Вариант 13

Время
3:0:00
№1

Ответы ко всем заданиям необходимо записывать без пробелов и знаков препинания!


Рассмотрите предложенную схему классификации нуклеиновых кислот. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Методы научного познания» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Метод

Применение метода

?

Получение гибридов от скрещивания разных видов

Хроматография

Разделение смесей веществ или частиц

ответ

№3

Дана последовательность мРНК прокариот АУГУУГУЦГГУУАААУУУ. Какое количество аминокислот может включать пептид, образованный на этой последовательности, если первый триплет, с которого начинается синтез – АУГ? В ответ запишите только соответствующее число.

ответ

№4

Все перечисленные ниже описания, кроме двух, относятся к мейозу. Определите два утверждения, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1)в конце телофазы формируется ядро содержащее диплоидный набор хромосом

2) хромосомы конъюгируют

3) деление идет без разрушения ядерной оболочки

4) происходит кроссинговер между гомологичными участками хромосом

5) к полюсам клетки в анафазе расходятся биваленты

ответ

№5

Установите соответствие между органоидами клетки и особенностями их строения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНОИДЫ

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

А) рибосома

Б) лейкопласт

В) клеточный центр

Г) лизосома

Д) митохондрия

 

1) мембранные

2) немембранные

 

ответ

№6

Известно, что у крыс длинный хвост – доминантный признак, короткий хвост – рецессивный. Сколько вариантов длины хвоста получится у потомства при скрещивании чистых линий: длиннохвостой самки с короткохвостым самцом? В ответ запишите соответствующее число.

ответ

№7

Определите две характеристики из списка, приведенного ниже, которые относятся к явлению эпистаза. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) появление новых признаков обусловлено сочетанием доминантных аллелей

2) один ген при этом подавляется другим

3) бывает доминантным и рецессивным

4) бывает кумулятивным и некумулятивным

5) взаимодействие неаллельных генов

ответ

№8

Установите соответствие между описаниями мутаций их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ МУТАЦИЙ

ОПИСАНИЕ МУТАЦИЙ

А) полиплоидия

Б) делеция

В) анеуплоидия

Г) инсерция

Д) транзиция

 

1) изменение набора генов в одной хромосоме

2) изменение набора хромосом

 

 

ответ

№9

Рассмотрите изображённое на рисунке растение и укажите признаки, характерные для рода, к которому оно относится. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) плод – яблоко

2) сетчатое жилкование листьев

3) древесные растения

4) плод – ягода

5) соцветие – кисть

6) травянистые растения

ответ

№10

Установите соответствие между бактериями и типами их питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

БАКТЕРИИ

ТИП ПИТАНИЯ

А) железобактерии

Б) азотофиксирующие

В) цианобактерии

Г) водородные

Д) молочнокислые

 

1) автотрофный

2) гетеротрофный

 

ответ

№11

Установите последовательность расположения систематических таксонов животного, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

Варианты ответа:

1) Хищные

2) Бурый медведь

3) Млекопитающие

4) Медведи

5) Хордовые

6) Медвежьи

ответ

№12

Выберите три группы водорастворимых витаминов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) A

2) B1

3) C

4) D

5) E

6) В3

ответ

№13

Установите соответствие между типами тканей животных и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ТКАНЕЙ

А) хрящевая ткань

Б) кровь

В) поперечно-полосатая

Г) сердечная

Д) однослойный плоский

Е) многослойный

ороговевающий

 

1) соединительная

2) мышечная

3) эпителиальная

 

 

ответ

№14

Установите последовательность активации структур организма при реализации условного слюноотделительного рефлекса у человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

Варианты ответа:

1) фоторецепторы

2) зрительная кора больших полушарий

3) слюноотделительный центр продолговатого мозга

4) слюнная железа

ответ

№15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида австралийской ехидны. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Австралийская ехидна – вид однопроходных млекопитающих семейства ехидновые. (2) В отличии от большинства млекопитающих у ехидны есть клоака, в которую открываются мочеточники, кишечник и половые пути. (3) Австралийская ехидна распространена в Австралии и Тасмании и Новой Гвинее. (4) Большую часть года ехидна живет в одиночку, охраняя свою территорию. (5) Она не создает постоянного убежища, а только прячется в расселины скал при приближении опасности. (6) Питается ехидна в основном термитами и муравьями, которых ловит клейким языком.

ответ

№16

Установите соответствие между примерами и формами естественного отбора: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

ФОРМА ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

А) в холодных условия детеныши, имеющие меньшие уши, чем у большинства, чаще выживают

Б) при изменении климата растения с большими листьями получают преимущество

В) детеныши животных с слишком низким или высоким весом гибнут чаще, чем детеныши со средним весом

Г) из-за расширения зоны степей, преимущество получают более засухоустойчивые растения

1) стабилизирующий

2) движущий

ответ

№17

Укажите организмы, относящиеся к консументам. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) колокольчик

2) рак-отшельник

3) северный олень

4) мукор

5) лиса

6) боровик

ответ

№18

Установите соответствие между типами экологических факторов и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ФАКТОРОВ

А) температура воздуха

Б) истончение озонового слоя

В) влажность грунта

Г) кислотные дожди

Д) солёность почвы

1) антропогенные

2) абиотические

ответ

№19

Установите последовательность этапов круговорота углерода в природе, начиная с выработки полезных ископаемых. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.


1) Добыча ископаемого топлива

2) Фотосинтез у растений

3) Сжигание угля на ТЭЦ

4) Поедание растений животными

5) Выделение в атмосферу углекислого газа в результате дыхания

ответ

№20

Рассмотрите рисунок с изображением фрагмента клетки животных и проанализируйте таблицу со сравнительной характеристикой структур, отмеченных цифрами. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Структура под цифрой

Название структуры

Количество мембран

Основная функция

1

___________(А)

одна мембрана

_______________(В)

2

Шероховатая ЭПС

______________(Б)

Синтез мембранных и секреторных белков

 

Список терминов и понятий:

1) ядро

2) цитоплазма

3) комплекс Гольджи

4) гладкая ЭПС

5) одна мембрана

6) модификация и сортировка белков, образование лизосом

7) клеточное пищеварение, синтез АТФ

8) две мембраны

9) поддержание функционирования клетки

ответ

№21

Проанализируйте кривые выживания особей разных видов.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данного графика.

Варианты ответа:

1) Численность животных вида III снижается во времени равномерно

2) Численность животных вида II изменяется во времени скачкообразно

3) Животные I вида в основном живут до старости

4) Численность животных III вида резко снижается вскоре после рождения

5) Смертность животных II вида обратно пропорциональна возрасту

ответ

№22

В какой области научно-практической деятельности человек применяет анализирующее скрещивание и с какой целью?

ответ

1. применяет анализирующее скрещивание в селекции растений и животных.

2.при выведении новых сортов растений и животных, если необходимо выяснить генотип доминантной особи.

Практико-ориентированное задание, 2 элемента ответа. Анализирующее скрещивание — скрещивание гибридной особи с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям, то есть "анализатором". Анализирующее скрещивание используется для выяснения неизвестного генотипа одного из родителей.

№23

Назовите структуры, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Какие функции выполняют эти структуры? Какая часть слухового анализатора обеспечивает передачу нервного импульса?

ответ

1) а – орган равновесия (полукружные каналы); б – слуховая труба (евстахиева труба);

2) орган равновесия определяет положение тела в пространстве;

3) слуховая труба обеспечивает выравнивание давления в среднем и наружном ухе;

4) проводниковая часть – слуховой нерв обеспечивает передачу нервного импульса (возбуждения)решение:а – орган равновесия; отвечает за положение тела в пространстве. б – евстахиева труба; при раскрытии обеспечивает выравнивание давления в среднем и наружном ухе, чтобы не травмировалась барабанная перепонка. за передачу нервного импульса в кбп от рецепторов отвечает проводящее звено слухового анализатора – слуховой нерв. последовательно отвечаем на 3 сформулированных вопроса.

№24

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. В благоприятных условиях бактерии образуют споры. 2. С помощью спор у бактерий происходит бесполое размножение. 3. В экосистеме гнилостные бактерии разрушают азотсодержащие органические соединения мёртвых тел, превращая их в перегной. 4. Минерализующие бактерии разлагают сложные органические соединения перегноя до простых неорганических веществ. 5. Небольшая группа бактерий имеет хлоропласты, при участии которых происходит фотосинтез.

ответ

№25

Какие особенности внешнего строения рыб способствуют уменьшению затрат энергии при передвижении в воде? Назовите не менее трёх особенностей.

ответ

1. обтекаемая форма тела, слитность его отделов;

2. черепицеобразное расположение чешуи;

3. слизь, обильно покрывающая кожу.

№26

В экосистеме смешанного леса обитает большая синица. Охарактеризуйте отношения, которые сложились между большими синицами и обитающими в экосистеме насекомыми, ястребами и древесными растениями.

ответ

1) Между синицами и насекомыми, которых поедают синицы, – хищничество;

2) Между большими синицами – конкуренция;

3) Между синицами и поедающими их ястребами – хищничество;

4) Растения служат убежищем для птиц, местом гнездования, а синицы уничтожают насекомых – вредителей растений.

Большая синица имеет конкурентов (другие большие синицы), питается насекомыми (выступает как хищник), может являться пищей для ястреба, древесные растения большая синица использует как место гнездования и убежища, поедая насекомых – вредителей растений.

№27

В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами ЦГЦ, УЦЦ, ГЦА, АГА, ЦУА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК,в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность Ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)


Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

ответ

1) по правилу комплементарности по антикодонам тРНК найдем участок иРНК, на котором синтезируется фрагмент белка: гцг агг цгу уцу гау.

2) по таблице генетического кода по кодонам иРНК найдем последовательность аминокислот в белке: ала-арг-арг-сер-асп;

3) по правилу комплементарности по фрагменту иРНК найдем участок ДНК: цгц тцц гца ага цта., а по участку одной цепи найдем вторую цепь: гцг агг цгт тцт гат.

№28

Рыжий цвет волос и голубые глаза наследуются как аутосомные рецессивные признаки. Определите генотипы родителей, генотипы потомства и вероятность рождения рыжего голубоглазого ребенка при браке рыжего голубоглазого мужчины с кареглазой темноволосой женщиной, отец которой был рыжий и голубоглазый (при условии независимого наследования признаков).

ответ

Дано:

а – рыжий цвет волос, b – голубые глаза.

Решение:

 

Р ♀АaВb х ♂ ааbb

карие глаза и темные волосы рыжие волосы и голубые глаза

G аВ, аb, AB, Ab ab

F1 АаВb, Ааbb, ааВb, ааbb

(Карие гл, темн вол.) (Карие гл, рыж. вол.) (Голубые гл, темн вол) (Голубые гл,рыж вол)

Решение:

генотипы родителей: отец – ааbb, мать – АаВb;

генотипы потомства: АаВb, Ааbb, ааВb, ааbb;

вероятность рождения рыжего голубоглазого ребенка – 1/4.

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно