Вариант 8

Время
3:55:00
№1

Запишите слово, пропущенное в таблице

 

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

ЭЛЕМЕНТЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Инфляция

обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества

социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда

ответ

№2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

 

Судебный прецедент, правовая доктрина, источник права, правовой обычай, священные книги

ответ

№3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают социальные роли, которые могут исполнять и совершеннолетние и несовершеннолетние люди:

 

1) Покупатель; 2) пассажир; 3) избиратель; 4) сын/дочь; 5) экскурсант; 6) водитель.

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

ответ

№4

Выберите верные суждения о внутреннем мире человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Внутренний мир человека — явление стабильное, не подверженное каким-либо изменениям.
  2. Составной частью в структуре духовного мира личности является мировоззрение.
  3. Мировоззрение определяет общую направленность личности.
  4. Выделяют первичное и вторичное мировоззрение.
  5. Мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности.
ответ

№5

Установите соответствие между функциями искусства и примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

ФУНКЦИИ

А) Роман Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой»

Б) Стихотворение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

В) «Лунная соната» Л. Бетховена

Г) Стихи А.С. Пушкина

Д) Роман Ф.М, Достоевского «Преступление и наказание»

1)  воспитательная

2)  предвосхищающая

3)  гедонистическая

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№6

Андрей — молодой человек, не высокого  роста, но плечистый и крепкого телосложения. Он хорошо учится    в 10 классе общеобразовательной школы. Дома он помогает родителям воспитывать младшую сестрёнку, защищает её от мальчишек во дворе. В компании друзей к его мнению прислушиваются. Что характеризует Андрея как личность? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. невысокий рост
  2. хорошая учёба
  3. помощь родителям
  4. крепкое телосложение
  5. молодость
  6. защита сестры
ответ

№7

Выберите верные суждения о рынке труда и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Для торговли рабочей силой существует особый рынок — рынок труда.
  2. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы.
  3. Работники, желающие продать свою рабочую силу, затемно занимают очередь на рынке. труда, чтобы с открытием попасть на него и иметь больше шансов на успех.
  4. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.
  5. Спрос на рабочую силу формируется работниками в зависимости от их квалификации.
ответ

№8

Установите соответствие между налогами и видами налогов, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

НАЛОГИ

ВИДЫ НАЛОГОВ

А) налог на прибыль организаций

Б) налог на имущество организаций

В) налог на имущество физических лиц

Г) водный налог

Д) государственная пошлина

1)  федеральные

2)  региональные

3)  местные

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№9

В государстве N наблюдается дефицит государственного бюджета. Какие меры из приведённого списка могут помочь правительству государства N сбалансировать баланс бюджета? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. индексация пенсий
  2. субсидирование фундаментальной науки
  3. эмиссия
  4. выпуск облигаций
  5. сокращение социальных программ
  6. дефолт
ответ

№10

На  графике  изображено  изменение  спроса  на  бытовую технику на потребительском рынке: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. увеличение налога на прибыль с фирм
  2. снижение цен на грузоперевозки
  3. внедрение новых технологий в производство
  4. снижение доходов потребителей
  5. увеличение ставки подоходного налога
ответ

№11

Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт.
  2. Под стратой социологи понимают социальный институт, помогающий человеку проходить период социализации.
  3. П. Сорокин, основоположник теории стратификации, выделял морально-волевые качества человека как один из критериев деления общества на страты.
  4. Основа выделения страт — совокупность признаков, среди которых доступ к богатству играет важную роль.
  5. Стратификационный подход к изучению общества исходит из учета не только экономических, но и политических, собственно социальных, а также социально-психологических факторов.
ответ

№12

В ходе социологического опроса всех возрастных групп граждан страны Z им задавали вопрос: «Посещаете ли вы библиотеки?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Большинство посетителей библиотек это подростки в возрасте 16-18 лет.
  2. Около трети пенсионеров посещает библиотеки.
  3. Четверть опрошенных молодых людей в возрасте 18-30 лет посещают библиотеки.
  4. Десятая часть детей до 10 лет посещает библиотеки.
  5. Равное количество посетителей библиотек составляют подростки 11-15 лет и люди зрелого возраста 30-60 лет.
ответ

№13

Выберите верные суждения о местной власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Одной из ветвей государственной власти является местное самоуправление.
  2. Местное самоуправление оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.
  3. Местное самоуправление так же как и государственная власть осуществляет законодательные, исполнительные и судебные функции.
  4. Местное самоуправление — это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов локального значения.
  5. Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления населения.
ответ

№14

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ

СУБЪЕКТЫ

А) дает толкование Конституции Российской Федерации

Б) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ

В) отрешение Президента РФ от должности

Г) дает разъяснения по вопросам судебной практики

Д) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения

1)  Федеральное Собрание

2)  Конституционный суд

3)  Верховный суд

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№15

В государстве N прошли парламентские выборы. Какие из приведённых положений характеризуют эти выборы как демократические? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. свободное, тайное, прямое волеизъявление граждан
  2. наличие имущественного ценза
  3. голосование проходит согласно национальной принадлежности
  4. наличие альтернативных кандидатов
  5. итоги голосования являются государственной тайной
  6. отсутствие административного давления
ответ

№16

Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова
  2. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
  3. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту
  4. Каждый имеет право на жилище
  5. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду
ответ

№17

Выберите верные суждения об отраслях российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Отрасль права характеризуется предметом правового регулирования — общественными отношениями.
  2. К основным отраслям российского права относятся Конституционное, Гражданское, Уголовное, Административное и Судебное право.
  3. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления.
  4. К частному праву можно отнести Финансовое право.
  5. Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства.
ответ

№18

Установите соответствие между ветвями государственной власти и их характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) формируется путём назначений

Б) состязательность и равноправие сторон

В) формируется выборным путём на основе всеобщего избирательного права

Г) имеет право осуществлять контроль за исполнительной властью

Д) управляет сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства

1)      Законодательная

2)      Исполнительная

3)      Судебная

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№19

Учащиеся 11  класса на уроке обществознания знакомились с иерархией нормативно-правовых актов. Какие  из приведённого списка нормативно-правовые акты являются подзаконными актами? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Конституция
  2. Указы Президента РФ
  3. Постановления Правительства РФ
  4. Федеральные законы
  5. Законы субъектов Федерации
  6. Решения и постановления местных органов государственной власти
ответ

№20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

Человек рассматривается как                            (А) в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид — это всегда один из многих, и он всегда                                          (Б). В этом смысле понятия "индивид" и "                              (В) " являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии "индивида" не фиксируется каких-либо особенных или единичных                            (Г) человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему оно в такой же степени богато, ибо каждый                                         (Д) — индивид. В понятии "индивид" не фиксируются ни                                 (Е), ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются.

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) биологический

4) наличное

7) свойства

2) безличное

5) личность

8) индивидуальность

3) индивид

6) познавательное

9) человек

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

А

Б

В

Г

Д

Е

ответ

№21

Так какую же роль играет образование сегодня? В настоящее время, как и во все времена, образование дает человеку жизненные ориентиры, влияет на формирование его мировоззрения, обеспечивает преемственность языка, традиций, тем самым способствуя консолидации общества, формированию национального самосознания и сохранению национальной культуры.

Кроме того, в современном обществе значительно возросла социальная роль образования. По мнению большинства исследователей, именно образование становится сегодня одним из важнейших факторов формирования нового качества экономики и общества, от его направленности и эффективности в значительной степени зависят перспективы прогрессивного развития человечества. Совершенно очевидно, что преодоление кризиса цивилизации, решение сложнейших проблем, в подавляющем большинстве носящих глобальный характер, напрямую связано с развитием образования, которое может и должно обеспечить цивилизационный диалог посредством своих интеллектуальных коммуникативных ресурсов. «Сохраним цивилизацию!» — вот главный принцип, который сегодня стал основополагающим во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании.

Высокие темпы научно-технического прогресса, повсеместное распространение информационных технологий коренным образом изменили характер производства, что в свою очередь сказалось на требованиях, предъявляемых к квалификации современного специалиста. Сегодняшний работник должен не столько обладать определенными специальными знаниями, сколько быть максимально мобильным и аналитически мыслящим. Кроме того, активное развитие технологий и быстрое устаревание знаний во многих областях науки и техники предполагают постоянное повышение квалификации специалиста.

Таким образом, в современном постоянно меняющемся информационном мире уже невозможно рассматривать образование исключительно как теоретический набор знаний. В условиях, когда важнейшей ценностью и основным капиталом общества является человек, целью и продуктом образовательной системы должны стать человеческий интеллект и личность.

В настоящее время, благодаря современным технологиям, значительно возросла доступность информации, любые специальные знания можно получить, не выходя из дома, воспользовавшись возможностями Интернета. В связи, с чем функцией современного образования стало не «наполнение» человека определенным объемом знаний, а формирование современного мышления и развитие личности обучающегося. Современному обществу нужны нравственные, предприимчивые, коммуникабельные и толерантные люди, способные к освоению новых знаний, принятию самостоятельных нестандартных решений с эффективным анализом их возможных последствий.

В заключение хочется отметить, что помимо прочего образование способствует пониманию человеком своего предназначения, оно не позволяет человеку разочароваться в окружающей действительности, стимулирует его к активной творческой деятельности, к поиску нового, неизведанного. В современном мире образование помогает человеку добиться большего, положительно сказывается на его самооценке, а значит нравственном и душевном состоянии.

(О.А. Смирнова )

 

 

Какой принцип, по мнению автора, является основным во всех сферах общественной жизни, в том числе в образовании? Какую роль играет образование в современном мире?

ответ

«Сохраним цивилизацию!» — вот главный принцип, который сегодня стал основополагающим во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Образование даёт человеку жизненные ориентиры, влияет на формирование его мировоззрения, обеспечивает преемственность языка, традиций, тем самым способствуя консолидации общества, формированию национального самосознания и сохранению национальной культуры. Образование помогает человеку добиться большего, положительно сказывается на его самооценке, а значит, нравственном и душевном состоянии.

№22

Как, по мнению автора, изменилась основная функция образования в связи с ростом доступности информации? Используя факты общественной жизни дайте определение понятию «образование».

ответ

Функцией современного образования стало не «наполнение» человека определённым объемом знаний, а формирование современного мышления и развитие личности обучающегося. Образование — процесс приобретения знаний, представлений, умений, навыков в конкретной области человеческих знаний и влияющий на развитие мировоззрения.

№23

Какова, по мнению автора, социальная роль образования? Какие проблемы способно решить образование, согласно мнению автора? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, приведите пример, подтверждающий мнение автора о том, что социальная роль образования в современном мире возросла. (Пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

ответ

Социальная роль образования состоит в том, что образование становится сегодня одним из важнейших факторов формирования нового качества экономики и общества, от его направленности и эффективности в значительной степени зависят перспективы прогрессивного развития человечества. Оно способно решить проблемы преодоления кризиса цивилизации, решить ряд сложнейших проблем, в подавляющем большинстве носящих глобальный характер.

Пример: доступность образования способствует повышению грамотности населения, что ведет к снижению количества бедных, а также к возрастанию числа трудоспособного населения, что ценно в современных экономических системах, помогает странам Третьего мира выравниваться с развитыми странами.

№24

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что целью и продуктом образовательной системы должны стать человеческий интеллект и личность.

ответ

1) Образование развивает интеллектуальные способности человека.

2) Неотделимым компонентом образования является воспитание ― то есть формирование личностных качеств и усвоение социальных норм.

3) Образование должно отвечать потребностям человека и предоставлять нужную ему информацию.

4) Образование должно быть связано с практикой, чтобы оно было полезно в реальной жизни (как в плане знаний, так и в плане личностных качеств).

№25

Используя обществоведческие знания,

  1. раскройте смысл понятия «этническая общность»;
  2. составьте два предложения:
  3. одно предложение, содержащее информацию о видах этнических общностей;
  4. одно предложение, раскрывающее понятие «народность».

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

ответ

Этническая общность — это большая группа людей, объединённая общностью культуры, языка и культурно- исторической самобытностью.

1) Выделяются следующие виды этических общностей: род, племя, народность, нация.

2) Народность ― общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе общности языка и территории и развивающейся общности культуры.

№26

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три вида знаний. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

ответ

Виды знаний:

Житейское. (Например, в холодную погоду надо теплее одеваться.)

Практическое, строящееся на действиях, овладении вещами, преобразовании мира. (Например, чтобы вскипятить воду, надо включить чайник).

Художественное. (Например, человек знает, как выглядит картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».)

Можно привести также такие виды знаний:

Научное. (Например, изучение чёрных дыр, изучение влияния магнитных бурь на население Земли.)

Рациональное. (Например, умозаключение о том, что по окончании школы надо будет сдать экзамены.)

Иррациональное (чувственное). (Например, Маша любит Мишу.)

№27

В статье 14 Конституции РФ указано: «Российская Федерация ― светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Какая сфера общественной жизни отражена в данной статье? Каковы основные принципы светского государства? Используя обществоведческие знания, укажите три примера культурных прав. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

ответ

Правильный ответ может содержать следующие элементы

1) Политическая сфера.

2) Основные принципы светского государства: отделение церкви от государства, отделение школы от церкви, невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной, равенство религиозных объединений перед законом.

3) Примеры культурных прав: право пользования достижениями культуры, свобода творчества, исследования, преподавания, право на образование. (Можно указать и другие: право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества, право на защиту авторских прав и др.)

№28

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему

«Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта).

ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Право на благоприятную окружающую среду как основное конституционное право граждан.

2. Субъекты права на благоприятную окружающую среду.

  2.1. Граждане РФ.

  2.2. Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

3. Полномочия граждан для реализации своих экологических прав.

  3.1. Создание общественных объединений.

  3.2. Создание и деятельность фондов.

  3.3. Обращения и требования в административные органы власти.

4. Экологические обязанности.

5. Проблемы и перспективы защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду.

№29

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

  • из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в то числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;
  • из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/ знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы/театральные постановки и др.;
  • из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1

Философия

«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет писать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». (Э. Тоффлер)

29.2

Экономика

«Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека». (В.Г. Белинский)

29.3

Социология и социальная психология

«Бизнес — это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». (М. Амстердам)

29.4

Политология

«Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться». (Ф. Хайек)

29.5

Правоведение

«Закон — величественная статуя, перед которой снимают шляпу, но проходят мимо». (И. Тэн)

ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно