Вариант 17

Время
3:55:00
№1

Запишите слово, пропущенное в таблице:

Типология обществ

ТИП ОБЩЕСТВА

ОСОБЕННОСТИ

Доиндустриальное

Ручной труд, натуральное хозяйство

....

Развитие промышленности, автоматизация труда

ответ

№2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Кооператив, товарищество, акционерное общество, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо

ответ

№3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам права:

1) нормативность, 2) общеобязательность, 3) суверенитет, 4) система «сдержек и противовесов», 5) системность, 6) формальная определенность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

ответ

№4

Выберите верные суждения о личности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Участвуя в жизни общества человек проявляет себя как личность.

2) Личность обладает определенным набором социальных качеств.

3) В средние века личность понималась как сущность Бога.

4) Внешний облик и характер характеризуют человека как личность.

5) Социальные потребности и социальная роль являются проявлением человека как личности.

ответ

№5

Установите соответствие между видами и особенностями человеческого познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

А) строится на основе понятий

1) художественное

Б) знания основаны на художественных образах

2) научное

В) полученные сведения об окружающем мире подвергаются проверке на истинность

 

Г) познание осуществляется посредством искусства

 

Д) полученные знания являются обоснованными и объективными

 
ответ

№6

Значительную роль в современной экономике играют транснациональные компании. Особое внимание данные компании уделяют рекламе своей продукции в различных странах. Реклама убеждает население различных стран покупать продукцию той или иной компании. Свидетельством каких явлений в обществе являются данные факты? Выберите верные утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) распространение бедности в мире

2) социальное неравенство

3) глобализация производства

4) разделение труда

5) падение курса национальной валюты

6) глобализация потребления

ответ

№7

Выберите верные суждения о роли потребителя в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В условиях рыночной экономики потребитель выигрывает при устранении монополизации экономики.

2) Потребитель не может оказать влияние на цену товара или услуги, так как она устанавливается государством.

3) Потребитель оказывает влияние на производителя, так как при производстве товаров производитель учитывает желания потребителей.

4) Установление высоких государственных пошлин на импорт не выгодно потребителю.

5) Исключительно желания потребителя оказывают влияние на рыночный спрос.

ответ

№8

Установите соответствие между примерами и типами конкуренции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

ТИП КОНКУРЕНЦИИ

А) услуги такси в городе N. осуществляют 3 компании, которые полностью контролируют рынок

1) чистая

Б) на рынке кондитерских изделий представлена продукция местных пекарен и индивидуальных пекарей

2) олигополия

В) у жителей города Z. есть большой выбор фирм, осуществляющих ремонт и обслуживание пластиковых окон

3) монополия

Г) компания «Ядрышко» является единственным поставщиком кедровых орехов в Уральском федеральном округе

 

Д) фирма «Заюшка» выпустила серию интерактивных игрушек, которые можно управлять посредством Wi-Fi,
после чего, другие производители интерактивных игрушек ушли с рынка региона

 
ответ

№9

Семейная пара Агафоновых работает вместе в школе. Супруги добросовестно платят налоги, например, налог на доходы физических лиц. Какие их перечисленных ниже налогов также относятся к федеральным? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) налог на прибыль организаций

2) акциз

3) земельный налог

4) торговый сбор

5) водный налог

ответ

№10

На графике представлена ситуация на рынке гелей для душа: линия спроса переместилась из положения D в положение D1. (На графике P – цена товара; Q – объем спроса товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) резкое подорожание мыла

2) существенное уменьшение доходов потребителей

3) реклама новых ароматов гелей для душа

4) концентрация производства в руках крупных производителей

5) увеличение размера налога на прибыль

ответ

№11

11. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Героизм и гениальность являются проявлениями отклоняющегося поведения.

2) Отклоняющееся поведение всегда негативно.

3) Преступность, алкоголизм и наркомания являются примерами девиантного поведения.

4) Отклоняющееся поведение объясняется как социальными, так и биологическими и психологическими причинами.

5) Отклоняющееся поведение всегда наказуемо.

ответ

№12

Социологическая служба города Z провела опрос. Респондентам был задан вопрос «Как вы планируете отдохнуть в новогодние праздники?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство опрошенных в 2014 году планировали отдохнуть в новогодние праздники дома.

2) Количество опрошенных, планирующих ехать на туристическую базу в праздники в 2015 году меньше, чем в 2016.

3) В 2015-2016 годах возросло количество тех, кто планирует работать в новогодние праздники.

4) Четверть респондентов в 2016 году планируют провести новогодние праздники на туристической базе.

5) В 2015 году количество опрошенных, планирующих отдохнуть в новогодние праздники с семьей, возросло.

ответ

№13

Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политическая власть не использует для достижения своей цели экономические и культурно-информационные средства.

2) Политическую власть осуществляют не только государственные органы.

3) Государственная власть является ядром политической власти как более широкого понятия.

4) Политическая власть осуществляется на основе права и от имени общества.

5) Политическая власть не имеет ограничений.

ответ

№14

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) утверждение приказа Президента о введении чрезвычайного положения

1) Конституционный суд

Б) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти

2) Совет Федерации

В) разрешает споры о соответствии федеральных законов Конституции РФ

 

Г) отрешение от должности Президента РФ

 

Д) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации

 
ответ

№15

Государство S. Возглавляет политический лидер, который относится к харизматическому типу политического лидерства. Какие черты характеризуют данный тип политического лидера? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) артистизм

2) риторические и коммуникативные способности

3) лидерство основывается на традициях

4) выдающиеся, исключительные качества

5) глава государства не пользуется авторитетом

6) основой лидерства является привычка граждан подчиняться

ответ

№16

Конституция РФ является Основным законом страны. Каковы особенности Конституции РФ как закона? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) принимается народом или от его имени

2) действует на территории определенного субъекта

3) не входит в структуру системы Российского права

4) изменяется в общем порядке

5) обладает высшей юридической силой

ответ

№17

Выберите верные суждения об особенностях уголовного процесса и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обязательно предварительное расследование как стадия уголовного процесса

2) приговор может вынести не только суд, но административные органы

3) возможно участие присяжных заседателей

4) участие прокурора является необязательным

5) по результатам рассмотрения дела выносится приговор

ответ

№18

Установите соответствие между примерами правонарушений и видами ответственности, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

ВИД ОТВЕТСТВЕННОСТИ

А) систематические опоздания на работу

1) дисциплинарная

Б) ненадлежащее исполнение договора подряда

2) гражданско-правовая

В) невыполнение должностных обязанностей

Г) прогул

Д) невыполнение обязательств в срок

ответ

№19

Михаил работает начальником юридического отдела в компании «Строитель». Начальник поручил ему разработать проект трудового договора. В трудовой договор Михаил включил условия оплаты труда, фамилию, имя, отчество работника и наименование работодателя, наименование места работы. Какие еще обязательные пункты ему необходимо указать в трудовом договоре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обязательства работника по дополнительному страхованию

2) трудовая функция работника

3) условия труда на рабочем месте

4) дата начала работы

5) пункт об обязательствах работника отработать не менее установленного договором срока

6) обязательства работодателя по оплате медицинского обслуживания работника

ответ

№20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Целостное теоретическое рассмотрение нравственной жизни _______ (А) в системе ее разнообразных проявлений исследует специализированная философская наука – _____(Б). Данная наука имеет долгую историю развития, уходящую корнями в древнегреческую философию и философию Древней Индии и Китая. Именно философское измерение раскрывало общественно значимый смысл нравственных и безнравственных поступков _________ (В). Благодаря философии была выявлена обусловленность нравственного _______ (Г) и деятельности социальными условиями жизни человека. В то же время этика исследовала структуры и механизмы подготовки и принятия нравственных решений конкретными _________ (Д). Она раскрыла влияние на уровень, характер и направленность этих решений __________(Е) личности.

В этике выделены типологические модели нравственной ориентации личности, воплощенные в поведении и деятельности персоналий как далекого прошлого, так и современности»

(Л.Н.Боголюбов)

1) общество

2) власть

3) воля

4) личности

5) самосознание

6) человек

7) право

8) этика

9) сознание

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

ответ

№21

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который вступил в силу 1 июля 2002 г., адвокатурой признаётся профессиональное сообщество адвокатов, являющееся институтом гражданского общества, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В наше время существует множество научной, публицистической, художественной литературы, где также применяются понятия «адвокатура», «адвокат», «адвокатская деятельность».

Так, согласно словарю «адвокатура в РФ ― это добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью». Такое определение слишком сужено. В нём не учтены важнейшие особенности адвокатуры: то, что она является институтом гражданского общества, и то, что она не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Очень важную функцию в закреплении статуса любого органа, оформлении определения того или иного государственного или общественного института несут в себе устанавливаемые в законодательстве задачи той или иной структуры. Однако в нынешнем Законе об адвокатуре конкретно выделенной нормы, определяющей задачи именно адвокатуры, нет.

В соответствии же со ст. 1 ранее действовавшего «Положения об адвокатуре РСФСР», утверждённого Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г., основной задачей адвокатуры являлось оказание юридической помощи гражданам и организациям. Как усматривалось из «Положения», адвокатура, кроме того, должна была содействовать охране прав и законных интересов граждан и организаций, а также осуществлению правосудия, что, несомненно, налагало на адвокатуру в определённой степени государственные обязанности и в какой-то степени переплеталось с задачами правоохранительных органов.

Ранее, как и сейчас, в создании адвокатуры на добровольной профессиональной основе участвовали сами адвокаты, однако общественной организацией этот институт не признавался.

Какие два определения адвокатуры представлены в тексте?

ответ

  1. Адвокатурой признаётся профессиональное сообщество адвокатов, являющееся институтом гражданского общества, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  2. Адвокатура ― это добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

№22

Что, по словам автора, ранее являлось основной задачей адвокатуры? Какие ещё задачи ставились раньше перед адвокатурой, согласно тексту?

ответ

  1. Основной задачей адвокатуры являлось оказание юридической помощи гражданам и организациям.
  2. Адвокатура, кроме того, должна была содействовать охране прав и законных интересов граждан и организаций, а также осуществлению правосудия.

№23

Автор связывает деятельность адвокатуры с подчинением обслуживанию правоохранительной системы государства. Сами же адвокаты, со слов автора, не считали себя «людьми государевыми», а относили своё объединение к структурам гражданского общества, не подчинённым никакой государственной власти. Приведите два аргумента в доказательство первой позиции и два аргумента в доказательство второй позиции.

ответ

Первая позиция:

Адвокат — юрист широкого профиля, может оказывать юридическую консультацию, представлять и защищать права своего клиента, в том числе и в суде.

В уголовном судопроизводстве подсудимому предоставляется защитник — адвокат.

Вторая позиция:

Адвокатура — объединение адвокатов на добровольных началах с целью защиты прав граждан, что делает его элементом гражданского общества.

Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

(Могут быть приведены другие аргументы.)

№24

Кроме адвокатуры в РФ, существуют и другие правоохранительные органы. Назовите три любых правоохранительных органа и главную функцию каждого из них.

ответ

В РФ существуют также другие правоохранительные органы.

  1. ОВД или полиция; их функции — предотвращение правонарушений.
  2. ФСБ; функции — обеспечение безопасности на территории страны.
  3. Суд; функция — правовосстановительная, разрешение споров.

№25

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «искусство»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о функциях искусства;

− одно предложение, раскрывающее особенности искусства как формы познания.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

ответ

  1. Искусство — форма познания через создание художественных образов. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
  2. Одной из функций искусства является гедонистическая — получение удовольствия. (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о функциях искусства.)
  3. Особенность искусства как формы познания состоит в его субъективном характере.

№26

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три вида безработицы.

ответ

Виды безработицы:

  1. Циклическая. (Например, в период экономического кризиса работу потеряли две трети населения страны N.)
  2. Структурная. (Например, на предприятии N после введения новой автоматизированной линии пришлось уволить половину работников.)
  3. Фрикционная. (Например, Василий Иванович уволился из-за конфликта с начальником и теперь ищет новую работу.)

№27

Известно, что межнациональный конфликт легче предотвратить, чем разрешить его впоследствии. В РФ проводится национальная политика, направленная на предотвращение межнациональных конфликтов. Назовите не менее трёх мер, направленных на предотвращение межнациональных конфликтов.

ответ

Меры, направленные на предотвращение межнациональных конфликтов в РФ.

  1. Реальное равенство всех граждан государства.
  2. Создание экономических условий жизни в регионах.
  3. Уважение к культурным традициям и религиозным верованиям представителей всех национальностей и народов страны.

№28

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правовое государство». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:



  • Верховенство права.
  • Взаимная ответственность государства и общества.
  • Реализация принципа разделения властей и др.

  • Защита прав граждан.
  • Предоставление возможностей для развития и самореализации граждан.
  • Защита интересов граждан и др.

№29

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1

Философия

И хорошие, и плохие стороны технического прогресса очень важно обсуждать как можно шире, чтобы его направление определяло всё общество, а не только специалисты (Б. Гейтс)

29.2

Экономика

Незнание экономических законов не освобождает от ответственности (С.Я. Цыпин)

29.3

Социология, социальная психология

Бедность и богатство суть слова для обозначения нужды и изобилия. Следовательно, кто нуждается, тот не богат, а кто не нуждается, тот не беден (Демокрит)

29.4

Политология

Те, кто отказывается от свободы ради временной безопасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности (Ф. Рузвельт)

29.5

Правоведение

Образ мыслей ненаказуем (Ульпиан)

ответ

29.1 Проблема противоречивости общественного прогресса. Автор считает, что данная проблема важна в современных условиях жизни общества, поэтому должна обсуждаться каждым человеком, всем стоит задуматься о причинах ее возникновениях и способах решения.

29.2 Проблема незнания законов экономики и экономической безграмотности. Автор убежден в том, что каждый человек должен иметь представления об основных экономических законах, чтобы вести рациональную экономическую деятельность, знать, как выживать в условиях кризиса, инфляции и других процессов.

29.3 Проблема социального неравенства в обществе, о сущности проблемы бедности и богатства, разделения общества на слои по уровню дохода. В своем высказывании автор рассматривает сущность бедности и богатства через осознание степени удовлетворения человеческих потребностей, а вовсе не обладание материальными благами.

29.4 Проблема ценности свободы в обществе. Автор говорит о том, что каждый из нас должен бороться за свободу и за свои права, иногда даже жертвуя комфортом и безопасностью. Только в таком случае люди смогут добиться реального следования правам в государстве.

29.5 Проблема свободы слова, многообразия мнений. Автор убеждён, что только в наших мыслях и мнениях мы свободны, никто не может посягать на эту свободу, диктуя определенный единый образ мысли.

    Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Ништяк!

    Решено верно

    Браво!

    Решено верно

    Крутяк!

    Решено верно

    Зачёт!

    Решено верно

    Чётко!

    Решено верно

    Бомбезно!

    Решено верно

    Огонь!

    Решено верно

    Юхууу!

    Решено верно

    Отпад!

    Решено верно

    Шикарно!

    Решено верно

    Блестяще!

    Решено верно

    Волшебно!

    Решено верно