Вариант 4

Время
3:55:00
№1

Запишите слово, пропущенное в таблице

 

ВИДЫ ПРАВ

ПРИМЕР ИЗ КОНСТИТУЦИИ

Экономические

Право наследования гарантируется

……..

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

ответ

политические
№2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

 

Гласность, всеобщее избирательное право, оппозиция, разделение властей, демократия

ответ

№3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются формами политического участия граждан:

 

1) Митинг, 2) демонстрация, 3)налоги, 4) закон, 5) революция, 6) референдум.

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

ответ

34
№4

Выберите верные суждения о самооценке личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Человек может формировать самооценку сравнивая себя с другими.
  2. Самооценка является частью самопознания.
  3. Оценка других людей не влияет на самооценку человека.
  4. Отношение личности к своим успехам и неудачам не влияет на ее самооценку.
  5. Самооценка бывает адекватной, заниженной и завышенной.
ответ

№5

Установите соответствие между сферами жизни общества их элементами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ЭЛЕМЕНТЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) религия

1) политическая

Б) власть

2) духовная

В) искусство

 

Г) гражданство

 

Д) наука

 

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№6

Ксения работает в лаборатории по разработке вакцин. Какие из приведенных ниже фактов являются свидетельством того, что Ксения в процессе работы занимается научной деятельностью? Запишите цифры под которыми они указаны.

 

  1. проводит эксперимент по выявлению реакции тех или иных вирусов на компоненты вакцины
  2. занимается работой в специальной одежде
  3. пишет а также анализирует чужие научные публикации в области вакцинации и иммунопрофилактики
  4. является членом профсоюзной организации лаборатории
  5. читает книги и регулярно посещает библиотеку
  6. подготовила доклад о результатах своей работы и выступила с ним на конференции молодых ученых
ответ

№7

Выберите верные суждения о затратах производства и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Примером постоянных издержек является оплата транспортных услуг.
  2. Постоянные издержки не включают в себя затраты на оплату коммунальных услуг.
  3. Постоянные издержки не зависят от объема выпускаемой продукции.
  4. Примером переменных издержек являются затраты на приобретение сырья.
  5. Расходы на тару и упаковку являются постоянными издержками.
ответ

№8

Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) ценообразование осуществляют органы власти

Б) высокая доля частных предприятий

В) свобода предпринимательства

Г) конкуренция

Д) централизованное распределение товаров

1)      командная

2)      рыночная

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№9

Екатерина приобрела земельный участок недалеко от города и построила на нем дачу. За принадлежащую ей землю она уплачивает земельный налог, который является местным налогом Какие из перечисленных ниже налогов также относятся к местным? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. налог на доходы физических лиц
  2. акциз
  3. налог на имущество физических лиц
  4. торговый сбор
  5. налог на игорный бизнес
  6. транспортный налог
ответ

№10

На графике отражено изменение спроса на противовирусные препараты на фармакологическом рынке: линия предложения переместилась из положения D в положение D1. (На графике P — цена товара; Q — количество товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. появление противовирусных препаратов изобретенных по новейшей технологии и обладающих выраженной эффективностью
  2. повышение закупочных цен на вещества, входящие в состав препаратов
  3. повышение ставки подоходного налога
  4. рост доходов потребителей
  5. рост цен на вещества, входящие в состав препаратов
ответ

№11

Выберите верные суждения о межнациональных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Основной причиной конфликтов между представителями разных наций является этноцентризм.
  2. Религиозные разногласия не могут послужить причиной для межнационального конфликта.
  3. Разногласия народов в прошлом (войны, отношения господства-подчинения) могут служить основой для межнациональных конфликтов.
  4. Одной из причин социальных конфликтов, по мнению социологов, является национализм.
  5. Межнациональные конфликты никогда не связаны с экономической сферой.
ответ

№12

Студенты факультета социологии провели опрос среди представителей разных возрастных групп. Респондентам был задан вопрос «Что необходимо сделать каждому человеку до 30 лет?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Среди опрошенных до 24 лет нет тех, кто считает что до 30 лет необходимо успеть создать семью.
  2. Семья не является приоритетом для респондентов старше 24, но моложе 39 лет.
  3. С возрастом возрастает осознание важности создания семьи.
  4. Четверть опрошенных в возрасте до 39 лет считает необходимым до достижения 30 лет побывать в зарубежных странах.
  5. Для респондентов до 24 лет основной задачей, которую необходимо выполнить до 30 лет, является построение карьеры.
ответ

№13

Выберите верные суждения об особенностях демократического политического режима и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Наличие официальной идеологии, которую обязаны поддерживать все граждане.
  2. Гласность как основной принцип деятельности государственного аппарата.
  3. Разделение властей и наличие системы «сдержек и противовесов».
  4. Существование оппозиции.
  5. Жесткая цензура любой информации.
ответ

№14

Установите соответствие между органами государственной власти и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) осуществление мер по обеспечению обороны страны

1) Правительство

Б) объявление амнистии

2) Государственная дума

В) утверждение указа о введении военного положения

3) Совет Федерации

Г) координация деятельности по борьбе с преступностью

4)Прокуратура

Д) разработка федерального бюджета

 

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№15

В государстве Z законодательное собрание субъекта имеет права издавать нормативно-правовые акты, не противоречащие Конституции. Какие из приведенных фактов указывают на то, что Z является федеративным государством? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. двухуровневая система власти, состоящая из центрального и регионального уровней
  2. территория государства поделена на области и края, которые обладают некоторой долей самостоятельности
  3. наличие суверенитета у субъектов государства
  4. двухуровневая система налогов.
  5. отсутствие единой валютной системы
  6. отсутствие у административных единиц самостоятельных воинских формирований
ответ

№16

В статье 13 Конституции РФ закреплено положение о том, что в Российской Федерации признается идеологическое разнообразие. Запишите цифры, под которыми указаны верные суждения о данном положении.

 

  1. в государстве узаконен плюрализм мнений
  2. политика государства направлена на создание условий достойной жизни граждан
  3. в государстве отсутствует обязательная идеология
  4. государстве отсутствует официальная религия
  5. общественные объединения равны перед законом
ответ

№17

Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Административное право регулирует отношения в сфере управленческой деятельности.
  2. Уголовное право является процессуальным.
  3. Финансовое право регулирует отношения, возникающие в связи с образованием, использованием и распределением денежных фондов.
  4. Одним из источников гражданского права является Кодекс об административных правонарушениях.
  5. В системе российского права присутствует земельное, лесное и водное право.
ответ

№18

Установите соответствие между видом правового статуса и конституционными правами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА

ВИД ПРАВОВОГО СТАТУСА

А) право на свободу и личную неприкосновенность

Б) право на личную и семейную тайну проживающий на территории РФ

В) право свободно передвигаться

Г) право участвовать в референдуме

Д) право быть избранным в органы государственной власти

1)  человек, законно проживающий на территории РФ

2)  гражданин РФ

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№19

Евгений во время проведения боевых действий был захвачен в плен армией вражеского государства. Какие положения международного гуманитарного права о защите военнопленных на него распространяются? Запишите цифры под которыми они указаны.

 

  1. право на лучшее обращение исходя из расовой и религиозной принадлежности
  2. право на уважение к личности и чести
  3. право на защиту от актов насилия со стороны держащей в плену державы
  4. право на обеспечение медицинской помощи
  5. право быть участником медицинского либо научного эксперимента
  6. право на участие в митингах
ответ

№20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«                              (А) является, как известно, одним из типов политического режима. Она имеет длительную и древнюю историю. Демократические порядки в разных странах не похожи друг на друга, ибо в каждой стране они устанавливаются в зависимости от особенностей экономической и социальной                      (Б), национальных

                (В) и обычаев. Не случайно в                     (Г) существует множество теорий демократии. Их сторонники, несмотря на различия научных подходов, единодушно называют общие, свойственные всем демократическим режимам принципы и ценности.

Ведущий принцип демократии (от греч. demos — народ и kratos – власть) —                  (Д). Политическое властвование, как вы знаете, – это процесс принятия важных государственных решений. При многообразии интересов и стремлений народа невозможно принять вполне удовлетворительное для всех решение. Поэтому народовластие проявляется через принцип                                                (Е). Воля большинства выявляется посредством процедуры голосования граждан на референдумах и выборах.»

(Л.Н.Боголюбов)

 

 

Список терминов:

 

1) демократия

4) народ

7) государство

2) структура

5) традиция

8) политология

3) территория

6) народовластие

9) большинство

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

А

Б

В

Г

Д

Е

ответ

№21

«Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически- биологическая. Индивид есть часть природы и общества. Личность не может быть часть чего-то...». Однако, трудно согласиться с тем антропологическим дуализмом, который в данной характеристике пытается утвердиться, и который приводит его к отрицанию социального характера и социальной обусловленности личности.

Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, — это не слова, а дела, и. видимо, не случайно даже в священном писании говорится о воздаянии "каждому по делам его".      И именно тогда, когда дело доходит до реальных поступков, обнаруживается, как это трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, быть честным, принципиальным и т.д. Потому что, если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках, а это всегда тяжелое бремя. Таким образом, характеристика личности со стороны свободы, о необходимости которой пишут многие авторы, безусловно, необходима, свобода — это атрибут личности. Но свобода без ответственности — это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем быть свободным.

Таким образом, быть личностью трудно. Но еще труднее быть счастливой личностью. Свобода и ответственность подлинной личности, требующие постоянного творчества и постоянных мук совести, страданий и переживаний, очень редко сочетаются со счастьем. И чем личность выше и значительнее, тем выше и планка ее ответственности перед самим собой и людьми.

В.Н. Лавриненко

 


Что, по мнению автора, может подтвердить и реализовать силу воли и силу духа личности? Что автор считает важнейшим фактором, характеризующим личность?

ответ

1) Только в реальной практической деятельности и в определённых социальных условиях. «Сила воли и сила духа личности, её нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определённых социальных условиях».

2) Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, ― это не слова, а дела, и, видимо, неслучайно даже в Священном Писании говорится о воздаянии «каждому по делам его».

№22

Какие два атрибута, по мнению автора, характеризуют личность? Дайте определение одного из этих атрибутов.

ответ

1) Личность, по мнению автора, характеризуют свобода и ответственность.

2) Свобода — возможность поступать в соответствии со своими целями, намерениями, желаниями. (Или же: Ответственность ― субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия)

№23

Автор пишет: «Свобода и ответственность подлинной личности, требующие постоянного творчества и постоянных мук совести, страданий и переживаний, очень редко сочетаются со счастьем». Укажите три  другие категории морали, не названные в этой цитате. Дайте их краткое определение, одну из категорий проиллюстрируйте соответствующим примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

ответ

1) Категории морали: долг, честь, достоинство, патриотизм, гражданственность, гуманизм, милосердие и др.

2) Гуманизм — человечность, человеколюбие. (Или же: патриотизм — любовь к Родине; гражданственность — осознанное отношение гражданина к своим правам и обязанностям)

3) Для процветания страны необходимо воспитывать в гражданах чувство патриотизма и гражданственность.

№24

Автор приводит цитату, где личность представлена как духовно-религиозная категория, а индивид — натуралистически-биологическая категория. Приведите по два аргумента в доказательство каждой из этих характеристик.

ответ

1) Индивид — представитель биологического вида, наделён всеми биологическими характеристиками вида. Биологическую природу индивида характеризуют его биологические потребности.

2) Личность стремится к познанию, приобретает знания в процессе социализации. Мировоззрение личности строится на базе как научного, так и религиозного знания. Личность стремится к саморазвитию и самореализации.

№25

Используя обществоведческие знания,

  1. раскройте смысл понятия «валовой внутренний продукт»;
  2. составьте два предложения:
  3. одно предложение, содержащее информацию о других макроэкономических показателях;
  4. одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса суть одного из них.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

ответ

1) Валовой внутренний продукт — совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведённых на территории данной страны независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или являются собственностью иностранцев.

2) Другими макроэкономическими показателями являются уровень инфляции и безработицы в стране, а также валовой национальный продукт и национальный доход.

3) Валовой национальный продукт — совокупная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в текущих ценах, произведённых на территории данной страны и за её пределами, с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране.

№26

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции семьи как социального института. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

ответ

К функциям семьи как социального института относятся:

1) Репродуктивная функция (функция воспроизводства). (Например, в семье Ивановых родился третий ребёнок)

2) Функция социализации. (Например, родители учат своих детей правильно переходить дорогу.)

3) Досуговая (рекреационная) функция. (Например, в семье Петровых существует традиция проводить в один из выходных вечер домашнего чтения)

№27

Российская империя существовала с 1721 по 1917 год. Общеизвестно, что вся государственная власть находилась в руках российского императора. С помощью чиновников он управлял огромной территорией, поделённой на губернии, уезды, волости и станы. На местах управляли назначаемые императором наместники. Однако в личные дела государь не вмешивался, если не было угрозы государственности и Его Императорскому Величеству, и его семье.

Дайте характеристику Российской империи. Сначала назовите форму государства, а затем конкретизируйте её для Российской империи.

ответ

1) Форма правления — монархия / абсолютная монархия;

2) Форма территориального устройства — унитарное государство;

3) Политический режим — недемократический/авторитарный.

(Ответ «тоталитарный режим» не является правильным)

№28

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему

«Отрасли российского права». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта).

ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Отрасль права как самый крупный элемент системы права РФ.

2. Отрасли материального права:

  2.1. Конституционное/государственное право.

  2.2. Административное право.

  2.3. Гражданское право и др.

3. Отрасли процессуального права:

  3.1. Уголовно-процессуальное право.

  3.2. Административно-процессуальное право.

  3.3. Гражданско-процессуальное право.

4. Частное и публичное право.

5. Международное право.

№29

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

  • из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в то числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;
  • из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/ знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы/театральные постановки и др.;
  • из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1

Философия

Жёлудь ничего не стоит, но из него может вырасти огромнейший дуб. (У. Теккерей)

29.2

Экономика

Увеличение богатства не то же самое, что уменьшение бедности. (Дж. Робинсон)

29.3

Социология и социальная психология

Общие законы мира суть лишь соглашения о смысле слов. Общие законы общества суть лишь правила поведения, изобретаемые людьми.

(А.А. Зиновьев)

29.4

Политология

Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении — это первая и единственная законная задача хорошего правительства.

(Т. Джефферсон)

29.5

Правоведение

Свобода — это право делать всё, что разрешено законом. (Ш.Л. Монтескьё)

ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно