Вариант 13

Время
3:30:00
№1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) «Устав» Владимира Мономаха

2) захват Константинополя крестоносцами

3) принятие Иваном Грозным царского титула

ответ

№2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) авария на Чернобыльской АЭС

1) 1980 г.

Б) вывод советских войск из Афганистана

2) 1983 г.

В) летние Олимпийские игры в Москве

3) 1985 г.

Г) провозглашение М.С.Горбачевым курса на перестройку

4) 1986 г.

 

5) 1987 г.

 

6) 1989 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№3

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XVI в.

1) Избранная Рада, 2) Земский собор, 3)челобитная, 4) старообрядчество, 5) опричнина, 6) ассамблея.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

ответ

№4

Запишите термин, о котором идёт речь.

Экономическая теория, а также комплекс радикальных экономических реформ, базирующихся на этой теории, и проводимых в РФ в начале 90-х,направленных на оздоровление экономики государства и вывод её из кризиса

ответ

№5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ,СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А) крепление абсолютизма

1) строительство горных заводов А. Демидова на Алтае

Б) становление политики меркантилизма

2) первый Земский собор

В) освоение Западной Сибири

3) Отмена Павлом I дворянских привилегий

Г) формирование многонационального государства

4) Ливонская война

 

5) присоединение к России Астраханского ханства

 

6) Новоторговый Устав 1667 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьевых дней до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять вёрст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем живет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы поживет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот. А за повозимати з двора по два алтына; а опричь того пошлин на нем не имати. А останетца у которого крестианина хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоячего даст боран два алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и великого князя платит со ржи, а боярьского дела ему, за кем жил, не делати. А попу пожилого нет, и ходити ему вон бессрочно воля. А которой крестианин с пашни продаст[ся] в холопи [в] полную, и он выйдет бессрочно ж, и пожилого с него нет; а которой хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать цареву и великаго князя дает; а не похочет подати платити, и он своего хлеба земленаго лишен.»

Б)

«Которые государевы дворцовых сел и черных волостейкрестьянеибобыли,выбежавиз государевых дворцовых сел и изчерных волостей,живут за патриархом,или за митрополиты, и заархиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или заоколничими и за думными и за комнатными людьми,и за стольники и за стряпчими и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, иза городовыми дворяны и детьми боярскими,и заиноземцы,изавсякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместнойвиныеприказыпослемосковского пожарупрошлого134-го году,те беглые крестьяне,или отцы их написаны загосударем,итехгосударевыхбеглыхкрестьяни бобылейсыскиваясвозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи по писцовым книгам зженамииз детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Документ относится к 1497 году.

2) Документ относится к 1550 году.

3) Документ относится к 1649 году.

4) Правителем России был Иван III.

5) Правителем России был Иван IV.

6) Правителем России был Алексей Михайлович.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№7

Что из перечисленного относится к войне России на Кавказе 1817 – 1864 гг.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Адрианопольский мир

2)движение горцев под флагом мюридизма

3)Туркманчайский мир

4) приказ генерала Ермолова перейти Терек

5)Парижский трактат

6)вспыхнуло восстание против власти Шамиля

ответ

№8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Генерал Красной армии, Герой Советского Союза, ______________ погиб в бою в 1944 году.

Б) Окружение немецких дивизий в районе г. Калач произошло в ходе _________ .

В) Одним из десяти сталинских ударов была ____________________.

Варианты

1) Л.А. Говоров

2) Н.Ф. Ватутин

3) Сталинградская битва

4) Битва за Днепр

5) Операция «Багратион»

6) Операция «Концерт»

ответ

№9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А) Работа редакционных комиссий при Главном комитете по крестьянскому вопросу

1) А.А. Аракчеев

Б) Организация военных поселений

2) Н.Х. Бунге

В) Реформа государственной деревни

3) С.Ю. Витте

Г) Ликвидация «временнообязанного состояния» крестьян

4) Я.И. Ростовцев

 

5) Е.Ф.Канкрин

 

6) П.Д. Киселёв

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№10

Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора.

«В связи с действиями группы лиц, объявивших себя государственным комитетом по чрезвычайному положению, постановляю:

1. Считать объявление комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся ничем иным, как государственным преступлением.

2. Все решения, принимаемые от имени так называемого комитета по чрезвычайному положению, считать незаконными и не имеющими силы на территории РСФСР. На территории Российской Федерации действуют законно избранная власть в лице Президента, Верховного Совета и Председателя Совета Министров, всех государственных и местных органов власти и управления РСФСР».

ответ

№11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Век

Событие истории России

Событие истории

зарубежных стран

XI

_____________(А)

нормандское завоевание Англии

XIV

_____________(Б)

_______________(В)

XVI

первый Земский собор

_______________(Г)

_____________(Д)

_____________(Е)

Чартистское движение в Англии

1) земская реформа

2) крестьянская война в Германии

3) начало Столетней войны

4) битва на реке Воже

5) усобицы между сыновьями Владимира Святославича

6) XIX

7) княжение в Киеве Владимира Мономаха

8) XVII

9) Воссоединение Украины и России

ответ

№12

Прочтите отрывок из документа.

«Паки же древле враг наш диявол, не хотя роду християне кого видете в добре, вложил в человецы лукавство, еже есть лихоимествовать, и введе многих людей в пагубу. Бысть в то же время, умножишасьразбойство в земле Рустей, не токмо что по пустым местом проезду не бысть, ино и под Москвоюбышаразбои велицы. Царь же Борис, видя такое в земле нестроение и кровопролитие, посылаше многижда на них. Они же разбойники, ахи звери зубы своими скрежетаху на человека, тако противляхуся с посланными, и ничево им не можаху сотворити. Они же воры и досталь православных христиан посецаху и грабяху. У них же воровских людей старейшина в разбойниках именем Хлопа. Царь же Борис, слышав,яко ничто им не зделати, прискорбен бысть зело и призва к себе бояр и возвести им и думаше с ними, како бы тех разбойников переимати. Бояре же придумашана них послати со многою ратью воевод. Царь же Борис посла на них окопничево своего Ивана Федоровича Басманова, а с ним многую рать. Они же поидоша и сойдоша их близ Москвы. Разбойницы ж с ними биющеся, не щадя голов своих, и воеводу Ивана Федоровича убиша до смерти. Ратные же, видя такую от них над собою поrибель, что убиша у них разбойники воеводу, и начашас ними битися, не жалеюще живота своего, и едва возмогоша их oкоянныхосилить, многих их побиша: живи бо в руки не давахуся, а иных многих и живых поимаша. И тово же вора их старейшину. Хлопка едва возмогоша жива взяти, что изнемог от многих ран, а иные уйдоша на Украину и тамо их всех воров поимаша и всех повелеша перевешать. Воеводу ж Ивана Басмановаповелецарь Борис погрести честно у Троицы в Сергиеве монастыре.»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) в документе говорится о восстании Хлопка

2) в документе речь идёт о восстании К. Булавина

3) события происходят в период городских восстанийXVII века

4) царь Борис скончается вскоре после описанных событий

5) описанные события происходят в период Смуты

6) указанный в документе Хлопок назывался Петром III

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

ответ

№13

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

Захват города, указанного на схеме под цифрой 1 давал Росси выход к южным морям. Укажите название этого города.

ответ

№14

Назовите город, указанный под цифрой 2 на схеме, где в кратчайшие сроки был построен первый российский военный флот.

ответ

№15

В каком году состоялся удачный для русских войск поход, и город под цифрой 1 был взят?

ответ

№16

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) фактическое командование осуществлял Пётр I

2) командовал русскими войсками В.В. Голицын

3)получив выход к Чёрному морю, Россия, закрепившись на нём, начала освоение Балтийского моря

4)Впоследствии Россия вынуждена была вернуть Турции захваченный город под цифрой 1

5) взять город под цифрой 1 русские смогли имеющимися у них сухопутными силами

6) генералиссимус А. Шеин разбил турецко-татарское войско, стремившееся отбить город, указанный под цифрой 1

ответ

№17

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Большой и Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге

1) Автором данного произведения был Б. Растрелли

Б) Памятник Ивану Фёдорову в Москве

2) Автором данного произведения был Ю.М.Фельтен

В) «Грачи прилетели»

3) Автором данного произведения был И. Бродский

Г) «В круге первом»

4) Автором данного произведения был С.М. Волнухин

 

5) Автором данного произведения был А. Солженицын

 

6) Автором данного произведения был А.К. Саврасов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№18

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)академик С.П. Королёв во время Великой Отечественной войны был военным лётчиком

2)академик С.П. Королёв возглавил работу по запуску первого искусственного спутника Земли

3) марка выпущена в период правления Л.И. Брежнева

4)академик С.П. Королёв был известным правозащитником

5)академик С.П. Королёв был репрессирован и лишён всех государственных наград

ответ

№19

Какие марки из представленных ниже посвящены делу все жизни изображённого на марке в задании 18 деятеля науки?

В ответе запишите две цифры, которыми обозначены.

ответ

№20

Из книги «Описание путешествия в Московию» секретаря голштинского посольства Адама Олеария.

«Уже с малых лет внушают они [русские] своим детям, чтобы они говорили о его царском величестве как о Боге и почитали его столь же высоко; поэтому они часто говорят: «Про то знают Бог да великий князь»... Чтобы выказать глубокое смирение своё и своё чувство долга, они говорят, что всё, чем они владеют, принадлежит не столько им, сколько Богу и великому князю...

Царь заботится о своем величии и следит за правами величества, как делают это другие монархи и государи. А именно: он не подчинен законам и может, по мысли своей и по желанию, издавать и устанавливать законы и приказы...

Великий князь не только назначает и смещает начальство, но даже гонит их вон и казнит их, когда захочет...

Во всех провинциях и городах он назначает своих воевод, наместников и управляющих, которые с канцеляристами, дьяками или писцами должны производить суд и расправу...

Один лишь великий князь имеет право объявлять войну иноземным нациям и вести её по своему усмотрению...

Великий князь также раздает титулы и саны, производя тех, кто имеют заслуги перед ним и перед страною, или кто вообще считаются достойными его милости, в князей...)

20. К какому веку относится данное описание характера правления в России? Определите характер политического строя России на основании приведенного свидетельства.

ответ

№21

Из книги «Описание путешествия в Московию» секретаря голштинского посольства Адама Олеария.

«Уже с малых лет внушают они [русские] своим детям, чтобы они говорили о его царском величестве как о Боге и почитали его столь же высоко; поэтому они часто говорят: «Про то знают Бог да великий князь»... Чтобы выказать глубокое смирение своё и своё чувство долга, они говорят, что всё, чем они владеют, принадлежит не столько им, сколько Богу и великому князю...

Царь заботится о своем величии и следит за правами величества, как делают это другие монархи и государи. А именно: он не подчинен законам и может, по мысли своей и по желанию, издавать и устанавливать законы и приказы...

Великий князь не только назначает и смещает начальство, но даже гонит их вон и казнит их, когда захочет...

Во всех провинциях и городах он назначает своих воевод, наместников и управляющих, которые с канцеляристами, дьяками или писцами должны производить суд и расправу...

Один лишь великий князь имеет право объявлять войну иноземным нациям и вести её по своему усмотрению...

Великий князь также раздает титулы и саны, производя тех, кто имеют заслуги перед ним и перед страною, или кто вообще считаются достойными его милости, в князей...)

21. Используя текст документа, назовите не менее трёх полномочий царя. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

ответ

№22

Из книги «Описание путешествия в Московию» секретаря голштинского посольства Адама Олеария.

«Уже с малых лет внушают они [русские] своим детям, чтобы они говорили о его царском величестве как о Боге и почитали его столь же высоко; поэтому они часто говорят: «Про то знают Бог да великий князь»... Чтобы выказать глубокое смирение своё и своё чувство долга, они говорят, что всё, чем они владеют, принадлежит не столько им, сколько Богу и великому князю...

Царь заботится о своем величии и следит за правами величества, как делают это другие монархи и государи. А именно: он не подчинен законам и может, по мысли своей и по желанию, издавать и устанавливать законы и приказы...

Великий князь не только назначает и смещает начальство, но даже гонит их вон и казнит их, когда захочет...

Во всех провинциях и городах он назначает своих воевод, наместников и управляющих, которые с канцеляристами, дьяками или писцами должны производить суд и расправу...

Один лишь великий князь имеет право объявлять войну иноземным нациям и вести её по своему усмотрению...

Великий князь также раздает титулы и саны, производя тех, кто имеют заслуги перед ним и перед страною, или кто вообще считаются достойными его милости, в князей...)

22. На каких нравственных основах, по мнению автора, строилось воспитание детей?

ответ

№23

В XVIII в. происходит процесс усиления дворянского сословия. Этому способствовали императорские указы, манифесты и грамоты. Назовите не менее трёх подобных документов и не менее трёх положений, содержащихся в них?

ответ

№24

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке

«Индустриализация 30-х гг. XX века − главная причина победы СССР в Великой Отечественной войне».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

ответ

№25

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1096-1125 гг.; 2) 1855-1861 гг.; 3) июнь 1941- февраль 1943 гг.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно