(1)Перейдем к проблемам языка. (2)Сегодня его портят все, соревнуясь в вычурности и рекламопригодности своих заявлений. (3)Собственно, реклама абсолютно отвратительна — агрессивна, безадресна, безграмотна; чего стоят эти гадкие «ваша талия сократится до восьми сантиметров» (хотел бы я посмотреть на подобную талию!), «до десяти раз дольше», «золотая семечка», «этот шампунь поможет вам и вашим волосам» и прочие невежества и благоглупости. (4)Но и «серьёзные» программы... (5)Сегодня диктор ТВ (в 12:10 10.12.07, Первый канал) в передаче о Гагарине заявил: «Он был первым, кто вышел на орбиту планеты». (6)Не выходил он на орбиту планеты. (7)Он вышел на околопланетную орбиту. (8)Кому всё ещё неясно, объясняю: орбита планеты — это гелиоцентрическая орбита в движении планеты вокруг светила. (9)На это маловато восьми километров в секунду — здесь нужно более тридцати. (10)Если сложно воспитать образованных дикторов, так хотя бы пригласите широкоэрудированного редактора. (11)Потому что порча языка идёт по всем направлениям.
(12)Да что диктор! (13)Министр обороны сказал: «подводная лодка шла со скоростью тридцать узлов в час». (14)И невдомёк ему (министру), что узлы считают не в час, а в полминуты. (15)И что надо говорить так: «судно делает 30 узлов»?. (16)Эту ошибку вы найдёте и в современном толковом словаре — где вы, господа филологи? (17)Тот же министр (и словарь) не знает, что для производства выстрела надо нажимать вовсе не на курок, а на спуск (спусковой крючок). (18)Этой бациллой заражены почти поголовно все российские писатели-детективщики. (19)Ещё одна дурная привычка — вместо нормального «центр» говорить «эпицентр». (20)На самом деле, последнее — проекция центра на поверхность Земли. (21)Недаром сказал классик: «Друг Аркадий, не говори красиво!»
(22)Почему большинство так быстро привыкает к типовым ошибкам, и почему молчат филологи? (23)Возможно, отчасти потому, что и самим недостаёт языковой культуры. (24)Во-вторых, видимо, проще, сидя в холодильнике, как дурдиоты у Лема, время от времени вылезать и справляться, как там говорит народ... (25)Народ же абсолютно неспособен склонять числительные: никак он не усвоит, что изменяются все разряды числа. (26)Да и само число с ослиным упрямством называет «цифрой». (27)Пошло это, по-моему, от безобразного засорения русского языка англицизмами: у них ведь что число, что цифра — всё digit, а у нас теперь и технологии, и камеры, и телевизоры digital (цифровые). (28)Хотя у порядочных англичан число всё-таки — number. (29)Но мы привыкли заимствовать самое непорядочное. (30)Тем не менее, когда с экрана телевизора меня начинают уверять, что миллион — цифра... так чешутся руки начистить фэйс заявителю. (31)Тут уж никак не избежать кратких пояснений. (32)Цифра — всего лишь знак (аналогично букве), число аналогично слову. (33)Одно и то же число можно изобразить разными цифрами: арабскими, римскими, старославянскими. (34)Спасибо арабам, придумавшим ноль и разрядную сетку, — теперь всего лишь десятью цифрами можно изобразить любое число. (35)Право, пора переучивать народ.
(36)Кому всё сказанное недоступно, — приходите к нам переучиваться. (37)Вспомните — не зря в известной книге сказано: в начале было слово. (38)Вспомните Гёделя (теорема о неполноте). (39)Вспомните Лютера (Юрист, если он только юрист, — жалкая вещь!). (40)Переучивайтесь. (41)Иначе погибнем — все вместе и невзирая ни на какие политические карнавалы!
(По А. В. Птушенко *)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22— 25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
Рассуждая о состоянии современного русского языка, А. Птушенко употребляет такие лексические средства, как (А) _ («начистить фэйс» в предложении 30) и (Б) _ («гелиоцентрическая орбита» в предложении 8). Автор также использует такие синтаксические средства, как (В) _ («как дурдиоты у Лема» в предложении 24) и (Г) _ (предложения 16, 22).
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) метафора
3) просторечная лексика
4) ряд однородных членов
5) оксюморон
6) термины
7) риторический вопрос
8) антонимы
9) эпифора