Вариант 10

Время
3:30:00
№1

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Вестфальский мир

2) Деулинское перемирие с Речью Посполитой

3) Столбовский мир со Швецией

ответ

№2

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) Первое успешное испытание советской ядерной бомбы

1) 1945 г.

Б) Запуск СССР первого в мире искусственного спутника Земли

2) 1956 г.

В) Полет в космос первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина

3) 1949 г.

Г) Первое испытание советской водородной бомбы

4) 1957 г.

 

5) 1961 г.

 

6) 1953 г.

ответ

№3

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XVIII в.

1) империя, 2) раскол, 3) рекруты, 4) Верховный тайный совет, 5) кормление, 6) секуляризация.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

ответ

№4

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Система распределения должностей зависимо от знатности рода, которая существовала в Русском государстве до второй половины XVII века.

ответ

№5

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ,СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А) Формирование территории государства Русь

1) Битва на реке Калке

Б) Появление древнерусской литературы

2) Захват Олегом Киева

В) Борьба с экспансией на западных границах Руси

3) Невская битва

Г) Установление автокефалии русской церкви

4) «Повесть временных лет»

 

5) Избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом Киевским и всея Руси

 

6) «Стояние» на р. Угре

ответ

№6

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Преставился великий князь русский Ярослав. Еще при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: "Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск". И так разделил между ними города, запретив им переступать пределы других братьев и сгонять со стола, и сказал Изяславу: "Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают". И так наставлял сыновей своих жить в любви.»

Б)

«Преставился благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, апреля 16 ... Княгиня же его щедро наделила монастыри, и попов, и убогих на удивление всем людям ... На другой же день, 17 апреля, киевляне устроили совет послали к Владимиру (Мономаху), говоря: "Пойди, князь, на стол отцовский и дедовский". Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на иудеев, разграбили их имущество. И послали киевляне к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, этo не только Путятин двор или сотских, или иудеев пограбят, а еще нападут на невестку твою и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри". Услышав это, Владимир отправился в Киев.< ... >»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) После смерти указанного в тексте князя начались междоусобицы между его сыновьями.

2) Автор повествует о нашествии монголов на Русь.

3) Отрывок рассказывает о приглашении Владимира Мономаха на киевский престол.

4) Князь, упомянутый в тексте, стал первым составителем «Русской правды».

5) Данное событие состоялось в 1113 году.

6) Описываются события, связанные с усилением Московского княжества.

ответ

№7

7. Что из перечисленного относится к периоду возвышения Москвы? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) подавление антиордынского восстания в Твери

2) Невская битва

3) Грюнвальдская битва

4) Куликовская битва

5) продажа Аляски

6) присоединение Новгородской земли к Москве

ответ

№8

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Одним из руководителей партизанским движением был ________ (А).

Б) После освобождения Орла и Белгорода летом 1943 года был освобождён город _______(Б).

В) На _______________ было принято решение о поставках по ленд-лизу.

Пропущенные элементы:

1) Тегеранская конференция

2) П.П. Вершигора

3) И.Н. Кожедуб

4) Харьков

5) Киев

6) Московская конференция

ответ

№9

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А) «великое посольство» Петра I

Б) оборона Царицына в период гражданской войны

В) взятие Измаила

Г) сражение под Смоленском в августе 1812 г.

  1. М. Б. Барклай-де-Толли
  2. А. И Остерман
  3. И. В. Сталин
  4. А. В. Суворов
  5. Ф. Я. Лефорт
  6. В. И. Чапаев
ответ

№10

10. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора.

«Как вы знаете, в последнее время шла напряженная работа над проектом нового Союзного договора. Сегодня я направил письмо руководителям дeлeгаций, уполномоченных Верховными Советами республик, с предложением открыть договор для подписания 20 августа нынешнего года. < ... >Итак, мы вступаем в решающий этап преобразования нашего многонационального государства в демократическую федерацию равноправных советских суверенных республик. Что означает для жизни страны заключение нового Союзного договора? Прежде всего - это реализация воли народа, выраженной на референдуме 17 марта. Договор предполагает преобразование Союза на основе преемственности и обновления.»

ответ

№11

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Век

Событие истории России

Событие истории

зарубежных стран

XIV в.

Разорение Москвы Тохтамышем

А)_______________

Б)________________

В)_________________

Чартистское движение в Англии

XVII в.

Г)________________

Д)__________________

Е)________________

Итальянский поход А. В. Суворова

Египетский поход Наполеона

  1. XVIII в.
  2. Гуситские войны
  3. XIX в.
  4. казнь английского короля Карла I
  5. заключение Вечного мира с Речью Посполитой
  6. первая оборона Севастополя
  7. восстание Кондратия Булавина
  8. битва на Косовом поле
  9. оборона Порт-Артура
ответ

№12

12. Прочтите отрывок из Циркуляра о переменах в составе учеников гимназий и прогимназий.

«Озабочиваясь улучшением состава учеников гимназий и прогимназий, я нахожу необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобств. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, и через то, как показывает многолетний опыт, приводит их к пренебрежению своих родителей, к недовольству своим бытом, к озлоблению против существующего и неизбежного, по самой природе вещей, неравенства имущественных положений.»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Подписанию Циркуляра предшествовало всенародное обсуждение проблем образования.

2) В разработке данного Циркуляра принял участие и М.М. Сперанский.

3) Данный Циркуляр подписан 18 июня 1887 г.

4) В народе он получил название Циркуляра «о кухаркиных детях».

5) Циркуляр был подписан Николаем I.

6) Циркуляр ограничивал возможность получить образование детьми низших сословий.

ответ

№13

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

13. Назовите фамилию предводителя изображенного на карте восстания.

ответ

№14

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

14. Укажите год начала этого восстания. Ответ запишите цифрами.

ответ

№15

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

15. Какой город на карте обозначен цифрой 1?

ответ

№16

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Император Павел I сначала не воспринял всерьёз угрозы восставших.

2) Восстание получило такой широкий размах, что, дабы не вспоминать о нём, река Яик была переименована в Урал.

3) К восставшим крестьянам России на помощь пришли крестьяне Персии.

4) Предводитель восстания «примеривал» на себя титул царя.

5) Вспомнив Смутное время в России, предводитель восстания называл себя Лжедмитрием.

6) А.В. Суворов, участвовавший при поимке предводителя восстания, вызвался конвоировать его в Симбирск.

ответ

№17

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Повесть об Улиании Осорьиной»

1) Известна в народе как «Меншикова башня»

Б) Памятник Барклаю-де-Толли

2) Одно из «житий святых»

В) церковь Архангела Гавриила

3) Отражает героические страницы нашей истории

Г) «Сватовство майора»

4) Стоит на берегу р. Нерли

 

5) Первая в русской литературе биография женщины-дворянки

 

6) Сам автор написал стихи к своему произведению:

ответ

№18

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Марка выпущена в конце 1941 года.

2) В.П. Мирошниченко был репрессирован в 1941 году и реабилитирован в 1961 году.

3) Сержант В.П. Мирошниченко умер в Москве в 1961 году.

4) Изображённый на марке человек геройски погиб, выполняя свой воинский долг в 1941 году.

5) В.П. Мирошниченко посмертно награждён Звездой Героя Советского Союза.

ответ

№19

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

19. Какие из марок посвящены людям со схожей судьбой, что и человек, изображённый на марке в задании 18? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены марки.

1)

2)

3)

4)

ответ

№20

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического источника

«3. Аже кто убиеть княжа мужа в разбои, а головника не ищуть, то виревную платити, в чьеи же верви голова лежить, то 80 гривен; паки ли людин, то 40 гривенъ».

20. Приведите название документа и имя его автора. Укажите век, когда был создан документ.

ответ

№21

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического источника

«3. Аже кто убиеть княжа мужа в разбои, а головника не ищуть, то виревную платити, в чьеи же верви голова лежить, то 80 гривен; паки ли людин, то 40 гривенъ».

21. О каких группах населения Древней Руси идет речь в отрывке? Какие категории зависимого населения существовали в то, время, когда был написан документ? Укажите не менее двух категорий. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

ответ

№22

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического источника

«3. Аже кто убиеть княжа мужа в разбои, а головника не ищуть, то виревную платити, в чьеи же верви голова лежить, то 80 гривен; паки ли людин, то 40 гривенъ».

22. Какими были последствия выделения различных групп среди населения Древнерусского государства. Укажите не менее трех последствий.

ответ

№23

23. Первое десятилетие XVII в. в истории России было охарактеризовано как время Смуты. Объясните (привести не менее трёх объяснений), какие события дали основание историкам охарактеризовать этот период Отечественной истории подобным образом?

ответ

№24

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке

«Деятельность П.А. Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905 – 1907 гг.».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

ответ

№25

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1113–1199 гг.; 2) 1648–1695 гг.; 3) 1900–1907 гг.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно