(1)Вот математическое определение таланта. (2)Талант — это количество контактных точек соприкосновения с читателем на единицу литературной площади. (3)Онегинская строфа дает нам наибольшее количество контактных точек, и именно поэтому «Евгений Онегин» — самая гениальная поэма русской литературы. (4)Пушкин нам дал изумительное по точности описание самого состояния вдохновения. (5)Но откуда оно берётся, он не сказал.
(6)Я скажу просто: вдохновение есть награда за взыскующую честность художника. (7)Верующий уточнил бы — награда Бога.
(8)Атеист сказал бы: награда нашей нравственной природы. (9)На что верующий мог бы спросить: а откуда взялась ваша нравственная природа? (10)Но этот спор вечен.
(12)Когда перед нами истинно талантливое произведение, это всегда субъективно честно, но охват истины зависит и от силы таланта, и знания предмета, и того идеала честности, который выработан данным писателем. (13)Вдохновение вбрасывает писателя на вершину его идеала. (14)Но вершины идеала Льва Толстого или просто хорошего писателя Писемского находятся на разном уровне, и тут наша собственная честность в измерении их достижений должна учитывать это. (15)Толстой со своей высоты видит всех и потому виден всем. (16)Просто одарённый писатель со своей высоты тоже видит кое-что и виден каким-то людям. (17)Более того, какие-то части открывающегося ландшафта одарённый писатель может видеть лучше гения.
(18)Вдохновение может заблуждаться, но оно не может лгать. (19)Скажу точнее, всё истинно вдохновенное всегда истинно правдиво, но адресат может быть ложным. (20)Представим себе поэта, написавшего гениальное стихотворение о животворной разумности движения светила с востока на запад. (21)Можем ли мы наслаждаться таким стихотворением, зная, что оно не соответствует законам астрономии? (22)Безусловно, можем! (23)Мы наслаждаемся пластикой описания летнего дня, мы даже наслаждаемся очарованием доверчивости поэта: как видит, так и поет!
(24)Такие ошибки бывают, но они сравнительно редки, потому что вдохновение вообще есть одержимость истиной, и в момент вдохновения художник видит истину со всей доступной ему полнотой. (25)Но одержимость истиной чаще всего приходит к тому, кто больше всего о ней думает.
(26)Я скажу такую вещь: существует жалкий предрассудок, что, садясь писать, надо писать честно. (27)Если мы садимся писать с мыслью писать честно, мы поздно задумались о честности: поезд уже ушёл.
(28)Я думаю, что для писателя, как, видимо, для всякого художника, первым главнейшим актом творчества является сама его жизнь. (29)Таким образом, писатель, садясь писать, только дописывает уже написанное его жизнью. (30)Написанное его личной жизнью уже определило сюжет и героя в первом акте его творчества. (31)Дальше можно только дописывать.
(32)Писатель не только, как и всякий человек, создает в своей голове образ своего миропонимания, но неизменно воспроизводит его на бумаге. (33)Ничего другого он воспроизвести не может. (34)Все другое — ходули или чужая чернильница. (35)Это сразу видно, и мы говорим — это не художник.
(36)Поэтому настоящий художник интуитивно, а потом и сознательно строит свое миропонимание, как волю к добру, как бесконечный процесс самоочищения и очищения окружающей среды. (37)И это есть наращивание этического пафоса, заработанное собственной жизнью. (38)И другого источника энергии у писателя просто нет.
(По Ф. Искандеру *)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 — 25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
В своих размышлениях Фазиль Искандер использует такие тропы, как (А) _ («талантливое произведение» в предложении 12, «одарённый писатель» в предложении 17) и (Б) _ («ходули или чернильница» в предложении 34). Также автор использует такой прием, как (В) _ (предложения 37—38) и синтаксическое средство (Г) _ (предложения 12, 36).
Список терминов:
1) метафора
2) эпитет
3) литота
4) гипербола
5) однородные члены
6) профессионализмы
7) анафора
8) риторический вопрос
9) эпифора