Вариант 19

Время
3:55:00
№1

Запишите слово, пропущенное в таблице

Типы мышления

ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ

ОПИСАНИЕ

Образное

мыслительный процесс осуществляется образными представлениями

...

мыслительный процесс с использованием понятий, суждений

ответ

№2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим

для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

сын, брат, учитель, лидер, социальный статус.

ответ

№3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный конфликт»:

1)инфляция, 2) эскалация, 3) стратификация, 4) противоречие, 5) инцидент, 6) противоборствующие стороны.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

ответ

№4

Выберите верные суждения о свободе как необходимости в человеческой деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Свобода –возможность совершать поступки, не наносящие вреда окружающим и не противоречащие закону.

2) Мера необходимости и свободы не зависит от той или иной исторической эпохи.

3) Необходимость – обязательное выполнение законов и соответствие определенным нравственным нормам в поведении.

4) Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

5) Свобода является проявлением того, что действия человека не ограничены социальными нормами.

ответ

№5

Установите соответствие между сферами жизни общества и их элементами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) религия, мораль, наука

Б) деньги, товары, услуги

В) сословия, касты, классы

Г) партии, законы, государственные органы

Д) мобильность, стратификация, нация

1) политическая

2) экономическая

3) духовная

4) социальная

ответ

№6

Ксения пишет выпускную квалификационную работу на тему «Роль демографических субъектов в общественных отношениях». Какие из представленных ниже субъектов общественных отношений относятся к демографическим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) народности

2) нации

3) молодежь

4) пенсионеры

5) женщины

6) племена

ответ

№7

Выберите верные суждения о банковской системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Банковская система – это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений, отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции и специализированных компаний, обеспечивающих деятельность банков и кредитных учреждений.

2) Банковские операции делятся на активные и пассивные.

3) Банковская система Российской Федерации включает в себя небанковские кредитные организации.

4) Центральный банк не является элементом банковской системы, так как он осуществляет надзор за другими банками.

5) Банковская система является статичной и никогда не меняет свой состав.

ответ

№8

Установите соответствие между факторами производства и факторными доходами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

А) заработная плата

Б) рента

В) плата за пользование водой

Г) дивиденды

Д) премиальные выплаты

1) труд

2) земля

3) капитал

ответ

№9

Аделина приняла решение открыть собственный магазин японской и тайской косметики. Что из приведённого в списке она может использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) банковский кредит

2) производительность труда

3) прибыль от продажи косметики

4) инвестиции

5) налоговые отчисления

6) совершенствование поставщиком производственных технологий

ответ

№10

На графике отражена ситуация на рынке красной икры: линия предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) применение новых технологий, сокращающих издержки производства

2) отмена налоговых льгот для производителей красной икры

3) окончание новогодних праздников

4) появление на рынке нового крупного производителя красной икры

5) падение покупательной способности населения

ответ

№11

Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Нация является этнической общностью.

2) Этнические общности складываются на определенной территории в ходе совместной хозяйственной деятельности.

3) Сплочению нации способствуют общая историческая память и развитое национальное самосознание.

4) Примером этнической общности являются пенсионеры.

5) Род не относится к этническим общностям.

ответ

№12

Социологической службой государства Z. в 2006 и в 2016 годах был проведён опрос. Респондентам был задан вопрос «Обращаетесь ли вы за медицинской помощью в частные клиники?».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В 2016 году уменьшился процент тех опрошенных, кто никогда не обращается за медицинской помощью в частные клиники.
  2. В 2006 году доля тех, кто постоянно обращается в частные клиники ниже доли тех, кто обращается время от времени.
  3. Доля тех, кто обращается, но крайне редко увеличилась в 2016 году, по сравнению с 2006 годом.
  4. Доля тех, кто никогда не обращается в частные клиники за медицинской помощью и в 2006 и в 2016 году больше, чем доля тех, кто обращается постоянно.
  5. В 2016 году увеличился процент тех, кто постоянно обращается в частные клиники за медицинской помощью.
ответ

№13

Выберите верные суждения о демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В условиях демократии носителем власти является народ.

2) Демократия делится на прямую и опосредованную.

3) В демократическом обществе отсутствует система разделения властей.

4) В демократическом обществе народ обладает реальными правами и свободами, гарантированными государством.

5) Плюрализм мнений является одной из особенностей демократического общества.

ответ

№14

Установите соответствие между органами государственной власти и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики

Б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

В) ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации

Г) формирует Администрацию Президента Российской Федерации

Д) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

1) Правительство

2) Президент

 

ответ

№15

Конституция провозглашает K. демократической федеративной парламентской республикой. Какие из приведенных признаков характеризуют форму правления K.? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свобода слова и политический плюрализм

2) парламент является высшим органом представительной и законодательной власти

3) президент не обладает правом законодательной инициативы

4) правительство несет ответственность перед парламентом

5) двухуровневая налоговая система

6) наличие у субъектов государства собственных нормативно-правовых актов

ответ

№16

В статье 8 Конституции РФ закреплено положение о том, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Запишите цифры, под которыми указаны верные суждения о данном положении.

  1. Конституция РФ закрепляет многообразие форм собственности.
  2. В РФ отсутствует коллективная собственность.
  3. Охрана различных форм собственности не является одной из основных функций государства.
  4. Государственная собственность имеет приоритет над остальными формами собственности.
  5. Государство призвано обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию.
ответ

№17

Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К публичным отраслям права относится административное право.

2) Правовой институт состоит из различных отраслей.

3) Примером материальной отрасли права является гражданское право.

4) Торговое право относится к комплексным отраслям права.

5) Примером специальной отрасли права является трудовое право.

ответ

№18

Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса арендодателя по договору аренды: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ

ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА АРЕНДОДАТЕЛЯ

А) заключить договор аренды, перезаключить его по истечении установленного срока на прежних или других условиях либо отказаться от его заключения

Б) требовать от арендатора соблюдения правил пользования жилыми помещениями

В) предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества

Г) отвечать перед арендатором за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им

Д) требовать от арендатора соблюдения правил пользования имуществом

1) права

2) обязанности

ответ

№19

Пятнадцатилетние Алексей и Саша решили подработать в период летних каникул. Обсудив возможные места трудоустройства, они решили их обойти. В некоторых организациях в трудоустройстве им было отказано сразу. В каких организациях Алексей и Саша не могут получить работу? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) шахта

2) библиотека

3) ночной клуб

4) винный магазин

5) магазин одежды

6) киоск с мороженным

ответ

№20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Специфическая сфера _________(А) человека и общества, направленная на выработку и систематизацию _________(Б) о мире называется наукой. Наука включает в себя _______ (В), так и ее результаты - систему знаний, которая лежит в основе определенной картины мира. Наука также выполняет общественно значимые функции. ________(Г) функция науки состоит в обеспечении развития и распространения ценностей культуры и влияет на формирование личности. Включение науки в процесс _________(Д) является ее производительной функцией. С участием науки в общественном управлении связывается ее ______(Е) функция».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) духовная деятельность

2) социальная

3) познавательная деятельность

4) народ

5) миграционная

6) труд

7) знания

8) культурно-мировоззренческая

9) производство

ответ

№21

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

В различных социологических школах — например, американской и английской, — классовые теории развивались в несколько различных направлениях. Послевоенные американские социологи вообще рассматривали своё общество как бесклассовое. Это происходило отчасти вследствие того, что они полагали, будто уже не существует резких перепадов в распределении материального вознаграждения (которое они располагали по ранжиру вдоль непрерывного континуума), отчасти — из-за их убеждённости, что индивидов в современном обществе можно вполне правомерно распределять в классы по множеству критериев и факторов, не связанных с экономически определённым классом, таких, как род занятий, религия, образование, этническая принадлежность. Они принимали, скорее, точку зрения Вебера относительно статуса и разрабатывали многомерный подход, который трактовал социальный статус и престиж как независимые факторы, которые ослабляли или даже вытесняли экономически детерминированный класс. Большинство иерархических схем профессиональных шкал, используемых в исследовании неравенства, просто предполагали, что профессии могут, скорее, быть ранжированы по принципу «лучше» или «хуже», нежели по другим — соответствующим доходу и престижу, которые получают их обладатели.

Британские социологи в этот период первоначально принимали в качестве решающей детерминанты класса разделение труда и определяли основной принцип классового деления как границу между физическим и нефизическим трудом. Это, как тогда представлялось, должно было соответствовать основным различиям в экономических и социальных условиях жизни. Эти социоэкономические группы включают в себя людей, чьи жизненные стили (или образы жизни) схожи в отношении социального, культурного и досугового поведения, и люди помещаются в SEG (от Social Economic Group ― социально-экономическая группа), прежде всего, на основе их профессиональных занятий и профессионального статуса. Число статусов первоначально составляло тринадцать, а к 1961 году увеличилось до семнадцати. Существует сжатая версия шести социоэкономических классов, которые описываются как профессионалы; работодатели и менеджеры; клерки — промежуточные и младшие работники нефизического труда; квалифицированные работники физического труда и самостоятельные (самонанимаемые) непрофессионалы; полуквалифицированные работники физического труда и обслуживающий персонал; неквалифицированные работники физического труда.

(Л.А. Демидова)

Каковы, по мнению автора, причины того, что в послевоенной социологии Запада отменялось классовое строение общества? Назовите две причины, указанные в тексте.

ответ

1) Первая причина: уже не существует резких перепадов в распределении материального вознаграждения.

2) Вторая причина: вполне правомерно распределять в классы по множеству критериев и факторов, не связанных с экономически определённым классом, такими как род занятий, религия, образование, этническая принадлежность.

№22

Какой критерий деления на классы предложили британские учёные, согласно тексту? Назовите не менее шести социоэкономических классов, указанных автором.

ответ

  1. Британские учёные основной принцип классового деления определяли как границу между физическим и нефизическим трудом.
  2. Социоэкономические классы: профессионалы; работодатели и менеджеры; клерки — промежуточные и младшие работники нефизического труда; квалифицированные работники физического труда и самостоятельные (самонанимаемые) непрофессионалы; полуквалифицированные работники физического труда и обслуживающий персонал; неквалифицированные работники физического труда.

№23

Автор пишет, что британские учёные «разрабатывали многомерный подход, который трактовал социальный статус и престиж как независимые факторы, которые ослабляли или даже вытесняли экономически детерминированный класс». Какое понятие используется для обозначения разделения общества на разные слои? Назовите четыре основных критерия этого понятия. Приведите примеры, иллюстрирующие разделение общества на слои по указанным критериям.

ответ

  1. Социальная стратификация.
  2. Критерии стратификации ― доступ к власти, уровень дохода, образования, престиж профессии.
  3. Доступ к власти ― властвующие и подчинённые, уровень дохода ― богатые и бедные, уровень образования ― с высшим и средним профессиональным образованием, престиж профессии ― физический труд и интеллектуальный труд.

№24

В тексте говорится, что «послевоенные американские социологи вообще рассматривали своё общество как бесклассовое». Но и сегодня можно разделить общество на классы. Какие критерии лежат в основе такого деления? Приведите два аргумента в подтверждение того, что современное общество делится на классы. Почему наличие среднего класса в обществе является основой его стабильности?

ответ

  1. Критерии классового подхода ― собственность на средства производства, уровень дохода, отношение к власти.
  2. Аргументы:
  • наличие в современном обществе низшего, среднего и высшего классов;
  • и сегодня большую роль играют экономические критерии выделения высших слоёв общества
    3. Представители среднего класса имеют собственность, стабильный доход от экономической деятельности, поэтому средний класс является основой стабильности общества.


№25

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «гражданское общество»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об элементах гражданского общества;

− одно предложение, иллюстрирующее взаимодействие гражданского общества с государством.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

ответ

  1. Гражданское общество ― это сфера самопроявления свободных граждан, добровольно сформировавшихся некоммерческих ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса, а также других внешних факторов.

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2. Элементами гражданского общества выступают политическая партия, союзы и ассоциации граждан и т.д.

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об элементах гражданского общества.)

3. Пример взаимодействия гражданского общества с государством: Совет ветеранов обратился к Правительству Москвы с предложением.

№26

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три меры дисциплинарной ответственности.

ответ

Меры дисциплинарной ответственности:

  1. Замечание. (За опоздание на работу Андрею было сделано замечание.)
  2. Выговор. (За систематическое опоздание на работу Ангелина получила выговор с занесением в трудовую книжку.)
  3. Увольнение. (После неоднократных предупреждений Лев Наумович был уволен за систематическое нарушение трудовой дисциплины.)

№27

Известно, что многие животные, как и человек, объединяются в сообщества, совместно «трудятся», заботятся о потомстве. Тем не менее деятельность человека отличается от поведения животных. Приведите ещё одно сходство человека и животных. Назовите не менее трёх отличий деятельности человека от поведения животных.

ответ

  1. Можно привести ещё одно сходство, например, у человека, как и у животных, есть инстинкты и биологические потребности (потребности в еде, воде, воздухе).
  2. Отличия деятельности человека: целеполагание, сознательно-волевой характер, орудийный/ предметный характер, преобразующий/творческий характер и т.п.

№28

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деньги». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

  1. Деньги как всеобщий эквивалент при обмене.
  2. Особенности денег.
  3. Виды денег.
  • Товарные деньги.
  • Металлические деньги.
  • Бумажные деньги.
  • Кредитные деньги.
  • Безналичные деньги.
  • Электронные деньги.

  • Мера стоимости.
  • Средство обращения.
  • Средство платежа.
    5. Изменение роли денег в современном обществе.

№29

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1

Философия

Овца и волк по-разному понимают слово «свобода», в этом сущность разногласий, господствующих в человеческом обществе (А. Линкольн)

29.2

Экономика

«Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция.» (Л.Эрхард)

29.3

Социология, социальная психология

Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным (А.С. Пушкин)

29.4

Политология

«Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Б. Шоу)

29.5

Правоведение

"Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно подчиняться законам". (Сократ)

ответ

29.1 Проблема понимания свободы, противоречивости трактовки этого термина. Автор уверен, что свобода понимается по-разному разными слоями общества, отсюда и возникают многие проблемы функционирования общества.

29.2 Проблема важности конкуренции в современной экономике. Автор считает, что соперничество между предпринимателями помогает увеличивать их собственные доходы, стимулируя деятельность предприятий, а значит, стимулируя развитие всей экономической системы.

29.3 Проблема роли семьи в современном обществе. Автор убежден в том, что семья играет важнейшее значение в жизни человека, в процессе усваивания им социальных норм, в том числе нравственных.

29.4 Проблема участия граждан в управлении государством и их непосредственного воздействия на аппарат власти в условиях демократии. Автор считает, что демократия регулирует характер жизнедеятельности граждан в соответствии с тем, чего они заслуживают.

29.5 Проблема значимости закона в обществе. Смысл данного высказывания заключается в том, что соблюдение гражданами законов очень важно для существования любого государства. Автор уверен, что соблюдение законов является основной обязанностью каждого гражданина.

    Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Ништяк!

    Решено верно

    Браво!

    Решено верно

    Крутяк!

    Решено верно

    Зачёт!

    Решено верно

    Чётко!

    Решено верно

    Бомбезно!

    Решено верно

    Огонь!

    Решено верно

    Юхууу!

    Решено верно

    Отпад!

    Решено верно

    Шикарно!

    Решено верно

    Блестяще!

    Решено верно

    Волшебно!

    Решено верно