Вариант 16

Время
3:55:00
№1

Запишите слово, пропущенное в таблице:

Виды культуры

ВИД КУЛЬТУРЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Материальная

Искусственно созданные предметы, которые позволяют людям приспособиться к природным и социальным условиям

...

Идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

ответ

№2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Право, мораль, традиции, корпоративные нормы, социальные нормы

ответ

№3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства:

1) единая конституция, 2) публичная власть, 3) суверенитет, 4) разделение властей, 5) монополия на применение насилия, 6) территориальная организация власти.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

ответ

№4

Выберите верные суждения о глобальных проблемах современности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Термин «глобальные проблемы» появился во второй половине XX века.

2) Примером одной из глобальных проблем, возникающих в результате взаимоотношения природы и общества, является проблема голода.

3) Перенаселение планеты не является глобальной проблемой.

4) Возрастающая безработица является одной из глобальных проблем человечества.

5) Решение глобальных проблем возможно при сотрудничестве государств.

ответ

№5

Установите соответствие между уровнями образования и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

А) отсутствует промежуточная и итоговая аттестация

1) дошкольное

Б) формирует базовые учебные знания и навыки

2) среднее общее

В) осуществляется в лицеях и гимназиях

3) профессиональное

Г) образовательный процесс предусматривает практику на каком - либо предприятии

 

Д) формирование предпосылок учебной деятельности

 
ответ

№6

В городе Иваново активно развивается школа мастеров. Ученики школы занимаются украшением предметов быта, создают ювелирные украшения и элементы декора. Результатами какой деятельности являются предметы декоративно-прикладного искусства? Выберите верные утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) творческая деятельность

2) прогностическая деятельность

3) социально - преобразовательная деятельность

4) познавательная деятельность

5) научная деятельность

6) духовно-практическая деятельность

ответ

№7

Выберите верные суждения о налогообложении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) При регрессивном налогообложении могут взиматься одинаковые суммы налога со всех налогоплательщиков.

2) При пропорциональном налогообложении ставка налога зависит от величины дохода налогоплательщика.

3) Налогообложение, при котором ставка налога увеличивается пропорционально увеличению доходов налогоплательщиков, является прогрессивным.

4) При пропорциональном налогообложении процент с высоких доходов выше, чем с низких.

5) Примером регрессивного налогообложения является налог на добавленную стоимость.

ответ

№8

Установите соответствие между видами безработицы и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ

А) связана с изменением спроса на рабочую силу различных профессий

1) структурная

Б) возникает тогда, когда человек ищет работу впервые

2) фрикционная

В) вызвана добровольным решением человека сменить место работы

 

Г) возникает после увольнения сотрудника по собственному желанию на период поиска нового места работы

 

Д) возникает в том случае, если количество свободных рабочих мест определённой
специальности значительно меньше, чем количество людей с данной специальностью,
которое желает трудоустроиться

 
ответ

№9

Туристическая база «Полянка» более 10 лет осуществляет свою деятельность на территории леса, расположенного недалеко от города. За пользование данными объектами туристическая база платит соответствующий федеральный налог. Какие их перечисленных ниже налогов также относятся к федеральным? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) налог на имущество физических лиц

2) торговый сбор

3) налог на добавленную собственность

4) государственная пошлина

5) налог на доходы физических лиц

ответ

№10

На графике представлена ситуация на рынке аграрной техники: линия спроса переместилась из положения D в положение D1. (На графике P – цена товара; Q – объем спроса товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) начало сезона посева или сбора урожая

2) улучшение финансового обеспечения фермеров

3) нарастание экономического кризиса

4) концентрация производства в руках крупных хозяйств

5) увеличение размера налога на прибыль

ответ

№11

Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные группы создаются в связи с тем, что человек осознает тот факт, что коллективно достичь определенного результата быстрее, чем в одиночку.

2) Социальные группы по количественному составу делятся на большие и малые.

3) Представители социальной группы обладают схожими интересами и целями.

4) Особенностью социальных групп в развитых странах является возможность перехода из одной группы в другую.

5) Социальные группы создаются исключительно для удовлетворения биологических потребностей.

ответ

№12

Социологическая служба города K провела опрос. Респондентам был задан вопрос «Где вы берёте деньги на улучшение условий жизни?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство опрошенных, независимо от года проведения опроса, планируют улучшить условия жизни за счет официальной заработной платы.

2) За последние годы возросло количество тех, кто планирует улучшить условия жизни за счет официальной заработной платы.

3) Количество тех, кто не планирует улучшать условия жизни, было одинаковым и в 2014 году, и в 2015.

4) Одинаковое количество опрошенных в 2015 году планировали улучшить условия жизни за счет неофициальных подработок и заработка по совместительству.

5) Каждый пятый опрошенный в 2016 году планирует улучшить условия жизни за счет заработка по совместительству.

ответ

№13

Выберите верные суждения о роли средств массовой информации в политической системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Средства массовой информации доводят до сведения населения важную информацию о жизни страны и мира.

2) Средства массовой информации не выражают интересы граждан.

3) Средства массовой информации играют важную роль в управлении обществом и борьбе за власть.

4) Средства массовой информации могут играть дезинтегрирующую роль.

5) Средства массовой информации не влияют на общественное мнение.

ответ

№14

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ

СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) надзор за исполнением законов

1) Верховный суд

Б) надзор за деятельностью судов общей юрисдикции

2) Прокуратура

В) утверждение военной доктрины РФ

3) Президент

Г) проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов

 

Д) назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации

 
ответ

№15

В государстве Z недавно была принята новая конституция, функционирует развитый бюрократический аппарат. Какая дополнительная информация указывает на то, что в государстве Z тоталитарный политический режим? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) единая обязательная для всех политическая идеология

2) государство осуществляет полный контроль над всеми сферами жизни общества

3) в Конституции имеется глава о ценности прав и свобод граждан

4) государство обладает специальными государственными органами, ведущими борьбу с «врагами народа» и осуществляющими репрессии в отношении них

5) глава государства не пользуется авторитетом

6) основные органы власти формируются в результате выборов

ответ

№16

В статье 3 Конституции РФ закреплено положение о том, что носителем власти является многонациональный народ. Какие принципы основ Конституционного строя непосредственно связаны с данными положениями. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свободные выборы

2) республиканская форма правления

3) демократизм

4) плюрализм мнений

5) федеративная форма территориального устройства

ответ

№17

Выберите верные суждения об экологическом праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) экологическое право является материальным

2) за нарушение норм экологического права не предусмотрена юридическая ответственность

3) экологическое право является публичным

4) источником экологического права является экологический кодекс

5) особенностью экологического права является смешанность методов правового регулирования

ответ

№18

Установите соответствие между действиями по созданию закона и стадиями законотворческого процесса, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ

СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

А) внесение в законодательный орган проекта закона

1) законодательная инициатива

Б) заслушивание доклада о внесённом законопроекте

2) обсуждение законопроекта

В) обращение в органы представительной власти с предложениями по совершенствованию закона

 

Г) обращение в законодательную инстанцию с предложением об изменении закона

 

Д) чтения по законопроекту в Государственной думе

 
ответ

№19

Алина работает начальником юридического отдела в компании «Яблочко». Начальник компании поручил ей разработать проект трудового договора. В трудовой договор Алина включила пункты: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, а также место работы. Какие обязательные пункты ей необходимо указать в трудовом договоре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) испытательный срок

2) трудовая функция работника

3) условия оплаты труда

4) режим времени труда и времени отдыха

5) обязанности работодателя по улучшению жилищных условий семьи работника

ответ

№20

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«_________(А) способно оказывать на общество не только позитивное, но и негативное воздействие: бюрократизм, коррупция, произвол, деспотия.

Исторически проявилось стремление государства к неограниченному расширению властного пространства, навязыванию большинству своей ___________(Б). Известно, что многие мыслители прошлого задумывались о том, как поставить государство на службу ____________ (В), оградить его от различных злоупотреблений. На эти вопросы давались разные ответы. Одни полагали, что в принципе ничего нельзя противопоставить страсти властолюбия, ибо она ненасытна и бесконечна. Другие исходили из того, что государственная _________ (Г) должна быть сильной, ее вообще не нужно ограничивать. Третьи, напротив, стремились к максимальному ограничению государственной власти, а затем и к ее полному устранению. Представители четвёртой группы заявляли, что лекарством от болезней власти является _______ (Д). Эта точка зрения наиболее последовательно была выражена в теории правового государства немецкого философа И. Канта (1724–1804). Она оказала большое влияние на становление в общественно-политической практике реальных механизмов правового государства и _________ (Е)».

(Л.Н.Боголюбов)

1) общество

2) власть

3) воля

4) гражданское общество

5) субъекты

6) труд

7) право

8) народ

9) государство

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

ответ

№21

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Основной причиной того, что создавать фирмы прибыльно, должно бы быть то, что механизм цен не работает без издержек. Очевиднейшая из издержек «организации» производства с помощью ценового механизма состоит в выяснении того, каковы же соответствующие цены. Издержки на это могут быть сокращены благодаря появлению специалистов, которые станут продавать эту информацию, но их нельзя устранить вовсе. Следует принять во внимание также издержки на проведение переговоров и заключение контракта на каждую трансакцию обмена, что неизбежно на рынке. Хотя на некоторых рынках, например, на товарных биржах, разработана техника сведения до минимума этих издержек на контракты, но до конца они не устранены. Правда, от контрактов не удаётся избавиться и при наличии фирмы, но здесь их намного меньше: фактор производства (или его собственник) не должен заключать серию контрактов с факторами, с которыми он кооперируется внутри фирмы, что было бы необходимо, разумеется, если бы эта кооперация была прямым результатом работы ценового механизма. Этот ряд контрактов замещается одним-единственным.

Здесь важно отметить характер контракта с фактором производства, используемым внутри фирмы. Контракт и есть то, почему фактор за некоторое вознаграждение (которое может быть фиксированным или колеблющимся) соглашается в известных пределах выполнять распоряжения предпринимателя. Существо контракта в том, что им устанавливаются только пределы власти предпринимателя. В этих границах, следовательно, он может управлять остальными факторами производства.

Использование ценового механизма, однако, имеет и другие недостатки — или издержки. Может оказаться желательным заключение долгосрочного контракта на поставку каких-либо изделий или услуг. Причиной такого желания может быть тот факт, что когда вместо нескольких краткосрочных контрактов заключается один долгосрочный, то определённых издержек по заключению каждого контракта удаётся избежать. Либо участники, в силу определённого отношения к риску, могут предпочесть долгосрочный контракт краткосрочному.

(Р. Коуз)

Какова, согласно тексту, основная причина создания фирм? Благодаря чему, по мнению автора, могут быть сокращены издержки фирмы?

ответ

  1. Основная причина создания фирм — получение прибыли.
  2. По мнению автора, издержки на это могут быть сокращены благодаря появлению специалистов, которые станут продавать эту информацию.

№22

Автор говорит о контрактах с факторами производства. Как называется такой контракт в законодательстве России? О каком факторе производства идёт речь? Какой факторный доход получает владелец данного фактора производства?

ответ

  1. Трудовой договор.
  2. Речь идёт о таком факторе производства, как труд.
  3. Владелец такого факторного дохода получает зарплату.

№23

Автор указывает на то, «что механизм цен не работает без издержек». Назовите виды издержек и приведите по два примера, их иллюстрирующих.

ответ

  1. Виды издержек — постоянные и переменные.
  2. Примеры:

Постоянные издержки — выплаты по ранее взятому кредиту, арендная плата. Переменные издержки — оплата коммунальных услуг, закупка сырья и материалов.

№24

Автор считает важным выяснить, «каковы же соответствующие цены». Известно, что на формирование цены товара влияет ряд факторов. Основываясь на знаниях обществоведческого курса и личном опыте, приведите три фактора, влияющих на формирование цены товара.

ответ

На формирование цены товара влияют:

  1. Цены на сырьё и комплектующие;
  2. Оплата издержек производства;
  3. Полезность и редкость товара и т.д. (Могут быть названы другие факторы.)

№25

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах социальных групп;

− одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из названных видов социальных групп.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

ответ

  1. Социальная группа ― это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
  2. Выделяют большие и малые, формальные и неформальные, номинальные и реальные социальные группы. (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах социальных групп.)
  3. Малой группой считается группа от 2 до 40 человек, где все члены непосредственно общаются между собой.

№26

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три внешние функции государства.

ответ

К внешним функциям государства относятся:

  1. Отстаивание интересов всего общества страны на международной арене. (Например, Президент РФ выступил на международной конференции с предложением отменить экономические санкции.)
  2. Участие в решении глобальных проблем. (Например, РФ выступила инициатором ограничения выбросов вредных веществ в атмосферу.)
  3. Защита прав граждан, находящихся за рубежом. (Например, граждане РФ, находящиеся за рубежом и попавшие в неприятную историю, могут обратиться в представительство России или дипломатический корпус на территории данной страны.)

№27

Согласно «Русской правде», в Древней Руси обычаи кровной мести заменялись штрафами, имущество смердов, не оставивших после себя сыновей, наследовал князь, а также устанавливались формы зависимости людей и превращения их в холопов. Каким источником права является «Русская правда»? Дайте определение понятию «источник права». Назовите ещё три источника права.

ответ

  1. «Русская правда» ― источник обычного права.
  2. Источник права ― внешняя форма выражения права, официальные способы выражения и закрепления правовых норм.
  3. Источниками права также являются, например, Конституция, правовая доктрина, священные книги, нормативно-правовой акт и др.

№28

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Человек и природа». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Влияние природы на человека

  • Источник сырья и удовлетворения биологических потребностей.
  • Влияние на ведущий вид деятельности и образ жизни людей.
  • Природные катаклизмы и т.д.

2. Влияние человека на природу.

  • Истощение ресурсов.
  • Загрязнение окружающей среды.
  • Создание заповедников, остановка коррозии почвы и т.д.

3. Глобальные экологические проблемы.

  • Загрязнение мирового океана и окружающей среды.
  • Истощение ресурсов.
  • Нехватка пресной воды и т.д.

4. Способы решения глобальных экологических проблем.

  • Поиски новых источников энергии.
  • Рациональное использование ограниченных ресурсов.
  • Создание и внедрение биотехнологий замкнутого типа и др.

5. Переход на партнёрские отношения с природой.

№29

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1

Философия

Всякое познание берёт начало от разума и исходит от чувств (Ф. Патрици)

29.2

Экономика

Нельзя добиться экономического процветания налетами на государственную казну. (Г.Гувер)

29.3

Социология, социальная психология

Лучший способ сделать детей хорошими ― сделать их счастливыми (О. Уайльд)

29.4

Политология

Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете (В.И.Ленин)

29.5

Правоведение

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла (Т.Джефферсон)

ответ

29.1 Проблема роли чувственного опыта и рационально-теоретического мышления в познании. Проблема многоуровневости процесса познания (сочетание чувственного и рационального).

29.2 Проблема коррупции, казнокрадства. Основная идея: воровство денег из бюджета ухудшает экономическое положение страны.

29.3 Проблема воспитания детей, оказания влияния на формирование личности ребенка, социализацию.

29.4 Проблема легитимности власти. На чем должна быть основана власть, чтобы ее поддержали. Проблема авторитета власти.

29.5 Проблема соответствия законов общепринятым социальным нормам. Проблема отражения в нормативных правовых актах норм морали, ценностей, принципов, принятых в обществе, а также правил здравого смысла.

    Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Ништяк!

    Решено верно

    Браво!

    Решено верно

    Крутяк!

    Решено верно

    Зачёт!

    Решено верно

    Чётко!

    Решено верно

    Бомбезно!

    Решено верно

    Огонь!

    Решено верно

    Юхууу!

    Решено верно

    Отпад!

    Решено верно

    Шикарно!

    Решено верно

    Блестяще!

    Решено верно

    Волшебно!

    Решено верно