Вариант 2

Время
3:0:00
№1

Экспериментатор решил провести опыт с одноклеточными организмами. Каждой группе ученый в питательную среду добавил два разных вещества, на одно вещество микроорганизмы отреагировали отрицательно - начали двигаться от вещества, на другое – положительно, то есть двигались к капле. Какое ОБЩЕЕ свойство живого проиллюстрировано на рисунке?

 

 

 

ответ

№2

Изучите строение органоида, изображенного на рисунке. Какой цифрой обозначена структура, содержащая ферменты, которые участвуют в клеточном дыхании?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

ответ

№3

При сборе грибов нельзя раскапывать почву около ножки гриба, так как можно

 

1) разрушить грибницу

2) нарушить структуру почвы

3) повредить корневую систему дерева

4) нарушить круговорот веществ

 

ответ

№4

К какой группе относятся растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани?

 

1) мхов

2) водорослей

3) плаунов

4) лишайников

 

ответ

№5

Какой признак характерен только для животных?

 

1) дышат, питаются, размножаются

2) обладают раздражимостью

3) имеют нервную ткань

4) состоят из разнообразных тканей

 

ответ

№6

Какие клетки тела гидры входят в структуру, обозначенную на рисунке буквой А?

1) стрекательные

2) железистые

3) кожно-мускульные

4) нервные

 

ответ

№7

Импульсы в ЦНС проводят

 

1) рецепторы

2) вставочные нейроны

3) двигательные нейроны

4) чувствительные нейроны

 

ответ

№8

Какой цифрой обозначена на рисунке часть кости, содержащая красный костный мозг?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

ответ

№9

Сыворотка представляет собой

 

1) жидкую часть крови, лишенную форменных элементов

2) плазму, лишенную фибриногена

3) водные растворы, изотоничные плазме крови

4)  жидкую часть крови, лишенную плазмы

 

ответ

№10

Между правым предсердием и правым желудочком расположен

 

1) трёхстворчатый клапан

2) двустворчатый клапан

3) артериальный клапан

3) легочный клапан 

 

ответ

№11

Какой буквой на рисунке обозначен орган, регулирующий уровень глюкозы в крови?

1) Ж

2) Б

3) И

4) Е

 

ответ

№12

Первичная моча образуется из

1) вторичной мочи
2) тканевной жидкости
3) лимфы
4) плазмы крови

ответ

№13

Катаракта –это помутнение

 

1) хрусталика

2) радужной оболочки

3) роговицы

4) белковой оболочки

 

ответ

№14

Высшая нервная деятельность у человека обеспечивает

 

1) возникновение нервных импульсов

2) передачу нервных сигналов из спинного мозга в головной

3) изменение обмена веществ

4) формирование поведенческих реакций

 

ответ

№15

При химическом ожоге кислотой в домашних условий необходимо

 

1) обработать ожог слабым раствором уксусной кислоты

2) обработать ожог слабым раствором пищевой соды

3) смазать место ожога жирным кремом

4) присыпать место ожога крахмалом

 

ответ

№16

Почвенные бактерии в биоценозах выполняют ту же функцию, что и

 

1) растения-хищники

2) грибы сапротрофы

3) животные- хищники

4) гусеницы бабочек

ответ

№17

К биокосному веществу биосферы относится

 

1) воздух

2) молоко

3) почва

4) слон

 

ответ

№18

Между целым и частью существует определенная связь. Какое  понятие следует вписать на место пропуска в приведенной таблице?

 

Целое

Часть

голень

малая берцовая кость

предплечье

 

1) плечевая кость

2) локоть

3) лучевая кость

4) большая берцовая кость

 

ответ

№19

Верны ли следующие суждения о естественном отборе и мутационной изменчивости?

 

А. Естественный отбор и мутационная изменчивость - движущие силы эволюции.

Б. Естественный отбор и мутационная изменчивость -  результат эволюции.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

 

ответ

№20

Агроценоз, в отличие от биогеоценоза, характеризуется

 

1) короткими цепями питания

2) разветвленными цепями питания

3) незамкнутым круговоротом веществ

4) преобладанием монокультур

5) интенсивной саморегуляцией

6) большим видовым разнообразием

 

ответ

№21

Известно, что бамбуковый медведь - вид всеядных млекопитающих из семейства медвежьих со своеобразной чёрно-белой окраской шерсти.

Ис­поль­зуя эти сведения, вы­бе­ри­те из приведённого ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого животного. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным ответам.

 

1) В длину большая панда достигает 1,2—1,8 м и имеет массу 17—160 кг.

2) Тело массивное, покрытое густым белым мехом с чёрными пятнами вокруг глаз, чёрными ушами и чёрными лапами.

3) Известно, что панды при случае едят яйца, мелких птиц, зверьков и некоторых насекомых, а также падаль наряду с их бамбуковой диетой.

4) Летом панды взбираются на высоту до 4000 метров, чтобы избежать высокой температуры.

5) Живет большая панда около 20 лет, в условиях дикой природы

6) В течение 2 месяцев с момента рождения, детёныши панды только кормятся молоком и спят.

 

ответ

№22

Установите соответствие между типами тканей животных и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго 

 

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ТКАНЕЙ

А) хрящевая ткань  

Б) кровь 

В) поперечнополосатая  

Г) сердечная 

Д) однослойный плоский  

Е) многослойный 

ороговевающий 

 

1) соединительная  

2) мышечная 

3) эпителиальная

 

 

ответ

№23

Установите последовательность расположения зон в корне, начиная с корневого чехлика.

 

1) зона проведения

2) зона деления

3) зона всасывания

4) зона роста

5) корневой чехлик

 

ответ

№24

Вставьте в текст «Рефлекторная регуляция» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу

 

Рефлекторная регуляция

Ответную реакцию организма на раздражение, осуществляющуюся при участии нервной системы, называют рефлексом. И.П. Павлов разделял все рефлексы на две группы. Так, врождённые рефлексы, одинаковые у всех особей, учёный называл ______ (А), а рефлексы, приобретённые в течение жизни, получили название ______ (Б). За каждое рефлекторное действие отвечает определённая группа нейронов, расположенных в центральной нервной системе; их называют ______ (В). Путь, по которому проходят импульсы, получил название ______ (Г).

 

Перечень терминов:

  1. рефлекторная дуга
  2. инстинкт
  3. аксон
  4. нервная регуляция
  5. белое вещество
  6. безусловный рефлекс
  7. нервный центр
  8. условный рефлекс

 

 

ответ

№25

Рассмотрите фотографию листа вяза. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины; ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку.

А. Тип листа

  • черешковый
  • сидячий

Б. Жилкование листа

  • параллельное
  • дуговидное
  • пальчатое
  • перистое

 

В. Форма листа

1) перисто-лопастная

2) перисто-раздельная

3) перисто-рассечённая

 

4) цельная

 

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

Длина превышает ширину в 1,5–2 раза.

1) яйцевидный

2) овальный

 

 

3) братнояйцевидный

 

Длина превышает ширину в 3–4 раза.

4) ланцетный

 

 

5) продолговатый

 

6) обратноланцетный

 

 

Д. Край листа

 

1) цельнокрайный

 

2) волнистый

3) пильчатый

4) двояко- пильчатый

 

5) лопастной

 

 

 

ответ

№26

Рассмотрите рисунок с изображением переносчика паразитического простейшего. Какое заболевание развивается у человека при заражении данным простейшим? Назовите одно из правил, которого следует придерживаться человеку для профилактики заражения данным заболеванием.

 

ответ

Пояснение:

1) Малярия

2) Использование репеллентов

№27

Прочитайте текст и выполните задание.

 ОБРАЗОВАНИЕ СПОР У БАКТЕРИЙ

Как и другие одноклеточные организмы, бактерии размножаются делением. Каждая бактерия делится на две дочерние, которые быстро растут и снова делятся. При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каждые 20–30 мин. При таком быстром размножении одна бактерия могла бы дать за сутки (при условии выживания всех появляющихся особей) потомство общей массой в 1 800 000 кг, а потомство одной бактерии за 5 суток способно было бы заполнить все моря и океаны на Земле!

Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибает под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65–100 °С, под действием дезинфицирующих веществ и т. д.

В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри неё на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой (от греческого слова «спора» — семя). Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Споры легко разносятся ветром, водой и т. д. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.

Используя содержание текста «Образование спор у бактерий», ответьте на следующие вопросы.

1) Почему бактерии не заполонили Землю, несмотря на высокую скорость размножения?

2) Что представляет собой спора бактерий?

3) Что происходит со спорой в благоприятных условиях?

 

ответ

Пояснение:

1) Большинство бактерий быстро погибает под действием неблагоприятных факторов, таких как, солнечный свет, засуха, недостаток пищи, высокие температуры, воздействие дезинфицирующих веществ и т. д.

2) Спора - новая, более плотная оболочка на поверхности бактериальной клетки.

3) В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.

№28

Пользуясь таблицей 1 «Состав первичной и вторичной мочи человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Таблица 1

Состав первичной и вторичной мочи человека

 

Состав первичной и вторичной мочи человека Название вещества  

Плазма крови, %  

Первичная моча, %  

Вторичная моча, %  

Мочевина  

0,03  

0,03  

2,0  

Мочевая кислота  

0,004  

0,004  

0,05  

Глюкоза  

0,01 – 0,15  

0,01-0,15  

-  

Калий  

0,2  

0,02  

0,15  

Натрий  

0,32  

0,32  

0,35  

 

1) Какое вещество больше всего в процентном соотношении выделяется из организма?

2) Объясните, с каким процессом связано присутствие глюкозы в первичной моче, но отсутствие во вторичной?

ответ

Пояснение: 1) В наибольшем количестве в процентном соотношении во вторичной моче присутствует мочевина (2,0%). 2) Отсутствие глюкозы во вторичной моче по сравнению с первичной можно объяснить процессом реабсорбции, происходящей в канальцах нефронов и приводящему к обратному всасыванию глюкозы в плазму крови.

№29

Виталий в выходные дни любит гулять в лесу (средняя скорость мальчика 5,5км/ч), в среднем прогулка занимает 2,5 часа. После он заходит в кафе. Используя данные таблиц 2 и 3, предложите Виталию оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы энергозатраты были полностью компенсированы. При выборе учтите, что Виталий обязательно закажет салат «Цезарь». Рассчитайте содержание углеводов в предложенных блюдах.

Какие функции в организме человека выполняют углеводы? Укажите хотя бы одну функцию с примером.

Таблица 2

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Сэндвич с мясной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, говядина)

425

39

33

41

Сэндвич с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Сэндвич с куриной котлетой

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат Цезарь

(курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция

картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным

наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Сладкий сильногазированный напиток

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 3

Энергозатраты при различных видах физической активности

Виды физической активности

Энергозатраты

Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная

4,5 ккал/мин

Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; гребля на каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде

9,5 ккал/мин

 

ответ

Пояснение:

1) Всего Виталий затрачивает во время утренней 2,5 часовой тренировки (со скоростью 5,5км/ч) 150мин * 5,5 ккал/мин = 825 ккал в соответствие с таблицей 3.

2) Чтобы полностью компенсировать энергозатраты Виталий может заказать на обед: салат «Цезарь» (250ккал) + картофель по-деревенски (225ккал) + омлет с ветчиной (350ккал) = 825 ккал в соответствие с таблицей 2.

3) Всего количество углеводов: салат «Цезарь» (15г) + картофель по-деревенски (38г) + омлет с ветчиной (35г) = 88г в соответствие с таблицей 2.

4) Углеводы выполняют энергетическую функцию: при расщеплении 1г углеводов выделяется 17 кДж энергии.

ИЛИ Углеводы выполняют структурную функцию: входят в состав клеточных стенок (муреин, хитин, целлюлоза).

ИЛИ Углеводы выполняют запасающую функцию: запасное вещество в клетках растений – крахмал, в клетках животных и грибов - гликоген.

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно