Вариант 14

Время
3:55:00
№1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды деятельности

Характеристика

Игра

особый вид деятельности, целью которого не является производство
какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых

вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями и эмоциями

ответ

№2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Политическая партия, политическая система, политическая норма, государство, политическая идеология.

ответ

№3

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают отрасли российского права.

Варианты

1) международное право

2) гражданское право

3) уголовное право

4) житейское право;
5) административное право

6) конституционное право.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

ответ

№4

Выберите верные суждения о типах общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты

1) Общество принято подразделять на типы: традиционное, посттрадиционное, индустриальное и постиндустриальное.

2) Главным отличием постиндустриального типа общества от других является полное исчезновение производства.

3) В традиционном обществе основным фактором производства является земля.

4) С переходом к индустриальному обществу проявляется интерес к личности человека, к его способностям.

5) В индустриальном обществе активно развивается массовая культура.

ответ

№5

Установите соответствие между сферами жизни общества и примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) Проведение Фестиваля дружбы народов

1) экономическая

Б) Принятие Постановления Правительством РФ

2) политическая

В) Расселение беженцев и мигрантов

3) социальная

Г) Подписание Президентом нового закона

4) духовная

Д) Производство товаром широкого потребления

 

ответ

№6

Последние 50 лет человечество стремительно развивается, причём как в направлении прогресса, так и в обратном, регрессивном направлении. Какие из перечисленных суждений характеризуют пути развития человечества? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты

1) Прогресс является процессом совершенствования, развития от низших форм к высшим.

2) Одной из последних социальных революций можно считать информационную революцию 60-80-х годов ХХ века.

3) В Российской Федерации продолжается реформа образования.

4) Прогресс – понятие относительное, т.к. развитие в одной области сопровождается регрессом в другой.

5) Большинство учёных сходится во мнении, что эволюция человека как биологического вида продолжается до сих пор.

6) Регрессивные явления в разных сферах жизни общества сопровождаются спадом или разрушением взаимосвязей.

ответ

№7

Выберите верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты

1) Косвенные налоги в отличие от прямых налогов являются добровольными и необязательными платежами в пользу государства.

2) Прямые налоги взымаются непосредственно с граждан, прибывающих в данную страну.

3) К федеральным налогам относят налоги на доходы физических лиц и прибыль организаций.

4) Налог на машину выплачивается в бюджет субъекта РФ

5) Земельный налог является местным налогом

ответ

№8

Установите соответствие между издержками производства и примерами их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

А)

Фирма «Интерьер» платит ренту за арендуемое помещение в торговом центре

1)

постоянные

Б)

Курьерская служба «Гермес» ежемесячно проводит абонентскую плату стационарного телефона

2)

переменные

В)

Пекарня «Кулич» ежемесячно закупает муку и другие ингредиенты

 

Г)

Государственное унитарное предприятие «Гром» выплатило оклады административному аппарату

 

Д)

Каждый месяц универмаг «Апрель» закупает упаковочный материал

 
ответ

№9

В стране Х. наблюдается инфляция. Что из приведённого в списке характеризует инфляцию в стране Х. как умеренную/ползучую? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты

1) отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги

2) равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса

3) цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10% в год)

4) сохраняется ценность денег, контракты заключаются в номинальных ценах

5) связана с возникновением и распространением бумажных, кредитных и электронных денег

6) помогает активизировать инвестиционную деятельность и ускорить развитие производства

ответ

№10

На графике изображено изменение спроса на лыжи на потребительском рынке:

кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты

1) повышение подоходного налога

2) разорение крупного производителя

3) наступление зимнего сезона

4) повышение интереса к зимним развлечениям

5) увеличение цен на лыжи

ответ

№11

Выберите верные суждения о социальном статусе человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты

1) Под социальным статусом понимается положение человека в обществе, которое он занимает.

2) Выделяют предписанный и достигаемый социальные статусы.

3) Предписанный статус является социальной позицией, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности.

4) Достигаемый статус человек получает при достижении определённого возраста, например, совершеннолетия.

5) Социальный статус человека неизменен по своей природе.

ответ

№12

 

В ходе социологического опроса совершеннолетних юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Какой фактор больше всего влияет на Ваш выбор одежды?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Половина опрошенных юношей выбирает одежду исходя из модных тенденций.

2) Одинаковое количество юношей и девушек выбирают одежду согласно дресс-коду места учёбы/работы.

3) Среди юношей столько предпочитают удобную одежду, сколько ориентируются на умеренную цену одежды.

4) Согласно настроению выбирают одежду больше девушек, чем юношей.

5) Престиж бренда играет наименьшую роль в выборе одежды как среди девушек, так и среди юношей.

ответ

№13

Выберите верные суждения о средствах массовой информации (СМИ) как социальном институте и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты

1) СМИ являются одним из самых старых и традиционных социальных институтов, т.к. играют большую роль на протяжении всей истории человечества.

2) Под СМИ подразумевают совокупность всех каналов передачи информации: печатные издания; радио; телевидение; кинематограф; видео; интернет.

3) В демократическом государстве средства массовой информации содержатся исключительно на средства государства.

4) СМИ формируют общественное мнение.

5) СМИ можно отнести и к политическим институтам, т.к. они обеспечивают население необходимой политической информацией.

ответ

№14

Установите соответствие между полномочиями Российской Федерации и совместным ведением Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ

ВЕДЕНИЕ

А)

общие вопросы воспитания, образования, науки

1)

ведение РФ

Б)

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы

2)

совместное ведение РФ и субъектов РФ

В)

координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ

 

Г)

оборона и безопасность

 

Д)

метеорологическая служба

 
ответ

№15

На состоявшихся демократических выборах в стране Х. абсолютным большинством голосов президентом был избран кандидат от оппозиционной партии. В своих решениях новый президент руководствуется принципами, изложенными в предвыборной программе, при необходимости принимает коллегиальное решение, учитывая мнение как сторонников, так и противников своей политики. К каким типам политического лидерства можно отнести вышеназванного президента страны Х.? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты

1) общенациональный

2) рационально-легальный

3) демократический

4) авторитарный

5) харизматический

6) традиционный

ответ

№16

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты

1) распоряжение своими способностями к труду

2) забота о детях, их воспитание

3) защита отечества

4) участие в выборах и референдумах

5) уплата законно установленных налогов и сборов

ответ

№17

Выберите верные суждения о правонарушениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты

1) Все правонарушения можно разделить на несколько видов: проступки, тяжкие проступки, особо тяжкие проступки и преступления.

2) За совершение особо тяжких проступков и преступлений налагается юридическая ответственность, которой не подвержены совершившие другие виды проступков.

3) Правонарушением признаётся общественно опасное виновное деяние наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам.

4) Субъектом правонарушения является право- и дееспособное физическое или юридическое лицо (организация), совершающее правонарушение.

5) Гражданские проступки совершаются в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека ценность, например, достоинство.

ответ

№18

Установите соответствие между субъектами правоотношений и их характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

А)

правоспособность и дееспособность возникают с момента регистрации

1)

физические лица

Б)

граждане, иностранцы, лица без гражданства

2)

юридические лица

В)

организации, хозяйственные объединения

 

Г)

по судебному решению можно ограничить дееспособность

 

Д)

может быть проведена досрочная эмансипация

 
ответ

№19

Гражданин А. обвиняется в совершении преступления. Назовите возможных участников судебного процесса. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты

1) подозреваемый

2) ответчик

3) истец

4) подсудимый

5) прокурор

6) следователь

ответ

№20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Домашнее________ (А) отличается от фирм и государства. Оно прежде всего – ________ (Б) потребления, тогда как фирмы — субъекты хозяйствования, выполняющие услуги и ________ (В) товаров, которые в свою очередь составляют основу валового внутреннего ________ (Г) национальной экономики. Кроме того, домашнее хозяйство отличается от государства тем, что оно не участвует непосредственно в создании валового внутреннего продукта, не имеет юридической формы в участии рыночных и правовых сделок, как субъекты хозяйствования.

Домашнее хозяйство есть неформальное образование, которое объединяет людей по ________ (Д) и другим признакам для совместного проживания в одной квартире, доме, отдельном помещении (общежитии). Обычно такое совместное проживание свойственно________ (Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) производство

2) субъект

3) товар

4) родственный

5) межличностный

6) хозяйство

7) предприятие

8) продукт

9) семья

ответ

№21

Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. индивид есть часть природы и общества. личность не может быть частью чего-то... Однако трудно согласиться с тем антропологическим дуализмом, который в данной характеристике пытается утвердиться и который приводит к отрицанию социального характера и социальной обусловленности личности.сила воли и сила духа личности, её нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определённых социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, ― это не слова, а дела, и, видимо, неслучайно даже в священном писании говорится о воздаянии «каждому по делам его». и именно тогда, когда дело доходит до реальных поступков, обнаруживается, как это трудно и тяжко — быть личностью, быть свободным, быть честным, принципиальным и т.д. Потому что, если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках, а это всегда тяжёлое бремя. Таким образом, характеристика личности со стороны свободы, о необходимости которой пишут многие авторы, безусловно, необходима, свобода ― это атрибут личности. но свобода без ответственности ― это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем быть свободным.таким образом, быть личностью трудно. Но ещё труднее быть счастливой личностью. свобода и ответственность подлинной личности, требующие постоянного творчества и постоянных мук совести, страданий и переживаний, очень редко сочетаются со счастьем. и чем личность выше и значительнее, тем выше и планка её ответственности перед самим собой и людьми. (В.Н. Лавриненко)

Что, по мнению автора, может подтвердить и реализовать силу воли и силу духа личности? Что автор считает важнейшим фактором, характеризующим личность?

ответ

Только в реальной практической деятельности и в определённых социальных условиях.

«Сила воли и сила духа личности, её нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определённых социальных условиях».

Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, ― это не слова, а дела, и, видимо, неслучайно даже в Священном Писании говорится о воздаянии «каждому по делам его».

№22

Какие два атрибута, по мнению автора, характеризуют личность? Дайте определение одного из этих атрибутов.

ответ

Личность, по мнению автора, характеризуют свобода и ответственность.

Свобода — возможность поступать в соответствии со своими целями, намерениями, желаниями. (Или же: Ответственность ― субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия)

№23

Автор пишет: «Свобода и ответственность подлинной личности, требующие постоянного творчества и постоянных мук совести, страданий и переживаний, очень редко сочетаются со счастьем». Укажите три другие категории морали, не названные в этой цитате. Дайте их краткое определение, одну из категорий проиллюстрируйте соответствующим примером.

ответ

Категории морали: долг, честь, достоинство, патриотизм, гражданственность, гуманизм, милосердие и др.

Гуманизм — человечность, человеколюбие. (Или же: патриотизм — любовь к Родине; гражданственность — осознанное отношение гражданина к своим правам и обязанностям)

Для процветания страны необходимо воспитывать в гражданах чувство патриотизма и гражданственность.

№24

Автор приводит цитату, где личность представлена как духовно-религиозная категория, а индивид — натуралистически-биологическая категория. Приведите по два аргумента в доказательство каждой из этих характеристик.

ответ

Индивид — представитель биологического вида, наделён всеми биологическими характеристиками вида.

Биологическую природу индивида характеризуют его биологические потребности.

Личность стремится к познанию, приобретает знания в процессе социализации. Мировоззрение личности строится на базе как научного, так и религиозного знания. Личность стремится к саморазвитию и самореализации.

№25

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «валовой внутренний продукт»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о других макроэкономических показателях;

− одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса суть одного из них.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

ответ

Валовой внутренний продукт — совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведённых на территории данной страны независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или являются собственностью иностранцев.

1. Другими макроэкономическими показателями являются уровень инфляции и безработицы в стране, а также валовой национальный продукт и национальный доход.

2. Валовой национальный продукт — совокупная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в текущих ценах, произведённых на территории данной страны и за её пределами, с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране.

№26

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции семьи как социального института.

ответ

К функциям семьи как социального института относятся:

Репродуктивная функция (функция воспроизводства). (Например, в семье Ивановых родился третий ребёнок)

Функция социализации. (Например, родители учат своих детей правильно переходить дорогу.)

Досуговая (рекреационная) функция. (Например, в семье Петровых существует традиция проводить в один из выходных вечер домашнего чтения)

№27

Российская империя существовала с 1721 по 1917 год. Общеизвестно, что вся государственная власть находилась в руках российского императора. С помощью чиновников он управлял огромной территорией, поделённой на губернии, уезды, волости и станы. На местах управляли назначаемые императором наместники. Однако в личные дела государь не вмешивался, если не было угрозы государственности и Его Императорскому Величеству и его семье.

Дайте характеристику Российской империи. Сначала назовите форму государства, а затем конкретизируйте её для Российской империи.

ответ

Форма правления — монархия / абсолютная монархия;

Форма территориального устройства — унитарное государство;

Политический режим — недемократический/авторитарный. (Ответ «тоталитарный режим» не является правильным)

№28

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Отрасли российского права». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Отрасль права как самый крупный элемент системы права РФ.

2) Отрасли материального права:

  • Конституционное право.
  • Административное право.
  • Гражданское право и др.

3) Отрасли процессуального права:

  • Уголовно-процессуальное право.
  • Административно-процессуальное право.
  • Гражданско-процессуальное право.

4) Частное и публичное право:

  • Гражданское, семейное и др. - частное право.
  • Конституционное, административное и др. - процессуальное право.

5) Особенности формирование отраслей права в РФ.

№29

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1

Философия

Жёлудь ничего не стоит, но из него может вырасти огромнейший дуб. (У. Теккерей)

29.2

Экономика

Увеличение богатства не то же самое, что уменьшение бедности.
(Дж. Робинсон)

29.3

Социология, социальная психология

Общие законы мира суть лишь соглашения о смысле слов. Общие законы общества суть лишь правила поведения, изобретаемые людьми. (А.А. Зиновьев)

29.4

Политология

Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении — это первая и единственная законная задача хорошего правительства. (Т. Джефферсон)

29.5

Правоведение

Свобода — это право делать всё, что разрешено законом.
(Ш.Л. Монтескьё)

ответ

29.1. Проблема становления человеческой личности. Смысл данного высказывания состоит в том, что человек рождается индивидом, а вот личностью становятся в процессе социализации – это качество приобретается с течением времени.

29.2. Проблема увеличения разрыва между богатыми и бедными людьми. Автор утверждает, что богатство увеличивается путем накопления состояния одними и теми же людьми, а следовательно, это никак не влияет на жизненный уровень всего остального населения

29.3. Проблема влияния социальных норм на жизнь в обществе. Автор говорит, что социальные нормы – это лишь удобство, придуманное самими людьми для регулирования жизни, ее упорядочивания. Таким образом, люди сами следуют созданным ими правилам

29.4. Проблема значимости прав человека в обществе и государстве. Так, автор утверждает, что человек должен являться высшей ценностью для государства, а государственные деятели, в свою очередь, должны строить свою политику так, чтобы их деятельностью не выходила за пределы прав человека.

29.5. Проблема ограничения свободы личности в обществе. Автор говорит, что именно закон является главным сдерживающим фактором свободы человека, он устанавливает те правила, по которым должен жить человек. Но в то же время закон оставляет человеку возможность действовать самостоятельно, это и подразумевается автором как свобода.

    Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Ништяк!

    Решено верно

    Браво!

    Решено верно

    Крутяк!

    Решено верно

    Зачёт!

    Решено верно

    Чётко!

    Решено верно

    Бомбезно!

    Решено верно

    Огонь!

    Решено верно

    Юхууу!

    Решено верно

    Отпад!

    Решено верно

    Шикарно!

    Решено верно

    Блестяще!

    Решено верно

    Волшебно!

    Решено верно