Вариант 15

Время
3:55:00
№1

Запишите слово, пропущенное в таблице:

Типы мировоззрения

ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ОПИСАНИЕ

Обыденное

Результат повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

...

Теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания

ответ

№2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Ощущение, восприятие, представление, умозаключение, познание

ответ

№3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «истина»:

1) абсолютность, 2) сюрреализм, 3) относительность, 4) субъективность, 5) познание, 6) отражение.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

ответ

№4

Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В процессе мышления человек отражает окружающий мир в понятиях, суждениях, теориях.

2) Среди форм мышления выделяются ассоциативно-образные и вербально-речевые.

3) Животные, как и человек, обладают мышлением.

4) Мышление основано на теории и не связано с практической деятельностью человека.

5) Мышление неразрывно связано с языком.

ответ

№5

Установите соответствие между видами деятельности и примерами, которые иллюстрируют данные виды: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) создание ирригационной системы

Б) посещение храма

В) поход в театр

Г) ремонт квартиры

Д) строительство многоэтажного дома

1) материальная

2) духовная

ответ

№6

Ученый - орнитолог Валерий Николаевич отправился в поход для того, чтобы изучить особенности жизнедеятельности лесных птиц. Какие из приведенных эмпирических методов могут быть использованы Валерием Николаевичем в исследовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ученый выдвинул гипотезу о поведении лесных птиц

2) ученый изготовил ловушку для птиц

3) результаты наблюдения за поведением основных видов лесных птиц Валерий Николаевич описал в иллюстрированном справочнике

4) ученый проводил эксперименты в лабораторных условиях, прежде чем отправиться в поход

5) в походе Валерий Николаевич читал научно-популярную литературу

6) ученый снял видеозапись поведения лесных птиц в различных условиях

ответ

№7

Выберите верные суждения о видах предпринимательства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Объектом финансового предпринимательства выступают деньги, валюта и ценные бумаги.

2) При страховом предпринимательстве предприниматель получает страховые взносы от клиентов.

3) Коммерческое предпринимательство направлено на производство товаров.

4) Посредническое предпринимательство основано на получении выгоды от представительства сторон.

5) Предпринимательство не является рискованным.

ответ

№8

Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ

А) среди всех форм собственности преобладает частная собственность

1) рыночная

Б) ресурсы распределяются специальными государственными органами

2) командная

В) при сбыте товаров и услуг существует конкуренция среди производителей

 

Г) государство осуществляет жёсткий контроль над экономикой

 

Д) способ производства товаров определяется государством

 
ответ

№9

Мария и Сергей решили зарегистрировать брак. Для того чтобы подать заявление в органы ЗАГС необходимо оплатить государственную пошлину, которая является федеральным налогом. Какие их перечисленных ниже налогов также относятся к федеральным? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) налог на доходы физических лиц

2) налог на имущество организаций

3) акциз

4) налог на добавленную стоимость

5) налог на игорный бизнес

ответ

№10

На графике отражена ситуация на рынке витаминов и БАД: линия предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) применение новых технологий, сокращающих издержки производства

2) снижение доходов потребителей

3) открытия ученых, подтвердившие вред БАД

4) появление на рынке нового крупного производителя витаминов и БАД

5) экономический кризис в обществе

ответ

№11

Выберите верные суждения о социальном неравенстве и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Причиной неравенства является неравномерное распределение ресурсов между различными слоями населения.

2) Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт.

3) Неравенство появляется после научно-технической революции.

4) Тех, кто владеет наименьшим количеством благ, называют бедными.

5) В современном обществе проблема социального неравенства решена.

ответ

№12

Студенты факультета социологии провели опрос среди граждан города Z. Респондентам был задан вопрос «Устраивает ли их политическая ситуация в стране».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде круговой диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Количество тех, кто полностью удовлетворен политической ситуацией в стране равно количеству тех, кто затруднился ответить.

2) Наименьшее количество опрошенных скорее удовлетворено политической ситуацией в стране, чем нет.

3)Большая доля опрошенных считает политическую ситуацию в стране неудовлетворительной.

4) Более 10 % опрошенных полностью удовлетворены политической ситуацией в стране.

5) Количество тех, кого полностью устраивает политическая ситуация в стране больше, чем тех, кого политическая ситуация крайне не устраивает.

ответ

№13

Выберите верные суждения о функциях государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)К внешним функциям государства относится использование вооруженных сил для решения внешнеполитических задач государства.

2)Экономическая функция государства направлена на удовлетворение потребностей граждан в работе, образовании и своевременной медицинской помощи.

3)Сотрудничество с другими государствами является примером внутренней политической функции.

4)К внешним функциям государства относится участие государства в решении глобальных проблем человечества.

5) Осуществление защиты своих граждан на территории других государств также является одной из важнейших функций государства.

ответ

№14

Установите соответствие между предметами ведения субъектов федерации и федеральной власти РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДМЕТ ВЕДЕНИЯ

СУБЪЕКТ ВЛАСТИ

А) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов,
контроль за их соблюдением

1) органы федеральной власти

Б) разграничение государственной собственности

2) совместное ведение

В) внешняя политика и международные отношения РФ

 

Г) проведение мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями,
эпидемиями, ликвидация их последствий

 

Д) государственные награды и почетные звания Российской Федерации

 
ответ

№15

В государстве действует партия N., активно пропагандирующая ценности демократии. Какие из приведенных фактов указывают на то, что лидеры партии N. являются политической элитой? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) высокий социальный статус лидеров

2) сосредоточение в руках партии значительного объема государственной власти

3) партия имеет множество последователей

4) непосредственное участие лидеров в осуществлении власти

5) партия является закрытой

6) лидер партии редко выходит на контакт со СМИ

ответ

№16

В статье 13 Конституции РФ закреплено идеологическое многообразие. Какие выводы можно сделать исходя из данного положения? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной

2)Российская Федерация является авторитарным государством

3)в Российской Федерации существует лишь одна правящая партия

4)деятельность вооруженных и экстремистских объединений не запрещена

5)граждане и их объединения имеют право на разработку и развитие воззрений и теорий идеологического характера, их распространение в непротиворечащих закону формах и в установленном им порядке

ответ

№17

Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) семейное право является материальным

2) конституционное право является процессуальным

3) среди отраслей частного права преобладает диспозитивный метод правового регулирования

4) уголовное, административное, конституционное право является публичным

5) в системе российского права отсутствует арбитражный процесс

ответ

№18

Установите соответствие между отраслью права и отношениями, которые данная отрасль регулирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТНОШЕНИЯ

ОТРАСЛЬ ПРАВА

А) установление рабочего времени и времени отдыха

1) уголовное право

Б) обязательственные отношения

2) гражданское право

В) наследование

3) семейное право

Г) классификация преступлений

4) трудовое право

Д) права и обязанности родителей и детей

 
ответ

№19

Валере предложили высокооплачиваемую работу в крупном гипермаркете. Для заключения трудового договора он принес паспорт и диплом о профильном образовании. Какие еще документы необходимо предоставить Валере для того, чтобы заключить трудовой договор с работодателем? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) налоговое уведомление

2) документы воинского учета

3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

4) трудовая книжка

5) характеристика с последнего места работы

ответ

№20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«____________ (А) - является способом организации хозяйственной жизни общества. В условиях __________ (Б) экономики земля и капитал находятся в общем владении семьи или общины. Решения о том, что и как производить принимаются на основе_______ (В) опыта предков. Основой экономики является сельское хозяйство.

Для ____________ (Г) экономики характерна государственная собственность на основные __________ (Д) производства. Государство даёт производственные планы, что нередко приводит к неэффективному использованию ресурсов.

Основой рыночной экономики является ____________ (Е) собственность. Каждый собственник факторов производства свободно ими распоряжается. Кроме того, имеется конкуренция среди производителей. Рыночные механизмы определяют цены товаров и услуг, регулируют объемы производства».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) хозяйственный

2) командная

3) традиционный

4) частная

5) субъекты

6) труд

7) факторы

8) капитал

9) экономическая система

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

ответ

№21

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, которые составляют важный фактор детерминации ценностных ориентаций и поведения личности, а также способы её социализации. Возьмём, например, две наиболее значительные в истории человечества ценностные парадигмы: восточную и западную. Каждая из них отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего общества. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как справедливость, гуманность, искренность, человечность, уважение к родителям и старшим. Особое место в процессе социализации личности принадлежит здесь семье, собственно говоря, само общество рассматривается как большая семья. Главная установка в воспитании и социализации личности делается не на изменение мира, а на изменение себя, на самосовершенствование.

Для западной же традиции характерным является противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей над общественными. В соответствии с этим социализация личности связывается здесь, прежде всего, с изменением социальной среды и мира.

В контексте этих двух традиций генеральная перспектива социализации личности нашего общества, по всей вероятности, должна быть связана с усвоением как тех, так и других ценностей. И дело тут не только в евразийском характере нашей страны, хотя этот факт тоже не следует игнорировать. Но вместе с тем не следует и абсолютизировать этот принцип и отождествлять его с ценностями «казарменного коллективизма». В этой связи нам необходимо реабилитировать ценности индивидуализма, но не в смысле голого эгоизма, а в значении утверждения индивидуальности, активности и самостоятельности личности. И только в случае утверждения диалектического единства ценностей коллективизма и индивидуализма можно говорить о наиболее благоприятных условиях развития личности.

(В.Н. Лавриненко)

Какие две традиции называет автор? Укажите, что, согласно тексту, характеризует каждую из них.

ответ

  1. Восточная и западная традиции.
  2. Восточную традицию характеризуют: утверждение единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как справедливость, гуманность, искренность, человечность, уважение к родителям и старшим, социализации личности в семье, установка не на изменение мира, а на изменение себя, на самосовершенствование.
  3. Западную традицию характеризуют: противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей над общественными, социализация личности связывается с изменением социальной среды и мира.

№22

Автор указывает на то, что каждая из традиций по-своему социализирует личность. Дайте определение понятия «социализация». Назовите не менее трёх современных агентов социализации личности.

ответ

  1. Социализация — усвоение норм и ценностей общества, социальных ролей, адаптация к жизни в обществе. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
  2. Агентами социализации могут быть, например, семья, школа (система образования), СМИ. (Могут быть приведены другие агенты).

№23

Автор пишет о западной традиции: «Социализация личности связывается здесь, прежде всего, с изменением социальной среды и мира». К каким проблемам привело такое стремление человека? (Укажите общее название этих проблем.) Дайте определение этому понятию. Назовите четыре группы этих проблем, к каждой из них приведите пример.

ответ

  1. Глобальные проблемы.
  2. Глобальными называют проблемы, от решения которых зависит выживание человечества в целом. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
  3. Существует четыре группы глобальных проблем:

Экологические. (Например, проблема загрязнения окружающей среды.) Социально-экономические. (Например, богатый Север ― бедный Юг.) Политические. (Например, мировой терроризм.)

Проблема экологии человека. (Например, увеличение неизлечимых заболеваний.) (Могут быть приведены иные глобальные проблемы).

№24

Автор указывает на то, что в современном обществе необходим диалог культур: «Генеральная перспектива социализации личности нашего общества, по всей вероятности, должна быть связана с усвоением как тех, так и других ценностей». Приведите три примера диалога культур в современном обществе.

ответ

Примерами проявления диалога культур могут быть:

  1. Личностное общение (у Алексея появился друг за океаном, и они часто общаются, используя Интернет).
  2. Мероприятия по ознакомлению с культурой других народов (следующий год в России объявлен годом японской культуры).
  3. Взаимодействие в сфере научных достижений (научно-технический прогресс распространяется на все государства, вне зависимости от того, где были сделаны открытия и изобретения). Могут быть приведены иные близкие по смыслу примеры.

№25

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «труд»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о других факторах производства;

− одно предложение, содержащее информацию о факторных доходах.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

ответ

Труд — физические и интеллектуальные возможности человека, используемые для производства экономических благ. (Может быть приведено также иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

Другими факторами производства являются земля, капитал и предпринимательские способности. (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о других факторах производства.)

Факторным доходом труда является зарплата, а земли ― рента.

№26

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три вида социальной мобильности.

ответ

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы любые три вида социальной мобильности:

  1. Горизонтальная. (Например, Иван Петрович, рабочий на ферме, переехал из деревни в город, где устроился рабочим на завод.)
  2. Вертикальная нисходящая. (Например, предприниматель А.С. Колобков разорился.)
  3. Вертикальная восходящая. (Например, подполковнику В.И. Иванову присвоено внеочередное звание.)

№27

В государстве Х прошли выборы президента. Победителем стал кандидат, набравший абсолютное большинство голосов. Какая избирательная система сложилась в государстве Х? Назовите ещё два признака этой избирательной системы, не указанные в условии задания. Назовите другую избирательную систему. Укажите три признака другой избирательной системы, названной вами.

ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. В государстве Х существует избирательная система, которую называют мажоритарная (или система абсолютного большинства).
  2. Возможно создание одномандатных избирательных округов, голосование за личность кандидата.
  3. Пропорциональная избирательная система.
  4. Признаки пропорциональной системы ― создание единого общенационального избирательного округа, голосование по партийным спискам, наличие проходного барьера.

№28

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правонарушения». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

  1. Правонарушение как неправомерное поведение, противоречащее требованиям правовых норм.
  2. Виды правонарушений.
  • Проступок (общественно вредное деяние небольшой общественной опасности).
  • Преступление (общественно опасное деяние).
    3. Юридическая ответственность и её виды.
  • Административная.
  • Дисциплинарная.
  • Уголовная и др.
    4. Принципы юридической ответственности.

№29

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1

Философия

Человек – свой собственный Прометей. (Ж. Мишле)

29.2

Экономика

Слаборазвитая страна бедна потому, что у неё нет промышленности; а промышленности у неё нет потому, что она бедна (Х.В. Зингер)

29.3

Социология, социальная психология

«Семья — это кристалл общества» (В. Гюго).

29.4

Политология

Всякий, стоящий у государственной власти, обязан избегать войны точно так же, как капитан корабля избегает кораблекрушения (Ги де Мопассан)

29.5

Правоведение

Закон одинаков что утром, что вечером (Дж. Герберт)

ответ

29.1 Проблема социального контроля, в частности, такой его разновидности как внутренний контроль – самоконтроль.

29.2 Проблема экономической отсталости, разрыва между богатыми и бедными (развивающимися) странами, невозможности выбраться из этого состояния. Экономические проблемы развивающихся стран.

29.3 Проблема семьи. Роль семьи в современном обществе, какие функции она выполняет, и почему ее можно назвать основной ячейкой общества.

29.4 Проблема пагубности войны. Проблемы правильных решений власти по вопросам войны и мира.

29.5 Проблема справедливости законов, равенства всех граждан перед законом. Недопустимость произвольного изменения закона в угоду тем или иным обстоятельствам. Неизменность действия закона во времени.

    Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Ништяк!

    Решено верно

    Браво!

    Решено верно

    Крутяк!

    Решено верно

    Зачёт!

    Решено верно

    Чётко!

    Решено верно

    Бомбезно!

    Решено верно

    Огонь!

    Решено верно

    Юхууу!

    Решено верно

    Отпад!

    Решено верно

    Шикарно!

    Решено верно

    Блестяще!

    Решено верно

    Волшебно!

    Решено верно