22. Работа с письменными историческими источниками

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.


Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514

Раскрыть Скрыть

ХХ-XXI вв.

12 заданий
№1

Из письма советского писателя в Правительство СССР (1930 г.).

«...Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, — мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати... Вот одна из черт моего творчества и её одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: чёрные и мистические краски... в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране...

И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах — «Дни Турбиных», «Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира»... Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает — несмотря на свои великие усилия стать бесстрастно над красными и белыми — аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, может считать себя конченным человеком в СССР...»

22. Почему писатель, говоря о некоторых своих произведениях, проводит параллель с романом «Война и мир»? Приведите не менее двух объяснений.

ответ

22.

Объяснения:

1. в названных Булгаковым произведениях («Бег», «Белая гвардия») речь идёт как и в романе Л.Н. Толстого, о событиях войны, затронувших всё российское общество;

2. Булгакова, как и Толстого, интересуют не военные события сами по себе, а то, что происходит с людьми, их отношениями, чувствами и т.д. на фоне этих событий.

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№2

Из обращения ВЦИК и СНК «К крестьянству РСФСР».

«Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных

Комиссаров развёрстка отменяется, и вместо неё вводится налог на продукты сельского хозяйства.

Этот налог должен быть меньше, чем хлебная развёрстка. Он должен назначаться ещё до

весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее учесть, какую долю урожая он должен

отдать государству и сколько останется в его полное распоряжение. Налог должен взиматься без

круговой поруки, то есть должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и

трудолюбивому хозяину не приходилось платить за неаккуратного односельчанина. По

выполнении налога оставшиеся у крестьянина излишки поступают в его полное распоряжение. Он

имеет право обменять их на продукты и инвентарь, которые будет доставлять в деревню

государство из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на

нужные ему продукты через кооперативы и на местных рынках и базарах...»

22. Каковы были последствия государственных мер по отношению к крестьянству, определенных в обращении? Укажите не менее трёх последствий.

ответ

22. Последствия изменения политики государства по отношению к крестьянам:

1) стабилизация ситуации в сельском хозяйстве;

2) восстановление довоенного уровня производства в сельском хозяйстве;

3) экспорт зерна за границу;

4) создание условий для начала индустриализации;

5) прекращение массового протеста крестьян против Советской власти;

6) расслоение крестьянства, появление нэпманов.

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№3

Из совместного заявления двух политических деятелей.

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание – значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции. <…>

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что [наше] влияние… начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать [наше] выступление… в условиях благоприятных для наших врагов. [Наше] влияние… растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании. <...>

Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы – вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем. <...>

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! – ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.

В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное – под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это – случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. <…> Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас...

Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».

22. Укажите не менее трех аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи проведения вооруженного восстания на данном историческом этапе.

ответ

22.

- влияние большевиков не падает, а со временем только растет

- у большевиков большие шансы получить более трети голосов в Учредительном собрании и законным путем стать преобладающей политической силой

- большевики сейчас не могут опереться на поддержку всего народа (крестьяне – за эсеров)

- в случае захвата власти большевикам придется вести революционную войну, а это вызовет недовольство солдатской массы

- большевики достаточно сильны уже сейчас, чтобы не допустить «контрреволюционных» действий Временного правительства

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№4

Из «Архива Русской Революции».

«Фактически большевики оказались победителями. В их руках находился весь Петроград со всеми его учреждениями. Правительство заключено было в Петропавловскую крепость, вся военная сила была на стороне большевиков. Тем не менее, никто не верил в окончательную победу тех, кто совершил переворот, и меньше всех в победу верили сами большевики. Всем было ясно, что один Петроград ещё ничего не значит. Знали, что под Петроградом готовятся, если уже не происходят, бои между армией Керенского и большевиками, знали, что там решится судьба восстания. Кроме того, большие надежды возлагались на Москву, где происходили ожесточенные уличные сражения между большевиками, с одной, и юнкерами и частью армии, с другой стороны.

В переходные дни петроградская Дума играла очень важную роль. Так как правительство было арестовано, все антибольшевистские силы, как гражданские, так и военные, стали группироваться вокруг Думы, которая, в качестве демократического представительного органа столицы, сыграла роль политического центра... Большевики не осмеливались тронуть ее, так как в её руках был сосредоточен весь продовольственный аппарат столицы, и ещё долгое время спустя Дума вела открытую борьбу против большевиков, пока последние наконец не решились распустить ее».

22. Какую из сторон, участвовавших в событиях, поддерживает автор? Что свидетельствует о его отношении? Назовите не менее трёх положений.

ответ

22.

1. Внимательный анализ текста дает основание считать, что автор поддерживает свергнутую большевиками власть, относится к выступлению большевиков отрицательно.

2. Об упомянутом отношении автора свидетельствует следующее:

- выступление большевиков названо переворотом

- автор говорит об общем неверии в окончательную победу большевиков

- автор уделяет особое внимание действиям антибольшевистских сил

- приводится оценка петроградской Думы как демократического представительного органа, противостоявшего большевикам

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№5

Из выступления Н. И. Бухарина.

«Борьба в Москве затянулась благодаря отсутствию или недостатку решимости: это произошло лишь потому, что мы слишком великодушны для борьбы, и вместе с тем, что юнкера слишком долго пользовались полной свободой для организации контрреволюции, что они ежедневно имели возможность по нескольку часов упражняться в стрельбе из пулемётов, что они успели и сумели организовать свой штаб в то время, когда мы вынуждены были организовываться, так сказать с пылу боя. Тем не менее, судьба была предрешена. С первой минуты на борьбу за власть Советов поднялась вся революционная Москва, и мы со всем солдатским гарнизоном получили все средства борьбы до прожекторов и одиннадцатидюймовых орудий... Мы имели также аэропланы, пользуясь которыми мы могли бы разрушить гнезда контрреволюционных штабов, но Военно- революционный комитет не принял должной решимости в данном случае, и отчасти потому также затянулась война с московской буржуазией. Причиной этой затяжки борьбы также была предательская тактика меньшевиков и эсеров. Левые эсеры со всей своей активностью и необычайным героизмом сражались бок о бок с нами, но правые эсеры, с городским головой во главе, делали всё, что только было в их силах, для подавления нашего восстания».

22. Назовите не менее трёх причин «затяжки борьбы».

ответ

22.

1) нерешительность Военно-революционного комитета;

2) лучшая организованность юнкеров;

3) «предательство» меньшевиков и правых эсеров;

4) «великодушие» большевиков в борьбе с противником.

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№6

Из статьи западного историка Б. Л. Гарта.

«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам... Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.

На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов.

Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники города неоднократно подвергались тяжелым испытаниям... Напряжение сил героических защитников достигло предела, но они выстояли».

22. Приведите не менее трёх причин, по которым защитники города, всё же сумели выстоять.

ответ

22.

причины: 1. непревзойденное мужество и героизм защитников города; 2. преимущество обороняющихся в условиях уличных боев; 3. постоянное подкрепление обороняющихся людскими резервами, боеприпасами и т.д.

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№7

Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы...

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.

Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, миномётами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага...

20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»

22. Какое значение для общего хода войны имело описываемое сражение? Какие события последовали за ним? Укажите всего не менее трёх положений.

ответ

22.

Положения:

1. значение: Берлинская операция стала завершающим сражением Великой Отечественной и Второй мировой войн в Европе;

2. события:

а) был взят Берлин;

б) представители германского командования подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№8

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису… Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития,

обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

22. Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

ответ

22

Изменения:

1. Частичная свобода слова, гласность, отмена цензуры, ликвидация спец-хранов;

2. Плюрализм мнений;

3. Введение плюрализма власти и отмена однопартийной системы;

4. Разрешение частного предпринимательства (движение кооперативов) и частной собственности.

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№9

Из исторического источника.

«Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали?

Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим? Что значит согласиться с этими требованиями? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы же апеллируете не к разуму, а хотите нас запугать. Я не могу с этим согласиться… Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров...

Мы не будем просто наблюдателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем тогда вынуждены со своей стороны предпринимать меры, которые сочтем нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права. Для этого у нас есть все необходимое».

22. Как автор относится к проблеме, возникшей в международных отношениях? Приведите не менее двух его высказываний.

ответ

22.

1. Автор демонстрирует негативное отношение к ультиматуму, выдвинутому СССР.

2.Высказывания (цитаты):

1) «Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали?»;

2) «Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу»;

3) «Мы будем тогда вынуждены со своей стороны предпринимать меры, которые сочтем нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права.»

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№10

Из договора о запрещении испытаний ядерного оружия.

«Правительства Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки... стремясь достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия, исполненные решимости продолжать переговоры с этой целью и желая положить конец заражению окружающей человека среды радиоактивными веществами, согласились о нижеследующем:

Статья I.

1. Каждый из Участников настоящего Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем:

а)в атмосфере; за её пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море; и

б) в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства...».

22. Определите по тексту, в чем состояли основное содержание, цель и значение договора. Назовите не менее трёх положений.

ответ

22.

1. основное содержание договора заключалось в том, что участники обязывались прекратить испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой;

2. цель договора — защита человека и природы от возможных последствий ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой;

3. значение договора:

а) положил начало решению проблемы ядерного разоружения; б)свидетельствовал о начале постепенного процесса улучшения отношений между капиталистическими и социалистическими странами («первая трещина в вечной мерзлоте холодной войны»).

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№11

Из исторического источника.

«В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете… и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной в референдуме 25 апреля…

…Постановляю:

1.Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функции Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации до начала работы нового двухпалатного парламента… - Федерального Собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами президента и постановлениями правительства…

2.Конституционной Комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря… единый согласованный проект Конституции РФ».

22. Какие последствия для государства и общества имел данный указ? Назовите не менее трех таких последствий.

ответ

22.

Последствия:

1. Вооруженное кровопролитное столкновение 3—4 октября 1993 года в центре Москвы и возле телецентра «Останкино».

2. Принятие новой Конституции

3. Упразднение Верховного Совета

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

№12

Из воспоминаний О.Лациса о докладе руководителя СССР на XX съезде КПСС

«Его доклад, несмотря на всю нашу неготовность, неопытность, сразу же поразил отсутствием какого бы то ни было осмысления. Сообщалось о «великом гении», что он был великий злодей — и на этом ставилась точка. Мы поверили, что он великий злодей, фактам нельзя не верить. Но это вызвало ещё больше возражений и сомнений. Как же это могло быть в нашей стране, в нашей партии, в нашей революции? Как всё это совместить с социализмом? Сведение всех этих вопросов к личности было заведомо несостоятельным: ведь это была личность не какого-то отщепенца, но вождя, за которым все мы шли... Как это могло случиться и где гарантии, что это не повторится? Ни на тот, ни на другой вопрос ответа не было».

22. Какое отношение слушателей к докладу выразил автор? В чём оно проявилось? Приведите не менее двух подтверждений этого отношения.

ответ

22.

Может быть указано, что

1) отношение слушателей к докладу может быть определено как сочетание потрясения и сомнения;

2) слушатели были потрясены отсутствием «какого бы то ни было осмысления» текста доклада;

3) возникли возражения и сомнения;

4) недоумение было вызвано несостоятельностью сведения всех проблем к одной личности;

5) в докладе отсутствовали упоминания о гарантиях, что подобное не повторится.

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно