Вариант 12

Время
3:0:00
№1

Ответы ко всем заданиям необходимо записывать без пробелов и знаков препинания!


Рассмотрите предложенную схему классификации клеток организма млекопитающих.

Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.


ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Признак

Определение

?

Увеличение линейных размеров и массы тела.

Развитие

Качественный необратимый переход организма от одной формы к другой по мере его развития.

ответ

№3

Митоз бластомеров дрозофилы вместе с интерфазой длится примерно 20 минут. Какое количество дочерних клеток образуется из 4 бластомеров за 1 час? В ответ запишите только соответствующее число.

ответ

№4

Все перечисленные ниже функции, кроме двух, относятся к функциям липидов. Определите две функции, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) энергетическая

2) теплоизоляционная

3) структурная

4) рецепторная

5) моторная

ответ

№5

Установите соответствие между органоидами животной клетки и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

ОРГАНОИДЫ

А) формирование слизистых секретов

Б) синтез АТФ

В) термогенез

Г) посттрансляционные модификации белков

Д) образование лизосом

1) аппарат Гольджи

2) митохондрии

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№6

Известно, что у собак доминантными признаками являются чёрный окрас и короткие уши, а рецессивными – белый окрас и длинные уши. Оба признака наследуются по принципу неполного доминирования. Серая самка с короткими ушами, гетерозиготная по гену окраски и гомозиготная по гену длины ушей скрещивается с белым самцом со средней длиной ушей, гомозиготным по гену окраса и гетерозиготным по гену длины ушей. Какова вероятность в процентах, что у них появится щенок с белой окраской и короткими ушами? В ответ запишите только число.

ответ

№7

Определите две характеристики из списка, приведённого ниже, которые относятся к явлению сцепленного наследования, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) у потомства чаще проявляется комбинация признаков, характерная для родителей

2) сцепленность признаков нарушается в результате кроссинговере

3) сила сцепления не зависит от расстояния между генами

4) признаки наследуются независимо в соответствии с III законом Менделя

5) гены, наследующиеся сцеплено, локализуются в разных хромосомах

ответ

№8

Установите соответствие между типами мутагенов и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ МУТАГЕНОВ

А) нитраты

Б) ультрафиолетовое излучение

В) пестициды

Г) органические растворители

Д) ионизирующее излучение

1) химический

2) физический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№9

Рассмотрите предложенный на рисунке объект и выберите признаки, характерные для объектов такого же типа. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.




1) отсутствует клеточная оболочка

2) наследственная информация хранится в виде белка

3) снаружи покрыты оболочкой из белков

4) не могут воспроизводиться самостоятельно

5) в строении присутствуют основные клеточные органеллы

6) передвигаются с помощью ресничек и жгутиков

ответ

№10

Установите соответствие между царствами живых организмов и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЦАРСТВА

А) клеточная стенка состоит в основном из целлюлозы

Б) клеточная стенка состоит в основном из хитина

В) запасающим углеводом является гликоген

Г) тело представлено мицелием

Д) некоторые представители имеют цветки

 

1) Растения

2) Грибы

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№11

Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Берёзовые

2) Берёза повислая

3) Двудольные

4) Берёза

5) Цветковые

ответ

№12

Укажите жирорастворимые витамины. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) A

2) B12

3) C

4) D

5) E

6) P

ответ

№13

Установите соответствие между видами рецепторов человека и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ РЕЦЕПТОРОВ

А) бывают двух типов: холодовые и тепловые

Б) воспринимают электромагнитное излучение с длиной волны от 400 до 700 нм

В) располагаются в задней верхней части носовой полости

Г) располагаются по всему телу

Д) обнаруживают преимущественно летучие вещества

Е) работоспособность зависит от

поступления в организм витамина А

1) обонятельные

2) терморецепторы

3) зрительные

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№14

Установите последовательность отделов позвоночника человека, начиная от черепа. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) шейный

2) поясничный

3) грудной

4) копчиковый

5) крестцовый

ответ

№15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида большой синицы. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Большая синица – распространенная птица из отряда Воробьинообразные. (2) Обитает на всей территории Европы, Ближнего Востока, Центральной и Северной Азии, в некоторых районах Северной Африки. (3) В дикой природе встречается в разнообразных лесах, обычно на открытых участках, опушках, по берегам водоёмов. (4) Синица выделяется чёрной головой и шеей, бросающимися в глаза белыми щеками, оливковым верхом и жёлтым низом. (5) Летом питается преимущественно мелкими насекомыми и другими беспозвоночными. (6) Как и все синицы, гнездится в дуплах и пустотах деревьев, а также в разнообразных нишах как природного, так и антропогенного происхождения.

ответ

№16

Установите соответствие между формами естественного отбора и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

А) способствует сдвигу среднего значения признака

Б) происходит возникновение нескольких форм из одной исходной

В) примером может быть «индустриальный меланизм» у насекомых

Г) количество форм не изменяется

Д) происходит, если полиморфная популяция обитает в неоднородном ареале

1) движущий отбор

2) дизруптивный отбор

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№17

Укажите, кто из представленных организмов относится к редуцентам. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) дождевой червь

2) мокрица

3) пеницилл

4) росянка

5) белый гриб

6) мукор

ответ

№18

Установление соответствия между факторами среды и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФАКТОРЫ СРЕДЫ

А) газовый состав атмосферы

Б) толщина озонового слоя

В) влажность воздуха

Г) численность хищников

Д) численность паразитов

1) биотические

2) абиотические

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№19

Установите последовательность этапов развития растительного мира на Земле от наиболее древних к современным. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) появление первых наземных растений

2) широкое распространение высших споровых растений

3) появление зелёных водорослей

4) появление и расселение покрытосеменных растений

5) появление первых фотосинтезирующих бактерий

ответ

№20

Проанализируйте таблицу «Виды нуклеиновых кислот в клетке». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Вид нуклеиновой кислоты

Особенности строения и организации

Основные функции

иРНК

Одноцепочечная молекула со специальными концевыми участками

____________________(А)

____________________(Б)

Соединена с белками в сложные комплексы

Входит в состав рибосом

тРНК

В форме клеверного листа

____________________(В)

 

Список терминов и понятий:

1) хранение генетической информации

2) двуцепочечная спираль

3) перенос генетической информации к месту синтеза белка

4) перенос аминокислот к рибосоме

5) ДНК

6) рРНК

ответ

№21

Проанализируйте график зависимости интенсивности жизнедеятельности организмов от интенсивности действия фактора среды

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данного графика.

1) Действие фактора не влияет на интенсивность жизнедеятельности.

2) Интенсивность жизнедеятельности максимальна в зоне оптимума.

3) Интенсивность жизнедеятельности максимальна при максимальном действии фактора.

4) Организмы способны существовать только в зоне толерантности.

5) Организмы существуют наилучшим образом при минимальной интенсивности фактора.

ответ

№22

По каким признакам можно определить венозное кровотечение?

ответ

1. При венозном кровотечении кровь имеет темно-красный цвет.

2. Кровь вытекает из раны ровной струей. Без толчков.

Практико-ориентированное задание, 2 элемента ответа. Сначала описываем факт с биологической точки зрения, а далее – комментарий к факту с практической точки зрения.

№23

На рисунке изображён стрелолист с листьями разных форм (1, 2, 3). Какая форма изменчивости характерна для разнообразия этих листьев? Объясните причину их появления. Какую форму листьев будет иметь стрелолист, выросший на отмели?

ответ

Различная форма листьев, формирующаяся в зависимости от условий среды (над водой, на поверхности воды, под водой) – это пример модификационной изменчивости, генетический материал при этом не затрагивается. Над водой стрелолист имеет стреловидные листья (1), поэтому на отмели у него образовываться именно такие листья.

В задании сформулировано 3 вопроса. Последовательно отвечаем на каждый.

1) Разнообразие форм листьев у одного растения — это модификационная изменчивость.

2) Листья растения развивались в разных средах и условиях жизни, поэтому у него сформировались листья разных форм.

3) Стрелолист на отмели будет иметь стреловидные листья.

№24

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Кишечнополостные – низшие многоклеточные животные с двусторонней симметрией тела. 2. Кишечнополостные могут вести прикреплённый или свободноплавающий образ жизни. 3. Их тело состоит из двух слоёв клеток. 4. В наружном слое располагаются кожно-мускульные, нервные, стрекательные и пищеварительные клетки. 5. С помощью стрекательных клеток кишечнополостные животные парализуют добычу и защищаются от врагов. 6. При раздражении чувствительного волоска стрекательная нить выпрямляется и вонзается в жертву. 7. После выстрела стрекательная клетка погибает, новые стрекательные клетки формируются из кожно-мускульных клеток.

ответ

№25

По каким внешним признакам можно отличить насекомых от членистоногих других классов? Укажите не менее четырёх признаков.

ответ

В ответе необходимо указать УНИКАЛЬНЫЕ признаки класса насекомых. Это 3 отдела тела: голова, грудь, брюшко; 3 пары ходильных ног; одна пара усиков; две или одна пара крыльев.

1) Три отдела тела: голова, грудь, брюшко;

2) на груди три пары ходильных конечностей;

3) на голове одна пара усиков;

4) у большинства на груди две или одна пара крыльев.

    №26

    Почему ныне живущую кистепёрую рыбу латимерию нельзя считать предком земноводных? Приведите не менее трёх доказательств.

    ответ

    №27

    В кариотипе одного из видов рыб 56 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при овогенезе в зоне роста в конце интерфазы и в конце зоны созревания гамет. Объясните полученные результаты.

    ответ

    Зона созревания характеризуется тем, что клетки делятся путем митоза и имеют набор хромосом 2n2c. Далее в зоне росте клетка растет, а в конце интерфазы происходит удвоение генетического материала – 2n4c (56 хромосом, 112 молекул ДНК). Далее в зоне созревания происходит деление клетки мейозом, в результате мейоза 2 образуются 4 гаплоидных клетки (nc – 28 хромосом, 28 молекул ДНК).

    56=2n

    n=23.

    1n=1c.

    1) В зоне роста в период интерфазы в клетках число хромосом – 56; число молекул ДНК – 112;

    2) в зоне окончательного созревания гамет в клетках 28 хромосом; число молекул ДНК – 28;

    3) в зоне роста в период интерфазы число хромосом не изменяется, число молекул ДНК удваивается за счёт репликации;

    4) в зоне созревания происходит мейоз, число хромосом уменьшается в 2 раза, образуются гаплоидные клетки – гаметы, каждая хромосома содержит одну молекулу ДНК.

    №28

    Гетерозиготную курицу с гребнем и голыми ногами скрестили с дигомозиготным петухом, имеющим гребень (А) и оперённые ноги (В) (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений, если для второго скрещивания были взяты гибриды F1 с разными генотипами. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется?

    ответ

    Дано:

    А – наличие гребня, а – отсутствие гребня, В – оперённые ноги, b – голые ноги

    Решение:

    Первое скрещивание

    Р ♀Ааbb х ♂ААВВ

    имеет гребень и голые ноги имеет гребень и оперённые ноги

    G Ab, аb АB

    F1 АABb АаBb

    50% гребень и оперённые ноги 50% имеют гребень и оперённые ноги

    Второе скрещивание

    P AAВb х АаBb

    гребень и оперённые ноги имеют гребень и оперённые ноги

    G AВ, Ab Аb, ab, AB, aB

    F2 AABB, 2AABb, 2AaBb, AaBB – имеют гребень и оперённые ноги

    AAbb, Aabb – имеют гребень и голые ноги

    Генотипы родителей: ♀Ааbb - имеет гребень и голые ноги, ♂ААВВ - имеет гребень и оперённые ноги.

    Генотипы потомства первого поколения: ААВb (наличие гребня, оперенные ноги), АаВb (наличие гребня, оперенные ноги).

    Генотипы потомства второго поколения, если были взяты для скрещивания гибриды F1: AABB, 2AABb, 2AaBb, AaBB – имеют гребень и оперённые ноги; AAbb, Aabb – имеют гребень и голые ноги.

    Закон независимого наследования признаков, так как гены двух признаков находятся в разных парах хромосом.

    Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Сообщить об ошибке

    Опишите ошибку в задании подробнее...

    Ништяк!

    Решено верно

    Браво!

    Решено верно

    Крутяк!

    Решено верно

    Зачёт!

    Решено верно

    Чётко!

    Решено верно

    Бомбезно!

    Решено верно

    Огонь!

    Решено верно

    Юхууу!

    Решено верно

    Отпад!

    Решено верно

    Шикарно!

    Решено верно

    Блестяще!

    Решено верно

    Волшебно!

    Решено верно