Вариант 18

Время
3:55:00
№1

При стирке ковров в фирме «ЧистотаК!!!» за услуги стирки необходимо заплатить 300 рублей за каждый квадратный метр ковра, а доставка стоит 550 рублей. Сколько рублей будет стоить стирка ковра длиной 4 метра и шириной 2,5 метра с доставкой? Ответ запишите в рублях.

ответ

№2

В каждый месяц 2015 года ученики 6 «Б» класса Иванов, Петров и Сидоров получали голоса одноклассников в номинации «Самый хулиганистый». На графике показано процентное значение голосов. Самым хулиганистым считался тот, за кого было отдано больше всего голосов.

По графику определите, сколько месяцев Петров получал номинацию «Самый хулиганистый»?

ответ

№3

Найдите радиус окружности, описанной около прямоугольника, длина которого равна 8 дм, а ширина равна 6 дм. Ответ дайте в сантиметрах.

ответ

№4

В игре «Русское лото» используются 90 бочонков, пронумерованные различными числами от 1 до 90. Какова вероятность того, что номер случайно выбранного из мешка бочонка будет больше 36?

ответ

№5

Найдите наибольший корень уравнения $\log_3(x^2 - 2x - 6) = 2$

ответ

№6

Найдите площадь треугольника АВС, если длины его сторон равны 13 см, 14 см и 15 см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

ответ

№7

Найдите длину промежутка возрастания функции $y = \displaystyle \frac{1}{3}x^3 - 2x^2 - 21x, $ определенной на отрезке [–2;15].

ответ

№8

Найдите объём пирамиды B1ABCD, если площадь грани куба ABCDA1B1C1D1 равна $75\sqrt[3]{3}$ см2. Ответ запишите в кубических сантиметрах.

ответ

№9

Найдите значение выражения $(x+1)(x^2 - x +1) + (x-1)(x^2 + x +1)$ при $x=-\sqrt[3]{2}$

ответ

№10

Энергия (в джоулях), выделяющаяся при абсолютно неупругом соударении двух тел массой m = 2 кг каждое и движущихся с одинаковой скоростью v = 6 м/с под углом α (в градусах) друг к другу, определяется выражением $q = mv^2 \sin^2 \displaystyle \frac{\alpha}{2}$ Под каким наименьшим углом α (в градусах) должны двигаться тела, чтобы в результате их абсолютно неупругого удара выделилось ровно 18 джоулей тепла?

ответ

№11

Три числа являются последовательными членами геометрической прогрессии. Если поменять местами первое и второе числа, то они станут последовательными членами возрастающей арифметической прогрессии. Найдите третье число, если сумма этих трёх чисел равна 6.

ответ

№12

Найдите наименьшее значение функции $ y = x^4 + \displaystyle \frac{4}{3}x^3 + 8x^2 + 16x +\displaystyle \frac{7}{3}$

ответ

№13

а) Решите уравнение 25х+1 - 2∙5х+2+5=0.

б) Найдите корни уравнения, принадлежащие отрезку $[-2, \log_{3}\displaystyle \frac{2}{3}]$

ответ

а) $25^{x+1} - 2\cdot 5^{x+2} + 5 = 0; \\ 25\cdot 25^x - 2\cdot 25 \cdot 5^x + 5 = 0; \\ 5^x = z; \\ 25z^2 - 50z + 5 = 0; \\ D = 2500 - 5\cdot 25 \cdot 4 = 2000 \\ z_{1,2} = \displaystyle \frac{50 \pm \sqrt{2000}}{50} = 1 \pm \displaystyle \frac{\sqrt{80}}{10} = 1 \pm 0,4\sqrt{5}$
$x_{1,2} = \log_5 (1 \pm 0,4 \sqrt{5})$

б)

$[-2, \log_3\displaystyle \frac{2}{3}]$

Проверим:

$-2 = \log_2\displaystyle \frac{1}{25} \\ \log_3 \displaystyle \frac{2}{3} = \log_3 2 - 1 \\ \log_31 - 1 < \log_3 2-1 < \log_3 3-1 \\ -1 < \log_32-1 < 0$

Проверим корни.

$2 < \sqrt{5} < 3 \\ 0,8 < 0,4\sqrt{5} < 1,2 \\ 1,8 < 1 + 0,4\sqrt{5} < 2,2 \\ \log_5 1,8 < \log_5(1 + 0,4\sqrt{5}) < \log_5 2,2 \\ \log_51 < \log_51,8 < \log5(1 + 0,4\sqrt{5}) < \log_5 2,2 \\ \log_5 1 < \log_5(1 + 0,4\sqrt{5}) \\ 0 < \log_5(1 + 0,4\sqrt{5})$

Корень не подходит.

$2 < \sqrt{5} < 3 \\ 0,8 < 0,4\sqrt{5} < 1,2 \\ -1,2 < -0,4\sqrt{5} < -0,8 \\ -0,2 < 1 -0,4\sqrt{5} < 0,2 $
$\begin{cases} 1 - 0,4\sqrt{5} < 0,2 \\ 1 - 0,4\sqrt{5} > -0,2 \end{cases} \rightarrow \begin{cases} \log_5(1 - 0,4\sqrt{5}) < \log_50,2 \\ 1-0,4 \sqrt{5} > -0,2 \end{cases} \rightarrow \begin{cases} \log_5(1 - 0,4\sqrt{5}) < -1 \\ 1 - 0,4\sqrt{5} > -0,2 \end{cases}$

Проверили левую границу: найденный корень меньше -1. Осталось проверить, что он больше -2.

$\log_5(1 - 0,4\sqrt{5}) > -2 \\ 1 -0,4\sqrt{5} > \displaystyle \frac{1}{25} \\ 0,4\sqrt{5} < 1 - \displaystyle \frac{1}{25} \\ \sqrt{5} < \displaystyle \frac{24}{25} \cdot \displaystyle \frac{10}{4} \\ \sqrt{5} < \displaystyle \frac{6}{5}\cdot \displaystyle \frac{2}{1} \\ \sqrt{5} < 2,4 \\ 5 < 5,76$

Выполняется, значит, найденный корень больше -2. Он входит в промежуток.
Ответ: а) $x_{1,2} = \log_5(1 \pm 0,4\sqrt{5})$

б) $ \log_5(1 -0,4\sqrt{5})$

№14

В кубе все рёбра равны 5 см. На его ребре BB1 отмечена точка K так, что KB = 4. Через точки K и С1 проведена плоскость α, параллельная прямой BD1.

а) Докажите, что $\displaystyle \frac{A_1P}{PB_1} = \displaystyle \frac{3}{1}$ где P — точка пересечения плоскости α с ребром A1B1.

б) Найдите угол наклона плоскости α к плоскости грани BB1C1C.

ответ

а) В плоскости DBD1 через точку К проведем прямую параллельно BD1 . Пусть эта прямая пересекает диагональ в точке L. В плоскости основания проведем прямую C1 L, пусть она пересекает сторону A1В1 в точке P. Треугольник KPC1 — сечение, проходящее через точки К и С1 параллельно прямой BD1. Действительно, прямая BD1 параллельна плоскости сечения, так как параллельна лежащей в нем прямой KL. В плоскости основания А1 B1 C1 D1 через точку A1 проведем прямую параллельно C1P. Пусть она пересекает D1В1 в точке М.

Тогда, используя теорему Фалеса:

$\displaystyle \frac{B_1L}{LD_1} = \displaystyle \frac{B_1K}{K_1B} = \displaystyle \frac{1}{4}.$

Треугольники С1LD1 и PLB1 подобны по двум углам. Тогда:

$\displaystyle \frac{B_1L}{LD_1} = \displaystyle \frac{PB_1}{D_1C_1} = \displaystyle \frac{1}{4}$

Отсюда:

$\displaystyle \frac{PB_1}{D_1C_1} = \displaystyle \frac{PB_1}{A_1B_1} = \displaystyle \frac{1}{4} \rightarrow \displaystyle \frac{PB_1}{ A_1P + PB_1} = \displaystyle \frac{1}{4} \rightarrow 4PB_1 = A_1P + PB_1 \rightarrow 3PB_1 = A_1P, $ ч.т.д.

б) Пусть теперь точка N — основание высоты NB1 прямоугольного треугольника KC1В1. NB1— является проекцией наклонной PN на плоскость BCB1 . Тогда угол PNB1 — линейный угол искомого двугранного угла. Имеем:

$PB_1 = \displaystyle \frac{5}{4}$

Выразим площадь треугольника $PB_1N$

$\displaystyle \frac{1}{2} \cdot 5 \cdot 1 = \displaystyle \frac{1}{2} \cdot B_1N \cdot \sqrt{26} \rightarrow B_1N = \displaystyle \frac{5}{\sqrt{26}}$

Найдем тангенс по определению.

$tgB_1NP = \displaystyle \frac{5\sqrt{26}}{4\cdot 5} = \displaystyle \frac{\sqrt{26}}{4} \rightarrow B_1NP = arctg \displaystyle \frac{\sqrt{26}}{4}$

№15

Решите неравенство $\log_2\log_4x + \log_4\log_2x \leq 1.$

ответ

$\log_2\log_4x + \log_4\log_2x \leq 1 \\ 2\log_4\log_4x + \log_4\log_2x \leq 1 \\ \log_4(\log_4x)^2 + \log_4\log_2x \leq 1 \\ \log_4((\log_4x)^2\log_2x) \leq 1 \\ (\log_4x)^2\log_2x \leq 4 \\ (\log_4x)^3 \leq 2 \\ \log_4x \leq 2^{\displaystyle \frac{1}{3}} \\ x \leq 4^{2\displaystyle \frac{1}{3}}$

Запишем ограничения на ОДЗ:

$\begin{cases} x > 0 \\ \log_2x > 0 \\ \log_4x > 0\end{cases} \leftrightarrow \begin{cases} x >0 \\ \log_2x > \log_21 \\ \log_4x > \log_41 \end{cases} \leftrightarrow \begin{cases} x >0 \\ x > 1 \leftrightarrow x > 1 \\ x> 1 \end{cases}$

№16

В трапеции ABCD боковая сторона АВ перпендикулярна основаниям. Из точки А на сторону CD опустили перпендикуляр АН. На стороне АВ отмечена точка Е так, что прямые CD и СЕ перпендикулярны.

а) Докажите, что прямые ВН и ЕD параллельны.

б) Найдите отношение ВН:ED, если угол BCD = 135°.

ответ

а)

а) Продлим боковые стороны трапеции до их пересечения.

АВ⋂CD=O.

Отметим, что ∠ BCE=∠ HAD в силу равенства углов между парами параллельных прямых. Тогда, безусловно, △ BCE ~ △ HAD по двум углам (с учетом наличия прямых углов). Из указанного подобия вытекает, что

BE/HD=EC/AD

так как CE||AH => △OCE ~ △OAD => CE/AD=OE/OD.

Из этих двух пропорций сделаем вывод о том, что BE/HD=OE/OD.

Преобразуем данную пропорцию:

BE/HD=OE/OD

BE/OE=HD/OD

(OE–OB)/OE=(OD–OH)/OD

1–OB/OE=1–OH/OD

OB/OE=OH/OD.

Из последнего равенства (по двум пропорциональным сторонам и углу) заключаем, что △ OCE ~ △ OAD => ∠ OHB=∠ ODE => BH || ED .

б) ∠ BCD=135° => ∠ OCB=45° => △ OBC — равнобедренный. Тогда OB=BC. Аналогичный вывод BC=BE сделаем из равнобедренности прямоугольного треугольника BEC ( ∠ BCD=45^° ). Легко видно, что B — середина OE => k=2 — коэффициент подобия для △ OCE и △ OAD . Следовательно BH:ED=1:2

№17

В 1-е классы поступает 43 человека: 23 мальчика и 20 девочек. Их распределили по двум классам: в одном должно получиться 22 человека, а в другом ― 21. После распределения посчитали процент мальчиков в каждом классе и полученные числа сложили. Каким должно быть распределение по классам, чтобы полученная сумма была наибольшей?

ответ

Пусть в меньший класс распределено х мальчиков (где 1 ≤ х ≤ 21), тогда в больший класс попало (23 – х) мальчиков. Значит, суммарная доля мальчиков в двух классах равна:

$\displaystyle \frac{x}{21} + \displaystyle \frac{23-x}{22} = \displaystyle \frac{x}{462} + \displaystyle \frac{23}{22}$

и представляет собой линейную функцию с положительным угловым коэффициентом.Значит, эта функция достигает своего наибольшего значения на правом конце промежутка [1; 21], то есть при х = 21. Таким образом, меньший класс полностью должен состоять из мальчиков, а в большем классе должно быть 20 девочки и 2 мальчика.

№18

Найдите все значения параметра а, при которых уравнение $\displaystyle \frac{x^3 + x^2 -16a^2x + 4x + a}{x^3 -16a^2x} = 1$ имеет единственное решение.

ответ

$\displaystyle \frac{x^3 + x^2 -16a^2x + 4x + a}{x^3 -16a^2x} = 1 \\ \displaystyle \frac{x^3 + x^2 -16a^2x + 4x + a}{x^3 -16a^2x} = 1 \\ x^3 + x^2 - 16a^2x + 4x + a = x^3 - 16a^2x \\ x^3 - 16a^2x \neq 0; \\ x \neq 0; \\ x \neq \pm 2a \\ x^2 + 4x + a = 0; \\ D = 16 -4a \\ x= \displaystyle \frac{-4 \pm \sqrt{16 -4a}}{2} \\ x_{1,2} = 2\pm \sqrt{4 - a}$

Для того, чтобы было одно решение, корни должны быть равны, то есть

$a = 4$

Решение уравнения:

$x = -2; \; \; x \neq 0 \\ x \neq \pm 4$

Также возможен случай, когда 2 корня, но один из них не удовлетворяет ОДЗ.

Проверим корни.

Приравняем первый корень к 4a и -4a.

$-2-\sqrt{4 - a} = 4a \leftrightarrow -2-4a = \sqrt{4 -a} \leftrightarrow \begin{cases} 4+16a +16a^2 = 4-a \\-2-4a \geq 0 \end{cases} \leftrightarrow \\ \leftrightarrow \begin{cases} 17a + 16a^2 = 0 \\ -2-4a \geq 0 \end{cases} \leftrightarrow \begin{cases} a(17+16a) = 0 \\ -2 \geq 4a \end{cases} \leftrightarrow \begin{cases} \left[ \begin{array}{c} a = 0 \\ a = -\displaystyle \frac{17}{16} \leftrightarrow a = -\displaystyle \frac{17}{16} \end{array} \right. \\ -0,5 \geq a\end{cases}$

$-2-\sqrt{4 - a} = -4a \leftrightarrow -2+4a = \sqrt{4 -a} \leftrightarrow \begin{cases} 4-16a +16a^2 = 4-a \\-2+4a \geq 0 \end{cases} \leftrightarrow \\ \leftrightarrow \begin{cases} 16a^2 -15a = 0 \\ -2+4a \geq 0 \end{cases} \leftrightarrow \begin{cases} a(16a - 15) = 0 \\ 4a \geq 2 \end{cases} \leftrightarrow \begin{cases} \left[ \begin{array}{c} a = 0 \\ a = \displaystyle \frac{15}{16} \leftrightarrow a = \displaystyle \frac{15}{16} \end{array} \right. \\ a \geq 0,5\end{cases}$
$-2-\sqrt{4 - a} = 0 \leftrightarrow -2 = \sqrt{4 -a} \leftrightarrow \oslash$

Приравняем второй корень к 4a и -4a.

$-2+\sqrt{4 - a} = 4a \leftrightarrow \sqrt{4 -a} = 4a + 2 \leftrightarrow \begin{cases} 4+16a +16a^2 = 4-a \\4a + 2 \geq 0 \end{cases} \leftrightarrow \\ \leftrightarrow \begin{cases} 17a + 16a^2 = 0 \\ 4a \geq -2 \end{cases} \leftrightarrow \begin{cases} a(17 + 16a) = 0 \\ a \geq -0,5 \end{cases} \leftrightarrow \begin{cases} \left[ \begin{array}{c} a = 0 \\ a = -\displaystyle \frac{17}{16} \leftrightarrow a = 0 \end{array} \right. \\ a \geq -0,5\end{cases}$
$-2+\sqrt{4 - a} = -4a \leftrightarrow 2-4a = \sqrt{4 -a} \leftrightarrow \begin{cases} 4 -16a + 16a^2 = 4 -a \\ 2 -4a \geq 0 \end{cases}\leftrightarrow \\ \leftrightarrow \begin{cases} 16a^2 - 15a = 0 \\ 2-4a \geq 0\end{cases} \leftrightarrow \begin{cases} a(16a - 15) = 0 \\ 4a \leq 2 \end{cases} \leftrightarrow \begin{cases} \left[ \begin{array}{c} a = 0 \\ a = \displaystyle \frac{15}{16} \leftrightarrow a = 0 \end{array} \right. \\ a \leq 0,5 \end{cases}$

Итак, при данных значениях а второй корень не удовлетворяет ОДЗ.

№19

Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 16 произвольно делят на три группы так, чтобы в каждой группе было хотя бы одно число. Затем вычисляют значение среднего арифметического чисел в каждой из групп (для группы из единственного числа среднее арифметическое равно этому числу).

а) Могут ли быть одинаковыми два из этих трёх значений средних арифметических в группах из разного количества чисел?

б) Могут ли быть одинаковыми все три значения средних арифметических?

в) Найдите наименьшее возможное значение наибольшего из получаемых трёх средних арифметических.

ответ

а) Да, могут, если разделить числа так:

Первая группа: 1, 5

Вторая группа: 2, 4, 6, 7, 8, 9, 16

Третья группа: 3

Тогда в первой и третьей группах будет одинаковое значение.

б) Пусть а-среднее арифметическое во всех группах. Пусть в первой группе x чисел, во второй y, в третьей z чисел. Тогда сумма чисел равна: a(x+y+z).

С другой стороны, x+y+z = 10 по условию. Отсюда: 10a.

Посчитаем сумму написанных в условии чисел: 1+2+ 3+ 4+ 5+ 6+ 7+ 8+ 9+ 16=61

Получаем уравнение: $10a = 61\leftrightarrow a = 6,1 $. Тогда должно выполняться, что $6,1x; 6,1y; 6,1z$ -целые числа, но это невозможно ни при каких значениях, так как x,y,z принимают значения от 1 до 8. Поэтому не могут.

в) Среднее арифметическое какой-либо из трёх групп должно быть больше 6, так как в противном случае сумма меньше 60, что невозможно.

Если в группе b чисел, то сумма чисел не меньше, чем 6b+1, а среднее арифметическое не меньше, чем $6 +\displaystyle \frac{1}{b}$

Если все числа составляют отдельную группу, то наибольшего из получаемых трёх средних арифметических будет равно 16. Это не наименьшее значение.

Есть в группе 8 чисел, то две группы будут состоять из одного числа. Если какое-то из них больше 7, то среднее арифметическое большой группы не меньше

$\displaystyle \frac{61 - (5+6)}{8} = \displaystyle \frac{50}{8} = \displaystyle \frac{25}{4} = 6,25$

Если в группе 7 чисел, то среднее арифметическое не меньше, чем $6+ \displaystyle \frac{1}{7} = \displaystyle \frac{43}{7}$ Это и есть наименьшее возможное значение. Приведем пример:

Первая группа: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 16

Вторая группа: 3, 9

Третья группа: 6

Итоговы ответы:

  1. да
  2. нет
  3. 43/7

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно