Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Одним из необходимых условий появления института является соответствующая «социальная потребность». Похоже, что люди не могут существовать, не образуя коллективов — общностей и обществ, — существование которых рассчитано на длительное время. Эта тенденция, вероятно, объясняется биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в сравнении с индивидуальными усилиями с точки зрения выживания, а также исключительной способностью человеческих особей устанавливать взаимоотношения друг с другом посредством символической коммуникации. Но хотя коллективная жизнь имеет явные преимущества по сравнению с индивидуальной, известно, что общества не сохраняют целостность автоматически, сами по себе. Определённая часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. Учёные-обществоведы называют эту необходимость «социальными потребностями» или «социальными функциями». Практически все теоретики общественных наук делали попытки определить, что необходимо для стабильного существования социума. Карл Маркс был уверен, что в основании общества лежит потребность в материальном обеспечении выживания, и если бы человеческие усилия удовлетворить эту потребность не были коллективно организованными, то не было бы и общества. Другими словами, если вы знаете, как и что производят люди, вы будете знать и каково общество, в котором они живут. Другие теоретики социальных наук по-иному смотрят на идею социальных потребностей. Герберт Спенсер (1897), полагавший общество аналогом биологического организма, говорил о потребности в деятельности по «активной обороне» (т.е. о военной силе) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями»; потребности в деятельности, обеспечивающей «основные средства существования» (в сферу этого входят, например, производство продуктов питания и одежды); потребности в обмене (т.е. в рынках); и потребности в координации этих различных видов деятельности, т.е. потребности в государстве. Наконец, возьмём более современный пример — Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:
1) Коммуникация между членами общества. Общества, не имеющие разговорного языка (устной речи), науке неизвестны.
2) Производство товаров и услуг, требуемых для выживания членов общества.
3) Распределение этих товаров и услуг.
4) Защита членов общества от физических опасностей (таких как штормы, наводнения и морозы), биологических организмов других видов (например, насекомых-вредителей) и своего вида (людей, являющихся врагами).
5) Замещение выбывающих членов общества как путём биологического репродуцирования, так и с помощью социализации индивидов в рамках определённой культуры.
6) Контроль за поведением членов общества, чтобы гарантировать выполнение социальных функций и не допустить развитие конфликтов. Данные социальные потребности удовлетворяются не автоматически, а только организованными усилиями членов общества. Эти организованные усилия и есть социальные институты. Экономические институты — включающие рынки и такие производственные единицы, как фабрики, — являются организованными усилиями общества удовлетворить вторую и третью потребность из перечня Г. Ленски и Дж. Ленски. Семья и образовательные институты общества — это организованные усилия, отвечающие пятой потребности. Медицинские институты способствуют как защите членов обществ, так и их биологическому репродуцированию (через акушерство и педиатрию). А правовые и правительственные институты (такие как суды, полиция и тюрьмы) предназначены для контроля поведения членов общества.
(Н. Смелзер)
Какое определение социальной потребности приведено автором? Решением какой проблемы, по мнению автора, занимались практически все теоретики общественных наук?