Прочитайте текст и выполните задания 22—25.
(1)Думаю, это случилось сразу, как человек слез с дерева. (2)Сразу после того, как он осознал себя и осознал окружающий его мир. (3)Сразу после того, как понял: этот мир его решительно не устраивает. (4)То есть мир-то, может, еще и ничего, но вот та роль, которая отводится в ней ему, человеку… (5)С ней смириться было совершенно невозможно.
(6)Повышая обезьяну до человека, Господь вручил ей штангенциркуль рационального мышления и флакон мыльных пузырей с надписью «Воображение». (7)Человек распрямился, побрил грудь и плечи, и пошел на штурм своей судьбы, вооруженный только двумя этими инструментами. (8)Результат можно увидеть, выглянув из окна; однако неизвестно, какой из даров пригодился человеку больше.
(9)Но штангенциркуль, хоть и был благословенным даром, требовал еще умственных усилий. (10)Первые несколько сотен тысяч лет люди им преимущественно глаза друг другу выкалывали, и пока до полезного применения дело дошло, многие в нем вообще успели разочароваться.
(11)Способность выстраивать причинно-следственные связи — полезное умение, спасибо. (12)Только горько нам понимать, как несправедлив и жесток этот мир. (13)Только скучно нам его познавать. (14)И дико лень менять его. (15)Далеко не каждый готов положить всю короткую свою жизнь на то, чтобы ползать в пыли на карачках, замеряя природу, чтобы через сто поколений человек поднялся в воздух или туберкулез победил. (16)Все хотят все сразу, здесь и сейчас. (17)Это у нас от обезьяны еще.
(18)Поэтому мыльные пузыри нам больше в тему оказались. (19)Умение взять объективную неуютную реальность, и, вместо того, чтобы перелопачивать ее, поменять ее отражение в мыльном пузыре своего воображения — вот дар, действительно достойный богов. (20)Способность вместить в три килограмма головного мозга уменьшенную модель внешнего мира, приукрасить или поправить ее, достроить ее или урезать по своему вкусу и жить в ней, с самим оригиналом этого мира соприкасаясь только по сугубой необходимости — вот проявление божественного начала в человеке!
(21)Способность вообразить любое искажение реальности и других заставить в него поверить, или самому поверить в чужую выдумку и дальше существовать так, как будто это и не выдумка никакая, а гранитный непоколебимый природный закон — кто еще из тварей на такое способен? (22)Ни крот, ни лев, ни кит, ни дельфин, ни пчела, ни термит.
(23)Дуй мыльные пузыри и глядись в них всю жизнь. (24)Важно ли, что мир сер и темен, если в пузыре все радужно? (25)Важно ли, что мир тяжел и недвижим, как могильная плита, если пузырь невесом и летит против законов тяготения?
(26)Страшно умирать — вообрази жизнь после смерти и поверь в нее. (27)Тошно жить без смысла — придумай себе любой на вкус: хочешь — служение царю, хочешь — построение коммунизма, хочешь — победа в тысячелетней нескончаемой войне.
(28)Ложь — единственное, по сути, волшебство, доступное человеку. (29)Человеку, который испокон веков мечтал уметь изменять мир по одному своему желанию: обращать свинец в золото, людей в скотину, живое в мертвое и мертвое в живое, выкликать дожди и учинять засуху… (30)И шаманы, и первосвященники, и комиссары, и пиарщики продавали ложь, да, но покупали-то у них народы именно волшебство, этой ложью пусть и разбавленное, но где-то там, в какой-то крошечной пропорции остаточной все же присутствующее…
(31)Покупали надежду поговорить с недавно умершим любимым человеком или обещание устроить его посмертие самым подобающим образом; обещание заставить равнодушного полюбить, а ненавидящего — умереть.
(32)Как бы мы существовали этот мрачный миллион лет без волшебства, без лжи, без мыльной радуги вдалеке, к которой весь свой земной срок бежим?
(33)Как бы строились великие империи, если бы нельзя было той или иной ложью собрать воедино десятки народов, если бы нельзя было несбыточными мечтами, как камертоном, настроить на единую тональность миллиард душ? (34)Да и была ли бы у одиночек, разобравшихся со штангенциркулем, возможность в спокойствии и сосредоточении взламывать им Вселенную, если бы миллионы, не увлеченные чей-то очередной выдумкой, не направляли бы свои силы в давно вырытые для них русла, а рушили бы своими страхами чужие жизни? (35)Времена, когда народ не верит ни во что, — смутные времена, и опасные. (36)Простого человека нельзя оставлять наедине с действительностью, у него от действительности развиваются панические атаки и немотивированная агрессия. (37)Потому, если обрушили православие, то немедля подсуньте ему коммунизм, если обрушили коммунизм, то немедля верните ему православие.
(38)Единственный момент: если ложь слишком на правду натягивать, лопнуть может. (39)Тут главное — чувство меры.
(По Д. Глуховскому *)
* Дмитрий Алексеевич Глуховский (р. 1979) — российский писатель и журналист, автор романов-антиутопий «Метро 2033», «Метро 2034», «Метро 2035», «Будущее», «Сумерки», «Рассказы о Родине». Создатель книжной серии «Вселенная Метро 2033». Военный корреспондент, радиоведущий.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Люди чаще прибегают к рациональному мышлению, чтобы понять устройство мира и законы природы, чем к воображению.
2) Человек хочет получить все и сразу и не всегда он бывает готов посвятить свою короткую жизнь тому, чтобы через несколько поколений люди воспользовались плодами его труда.
3) Животные, как и люди, обладают даром воображения.
4) Ложь — это единственное доступное волшебство для человека. Например, люди покупали у шарлатанов веру в то, что говорят с любимыми умершими людьми.
5) Существование человечества без волшебства лжи возможно.