Вариант 9

Время
3:55:00
№1

Запишите слово, пропущенное в таблице

 

Виды семьи

Описание

………..

Семья состоит из родителей и их несовершеннолетних детей

Многопоколенная

Семья состоит из двух и более поколений семей

ответ

№2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово.

 

Этнос, род, племя, народ, нация

ответ

№3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам права:

 

1) Нормативность, 2) общеобязательность, 3) суверенитет, 4) система «сдержек и противовесов» ,

5) системность, 6) формальная определенность.

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

ответ

№4

Выберите верные суждения о духовной сфере жизни общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Духовная сфера является факультативной и присутствует не во всех обществах.
  2. Духовная сфера связана с правом.
  3. Искусство, наука и мораль являются частью духовной сферы жизни общества.
  4. Религия является компонентом духовной сферы жизни общества.
  5. Духовная сфера жизни общества занимается производством и торговлей предметами искусства и результатами научной деятельности.
ответ

№5

Установите соответствие между видами мировоззрения и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

А) объяснение явлений природы волей богов

Б) рациональное осмысление мира

В) олицетворение сил природы

Г) опора на ранее доказанные и подверженные факты

Д) объективность полученных знаний

1)      научное

2)      мифологическое

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№6

В государстве M. хорошо развита сфера услуг. Какие факты свидетельствуют о том, что общество государства М. является постиндустриальным? Выберите верные утверждения. Запишите цифры под которыми они указаны.

 

  1. натуральное хозяйство
  2. машинное производство
  3. широкое распространение сети Интернет
  4. развитая рыночная экономика
  5. большинство населения проживает в деревнях и селах
  6. развитая высокотехнологичная инновационная промышленность
ответ

№7

Выберите верные суждения о факторах производства и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Факторами производства являются экономические ресурсы, которые реально участвуют в производстве товаров и услуг.
  2. К природным факторам относится труд, поскольку он основан на физических возможностях человека.
  3. Факторным доходом труда является заработная плата.
  4. Использование месторождения полезных ископаемых является примером пользования таким фактором производства как земля.
  5. Предпринимательские способности не приносят дохода.
ответ

№8

Установите соответствие между банками и функциями, которые они осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИЯ

БАНК

А) кредитование населения

Б) эмиссия денежных средств

В) осуществление валютной политики государства

Г) лицензирование банков

Д) расчетно-кассовое обслуживание населения

1)  центральный банк

2)  коммерческий банк

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№9

Компании «Mazda» и «Suzuki» заключили договор, согласно которому они совместно разработают новый автомобиль премиум-класса. Что из перечисленного данные компания будут использовать в качестве основного капитала? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. топливо
  2. сырье
  3. оборудование
  4. здания
  5. инвестиции
  6. трудовые ресурсы
ответ

№10

На графике представлена ситуация на рынке снаряжения для дайвинга:      линия спроса переместилась  из  положения  D  в  положение  D1.  (На графике P — цена товара; Q — объем спроса товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. рост доходов дайверов
  2. облегчение покупки снаряжения в связи с распространением интернет-магазинов
  3. появление новых производителей снаряжения для дайвинга
  4. снижение пошлин на ввоз импортного снаряжения
  5. появление новых комплектаций снаряжения для дайвинга
ответ

№11

Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Социальный контроль обеспечивает исполнение социальных норм.
  2. Социальный контроль базируется исключительно на религии и традициях.
  3. Социальный контроль поддерживает порядок в обществе посредством применения различных санкций за нарушение социальных норм.
  4. Социальный контроль является совокупностью средств и методов социального воздействия.
  5. Социальный контроль обеспечивается исключительно внешним воздействием.
ответ

№12

Социологическая служба города Z. провела опрос. Респондентам был задан вопрос «С какой целью вы смотрите документальные фильмы на политическую тематику?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Большинство опрошенных смотрят документальные фильмы для общего развития.
  2. Одинаковое количество опрошенных смотрят документальные фильмы, когда нечего делать или не смотрят вообще.
  3. Пятая часть опрошенных смотрят документальные фильмы для того чтобы отвлечься.
  4. Четверть опрошенных смотрят документальные фильмы для того чтобы познакомиться с особенностями функционирования государственного аппарата.
  5. Наименьшее количество опрошенных смотрят документальные фильмы для развлечения.
ответ

№13

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации

1) Верховный Суд

 Б) осуществление надзора за деятельности судов общей юрисдикции

2) Совет Федерации

В) обеспечение обороны страны

3) Правительство

Г) назначение выборов Президента

4) Государственная дума

Д) назначение на должность Председателя Центрального банка

 

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№14

Государство S. возглавляет политический лидер, который получил власть по наследству. Какие черты характеризуют традиционный тип политического лидерства? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. лидерство основано на ритуалах и привычке народа
  2. глава государства является старейшиной либо монархом, либо вождем
  3. выдающиеся, исключительные качества лидера
  4. лидер получил власть в силу своего происхождения
  5. глава государства не пользуется авторитетом
  6. основа лидерства- артистизм и привлекательность правителя
ответ

№15

Что из перечисленного относится к функциям Конституции РФ? Запишите цифры под которыми они указаны.

 

  1. правовая функция
  2. функция социализации
  3. гуманистическая функция
  4. коммуникативная функция
  5. учредительная функция
ответ

№16

Выберите верные суждения об основных правилах и принципах гражданского процесса и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Гражданский процесс начинается с подачи искового заявления заинтересованным лицом.
  2. В гражданском процессе отсутствует стадия подготовки к судебному разбирательству.
  3. Сторонами гражданского процесса являются истец и ответчик.
  4. В гражданском процессе возможно участие присяжных заседателей.
  5. По результатам рассмотрения гражданского дела выдается судебный приказ.
ответ

№17

Установите соответствие между видами преступлений и примерами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

А) торговля людьми

1) преступления против свободы, чести и достоинства личности

Б) убийство

2) преступления против жизни и здоровья

В) похищение человека

 

Г) клевета

 

Д) побои

 

 

Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

Д

ответ

№18

Ксения является учащейся средней общеобразовательной школы, ей 14 лет. Какими правами она обладает в данном возрасте? Запишите цифры под которыми они указаны.

 

  1. вступать в брак
  2. совершать мелкие бытовые сделки
  3. ездить на переднем сидении автомобиля
  4. вступать в детские общественные объединения
  5. быть донором
  6. приобретать слабоалкогольную продукцию
ответ

№19

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Исследователи классифицируют                                (А) по разным основаниям. По идеологическому признаку выделяются либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические, фашистские и др. партии.  На  политической  арене  действуют  и  клерикальные  партии, ориентирующиеся на                                                  (Б). Многие из них имеют в настоящее время довольно широкую поддержку                                           (В), так как провозглашают общечеловеческие                              (Г), прежде всего нравственного характера: справедливость, милосердие, духовное самоочищение и пр. Есть и националистические партии. Они используют рост

                                 (Д) народа в своих эгоистических политических целях, нередко навязывая сепаратистские, шовинистические платформы, враждебные другим соседним нациям.

В зависимости от                                (Е) различают партии крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые. К крайне левым относятся партии коммунистического толка, к левым — социалистические и социал- демократические. Центристские — это умеренные партии, стремящиеся к компромиссам, сотрудничеству       и стабильности. Правыми считаются либеральные и консервативные партии, а крайне правыми — партии фашистские и неофашистские. Данная классификация является относительной и подвижной, особенно для партий, колеблющихся и расположенных «слева» и «справа», но ближе к центру.

По отношению к проводимой политике различают партии правящие и оппозиционные. По организационной структуре различают партии кадровые и массовые.»

(Л.Н. Боголюбов)

Список терминов:

  1. партии              
  2. власть      
  3. право
  4. национальное самосознание
  5. программные установки 
  6. избиратели
  7. право
  8. религиозные учения
  9. ценности                                          

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

А

Б

В

Г

Д

Е

ответ

№20

В различных социологических школах — например, американской и английской — классовые теории развивались в несколько различных направлениях. Послевоенные американские социологи вообще рассматривали свое общество как бесклассовое. Это происходило отчасти вследствие того, что они полагали, будто уже не существует резких перепадов в распределении материального вознаграждения (которое они располагали по ранжиру вдоль непрерывного континуума), отчасти — из-за их убежденности, что индивидов в современном обществе можно вполне правомерно распределять в классы по множеству критериев и факторов, не связанных с экономически определенным классом, таких, как род занятий, религия, образование, этническая принадлежность. Они принимали, скорее, точку зрения Вебера относительно статуса и разрабатывали многомерный подход, который трактовал социальный статус и престиж как независимые факторы, которые ослабляли или даже вытесняли экономически детерминированный класс. Большинство иерархических схем профессиональных шкал, используемых в исследовании неравенства, просто предполагали, что профессии могут, скорее, быть ранжированы по принципу "лучше" или "хуже", нежели по другим — соответствующим доходу и престижу, которые получают их обладатели.

Британские социологи в этот период первоначально принимали в качестве решающей детерминанты класса разделение труда и определяли основной принцип классового деления как границу между физическим и нефизическим трудом. Это, как тогда представлялось, должно было соответствовать основным различиям в экономических и социальных условиях жизни. Эти социо-экономические группы включают в себя людей, чьи жизненные стили (или образы жизни) схожи в отношении социального, культурного и досугового поведения, и люди помещаются в SEG, прежде всего, на основе их профессиональных занятий и профессионального статуса. Число статусов первоначально составляло тринадцать, а к 1961 г. увеличилось до семнадцати. Существует сжатая версия шести социо-экономических классов, которые описываются как профессионалы; работодатели  и менеджеры; клерки — промежуточные и младшие работники нефизического труда; квалифицированные работники физического труда и самостоятельные (самонанимаемые) непрофессионалы; полуквалифицированные работники физического труда и обслуживающий персонал; неквалифицированные работники физического труда.

(Демидова Л.А.)

 

Каковы, по мнению автора, причины того, что в послевоенной социологии Запада отменялось классовое строение общества? Назовите две причины, указанные в тексте.

ответ

1) Первая причина: уже не существует резких перепадов в распределении материального вознаграждения.

2) Вторая причина: вполне правомерно распределять в классы по множеству критериев и факторов, не связанных с экономически определённым классом, такими как род занятий, религия, образование, этническая принадлежность.

№21

Используя обществоведческие знания, дайте определение понятию «социальная стратификация». Какой критерий деления на классы предложили британские учёные, согласно тексту? Назовите не менее шести социоэкономических классов, указанных автором.

ответ

1) Социальная стратификация — система признаков и критериев социального расслоения, определяющая положение человека в обществе Британские учёные основной принцип классового деления определяли как границу между физическим и нефизическим трудом.

2) Социоэкономические классы: профессионалы; работодатели и менеджеры; клерки — промежуточные и младшие работники нефизического труда; квалифицированные работники физического труда и самостоятельные (самонанимаемые) непрофессионалы; полуквалифицированные работники физического труда и обслуживающий персонал; неквалифицированные работники физического труда.

№22

Автор пишет, что британские учёные «разрабатывали многомерный подход, который трактовал социальный статус и престиж как независимые факторы, которые ослабляли или даже вытесняли экономически детерминированный класс». Назовите четыре основных критерия социальной стратификации в современное время. Приведите примеры, иллюстрирующие разделение общества на слои по указанным критериям. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

ответ

1) Критерии стратификации ― доступ к власти, уровень дохода, образования, престиж профессии.

2) Доступ к власти ― властвующие и подчинённые, уровень дохода ― богатые и бедные, уровень образования ― с высшим и средним профессиональным образованием, престиж профессии ― физический труд и интеллектуальный труд.

№23

В тексте говорится, что «послевоенные американские социологи вообще рассматривали своё общество как бесклассовое». Но и сегодня можно разделить общество на классы. Какие критерии лежат в основе такого деления? Приведите два аргумента в подтверждение того, что современное общество делится на классы. Почему наличие среднего класса в обществе является основой его стабильности?

ответ

1. Критерии классового подхода ― собственность на средства производства, уровень дохода, отношение к власти.

2. Аргументы:

— наличие в современном обществе низшего, среднего и высшего классов;

— и сегодня большую роль играют экономические критерии выделения высших слоёв общества.

3. Представители среднего класса имеют собственность, стабильный доход от экономической деятельности, поэтому средний класс является основой стабильности общества.

№24

Используя обществоведческие знания,

  1. раскройте смысл понятия «гражданское общество»;
  2. составьте два предложения:
  3. одно предложение, содержащее информацию об элементах гражданского общества;
  4. одно предложение, иллюстрирующее взаимодействие гражданского общества с государством.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

ответ

1) Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан, добровольно сформировавшихся некоммерческих ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса, а также других внешних факторов. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) Элементами гражданского общества выступают политическая партия, союзы и ассоциации граждан и т.д. (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об элементах гражданского общества.)

3) Пример взаимодействия гражданского общества с государством: Совет ветеранов обратился к Правительству Москвы с предложением.

№25

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три меры дисциплинарной ответственности. (Каждый пример должен быть распространенным).

ответ

Меры дисциплинарной ответственности:

1) Замечание. (За опоздание на работу Андрею было сделано замечание.)

2) Выговор. (За систематическое опоздание на работу Ангелина получила выговор с занесением в трудовую книжку.)

3) Увольнение. (После неоднократных предупреждений Лев Наумович был уволен за систематическое нарушение трудовой дисциплины.)

№26

Известно, что многие животные, как и человек, объединяются в сообщества, совместно «трудятся», заботятся о потомстве. Тем не менее деятельность человека отличается от поведения животных. Приведите ещё одно сходство человека и животных. Назовите не менее трёх отличий деятельности человека от поведения животных.

ответ

1) Можно привести ещё одно сходство, например, у человека, как и у животных, есть инстинкты и биологические потребности (потребности в еде, воде, воздухе).

2) Отличия деятельности человека: целеполагание, сознательно-волевой характер, орудийный/ предметный характер, преобразующий/творческий характер и т.п.

№27

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему

«Деньги». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта).

ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Деньги как всеобщий эквивалент при обмене.

2. Особенности денег.

3. Виды денег.

  3.1. Товарные деньги.

  3.2. Металлические деньги.

  3.3. Бумажные деньги.

  3.4. Кредитные деньги.

  3.5. Безналичные деньги.

  3.6. Электронные деньги.

4. Функции денег.

  4.1. Мера стоимости.

  4.2. Средство обращения.

  4.3. Средство платежа.

5. Изменение роли денег в современном обществе.

№28

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

  • из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в то числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;
  • из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/ знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы/театральные постановки и др.;
  • из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1

Философия

Овца и волк по-разному понимают слово «свобода», в этом сущность разногласий, господствующих в человеческом обществе (А. Линкольн)

29.2

Экономика

«Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния — конкуренция.» (Л.Эрхард)

29.3

Социология и социальная психология

Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным (А.С. Пушкин)

29.4

Политология

«Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Б. Шоу)

29.5

Правоведение

"Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно подчиняться законам". (Сократ)

ответ

№29

Выберите верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Гражданское общество возможно исключительно в условиях тоталитарного политического режима.
  2. Гражданское общество является противопоставлением анархии и противоположностью церкви.
  3. Монтескье считал, что гражданское общество — это общество вражды друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство.
  4. Одним из принципов гражданского общества является осведомленность граждан о деятельности государства и общества.
  5. Участникам гражданского общества исполнять требования закона необязательно.
ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно