солдатский гарнизон Москвы;
2) большевики имели преимущество в вооружении;
3) большевиков поддержали трудящиеся Москвы;
4) большевики действовали решительнее и активнее, чем их противники.
Из статьи западного историка Б. Л. Гарта.
«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам... Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.
На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов.
Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники города неоднократно подвергались тяжелым испытаниям... Напряжение сил героических защитников достигло предела, но они выстояли».
21. На основе текста и знаний из курса истории назовите не менее трёх проблем, с которыми столкнулись защитники города.
21.
проблемы: 1. необходимость подвозить подкрепления и боеприпасы через Волгу; 2. превосходство противника в военной технике; 3. недостаток военного опыта у большинства советских воинов; 4. в городе оставались мирные жители
Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.
«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы...
Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.
Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, миномётами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага...
20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»
21. Используя текст и знания по курсу истории, назовите не менее двух отличительных особенностей этого сражения.
21.
Отличительные особенности:
1. в Берлинской операции был использован опыт всех крупных сражений, накопленный в течение войны;
2. в сражении был использован новый тактический прием — свет мощных прожекторов для ослепления противника.
Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.
«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису… Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.
Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития,
обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».
21. Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.
21
Недостатки управления:
1. Практические действия партийных и государственных органов отставали от требований времени, самой жизни;
2. Проблемы в развитии страны нарастали быстрее, чем решались;
3. Инертность, застылость форм и методов управления, нарастание бюрократизма – все это наносило немалый ущерб делу.
Из исторического источника.
«Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали?
Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим? Что значит согласиться с этими требованиями? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы же апеллируете не к разуму, а хотите нас запугать. Я не могу с этим согласиться… Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров...
Мы не будем просто наблюдателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем тогда вынуждены со своей стороны предпринимать меры, которые сочтем нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права. Для этого у нас есть все необходимое».
21. Привлекая знания по истории, укажите, каковы были итоги описываемых событий и в чем заключалось их историческое значение. Приведите всего не менее трех положений.
21.
Положения:
1) Итоги:
А) советские ракеты на Кубе были демонтированы;
Б) США гарантировали безопасность Кубе;
В) США вывезли ракеты с баз, расположенных в Турции;
2) Историческое значение: начало полосы разрядки международной напряженности (например, заключение договора США и СССР в 1963 г. о запрете ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой).
Из договора о запрещении испытаний ядерного оружия.
«Правительства Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки... стремясь достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия, исполненные решимости продолжать переговоры с этой целью и желая положить конец заражению окружающей человека среды радиоактивными веществами, согласились о нижеследующем:
Статья I.
1. Каждый из Участников настоящего Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем:
а)в атмосфере; за её пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море; и
б) в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства...».
21. С проведением какого внешнеполитического курса советского руководства связано подписание указанного договора? Почему он не был подписан в предшествующий период? Приведите не менее двух причин.
21.
1. на XX съезде КПСС был определен курс на мирное сосуществование государств с различными социальными системами;
2. в 1959 г. Н.С. Хрущёв на Генеральной Ассамблее ООН выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения.
2. Причины:
1. до смерти И.В. Сталина было невозможно достижение компромисса между СССР и капиталистическими странами;
2. резкая конфронтация между двумя образовавшимися военно-политическими блоками — НАТО и ОВД;
3. прямое военное вторжение советских войск в Венгрию в 1956 г.;
4. возможность открытого военного конфликта между СССР и США с использованием ядерного оружия — Карибский кризис 1962 г. (в ходе разрешения этого кризиса противоборствующие стороны получили опыт поиска компромиссов в условиях жесткого столкновения интересов).
Из исторического источника.
«В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.
Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете… и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной в референдуме 25 апреля…
…Постановляю:
1.Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функции Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации до начала работы нового двухпалатного парламента… - Федерального Собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами президента и постановлениями правительства…
2.Конституционной Комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря… единый согласованный проект Конституции РФ».
21. В чем состояла опасность сложившейся политической ситуации? Назовите не менее двух положений, раскрывающих основу описанного противостояния.
21.
Конституционный кризис мог привести к вооруженному противостоянию.
Положения:
1. Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы, а Верховный Совет и Съезд — за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов (до принятия Конституции).
2. Верховный Совет был против излишней поспешности, необдуманности и злоупотреблений («Шоковая терапия») при проведении радикальных экономических реформ.
Из воспоминаний О.Лациса о докладе руководителя СССР на XX съезде КПСС
«Его доклад, несмотря на всю нашу неготовность, неопытность, сразу же поразил отсутствием какого бы то ни было осмысления. Сообщалось о «великом гении», что он был великий злодей — и на этом ставилась точка. Мы поверили, что он великий злодей, фактам нельзя не верить. Но это вызвало ещё больше возражений и сомнений. Как же это могло быть в нашей стране, в нашей партии, в нашей революции? Как всё это совместить с социализмом? Сведение всех этих вопросов к личности было заведомо несостоятельным: ведь это была личность не какого-то отщепенца, но вождя, за которым все мы шли... Как это могло случиться и где гарантии, что это не повторится? Ни на тот, ни на другой вопрос ответа не было».
21. Какие суждения о докладе, сделанном на XX съезде КПСС, отражены в воспоминаниях автора? Укажите не менее трёх суждений.
21.
Могут быть указаны следующие суждения:
1. «великий гений» внезапно превратился в великого злодея;
2. сведение вины за все названные преступления к одной личности;
3. «великий злодей» мог появиться в социалистической стране, коммунистической партии;
4. отсутствие гарантий, что случившееся не повторится.
Решено верно
Решено верно
Решено верно
Решено верно
Решено верно
Решено верно
Решено верно
Решено верно
Решено верно
Решено верно
Решено верно
Решено верно
«Выбери тест, предмет и нажми кнопку «Начать решать»
После выбора предмета необходимо выбрать на вкладке задания, варианты ЕГЭ, ОГЭ или другого теста, или теорию
Решай задания и записывай ответы. После 1-ой попытки ты сможешь посмотреть решение
Сбоку ты можешь посмотреть статистику и прогресс по предмету
Нажми, чтобы начать решать вариант. Как только ты перейдешь на страницу, запустится счетчик времени, поэтому подготовь заранее все, что может тебе понадобиться
Отмечай те статьи, что прочитал, чтобы было удобнее ориентироваться в оглавлении
Ты прошел обучение! Теперь ты знаешь как пользоваться сайтом и можешь переходить к решению заданий