Вариант 21

Время
3:30:00
№1

Прочитайте текст и выполните задания 1 -3.

(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, иными словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) <…> очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Важнейшая функция фразеологизмов — выражение отношения к тому, о чём говорится, ими нужно умело пользоваться, чтобы украсить и обогатить речь.

2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.

3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

4) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.

5) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

ответ

№2

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

ответ

№3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

 

СРЕДСТВО, а, ср.

  1. Приём, способ действия для достижения чего-н. Всеми средствами добиваться чего-н.
  2. Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности. Средства передвижения.
  3. Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средства.
  4. только во мн.ч. Деньги, кредиты. Оборотные средства.
  5. только во мн.ч. Капитал, состояние. Человек со средствами.
ответ

№4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

бАнты

мусоропрОвод

позвонИшь

сОгнутый

добелА

ответ

№5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Моя жена благодарит тебя за ДРУЖЕСКИЙ привет.

Первое НАПОМИНАНИЕ о существовании в Санкт-Петербурге Аптекарского огорода относится к 1713 году.

Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ взглядом пошла навстречу гостю, что у него сердце забилось от радости.

На этот раз открытую лекцию в музее читал ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ член  Академии наук.

Мы осведомились у хозяина гостиницы о НАЛИЧИИ свободных мест.

ответ

№6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Выпишите это слово.

 

Она борется почти без всякой поддержки со стороны правительства, которое, если бы хотело, уже давно могло бы одержать первенство над японцами, желающими встать на пьедестал.

 

ответ

№7

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

ОБОЖЖЕТ руку

НАИБОЛЕЕ подходящий

мы не ЛЖЕМ

пара САПОГ

после ЗАМОРОЗОК

ответ

№8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) ошибка в построении

сложного предложения

Б) нарушение в построении

предложения с деепричастным оборотом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении предложения с причастным оборотом

Д) неправильное употребление формы существительного с предлогом

 

 

 

 

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)     Изменяя заголовки статей, в редакции началась ссора между сотрудниками.

2)     В    журнале    «Мир    диких       животных» напечатана очень захватывающая статья.

3)     Работавшая Лена заместителем секретаря была замечательным сотрудником.

4)     Собака гуляла с тетей Валей, на которую был одет намордник.

5)     Все, кто пришел позже на вечеринку, извинился перед хозяйкой

6)     Современный человек предпочитает ходить не столько в театр, сколько в кино.

7)     Когда разливаются полноводные реки, дороги в низинах становятся непроходимыми.

8)     Автор в этой статье рассуждает о природе света и изучает ее.

9)     По приезду в санаторий я сразу решил пойти на прописанные мне процедуры, чтобы отдохнуть от дороги и расслабиться.

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

ответ

№9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

 

  1. К...мпания (избирательная), удес...терить, сотв...рить;
  2. Отр...сль, пол...г, р...стовщик;
  3. Г...ревать, к...саться, забл...стать;
  4. К...ссир, уст...лающий, перет...рать;
  5. Заж...мать, раст...рание, оп...реться. Ответ:  
ответ

№10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. О...бежать, по...черкнуть, по...сказать;
  2. С...ёмка, из…ятие, трех...этажный;
  3. Пр...взойти, пр…милый, пр…ступить (закон);
  4. Вз..мать, сверх..нтересный, дез...нфекция;
  5. Ра...сыпать, и...пуганный, чере...чур.
ответ

№11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. Накле...вать, марл…вый;
  2. Кокетл...во, предприимч...вый;
  3. За...нька, сарафанч...к;
  4. Каракул...вый, вол...вой;
  5. Досух..., влев... 
ответ

№12

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. (он) стел...т, посе...шь;
  2. скле...нный, бре...шься;
  3. спряч...шься, (он) зижд...тся;
  4. выделя...мый, загон…шь;
  5. держ…шь; (снег) та...т. 
ответ

№13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Я (НЕ)ЗНАЮ, как так получилось, что я совсем забыл про это совещание.

Пришлось говорить (НЕ)ГРОМКО, но внятно, чтобы было слышно даже людям на заднем ряду.

(НЕ)СМОТРЯ по сторонам, он быстро побежал через дорогу.

Отец велел нам, (НЕ)ОСТАНАВЛИВАЯСЬ в гостинице, сразу ехать на вокзал.

На лугах стояла еще (НЕ)КОШЕННАЯ трава.

ответ

№14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(В)ТЕЧЕНИЕ дня шторм не стихал, (ПО)ЭТОМУ катерам запрещено было выходить из бухты.

Я пытался идти (ТАК)ЖЕ быстро, как это делал наш проводник, но (В)СКОРЕ понял, что выбился из сил.

ЧТО(БЫ) успешно справиться с заданием, нужно (ПО)НАСТОЯЩЕМУ хорошо ориентироваться в материале.

Лариса ТО(ЖЕ) закрыла дверь и улыбнулась, КАК(БУДТО)ничего не произошло.

ЧТО(БЫ) разжечь костер, требовалось топливо, но и вокруг нас, и (В)ДАЛИ была лишь голая степь.

ответ

№15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Беззвуч(1)о падают многочисле(2)ые золотисто-желтые осе(3)ие листья на городскую аллею, которая усея(4)а не отшлифова(5)ыми еще блестящими камешками.

ответ

№16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

  1. Ночью выпало очень много снега и резко похолодало.
  2. Море издалека кажется или черным или ярко-синим или серым.
  3. В доме было множество красивых и редких сувениров и несколько раритетных картин.
  4. Большие совы бесшумно взмывали с веток и тогда лошадь всхрапывала и шарахалась.
  5. Перед обедом из окон высовываются не только мамы но и бабушки и зовут детей есть.
ответ

№17

 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пчела (1) перепархивая с ветки на цветок (2) и (3) продолжая собирать нектар (4) двигается к своему жилищу (5) находящемуся на пасеке.

ответ

№18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Гори(1) звезда моя (2) не падай. Роняй (3) холодные лучи.

Ведь за кладбищенской оградой (4) Живое сердце (5) не стучит.

ответ

№19

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Исследователи (1) разработали уникальный материал (2) частицы (3) которого (4) обладают способностью (5) впитывать в себя огромное количество жидкости.

 

ответ

№20

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Я не знаю (1) откуда возникало это тревожное состояние (2) но я переживал его много раз (3) хотя (4) если вспомнить всю жизнь (5) то бывало оно не так уж часто (6) как мне (7) поначалу казалось.

ответ

№21

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

  

(1)Но чуден, всё ещё чуден Енисей летней порою! (2)Есть по его течению места, когда сотни километров, словно на фантастической киноленте, сменяются виды один прекраснее другого — вот представьте: версту-другую, забредя в реку по грудь, стоят могучие утёсы, быками их здесь зовут, по утёсам где гривы леса, где отдельная сосенка, частью корней, а то и одним корнем уцепившаяся за родной камень, и по каждой проточине, по каждому распадку ворохи кустарников акации, жимолости, таволожника. (3)По всем утёсам кипень цветов: примулы, лилии, орхидеи, красодневы. (4)Увидев эти красодневы в Колумбии, я, помнится, заорал от счастья, будто самое себе родное узрел, и всех заверял: эти в жёлтый рупор кричащие цветы неведомым путём попали сюда из Сибири. (5)И хотя меня заверяли, что, пожалуй, всё было наоборот, я упорно не соглашался с вескими доводами и со всякой ботанической наукой.

ответ

№22

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Осень в этом году стояла вся напролёт сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли.

(9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну.

 (12)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.

 (13)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (15)Я выбрал стихи Лермонтова.

(16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

 (20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям.

 (21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22)Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.

(24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера.

(27)Один из верных признаков шедевров – они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. (28)И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.

(29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (30)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой.

 (31)Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.

 (32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю.

(35)Каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. (36)Она вызывает изумление и радость.

(37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии! (40)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство

человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры.

(43)Я пишу всё это осенней ночью. (44)Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь волнистые ночные туманы.

 (47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.

 

(По К. Г. Паустовскому*)

 

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.

 

Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

  1. Осень, описанная в тексте, показана туманной и холодной.
  2. Автор текста говорит о том, что свойство истинного шедевра – отделить обычного человека от творца.
  3. Автор говорит о том, что встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения.
  4. Автор говорит о том, что мы никогда не встретим шедевров в обычной природе.
  5. Автор уверен, что любой шедевр надолго остается в душе человека.
ответ

№23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 1-5 представлено повествование.
  2. В предложении 45 присутствуют элементы описания.
  3. В предложениях 1416 представлено описание.
  4. Предложение 38 продолжает мысль, высказанную в предложении 37.
  5. В предложениях 3437 содержится повествование.
ответ

№24

Из предложений 20-27 выпишите фразеологизм.

ответ

№25

Среди предложений 1-12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

ответ

№26

«Автор текста очень эмоционально рассуждает о волнующих его проблемах, в этом ему помогают: (А)                  (предложение 5) (Б)                    (предложение 45). Автор часто использует   такое   синтаксическое   средство,  как  (В)              (предложение  29). Призывая читателей обратить внимание на проблему, автор прибегает к другому приему – (Г)                         (предложения 37-39)».

Список терминов:

  1. эпитеты
  2. просторечная лексика
  3. риторическое восклицание
  4. развернутая метафора
  5. антитеза
  6. риторический вопрос
  7. синекдоха
  8. анафора
  9. однородные члены предложения
ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно