Вариант 1

Время
3:0:00
№1

На рисунке изображен процесс репликации ДНК. На какой уровне жизни происходит данный процесс? Ответ запишите в виде слова.

 

ответ

№2

Какие органоиды содержат собственную наследственную информацию?

 

1) аппарат Гольджи и центриоли

2) митохондрии и хлоропласты

3) ЭПС и рибосомы

4) лизосомы и вакуоль

 

ответ

№3

Какой признак сходен у бактерий и грибов?

 

1) размножение спорами

2) наличие клеточной стенки

3) наличие пластид в клетках

4) запасное вещество – гликоген

ответ

№4

Восходящий ток воды с минеральными веществами обеспечивает

 

1)  ксилема

2) флоэма

3) сердцевина

4) камбий

 

ответ

№5

Какое животное имеет желудок, строение которого изображено на рисунке?

1) корова

2) медведь

3) курица

4) осёл

 

ответ

№6

К социальному  фактору антропогенеза относится

 

 1) прямохождение

 2) усложнение нервной системы

 3) способность к выработке условных рефлексов

 4) изготовление орудий труда для производства орудий труда

 

ответ

№7

Какой цифрой обозначена на рисунке зона коры больших полушарий, в которой расположен  зрительный центр?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

 

ответ

№8

Какие кости в скелете человека соединены между собой полуподвижно?

 

1) плечо и предплечье

2) груд­ные позвонки

3) кости моз­го­вой части черепа

4) го­лень и стопа

 

ответ

№9

Вакцина содержит

 

1) убитые или ослабленные антигены

4) бактериофаги

2) готовые антитела

3) вирусы

 

ответ

№10

Какой сосуд не содержит венозную кровь?

 

1) сонная артерия

2) легочная артерия

3) нижняя полая вена

4) верхняя полая вена

ответ

№11

В каком отделе кишечника происходит синтез витаминов?
 

1) слепая кишка

2) толстый кишечник

3) тонкий кишечник

4) двенадцатиперстная кишка

 

ответ

№12

Недостаток какого из перечисленных витамином вызывает  рахит?

 

1) А

2) В12

3) С

4) D

 

ответ

№13

За зрение в сумерках отвечает (-ют)

 

 1) палочки

 2) склера

 3) колбочки

 4) роговица

 

ответ

№14

Активный, энергичный, вспыльчивый, агрессивный  человек – это

 

1) меланхолик

2) флегматик

3) сангвиник

4) холерик

 

ответ

№15

Определите тип кровотечения, для которого характерна первая медицинская помощь, изображенная на рисунке.

1) верное

2) артериальное

3) капиллярное

4) обширное

 

ответ

№16

К абиотическим факторам среды относится

 

1) вырубка лесов

2) межвидовая конкуренция

3) вымирание алтайских моржей

4) наводнение

 

ответ

№17

К биогенному веществу живой природы относится

 

1) газ

2) гранит

3) лягушка

4) почва

 

ответ

№18

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Разделы биологии

Объект биологии

функции живого организма как единого целого, процессы, протекающие в нем, и механизм его деятельности.

Селекция

Получение новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов

1) анатомия

2) физиология

3) морфология

4) ихтиология

ответ

№19

Верны ли следующие суждение о свойство гормонов человека?

 

А. Гормоны эффективны в низких концентрациях.

Б. Гормоны поступают непосредственно в кровь и затем достигают органов- мишеней.

 

  1) верно только А

  2) верно только Б
  3) верны оба суждения

  4) оба суждения не верны

 

ответ

№20

Изучите график зависимости забывания от времени (по оси х отложено время (в ч), а по оси у – доля сохранившейся в памяти информации (в %)).

1) Доля сохранившейся информации плавно уменьшается на протяжении всего времени

2) Резкое падение доли сохранившейся информации наблюдается в течение первого часа

3) Запоминание информации зависит от способа заучивания

4) Через 30 часов человек будет помнить только 30% информации

5) Наибольший % сохранившейся информации будет наблюдаться через 15 часов

 

ответ

№21

Укажите признаки, характерные для моллюсков. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

 

1) наличие внешнего скелета

2) туловище покрыто мантией 

3) нервная система разбросанно-узлового тела

4) кровеносная система замкнутая 

5) размножение осуществляется половым путём  

6) симметрия тела – радиальная 

 

ответ

№22

Известно, что утконос – водоплавающее млекопитающее отряда яйцекладущие. Ис­поль­зуя эти сведения, вы­бе­ри­те из приведённого ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого животного. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным ответам.

 

1) Лапы утконоса оснащены пятью пальцами, между которыми есть плавательные перепонки.

2) По окончанию строительных работ, самка закрывает коридоры в гнездовую камеру пробками из земли.

3) Отложив яйца, самка практически все время находится в норе, обогревая их, пока не вылупятся малыши.

4) Перед началом брачного сезона все утконосы ложатся в зимнюю спячку на 5-10 дней.

5) На 11-ой недели жизни малыши полностью покрываются шерстью и начинают видеть.

6) Животное небольших размеров, в длину он достигает 30-40 сантиметров.

 

ответ

№23

Установите соответствие между характеристиками животных и видами их приспособлений к условиям среды: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

А) Способность опоссума притворяться мертвым

Б) брачные игры тигров

В) запасание корма белками

Г) мимикрия у мухи шмеля

Д) ярая окраска у божьей коровки

Е) колючки у дикобраза

1) морфологические

2) поведенческие

 

ответ

№24

Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) возникновение ячеистых лёгких 

2) образование головного и спинного мозга  

3) образование хорды 

4) возникновение трехкамерного сердца  

5) возникновение костного скелета

 

ответ

№25

Вставьте в текст «Жизненный цикл покрытосеменных растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

                     Жизненный цикл покрытосеменных растений
В жизненном цикле цветковых растений наблюдается смена поколений. Гаметы образуются в результате___(А), а споры — в результате___(Б). И гаметы и споры образуются в цветке, поэтому цветок является органом и бесполого, и полового размножения.

Пыльцевое зерно является спорой (микроспорой), а не мужской гаметой, так как в нем самом развиваются мужские гаметы. Образование пыльцевого зерна происходит в ___(В). Как и голосеменным, цветковым растением для оплодотворения___(Г)

Перечень терминов:

 1) митоз

 2) мейоз

 3) амитоз

 4) необходима вода

 5) вода не нужна

 6) в пестике

 7) в пыльнике

ответ

№26

Рассмотрите фотографию лошади породы ганноверская. Выберите характеристики, соответствующие его (её) внешнему строению, по следующему плану: постановка головы, форма головы, форма спины, расположение запястья передней конечности, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку.

 

А) Постановка головы

1. Длинная лебединая шея

 

2. Длинная прямая шея

 

 

3. Короткая шея

 

 

 

Б) Форма головы (по профилю)

Если линия профиля от переносицы до ноздрей без вогнутых линий

1. Прямая

2. Клиновидная

3. Горбатая

Если линия профиля от переносицы до ноздрей с вогнутыми линиями

4. Щучья

5. Баранья

6. Горбоносая

 

В) Форма спины

1. Седлистая мягкая

2. Прямая

 

 

3. Карпообразная

 

Г) Расположение запястья передней конечности (относительно линии, соединяющей середину локтя с задней частью копыта)

1. Прямое

2. Направленное вперёд

3. Направленное назад

 

 

 

Д) Постановка задних конечностей (относительно линии, соединяющей крайнюю точку задней поверхности седалищного и пяточного бугров)

Если линия проходит или почти проходит через крайнюю точку задней

поверхности путового сустава

1. Прямая

 

2. Подставленная

 

3. Отставленная

 

Если линия не проходит через крайнюю точку задней поверхности путового

сустава

4. Саблистая

5. «Мягкие путы»

 

       

 

 

ответ

№27

Рассмотрите рисунок с изображением нормы и патологии, связанных с органом зрения. Что изображено на картинке б и в? Какими средствами можно решить проблемы, связанные с изображениями б и в?

 

ответ

Примечание:

  1. На рисунке б изображено нарушение зрения – близорукость (фокусировка изображения перед сетчаткой). На рисунке в изображена дальнозоркость (фокусировка изображения за сетчаткой).
  2. Восстановить зрение можно с помощью очков или контактных линз, лазерной коррекции или операции.

№28

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

 

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах, по описанию Ф. Реди, появились черви. В закрытых банках червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль, и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

 

Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

1) Кто является автором одной из первых теорий происхождения жизни?

2) Кто одним из первых попытался опровергнуть теорию самозарождения?

3) В чем заслуга Луи Пастера?

 

ответ

Примечание:

1) Одним из первых ученых, попытавшихся ответить на вопрос происхождения жизни, был Аристотель.

2) Первые эксперименты по опровержению теории самозарождения провел Ф. Реди.

3) Луи Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий.

№29

Пользуясь таблицей 1 «Содержание белков в органах и тканях человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Таблица 1

Содержание белков в органах и тканях человека

Органы и ткани

Содержание белков,

%

 

 

от сухой массы

от общего количества в организме человека

Кожа

63

11,5

Кости (твердые ткани)

20

18,7

Зубы (твердые ткани)

18

0,1

Поперечнополосатые мышцы

80

34,7

Мозг и нервная система

45

2,0

Печень

57

3,6

Сердце

60

0,7

Легкие

82

3,7

Селезенка

84

0,2

Почки

72

0,5

Поджелудочная железа

47

0,1

Пищеварительный тракт

63

1,8

Жировая ткань

14

6,4

Остальные ткани:

 

 

жидкие

84

1,4

плотные

54

14,6

Все тело

45

100

 

1) Какая ткань содержит наибольшее, а какая - наименьшее количество белков в % от общего количества в организме?

2) Объясните, чем отличается строение ткани поперечнополосатой мускулатуры и сердечной мышцы?

 

 

 

ответ

Примечание:

1) Наибольшее содержание белка от общего количества в организме содержится в поперечнополосатой мышечной ткани (34,7); наименьшее - в зубах и поджелудочной железе (0,1).

2) Скелетная мускулатура состоит из многоядерных волокон, а сердечная мышца образована отдельными клетками - кардиомиоцитами.

№30

Наташа, мастер спорта по стрельбе из лука, активно тренируется каждый день в течение трех часов два раза в день - утром и вечером. В свободное время между тренировками у Наташи есть время на обед. Используя данные таблиц 2 и 3, предложите Наташе оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней трехчасовой тренировки. При выборе учтите, что Наташа любит сладкое и обязательно закажет вафельный рожок. Однако тренер просил Наташу потреблять блюда с наибольшим содержанием белка.

Какие функции в организме человека выполняют белки? Укажите хотя бы одну причину.

Таблица 2

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Сэндвич с мясной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, говядина)

425

39

33

41

Сэндвич с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Сэндвич с куриной котлетой

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат Цезарь

(курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция

картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным

наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Сладкий сильногазированный напиток

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 3

Энергозатраты при различных видах физической активности

Виды физической активности

Энергозатраты

Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная

4,5 ккал/мин

Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; гребля на каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде

9,5 ккал/мин

 

В ответе укажите: заказанные блюда, которые не должны повториться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать энергозатраты утренней тренировки, и количество белков в них.

 

ответ

Примечание:

1) Всего Наташа затрачивает во время утренней трехчасовой тренировки 180мин * 4,5 ккал/мин = 810 ккал в соответствие с таблицей 3.

2) Чтобы компенсировать энергозатраты Наташа может заказать на обед: вафельный рожок (135ккал) + салат “Цезарь” (250ккал) + сэндвич с мясной котлетой (425ккал) = 810 ккал в соответствие с таблицей 2.

3) Всего количество белков: сэндвич с мясной котлетой (39г) + салат “Цезарь” (14г) + вафельный рожок (3г) = 56г в соответствие с таблицей 2.

4) Белки выполняют транспортную функцию: осуществляют транспорт ионов через клеточную мембрану ИЛИ гемоглобин транспортирует газы крови

ИЛИ Белки выполняют каталитическую функцию, являясь ферментами и ускоряя обменные реакции в организме

ИЛИ Белки выполняют структурную функцию, так как входят в состав клеточных мембран.

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно