Вариант 8

Время
3:30:00
№1

Расположите в хронологической последовательности исторические события.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) правление Людовика XV во Франции

2) Вечный мир с Речью Посполитой

3) начало губернской реформы

ответ

№2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) начало блокады Ленинграда

1) 1905 г.

Б) битва на р. Воже

2) 1223 г.

В) пограничный советско-китайский конфликт

3) 1941 г.

Г) заключение Портсмутского мира

4) 1378 г.

 

5) 1949 г.

 

6) 1969 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№3

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в.

1) декабристы, 2) октябристы, 3) нигилисты, 4) анархисты, 5) меньшевики, 6) западники.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

ответ

№4

Запишите термин, о котором идёт речь.

Государственные органы территориального управления народным хозяйством СССР с 1917 по 1932 год и период проведения экономической реформы в 1957—1965 годы.

ответ

№5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ,

СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А) Переход к НЭПу

Б) Начало коллективизации

В) Десталинизация

Г) «Перестройка»

1) XV съезд ВКП(б)

2) Учредительное собрание

3) X съезд РКП(б)

4) I Съезд народных депутатов

5) XVII съезд ВКП(б)

6) XX съезд КПСС

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Кроме нынешнего Государя <…> есть ещё один только член этого дома, именно: дитя шести или семи лет, в котором заключается вся надежда и всё будущее поколение царского рода. Другой старший брат из трёх, и лучший из них, умер от головного ушиба, нанесённого ему отцом его в припадке бешенства палкою или от удара острым концом её, глубоко вонзившимся в голову. Неумышленность его убийства доказывается скорбью и мучениями по смерти сына, которые никогда не покидали его до самой могилы. Здесь видно правосудие Божье, наказавшее его жажду к пролитию крови убийством сына собственною его рукою и прекратившее в одно время и жизнь его и тиранство тою ужасною скорбью, которая свела его в могилу...».

Б)

«Царю ж и великому князю <...> от кроворазлития христианского успокоившуся, правивше государство своё тихо и благополучно. Отец же его <...>, во иноческом чину Филарет, при его царстве был в Московском государстве патриархом. Были же у того царя два сына: царевич Алексей, и тот зело тих был в возрасте своём, как и отец; второй же Дмитрий, с младенческих лет велми был жесток, уродился нравом прадеда своего первого Московского царя. Люди же, роду великого и среднего, которые близко приходили к царю и к царевичам, мыслили о нём, что ещё в младых летах зла творит много, понеже по смерти отца своего наипаче больше зла творить начнёт, усмотривше времени час упоили его отравами; и от того скончался».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В документе говорится о последнем представителе династии.

2) В отрывке описываются первые годы Смуты.

3) Упомянутый в отрывке Дмитрий правил после своего брата.

4) В документе говорится об основателе династии.

5) При упоминаемом в отрывке правителе патриархом был Никон.

6) В документе описываются события, имевшие место в правление Ивана Грозного.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№7

Что из перечисленного относится к правлению Алексея Михайловича? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) первый Земский собор

2) Переяславская рада

3) Смоленская война

4) Азовские походы

5) Соляной бунт

6) Реформы патриарха Никона

ответ

№8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) В Московской битве отличилась дивизия под командованием_____.

Б) Операция «Суворов» шла с августа по октябрь _________.

В) С 30 октября 1941 по 4 июля 1942 героически оборонялся _____.

Пропущенные элементы:

1) И. В. Панфилов

2) В. И. Чуйков

3) 1943 г.

4) 1944 г.

5) Севастополь

6) Смоленск

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А) «стояние» на р. Угре

Б) Семилетняя война

В) Крымская война

Г) наступление Вооружённых сил Юга России на Москву

  1. П. А. Румянцев
  2. Василий III
  3. М. Д. Скобелев
  4. Иван III
  5. Г. Я. Сокольников
  6. Н. И. Пирогов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№10

Прочтите отрывок из источника и укажите место действия описываемых событий.

«В 17 час. 45 мин. 26 июня 1954 г. в 100 км от Москвы, на территории Лаборатории «В» (ныне ГНЦ РФ-ФЭИ) произошло событие чрезвычайной важности. Первая в мире АЭС дала электрический ток и явила собой начало новой эры в энергетике будущего. Впервые мир узнал о том, что огромная разрушительная сила атомного ядра, продемонстрированная взрывами в Лос-Аламосе, Хиросиме и Нагасаки, может быть использована в мирных целях»

ответ

№11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Век

Событие истории России

Событие истории

зарубежных стран

XIII

______________(А)

_____________(Б)

__________(В)

Начало княжения в Киеве Владимира Святославича

Образование Священной Римской империи

XV

Присоединение Новгородской земли к Москве

_____________(Г)

__________(Д)

_______________(Е)

Разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую)

1) XI

2) X

3) XIV

4) Правление Людовика XI во Франции

5) Завоевание Руси Монгольской империей

6) Антиордынское восстание в Твери

7) Княжение Ярослава Мудрого

8) Возникновение Английского парламента

9) Жакерия во Франции

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№12

Прочтите отрывок из исторического источника

«...Теперь граница наша по Бугу и по Кубани. Херсон построен. Крым — область Империи и знатный флот в Севастополе. Корпуса войск в Тавриде…Дай Боже, чтоб за деньгами не стало, в чём всячески теперь стараться буду и надеюсь иметь успех. Я ведаю, что весьма желательно было, чтоб мира ещё года два протянуть можно было, дабы крепости Херсонская и Севастопольская поспеть могли, такожды и Армия и флот приходить могли в то состояние, в котором желалось их видеть.

Но что же делать, есть ли пузырь лопнул прежде времяни. Я помню, что при самом заключении мира Кайнарджийского мудрецы сумневались о ратификации визирской и султанской, а потом лжепредсказания от них были, что не протянется далее двух лет, а вместо того четырнадцатое лето началося было. Есть ли войну турки объявили, то, чаю, флот в Очакове оставили, чтоб построенных кораблей в Херсоне не пропускать в Севастополь. Буде же сие не зделали, то, чаю, на будущий год в Днепровское устье на якоря стать им не так легко будет, как нынешний.

Надеюсь на твоё горячее попечение, что Севастопольскую гавань и флот сохранишь невредимо, чрез зиму флот в гавани всегда в опасности...

Настоящая причина войны есть и пребудет та, что туркам хочется переделать трактаты: первый — Кайнарджийский, второй — конвенцию о Крыме, третий — коммерческий»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В отрывке говорится об итогах русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

2) В отрывке упоминается крепость, штурмом которой командовал А. В. Суворов.

3) Автор желает скорейшего наступления войны.

4) Автор отрывка высказывает радость по поводу длительного мира.

5) Автор отрывка осознает неизбежность новой войны.

6) По итогам упомянутого Кайнарджийского договора Крым был присоединен к России.

ответ

№13

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

13. Назовите русского царя, в годы правления которого шла отмеченная война.

ответ

№14

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

14. Назовите фамилию гетмана, предводителя восстания, предшествовавшего отмеченной войне.

ответ

№15

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

15. Напишите название города, отмеченного цифрой 1, в котором было принято решение, ставшее поводом к отмеченной войне.

ответ

№16

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) По итогам войны польский король отказывался от претензий на русский престол.

2) По итогам войны Россия вернула город, который безуспешно пыталась вернуть в предшествующую русско-польскую войну.

3) По итогам войны к России отошла Левобережная Украина.

4) По итогам войны был заключен Вечный мир.

5) Войну вел отец Петра Великого.

6) Участником войны был М. Б. Шеин.

ответ

№17

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Последний день Помпеи»

1) Автор – Огюст Монферран

Б) «Житие Бориса и Глеба»

2) Автор – К. П. Брюллов

В) Александровская колонна

3) Героями являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России

Г) Недоросль

4) Посвящён событиям начала XI в.

 

5) Создан в стиле сентиментализма

 

6) Посвящена царю-освободителю

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№18

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данном плакате являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Открытка посвящена XXII Зимним Олимпийским играм.

2) Событие, которому посвящена открытка, прошло в период руководством страной Л. И. Брежневым.

3) Открытка была выпущена в 1960-е годы.

4) Открытка посвящена XX Летним Олимпийским играм.

5) Событие, которому посвящена открытка, бойкотировали США.

ответ

№19

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

19. Какие из представленных киноплакатов посвящены фильмам, выпущенным в десятилетие, когда была выпущена эта открытка? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены.

1)

2)

3)

4)

ответ

№20

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из челобитной.

«В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей.

Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости, и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих "сильных" людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой.

…А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах… А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.

Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».

20. К какому царю была обращена челобитная? Что такое «урочные годы»? Когда они были введены?

ответ

№21

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из челобитной.

«В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей.

Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости, и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих "сильных" людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой.

…А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах… А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.

Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».

21. Почему дворяне были недовольны существовавшим законом об «урочных летах»? Используя текст, приведите не менее двух причин. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

ответ

№22

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из челобитной.

«В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей.

Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости, и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих "сильных" людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой.

…А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах… А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.

Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».

22. Используя текст, укажите, куда и почему уходили беглые крестьяне. Каково было последствие дворянских требований?

ответ

№23

Сравните характер экономических реформ в промышленности СССР, проведенных Н.С. Хрущевым и М.С. Горбачевым.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

ответ

№24

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке, по поводу событий революции 1905-1907 гг.

«Сделанные властью уступки были достаточными для дальнейшего стабильного развития России по пути умеренного реформирования»

(«Союз 17 октября»)

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

ответ

№25

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 980–1013 гг.; 2) 1830–1860 гг.; 3) 1920–1935 гг.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду

ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно