Вариант 5

Время
3:55:00
№1

Запишите слово, пропущенное в схеме:

ответ

№2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

 

Обучение, воспитание, дополнительное образование, духовные ценности, социализация

ответ

№3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются примером предписанного социального статуса:

 

1) Брат, 2) чуваш, 3) учитель, 4) военный, 5) мальчик, 6) татарин

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

ответ

№4

Выберите верные суждения о социальных потребностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Ярким примером потребности «для других» является альтруизм.
  2. Примером социальной потребности является потребность занять достойное место в обществе.
  3. А. Маслоу считал, что удовлетворение социальных потребностей важнее, чем биологических.
  4. Среди социальных потребностей не выделяется такая группа потребностей, как потребности «для себя».
  5. Потребность мира и потребность свободы являются социальными потребностями.
ответ

№5

Установите соответствие между сферами жизни общества их элементами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ЭЛЕМЕНТЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) орудия труда

1) политическая

Б) гражданство

2) экономическая

В) бизнес

 

Г) электорат

 

Д) рынок

 

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№6

Студенты факультета квантовой физики ведут исследования в области теории поля. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности человека? Запишите цифры под которыми они указаны.

 

  1. выводы подтверждаются в процессе эксперимента
  2. результат представлен в виде художественных образов
  3. процесс разработки обоснованных теории
  4. опора исключительно на данные наблюдений
  5. использование в основном форм чувственного познания
  6. в процессе деятельности используются строго определенные понятия
ответ

№7

Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Проявлением инфляции является снижение покупательной способности денег.
  2. Дефицит государственного бюджета не оказывает влияние на инфляцию в целом.
  3. При галопирующей инфляции рост цен составляет 10–50 % в годовом исчислении.
  4. Увеличение цен на ресурсы влечет за собой инфляцию предложения.
  5. Инфляция всегда негативно влияет на экономику государства.
ответ

№8

Установите соответствие между видами издержек и примерами, иллюстрирующими определенный вид: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

ВИД

А) амортизационные отчисления

Б) сдельная заработная плата

В) транспортные расходы

Г) затраты на сырье и материалы

Д) страховые выплаты

1)  постоянные

2)  переменные

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№9

Компания «Крот» осуществляет добычу полезных ископаемых. За осуществляемую ей деятельность она уплачивает налог на добычу полезных ископаемых, который является федеральным налогом. Какие их перечисленных ниже налогов также относятся к федеральным? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. налог на имущество физических лиц
  2. торговый сбор
  3. налог на доходы физических лиц
  4. акциз
  5. водный налог
  6. транспортный налог
ответ

№10

На графике отражено изменение спроса на смартфоны с поддержкой LTE на рынке телекоммуникаций и связи: линия предложения переместилась из положения D в положение D1. (На графике P — цена товара; Q — количество товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. снижение цен на популярные модели смартфонов с функцией LTE
  2. снижение цен на тарифы с включенной опцией «мобильный интернет»
  3. повышение ставки подоходного налога
  4. рост доходов потребителей
  5. повышение цен на комплектующие смартфонов
ответ

№11

Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Одной из черт, свойственных молодежи, является стремление к самоопределению.
  2. Ведущей деятельностью молодежи является подражание старшим.
  3. Критерием для выделения социальной группы «молодежь» является возраст.
  4. Молодежь обладает собственной особенной культурой.
  5. Представители молодежи обладают более высоким социальным статусом по сравнению представителями общества зрелого возраста.
ответ

№12

Социологическая служба государства M провела опрос. Респондентам был задан вопрос «Какова ваша основная цель в жизни?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

 

2009

2016

Свести концы с концами

10

25

Улучшить качество жизни

60

55

Переехать жить в более развитую страну

5

5

Затруднились с ответом

25

20

 

  1. Большинство опрошенных стремится улучшить свое качество жизни.
  2. По данным опроса уровень жизни людей за последние годы существенно возрос.
  3. Количество желающих переехать в другую страну с годами не изменилось.
  4. Достижения уровня жизни западных стран является основной целью жизни более чем половины опрошенных в 2009 году.
  5. Среди опрошенных возросло количество тех, кто задумывается о том, как свести концы с концами.
ответ

№13

Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Официальная идеология является необходимым компонентом любого политического режима.
  2. Один из признаков демократического режима является господство закона во всех сферах жизни общества.
  3. Тоталитарному режиму присущ физический и психологический террор.
  4. При антидемократических режимах легальная оппозиция отсутствует.
  5. При демократии существует жесткая цензура любой информации.
ответ

№14

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) надзор за исполнением законов

1) Верховный Суд

Б) надзор за деятельностью судов

2) Прокуратура

В) управление федеральной собственностью

3) Правительство

Г) проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов

4) Совет Федерации

Д) утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения

 

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№15

В государстве Z систематически проводятся выборы в государственную думу. Какая дополнительная информация указывает на то, что в Z пропорциональная избирательная система? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. голосование ведется по партийным спискам
  2. устанавливается минимальный порог голосов, который необходимо преодолеть партий, для того чтобы ее представители вошли в состав государственной думы
  3. оппозиционные партии не могут выдвигать своих кандидатов
  4. мандаты распределяются между партиями в соответствии с количеством набранных на выборах голосов
  5. в предвыборный период идет активное формирование межпартийных коалиций
  6. голосование включает в себя несколько туров
ответ

№16

Какие из приведенных положений НЕ относятся к основам Конституционного строя РФ? Запишите цифры под которыми они указаны.

 

  1. любая информация подвергается жесткой цензуре со стороны государства
  2. политика государства направлена на создание условий достойной жизни граждан
  3. официальной религией является православие
  4. человек, его и права и свободы являются высшей ценностью
  5. Россия является президентской республикой
ответ

№17

Выберите верные суждения об административном праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Административное право регулирует отношения в сфере управленческой деятельности.
  2. Административное право является процессуальным.
  3. Административное право является публичным.
  4. Источником административного права является административный кодекс.
  5. К методам административного права относятся предписание, дозволение и запрет.
ответ

№18

Установите  соответствие между участниками уголовного процесса и стороной от которой они выступают:     к каждой позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

УЧАСТНИКИ

СТОРОНА ПРОЦЕССА

А) потерпевший

1) сторона обвинения

Б) защитник

2) сторона защиты

В) прокурор

 

Г) дознаватель

 

Д) подозреваемый

 

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№19

16-летний Миша, учащийся 10«б» класса общеобразовательной школы, решил подработать в период осенних каникул и устроился промоутером в детский магазин «Капитошка». Какие особенности применения труда несовершеннолетних должен соблюсти магазин? Запишите цифры под которыми они указаны.

 

  1. доплату к заработной плате не менее 30 % от установленного оклада
  2. продолжительность рабочей недели не более 18 часов
  3. заработная плата по тарифам, установленных для совершеннолетних работников
  4. запрет на работу в ночное время
  5. допуск до сверхурочных работ и командировок
  6. установление испытательного срока
ответ

№20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«… Основой формирования и функционирования любого социального                          (А) является система социальных ролей и норм, которую общество создает для удовлетворения той или иной социальной потребности. Семейные роли — один из видов социальных ролей                           (Б) в обществе. Среди них выделяют роли супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), (В) (дед, бабушка, прадед, внук, внучка, правнук и т.д.) и внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат и т.д.). Исполнение семейной роли зависит, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы: что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу? Что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим? Какого поведения ждут от тебя?

Какие правила, нормы диктует тебе общество? Важна также гибкость ролевого поведения – способность без особых затруднений выходить из одной роли и включаться в новую.

Изучение семьи как социального института предполагает характеристику                        (Г) и неформальных норм и санкций в сфере семейных отношений. Нормы семейного поведения возникли еще в первобытном обществе  и  передавались  из  поколения  в  поколение,  становясь  коллективными  привычками,  обычаями,

                          (Д). Они предписывали правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и

                         (Е) родственников, место жительства молодой семьи и др. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество поддерживало, поощряло, тех, кто нарушал их, — наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным, этическим и регламентируются обычаями и традициями».

(Л.Н.Боголюбов)

Список терминов:

 

1) межпоколенный

4) обязанность

7) традиция

2) формальный

5) субъекты

8) народ

3) человек

6) труд

9) институт

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

А

Б

В

Г

Д

Е

ответ

№21

Различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, которые составляют важный фактор детерминации ценностных ориентаций и поведения личности, а также способы ее социализации. Возьмем, например, две наиболее значительные в истории человечества ценностные парадигмы: восточную    и западную. Каждая из них отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего общества. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как справедливость, гуманность, искренность, человечность, уважение к родителям и старшим. Особое место в процессе социализации личности принадлежит здесь семье, собственно говоря, само общество рассматривается как большая семья. Главная установка в воспитании и социализации личности делается не на изменение мира, а на изменение себя, на самосовершенствование.

Для западной же традиции характерным является противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей над общественными. В соответствии с этим социализация личности связывается здесь, прежде всего, с изменением социальной среды и мира.

В контексте этих двух традиций генеральная перспектива социализации личности нашего общества, по всей вероятности, должна быть связана с усвоением как тех, так и других ценностей. И дело тут не только       в евразийском характере нашей страны, хотя этот факт тоже не следует игнорировать. Но вместе с тем не следует и абсолютизировать этот принцип и отождествлять его с ценностями "казарменного коллективизма". В этой связи нам необходимо  реабилитировать ценности индивидуализма, но не в смысле голого эгоизма, а   в значении утверждения индивидуальности, активности и самостоятельности личности. И только в случае утверждения диалектического единства ценностей коллективизма и индивидуализма можно говорить о наиболее благоприятных условиях развития личности.

(В.Н. Лавриненко)

 


 Какие две традиции называет автор? Укажите, что, согласно тексту, характеризует каждую из них.

ответ

1. Только в реальной практической деятельности и в определённых социальных условиях.

2. «Сила воли и сила духа личности, её нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определённых социальных условиях».

3. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, ― это не слова, а дела, и, видимо, неслучайно даже в Священном Писании говорится о воздаянии «каждому по делам его».

№22

Автор указывает на то, что каждая из традиций по-своему социализирует личность. Дайте определение понятия «социализация». Назовите не менее трёх современных агентов социализации личности.

ответ

1) Личность, по мнению автора, характеризуют свобода и ответственность.

2) Свобода — возможность поступать в соответствии со своими целями, намерениями, желаниями. (Или же: Ответственность ― субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия)

№23

Автор пишет о западной традиции: «Социализация личности связывается здесь, прежде всего, с изменением социальной среды и мира». К каким проблемам привело такое стремление человека? (Укажите общее название этих проблем.) Дайте определение этому понятию. Назовите четыре группы этих проблем, к каждой из них приведите пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

ответ

1) Категории морали: долг, честь, достоинство, патриотизм, гражданственность, гуманизм, милосердие и др.

2) Гуманизм — человечность, человеколюбие. (Или же: патриотизм — любовь к Родине; гражданственность — осознанное отношение гражданина к своим правам и обязанностям)

3) Для процветания страны необходимо воспитывать в гражданах чувство патриотизма и гражданственность.

№24

Автор указывает на то, что в современном обществе необходим диалог культур: «Генеральная перспектива социализации личности нашего общества, по всей вероятности, должна быть связана с усвоением как тех, так и других ценностей». Приведите три примера диалога культур в современном обществе.

ответ

1) Индивид — представитель биологического вида, наделён всеми биологическими характеристиками вида. Биологическую природу индивида характеризуют его биологические потребности.

2) Личность стремится к познанию, приобретает знания в процессе социализации. Мировоззрение личности строится на базе как научного, так и религиозного знания. Личность стремится к саморазвитию и самореализации.

№25

Используя обществоведческие знания,

  1. раскройте смысл понятия «труд»;
  2. составьте два предложения:
  3. одно предложение, содержащее информацию о других факторах производства;
  4. одно предложение, содержащее информацию о факторных доходах.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

ответ

1) Валовой внутренний продукт — совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведённых на территории данной страны независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или являются собственностью иностранцев.

2) Другими макроэкономическими показателями являются уровень инфляции и безработицы в стране, а также валовой национальный продукт и национальный доход.

3) Валовой национальный продукт — совокупная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в текущих ценах, произведённых на территории данной страны и за её пределами, с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране.

№26

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три вида социальной мобильности. (Каждый пример должен быть распространенным).

ответ

К функциям семьи как социального института относятся:

1) Репродуктивная функция (функция воспроизводства). (Например, в семье Ивановых родился третий ребёнок)

2) Функция социализации. (Например, родители учат своих детей правильно переходить дорогу.)

3) Досуговая (рекреационная) функция. (Например, в семье Петровых существует традиция проводить в один из выходных вечер домашнего чтения)

№27

В государстве Х прошли выборы президента. Победителем стал кандидат, набравший абсолютное большинство голосов. Какая избирательная система сложилась в государстве Х? Назовите ещё два признака этой избирательной системы, не указанные в условии задания. Назовите другую избирательную систему. Укажите три признака другой избирательной системы, названной вами.

 

ответ

№28

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему

«Правонарушения». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта).

ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Отрасль права как самый крупный элемент системы права РФ.

2. Отрасли материального права:

  2.1. Конституционное/государственное право.

  2.2. Административное право.

  2.3. Гражданское право и др.

3. Отрасли процессуального права:

  3.1. Уголовно-процессуальное право.

  3.2. Административно-процессуальное право.

  3.3. Гражданско-процессуальное право.

4. Частное и публичное право.

5. Международное право.

№29

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

  • из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в то числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;
  • из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/ знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы/театральные постановки и др.;
  • из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1

Философия

Человек – свой собственный Прометей. (Ж. Мишле)

29.2

Экономика

Слаборазвитая страна бедна потому, что у неё нет промышленности; а промышленности у неё нет потому, что она бедна (Х.В. Зингер)

29.3

Социология и социальная психология

«Семья — это кристалл общества» (В. Гюго).

29.4

Политология

Всякий, стоящий у государственной власти, обязан избегать войны точно так же, как капитан корабля избегает кораблекрушения (Ги де Мопассан)

29.5

Правоведение

Закон одинаков что утром, что вечером (Дж. Герберт)

ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно