Вариант 6

Время
3:55:00
№1

Запишите слово, пропущенное в таблице

 

ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

ОПИСАНИЕ

Земля

Естественные ресурсы, используемые в хозяйстве и необходимые для существования человеческого общества

……..

Целесообразная и сознательная деятельность человека, целью которой является удовлетворение потребностей индивида и общества

ответ

№2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

 

Искусство, наука, религия, мораль, духовная сфера.

ответ

№3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными нормами:

 

1) Обычай, 2) мораль, 3) закон, 4) международный договор, 5) выборы, 6) налоги

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

ответ

№4

Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Человек осуществляет свою деятельность сознательно.
  2. Одной из особенностей деятельности человека является ее созидательный и преобразовательный характер.
  3. Деятельность человека направлена исключительно на удовлетворение потребностей, существующих у человека в определенный момент времени.
  4. Деятельность человека не связана с его социальными потребностями.
  5. Особенностью деятельности человека является ее волевой характер.
ответ

№5

Установите соответствие между уровнями научного познания и примерами, которые иллюстрируют данные уровни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) проведение эксперимента

Б) написание научной статьи

В) написание диссертации

Г) наблюдение за чайками с целью выявления особенностей их жизнедеятельности

Д) опыт на уроке физики

1)      эмпирическое

2)      теоретическое

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№6

Угроза глобальной войны повлекла за собой гонку вооружений и ухудшение экономической и экологической ситуации в мире. Выберите из приведенного ниже списка глобальные проблемы, которые находятся в причинно- следственной связи с проблемами, указанными выше. Запишите цифры под которыми они указаны.

 

  1. международный терроризм
  2. алкоголизм и наркомания
  3. глобальное потепление
  4. насилие и организованная преступность
  5. увеличение количества больных СПИДом.
  6. проблема «Север-Юг»
ответ

№7

Выберите верные суждения о банковской системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Основной деятельностью Центрального банка является выдача кредитов населению
  2. Коммерческие банки имеют право производить материальные ценности
  3. Нормативы, установленные Центральным банком, обязаны соблюдать как государственные, так и коммерческие банки.
  4. Коммерческие банки правомочны заниматься кредитованием населения и предприятий.
  5. Коммерческие банки могут осуществлять эмиссию денежных знаков.
ответ

№8

Установите соответствие между организационно-правовыми формами коммерческих организаций и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ

ФОРМЫ

А) учредительным документом является устав

Б) складочный капитал разделен на доли

В) органом управления является совет директоров

Г) организация несет ответственность всем принадлежащим имуществом

Д) распределение прибыли между участниками происходит пропорционально доли складочном капитале

1)  акционерное общество

2)  товарищество

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№9

Автомобильный бензин является акцизным товаром. Акциз является федеральным налогом. Какие из перечисленных ниже налогов также относятся к федеральным? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. налог на доходы физических лиц
  2. налог на имущество организаций
  3. государственная пошлина
  4. налог на добавленную стоимость
  5. налог на игорный бизнес
  6. транспортный налог
ответ

№10

На   графике   отражена   ситуация   на  рынке  сельскохозяйственной техники: линия предложения переместилась  из  положения  S  в положение S1. (На графике P — цена товара; Q – количество товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. применение новых технологий, сокращающих издержки производства
  2. увеличение доходов потребителей
  3. активная реклама сельскохозяйственной техники в СМИ
  4. появление на рынке нового крупного производителя сельскохозяйственной техники
  5. экономический кризис в обществе
ответ

№11

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Примером социальных норм являются нормы права.
  2. Социальные нормы остаются неизменными и не учитывают особенности общества.
  3. Нормы морали являются примером социальных норм.
  4. Одним из источников религиозных норм являются религиозные книги.
  5. Социальные нормы всегда запрещают какие-либо действия человека.
ответ

№12

Студенты факультета социологии провели опрос среди преподавателей и студентов университета. Респондентам был задан вопрос «Как Вы думаете, сейчас хорошее время или плохое время, чтобы брать кредиты?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

Ответ респондентов

%

Сейчас самое лучшее время для получения кредита

10

Скорее хорошее, чем плохое

15

На данный момент неудачное время для получения кредита и его выплаты

60

Затрудняюсь ответить

15

 

  1. Одинаковое количество опрошенных считает что сейчас лучшее время для получения кредита и что время для получения кредита скорее хорошее, чем плохое.
  2. Наименьшее количество респондентов затруднилось с ответом на поставленный вопрос.
  3. Большая доля опрошенных считает, что сейчас самое неудачное время для получения и выплаты кредита.
  4. Четверть опрошенных считает, что на данный момент лучшее время для получения кредита.
  5. Количество опрошенных, которые пришли к выводу что сейчас скорее хорошее, чем плохое время для получения кредита и количество тех, кто затруднился ответить равно.
ответ

№13

Выберите верные суждения об особенностях тоталитарного режима и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Наличие официальной идеологии, которую обязаны поддерживать все граждане.
  2. Гласность как основной принцип деятельности государственного аппарата.
  3. Разделение властей и наличие системы «сдержек и противовесов».
  4. Контроль над всеми сферами общества с целью выявления «врагов народа».
  5. Жесткая цензура любой информации.
ответ

№14

Установите соответствие между органами государственной власти и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) назначение выборов президента

1) Совет Федерации

Б) объявление амнистии

2) Государственная дума

В) объявление помилования

3) Президент

Г) управление федеральной собственностью

4) Правительство

Д) назначение на должность Генерального прокурора

 

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№15

В государстве Z власть передается по наследству. Какие из приведенных фактов указывают на то, что Z является абсолютной монархией? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. органы власти подчинены монарху и не могут принимать решения без согласования с ним
  2. глава государства исполняет функции законодательной, исполнительной и судебной власти
  3. монарх несет ответственность за свои действия и решения перед парламентом
  4. монарх самостоятельно распоряжается бюджетом страны, а также самостоятельно устанавливает налоги по своему усмотрению
  5. население государство активно принимает участие в решении важных государственных вопросов
  6. власть монарха ограничена конституцией
ответ

№16

В статье 7 Конституции РФ закреплено положение о том, что Российская Федерация является социальным государством. Запишите цифры, под которыми указаны верные суждения о данном положении.

 

  1. политика государства направлена на создание условий достойной жизни граждан
  2. в государстве отсутствует официальная религия
  3. государство обеспечивает поддержку материнства, отцовства и детства
  4. в государстве узаконен плюрализм мнений
  5. в государстве устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда
ответ

№17

Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Административное право является публичным правом.
  2. Гражданское право является процессуальным.
  3. Уголовное право является материальным.
  4. Одной из сторон публичного права являются государственные органы.
  5. В системе российского права отсутствует лесное и водное право.
ответ

№18

Установите соответствие между отраслью права и отношениями, которые данная отрасль регулирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОТНОШЕНИЯ

ОТРАСЛЬ ПРАВА

А) формирование государственного бюджета

1) уголовное право

Б) наследование

2) гражданское право

В) купля-продажа, дарение, обмен

3) семейное право

Г) понятие и виды преступлений

4) финансовое право

Д) заключение брака, расторжение брака

 

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№19

Ольга решила открыть свой магазин и заняться сбытом парфюмерной продукции. Какие документы ей необходимо собрать, чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя? Запишите цифры под которыми они указаны.

 

  1. трудовая книжка
  2. заявление по форме, установленной законодательством РФ
  3. квитанция об оплате госпошлины
  4. копия паспорта
  5. характеристика с последнего места работы
  6. медицинская книжка
ответ

№20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Согласно  одной  из  трактовок,                             (А) — это исторически сложившаяся общность людей на основе общности                          (Б), экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании. В данном случае подчеркивается общегражданская сущность новой формы консолидации людей. Однако в таком понимании отсутствует этнический компонент. В западной социологии нация, как правило, понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной                     (В). Во многих современных демократических странах термин «нация» давно используется в значении «согражданство», «народ данной страны», «совокупность                                       (Г) государства».

Тем не менее реальный современный мир остается полиэтничным — 90% народов живут в многонациональных                        (Д).  Понятие                          (Е) не только не утратило своего значения, но, напротив, стало принципиальным в современных национальных отношениях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабильность до тех пор, пока остаются стабильными межэтнические (межнациональные) отношения населяющих его народов. А межэтнические конфликты, как вы знаете, могут возникать в государствах с самым разным уровнем развития цивилизации (например, в странах Азии и Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства».

(Л.Н.Боголюбов)

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) демократия

4) народ

7) государство

2) граждане

5) субъекты

8) традиционный

3) территория

6) труд

9) нация

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

А

Б

В

Г

Д

Е

ответ

№21

Основной причиной того, что создавать фирмы прибыльно, должно бы быть то, что механизм цен не работает без издержек. Очевиднейшая из издержек «организации» производства с помощью ценового механизма состоит в выяснении того, каковы же соответствующие цены. Издержки на это могут быть сокращены благодаря появлению специалистов, которые станут продавать эту информацию, но их нельзя устранить вовсе. Следует принять во внимание также издержки на проведение переговоров и заключение контракта на каждую трансакцию обмена, что неизбежно на рынке. Хотя на некоторых рынках, например, на товарных биржах, разработана техника сведения до минимума этих издержек на контракты, но до конца они не устранены. Правда, от контрактов не удается избавиться и при наличии фирмы, но здесь их намного меньше: фактор производства (или его собственник) не должен заключать серию контрактов с факторами, с которыми он кооперируется внутри фирмы, что было бы необходимо, разумеется, если бы эта кооперация была прямым результатом работы ценового механизма. Этот ряд контрактов замещается одним-единственным.

Здесь важно отметить характер контракта с фактором производства, используемым внутри фирмы. Контракт и есть то, почему фактор за некоторое вознаграждение (которое может быть фиксированным или колеблющимся) соглашается в известных пределах выполнять распоряжения предпринимателя. Существо контракта в том,  что им устанавливаются только пределы власти предпринимателя. В этих границах, следовательно, он может управлять остальными факторами производства.

Использование ценового механизма, однако, имеет и другие недостатки — или издержки. Может оказаться желательным заключение долгосрочного контракта на поставку каких-либо изделий или услуг. Причиной такого желания может быть тот факт, что когда вместо нескольких краткосрочных контрактов заключается один долгосрочный, то определенных издержек по заключению каждого контракта удается избежать. Либо участники, в силу определенного отношения к риску, могут предпочесть долгосрочный контракт краткосрочному.

(Р. Коуз)

 

Какова, согласно тексту, основная причина создания фирм? Благодаря чему, по мнению автора, могут быть сокращены издержки фирмы?

ответ

1) Основная причина создания фирм — получение прибыли.

2) По мнению автора, издержки на это могут быть сокращены благодаря появлению специалистов, которые станут продавать эту информацию.

№22

Автор говорит о контрактах с факторами производства, используя обществоведческие знания, дайте определение понятию «фактор производства». Как называется такой контракт в законодательстве России? О каком факторе производства идёт речь? Какой факторный доход получает владелец данного фактора производства?

ответ

1) Фактор производства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг и вовлекаемые в это производство.

2) Трудовой договор.

3) Речь идёт о таком факторе производства, как труд.

4) Владелец такого факторного дохода получает зарплату.

№23

Автор указывает на то, «что механизм цен не работает без издержек». Назовите виды издержек и приведите по два примера, их иллюстрирующих. (Каждый пример должен быть распространенным).

ответ

1) Виды издержек — постоянные и переменные.

2) Примеры:

Постоянные издержки — выплаты по ранее взятому кредиту, арендная плата.

Переменные издержки — оплата коммунальных услуг, закупка сырья и материалов.

№24

Автор считает важным выяснить, «каковы же соответствующие цены». Известно, что на формирование цены товара влияет ряд факторов. Основываясь на знаниях обществоведческого курса и личном опыте, приведите три фактора, влияющих на формирование цены товара.

ответ

На формирование цены товара влияют:

1) Цены на сырьё и комплектующие;

2) Оплата издержек производства;

3) Полезность и редкость товара и т.д.

(Могут быть названы другие факторы.)

№25

Используя обществоведческие знания,

  1. раскройте смысл понятия «социальная группа»;
  2. составьте два предложения:
  3. одно предложение, содержащее информацию о видах социальных групп;
  4. одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из названных видов социальных групп.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

ответ

1) Социальная группа ― это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) Выделяют большие и малые, формальные и неформальные, номинальные и реальные социальные группы. (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах социальных групп.)

3) Малой группой считается группа от 2 до 40 человек, где все члены непосредственно общаются между собой.

№26

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три внешние функции государства. (Каждый пример должен быть распространенным).

ответ

К внешним функциям государства относятся:

1) Отстаивание интересов всего общества страны на международной арене. (Например, Президент РФ выступил на международной конференции с предложением отменить экономические санкции.)

2) Участие в решении глобальных проблем. (Например, РФ выступила инициатором ограничения выбросов вредных веществ в атмосферу.)

3) Защита прав граждан, находящихся за рубежом. (Например, граждане РФ, находящиеся за рубежом и попавшие в неприятную историю, могут обратиться в представительство России или дипломатический корпус на территории данной страны.)

№27

Согласно «Русской правде», в Древней Руси обычаи кровной мести заменялись штрафами, имущество смердов, не оставивших после себя сыновей, наследовал князь, а также устанавливались формы зависимости людей и превращения их в холопов. Каким источником права является «Русская правда»? Назовите ещё три источника права.

ответ

1) «Русская правда» ― источник обычного права.

2) Источниками права также являются, например, Конституция, правовая доктрина, священные книги, нормативно-правовой акт и др.

№28

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему

«Человек и природа». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта).

ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Природа как совокупность естественных условий на земле, материальный и нематериальный мир.

2. Влияние природы на человека.

  2.1. Источник сырья и удовлетворения биологических потребностей.

  2.2. Влияние на ведущий вид деятельности и образ жизни людей.

  2.3. Природные катаклизмы и т.д.

3. Влияние человека на природу.

  3.1. Истощение ресурсов.

  3.2. Загрязнение окружающей среды.

  3.3. Создание заповедников, остановка коррозии почвы и т.д.

4. Глобальные экологические проблемы.

  4.1. Загрязнение мирового океана и окружающей среды.

  4.2. Истощение ресурсов.

  4.3. Нехватка пресной воды и т.д.

5. Способы решения глобальных экологических проблем.

  5.1. Поиски новых источников энергии.

  5.2. Рациональное использование ограниченных ресурсов.

  5.3. Создание и внедрение биотехнологий замкнутого типа и др.

6. Переход на партнёрские отношения с природой.

№29

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

  • из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в то числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;
  • из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/ знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы/театральные постановки и др.;
  • из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1

Философия

Всякое познание берёт начало от разума и исходит от чувств (Ф. Патрици)

29.2

Экономика

Нельзя      добиться      экономического      процветания      налетами      на государственную казну. (Г.Гувер)

29.3

Социология и социальная психология

Лучший способ сделать детей хорошими ― сделать их счастливыми (О. Уайльд)

29.4

Политология

Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете (В.И.Ленин)

29.5

Правоведение

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла (Т.Джефферсон)

ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно