Вариант 2

Время
3:55:00
№1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Особенности типов обществ

 

ТИП ОБЩЕСТВА

ОСОБЕННОСТИ

Традиционное

Ручной труд, натуральное хозяйство

Развитие промышленности, механизация труда

Информационное

Широко развитая сфера услуг, компьютеризация общества

ответ

№2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

 

Кооператив, товарищество, акционерное общество, унитарное предприятие, юридическое лицо.

ответ

№3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к функционированию государственного аппарата.

 

1) Специализация; 2) разделение властей; 3) система «сдержек и противовесов»; 4) конкуренция;

5) налогообложение; 6) монополия на применение насилия.

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

ответ

№4

Выберите верные суждения о личности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Участвуя в жизни общества, человек проявляет себя как личность.
  2. Личность характеризуется набором социально значимых качеств.
  3. Личность человека изменяется только под воздействием на неё внешних факторов.
  4. Внешний облик и характер определяют человека как личность.
  5. Социальные потребности и социальная роль являются проявлением человека как личности.
ответ

№5

Установите соответствие между особенностями и видами человеческого познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОСОБЕННОСТИ

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

А) строится на основе понятий

Б) знания основаны на художественных образах

В) полученные сведения об окружающем мире подвергаются проверке на истинность

Г) познание осуществляется посредством искусства

Д) полученные знания являются обоснованными и объективными

1)      художественное

2)      научное

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№6

Значительную роль в современной экономике играют транснациональные корпорации. Особое внимание данные корпорации уделяют рекламе своей продукции в различных странах, которая убеждает население этих стран покупать их продукцию. Какие последствия характерны для данного процесса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. распространение бедности в мире
  2. рост социального неравенства
  3. насаждение единого стандарта потребления
  4. навязывание определённого образа жизни
  5. падение курса национальной валюты
  6. создание препятствий для отечественного производства
ответ

№7

Выберите верные суждения о роли потребителя в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Потребитель предъявляет спрос на товары и услуги.
  2. Потребитель не может оказать влияние на цену товара или услуги, так как она устанавливается государством.
  3. Потребитель оказывает влияние на производителя, так как при производстве товаров производитель учитывает желания потребителей.
  4. Установление высоких государственных пошлин на импорт выгодно потребителю.
  5. Потребитель в рыночной экономике всегда поступает рационально.
ответ

№8

Установите соответствие между примерами и видами налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ НАЛОГОВ

А) земельный налог

Б) налог на добавленную стоимость

В) налог на доходы физических лиц

Г) транспортный налог

Д) торговый сбор

1)  федеральные

2)  региональные

3)  местные

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№9

Компании «Mazda» и «Suzuki» заключили договор, согласно которому они совместно разработают новый автомобиль премиум-класса. Что из перечисленного данные компания будут использовать в качестве основного капитала? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. топливо
  2. сырье
  3. оборудование
  4. здания
  5. инвестиции
  6. материалы
ответ

№10

На графике представлена ситуация на рынке гелей для душа: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. наступление летнего сезона
  2. рост доходов потребителей Q
  3. появление новых ароматов гелей для душа
  4. рост цены на гели для душа
  5. увеличение размера налога на прибыль
ответ

№11

Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Героизм и гениальность являются проявлениями отклоняющегося поведения.
  2. Отклоняющееся поведение всегда негативно.
  3. Преступность, алкоголизм и наркомания являются примерами девиантного поведения.
  4. Отклоняющееся поведение объясняется как социальными, так и биологическими и психологическими причинами.
  5. Отклоняющееся поведение всегда наказуемо.
ответ

№12

Социологическая служба города Z в ходе опроса горожан задавала вопрос: «Как Вы планируете отдохнуть в новогодние праздники?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.

 

Варианты ответа

2014

2015

2016

Останусь дома с семьей

60

50

40

Буду работать

25

40

45

Поеду отдыхать на туристическую базу

7

8

8

Поеду отдыхать за границу

3

1

2

Затрудняюсь ответить

5

1

5

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Большинство опрошенных в 2014 году планировали отдохнуть в новогодние праздники дома.
  2. Одинаковое количество опрошенных в 2015 и 2016 годах на период новогодних праздников планировали ехать на туристическую базу.
  3. Каждый последующий год возрастало количество тех, кто планировал работать в новогодние праздники.
  4. Четверть опрошенных в 2016 году затруднились ответить на вопрос о том, как они планировали провести новогодние праздники.
  5. В 2015 году количество опрошенных, планировавших отдохнуть в новогодние праздники в зарубежных странах, возросло.
ответ

№13

Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Политическая власть не использует для достижения своих целей экономические и культурно-информационные средства.
  2. Политическую власть осуществляют только государственные органы.
  3. Политическая власть устойчива только тогда, когда она легитимна.
  4. Политическая власть осуществляется на основе права и от имени общества.
  5. Политическая власть не имеет ограничений.
ответ

№14

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) утверждение приказа Президента о введении чрезвычайного

1) Конституционный Суд РФ

положения

2) Совет Федерации

Б) разрешает споры о компетенции между органами

3) Правительство РФ

государственной власти

4) Государственная Дума

В) осуществление управления федеральной собственностью

 

Г) отрешение от должности Президента РФ

 

Д) принимает федеральные законы

 

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№15

Государство S. возглавляет политический лидер, который относится к харизматичному типу политического лидерства. Какие черты характеризуют данный тип политического лидера? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. артистизм
  2. риторические и коммуникативные способности
  3. лидерство основывается на традициях
  4. выдающиеся, исключительные качества
  5. глава государства не пользуется авторитетом
  6. основа лидерства — привычка граждан подчиняться
ответ

№16

Конституция РФ является Основным законом России. Каковы особенности Конституции РФ как закона? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. принимается народом или от его имени
  2. действует на территории определенного субъекта
  3. обладает высшей юридической силой
  4. отличается особым порядком охраны
  5. имеет учредительный характер
ответ

№17

Выберите верные суждения об особенностях уголовного процесса и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. В уголовном процессе предварительное расследование является обязательной стадией.
  2. Приговор по уголовному делу может вынести не только суд, но административный орган.
  3. При рассмотрении и разрешении уголовного дела в суде возможно участие присяжных заседателей.
  4. Участие прокурора в уголовном процессе является необязательным.
  5. По результатам рассмотрения уголовного дела выносится приговор.
ответ

№18

Установите соответствие между примерами правонарушений и видами юридической ответственности, наступающей за них: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

А) систематические опоздания на работу

Б) порча имущества

В) невыполнение должностных обязанностей

Г) прогул

Д) невыполнение обязательств в срок

1)  дисциплинарная

2)  гражданско-правовая

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№19

Михаил поступил на работу в компанию «Строитель» на должность сотрудника маркетингового отдела, воспользовавшись правом работника заключать трудовой договор в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Какими ещё правами обладает работник? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. соблюдать трудовую дисциплину
  2. создавать профессиональные союзы
  3. выполнять установленные нормы труда
  4. соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда
  5. получать заработную плату своевременно и в полном объёме
  6. проходить подготовку и получать дополнительное профессиональное образование
ответ

№20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Целостное  теоретическое  рассмотрение  нравственной  жизни                      (А) в системе ее разнообразных проявлений исследует специализированная философская  наука —                    (Б). Данная наука имеет долгую историю развития, уходящую корнями в древнегреческую философию и философию Древней Индии и Китая. Именно философское измерение раскрывало общественно значимый смысл нравственных и безнравственных поступков                        (В). Благодаря философии была выявлена обусловленность нравственного (Г) и деятельности социальными условиями жизни человека. В то же время этика исследовала структуры и механизмы подготовки и принятия нравственных решений конкретными                        (Д). Она раскрыла влияние на уровень, характер и направленность этих решений                (Е) личности.

 

В этике выделены типологические модели нравственной ориентации личности, воплощенные в поведении и деятельности персоналий как далекого прошлого, так и современности»

(Л.Н. Боголюбов)

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) общество

4) личности

7) право

2) власть

5) самосознание

8) этика

3) воля

6) человек

9) сознание

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

А

Б

В

Г

Д

Е

ответ

№21

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

 

Люди сложны и разнообразны. Действия их отличаются в зависимости от характера человека и варьируются по ситуации. Мы ведем себя в одной манере с близкими друзьями и совершенно в другой с    едва знакомыми людьми. По-разному относимся к ребенку и к своим родителям. Наше общение с любимым человеком совершенно непохоже  на отношение к сослуживцу. Любой человек занимает несколько позиций   в обществе. Женщина может быть, например, музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, предполагающая определенные права и обязанности — есть статус. Хотя человек может иметь несколько статусов, лишь один из них — мы назовем его главным статусом, — определяет его социально. Американка китайского происхождения может быть фармацевтом, чьей-то дочерью, подружкой и партнершей в танцах, но скорее всего социально она определяется как «азиатка». Часто главный статус человека обусловлен его работой. Один из первых наших вопросов о незнакомом человеке — «чем он зарабатывает себе на жизнь?» И ответ многое говорит нам об этом человеке. К другим главным статусам отнесем ярлык бывшего заключенного, репутацию гомосексуалиста, однажды завоеванный титул «мисс Америка» и т.п. Некоторые статусы даны от рождения. Человек с черным цветом кожи, например, приобретает статус «черного» с момента появления на свет. Раз и навсегда полученные статусы обусловлены полом, этническим происхождением, местом рождения и фамилией семьи. Такие статусы называются предписанными. Приобретенный (достигнутый) статус, напротив, определяется тем, что человек сделал самостоятельно. Статус писателя приходит вместе с опубликованием книги, статус мужа приобретается после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто еще не родился автором или мужем. Некоторые социальные позиции имеют как предписанные, так и достигнутые статусные элементы. Получение степени доктора философии несомненно является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остается навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения поступков и цели действий, как предписанный статус.

Роль — это ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек. (Определение Линтона, цитирую по: Мертон, 1957). Роль музыканта состоит из всего того поведения, которое связано с правами и обязанностями музыканта. Оно может включать исполнение музыки определенного качества, репетиции в течение нескольких часов в день и демонстрацию требуемого уважения к дирижеру. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, в разной манере ведет себя со студентами, другими преподавателями факультета и членами попечительского совета или ректором. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

(Н.Смелзер)

 

Какое определение социальной роли приведено автором? Каково соотношение социального статуса и роли, по мнению автора?

ответ

Роль — это ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

№22

Какие виды социальных статусов выделяет автор? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, приведите определение социального статуса, отличное от определения автора.

ответ

Автор выделяет предписанный и приобретённый (достигнутый) статусы. Социальный статус – это социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества.

№23

Какое определение статусного набора приводит автор? Привлекая факты общественной жизни, приведите пример, подтверждающий мнение автора о том, что часто главный статус человека обусловлен его работой.

ответ

Статусный набор — совокупность нескольких статусных позиций, которые одновременно занимает индивид. Большую часть времени человек проводит на работе, именно работа определяет его доход, уровень жизни, круг общения, поэтому часто главный статус человека обусловлен его работой. (Или иной пример)

№24

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что, будучи однажды получен человеком, новый социальный статус остаётся навсегда.

ответ

1) От определённого социального статуса невозможно избавиться, так как он закреплён не только в сознании человека, но известен и другим членам общества (пример ― бывший президент США).

2) От предписанных статусов невозможно избавиться.

3) От некоторых статусов невозможно избавиться физически (например, статус человека с ограниченными способностями).

№25

Используя обществоведческие знания,

  1. раскройте смысл понятия «законотворческий процесс»;
  2. составьте два предложения:
  1. одно предложение, содержащее информацию о стадиях законотворческого процесса;
  2. одно предложение, содержащее информацию о субъектах законодательной инициативы.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

ответ

Законотворческий процесс — порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

1) Можно выделить четыре основные стадии законотворческого процесса: законодательная инициатива, рассмотрение законопроекта, принятие закона, санкционирование, обнародование и опубликование закона.

2) Субъекты законодательной инициативы - Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

№26

Назовите и проиллюстрируйте примерами формы культуры. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

ответ

Формы культуры:

1) Элитарная (Например, выставка картин И.И. Шишкина в Третьяковской галерее)

2) Массовая (Например, показ нового сезона молодёжного сериала по ТВ)

3) Народная (Например, гуляние на Масленицу, колядки в Рождество)

№27

В стране Z правительство формируется политической партией или блоком партий, победив-ших на выборах. Депутатские места (мандаты) в Народном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 9%-ный избирательный барьер. Укажите любой принцип демократического избирательного права. К какому типу относит-ся избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Укажите одно различие между двумя избирательными системами.

ответ

Признаки демократического избирательного права:

— принцип равенства

— принцип всеобщности

— принцип состязательности

В государстве Z — пропорциональная избирательная система.

Другой тип — мажоритарная.

Различия.

При пропорциональной системе избиратели голосуют за партийные списки, при мажоритарной за непосредственно за личности кандидатов; при пропорциональной системе мандаты распределяются в зависимости от количества голосов, при мажоритарной победившим считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.

№28

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему

«Роль государства в экономике». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта).

ответ

1) Экономическая политика государства — комплекс мер осуществляемых государством в сфере экономики направленных на достижение определенных целей и реализации экономических функций государства.

2) Экономические функции государства:

  а) Создание правовой основы регулирования экономики (создание законов, регулирующих экономическую деятельность)

  б) Защита и поддержание конкуренции (в том числе, посредством антимонопольного законодательства)

  в) Признание и защита частной собственности

  г) Осуществление налоговой (фискальной) политики

  д) Осуществление денежно-кредитной (монетарной) политики и др.

3) Цели экономической политики государства:

  а) Достижение стабильного экономического роста

  б) Обеспечение стабильности национальной экономики

  в) Обеспечение экономической свободы и стимулирование предпринимательства

  г) Обеспечение максимальной занятости

4) Методы государственного регулирования экономики:

  а) косвенные

  б) прямые

5) Прямые методы:

  а) Законодательство в сфере экономики

  б) Расширение государственного сектора

  в) Применение лицензий и патентов

  г) Государственные заказы и др.

6) Косвенные методы:

  а) Монетарная политика государства

  б) Фискальная политика государства

7) Монетарная политика государства:

  а) цели монетарной политики;

  б) инструменты монетарной политики;

  в) денежные реформы.

8) Фискальная политика государства:

  а) цели бюджетно-налоговой политики;

  б) инструменты бюджетно-налоговой политики;

  в) стимулирующая фискальная политика;

  г) сдерживающая фискальная политика.

9) Роль государственного регулирования в экономике современной России.

№29

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

  • из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в то числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;
  • из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/ знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы/театральные постановки и др.;
  • из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1

Философия

Единственным критерием истины является опыт. (Леонардо да Винчи)

29.2

Экономика

Деньгами надо управлять, а не служить им. (Сенека)

29.3

Социология и социальная психология

«Вовсе необязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык» (М. Тэтчер)

29.4

Политология

Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам. (Ж.-Ж. Руссо)

29.5

Правоведение

Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия. (Вольтер)

ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно