Вариант 14

Время
3:0:00
№1

Ответы ко всем заданиям необходимо записывать без пробелов и знаков препинания!


Рассмотрите предложенную схему классификации эукариотических форм жизни на Земле. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Методы научного познания» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Метод

Сущность метода

?

Сопоставление особенностей близнецовой пары

Генеалогический

Составление родословных

ответ

№3

В молекуле ДНК содержится 25% аденина. Сколько процентов тимина содержится в этой молекуле? В ответ запишите только соответствующее число.

ответ

№4

Укажите основные макроэлементы, входящие в состав клетки. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) йод

2) натрий

3) медь

4) марганец

5) калий

ответ

№5

Установите соответствие между органоидами клетки и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОРГАНОИДЫ

А) представляет собой стопку цистерн

Б) одномембранный органоид

В) двумембранный органоид

Г) осуществляет синтез АТФ

Д) осуществляет сортировку белков

1) митохондрия

2) комплекс Гольджи

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№6

Чёрный цвет у быка наследуется как доминантный признак. Определите вероятность в процентах рождения чёрных бычков при скрещивании красной коровы и чёрного быка (гетерозигота). В ответ запишите соответствующее число.

ответ

№7

Укажите, какие из утверждений относятся к гемофилии. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) ген гемофилии сцеплен с Х-хромосомой

2) ген гемофилии локализуется в аутосоме

3) у больных гемофилией нарушен процесс свёртывания крови

4) болезнь обусловлена доминантным геном

5) женщины болеют гемофилией чаще, чем мужчины

ответ

№8

Установите соответствие между основными направлениями биотехнологии и их описаниями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПИСАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ

А) основана на культивировании тканей

Б) основана на введении генов другого организма в клетки

В) позволяет получать гибриды между видами, не скрещивающимися в природе

Г) позволяет получать чистые линии

Д) позволяет получать организмы со свойствами, характерными для других организмов

1) клеточная инженерия

2) генная инженерия

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№9

Укажите признаки, характерные для семейства, представитель которого изображён на рисунке. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) плод – ягода

2) плод – стручок или стручочек

3) формула цветка: *Ч4Л4Т2+4П1

4) формула цветка: *Ч0Л5Т(5)П1

5) соцветие – кисть

6) соцветие – корзинка

ответ

№10

Установите соответствие между признаками и представителями царства Грибов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

А) не имеет мицелия

Б) мицелий состоит из разветвлённых нитей

В) размножается почкованием

Г) образует споры

Д) образует вещества, обладающие бактерицидными свойствами

1) пеницилл

2) дрожжи

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№11

Установите последовательность распределения таксонов, начиная с самой мелкой таксономической единицы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Лютиковые

2) Растения

3) Лютик ползучий

4) Лютик

5) Двудольные

6) Покрытосеменные

ответ

№12

Укажите утверждения, которые описывают щитовидную железу человека. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) состоит из двух долей

2) для нормального функционирования нужен йод

3) является самой большой железой в организме

4) имеет головку и хвост

5) секреторными клетками являются островки Лангерганса

6) выделяет гормоны, регулирующие обмен веществ и уровень кальция

ответ

№13

Установите соответствие между признаками и органами пищеварительной системы человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОРГАНЫ

А) начинается сразу за желудком

Б) осуществляет всасывание основной массы питательных веществ

В) включает двенадцатиперстную кишку

Г) формирует среду для расщепления клетчатки

Д) осуществляет основное всасывание воды

1) тонкая кишка

2) толстая кишка

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№14

Установите последовательность процессов при свёртывании крови в организме человека. В ответ запишите соответствующую последовательность цифр.

1) превращение протромбина в тромбин

2) образование тромба

3) выделение биологически активных веществ из тромбоцитов

4) образование фибрина

ответ

№15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида гидра обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Гидра – представитель кишечнополостных животных из класса гидроидных. (2) Она обитает в стоячих пресных водоёмах и реках с медленным течением. (3) Там она охотится на мелких ракообразных при помощи щупалец. (4) Пойманные рачки попадают в кишечную полость, которая сообщается со внешней средой. (5) Основными хищниками, поедающими гидр являются брюхоногие моллюски и некоторые рыбы. (6) Для защиты от них гидры используют стрекательные клетки.

ответ

№16

Установите соответствие между основными положениями эволюционных теорий и их авторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛОЖЕНИЯ

АВТОРЫ

А) все организмы стремятся к размножению в геометрической прогрессии

Б) первые организмы произошли путём самозарождения

В) постоянное использование органа ведёт к его развитию

Г) в результате борьбы за существование происходит естественный отбор

Д) у всех организмов существует стремление к совершенствованию

1) Ч. Дарвин

2) Ж. Б. Ламарк

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№17

Укажите, какие их признаков характеризуют Волка степного, как консумента. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) гетеротроф, хищник

2) поедает растительноядных животных

3) потребляет солнечную энергию

4) выполняет роль санитара

5) основа рациона – белковая пища

6) накапливает в себе макроэлементы

ответ

№18

Установите соответствие между видами экосистем и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ЭКОСИСТЕМ

ВИДЫ

А) пшеничное поле

Б) плодовый сад

В) водохранилище

Г) смешанный лес

Д) болото

1) искусственная экосистема

2) естественная экосистема

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№19

Установите последовательность звеньев в пищевой цепи. В ответ запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зелёные водоросли

2) головастик

3) личинка стрекозы

4) карась

5) щука

ответ

№20

Проанализируйте таблицу «Двумембранные органоиды клетки». Заполните таблицу, используя термины, приведённые ниже.

Органоид

Структуры, образованные внутренней мембраной

Функции

_________(А)

Кристы

клеточное дыхание

Хлоропласт

___________(Б)

______________(В)

 

Список терминов и понятий:

1) гликолиз

2) тилакоиды

3) фотосинтез

4) аппарат Гольджи

5) рибосома

6) митохондрия

ответ

№21

Изучите график изменения уровня мелатонина у человека в течение суток

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данного графика

1) Максимальная концентрация мелатонина наблюдается в ночное время.

2) В течение дневного времени суток колебания концентрации мелатонина незначительны.

3) Уровень мелатонина не зависит от времени суток и контролируется экзогенными факторами.

4) В дневное время в организме полностью отсутствует мелатонин.

5) Уровень мелатонина равномерно повышается в течение суток.

ответ

№22

Малярия – заболевание человека, в результате которого развивается малокровие. Кем оно вызывается? Объясните причину малокровия.

ответ

Практико-ориентированное задание, 2 элемента ответа. Малярийный плазмодий – простейшее животное, вызывает малокровие. Плазмодии в организме человека разрушают эритроциты и питаются белком глобином.

Сначала описываем факт с биологической точки зрения, а далее – комментарий к факту с практической точки зрения.

Ответ: 1) Малярия вызывается простейшим животным – малярийным паразитом (малярийным плазмодием);

2) Малокровие развивается в результате паразитирования плазмодия в эритроцитах крови, их разрушения при выходе паразитов в плазму крови, вследствие чего число эритроцитов на единицу объёма крови уменьшается, что приводит к уменьшению гемоглобина.

№23

Назовите плод, разрез которого изображён на рисунке. Какие элементы строения обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3 и какие функции они выполняют?

ответ

Плод – зерновка. Эндосперм (1) содержит запас питательных веществ, (2) семядоля - транспорт питательных веществ из эндосперма при прорастании семени; (3) зародыш дает начало новому растению.

Ответ: 1) Плод – зерновка;

2) 1 – эндосперм – запасание органических веществ;

3) 2 – семядоля (часть зародыша) – транспорт питательных веществ из эндосперма при прорастании семени;

4) 3 – зародыш (зародышевый корешок, стебелёк, почечка) – даёт начало новому растению.

№24

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Железы внутренней секреции имеют протоки, по которым секрет поступает в кровь. 2 Эндокринные железы выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны. 3. Все гормоны по химической природе являются белками. 4. Инсулин – гормон поджелудочной железы. 5. Он регулирует содержание глюкозы в крови. 6. При недостатке инсулина концентрация глюкозы в крови уменьшается.

ответ

№25

Какие изменения происходят в составе крови в капиллярах большого круга кровообращения у человека? Какая кровь при этом образуется? Какому процессу способствует медленный ток крови в капиллярах?

ответ

Большой круг кровообращения обеспечивает тканевый газообмен. Артериальная кровь насыщает ткани кислородом и питательными веществами, забирает углекислый газ и продукты обмена, становясь венозной. Медленный ток крови в капиллярах способствует полному общему веществ между кровью и клетками.

Ответ: 1) Кровь в капиллярах большого круга кровообращения отдаёт кислород и насыщается углекислым газом;

2) В капиллярах большого круга кровообращения питательные вещества переходят из крови в тканевую жидкость, а продукты обмена веществ – из тканевой жидкости в кровь;

3) Кровь из артериальной превращается в венозную;

4) Медленный ток крови в капиллярах способствует полному обмену веществ между кровью и клетками тела.

№26

Объясните, какую роль играют болота в жизни биосферы.

ответ

Болота отвечают за водный баланс; накапливают ил, торф; поддерживают уровень воды в реках в сухое время года.

Ответ: 1)Болота поддерживают водный режим лесов, так как сосредоточены в лесной зоне;

2)Обеспечивают накопление органических веществ (ил, торф) и изымают их из круговорота;

3)В сухое время года поддерживают уровень воды в реках.

№27

В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота фенилаланин (фен) заменилась на лизин (лиз). Определите аминокислотный состав фрагмента молекулы нормального и мутированного белка и фрагмент мутированной иРНК, если в норме иРНК имеет последовательность: ЦУЦГЦААЦГУУЦААУ. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)


Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй –из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

ответ

Аминокислотную последовательность определяем по кодонам иРНК. Генетический код обладает свойством избыточности, то есть одна аминокислота может кодироваться разными кодонами. Лизин кодируется двумя кодонами ААА и ААГ, следовательно, мутированная иРНК будет иметь вид: ЦУЦГЦААЦГАААААУ или ЦУЦГЦААЦГААГААУ.

Ответ: 1) Определяем последовательность аминокислот с помощью таблицы генетического кода. Последовательность аминокислот нормального белка: лей — ала — тре — фен — асн.

2) После мутации фрагмент молекулы белка будет иметь состав: лей — ала — тре — лиз — асн.

3) Лизин кодируется двумя кодонами ААА и ААГ, следовательно, мутированная иРНК будет иметь вид: ЦУЦГЦААЦГАААААУ или ЦУЦГЦААЦГААГААУ.

№28

Глухота – аутосомный признак; дальтонизм – признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.

ответ

Так как сказано, что у здоровых родителей родился ребенок глухой дальтоник, значит, оба родителя являются носителями гена глухоты, а мама является также носителем гена дальтонизма, которой рецессивен и сцеплен с X-хромосомой. Генотипы родителей: мать — АаХDХd, отец — АаХDУ.

Дано:

А - ген нормального слуха, а – ген глухоты, XD - ген нормального зрения, Хd – ген дальтонизма.

Генотипы родителей: мать — АаХDХd, отец — АаХDУ.

Решение:

Р ♀ АаХDХd х ♂ АаХDУ

носитель гена глухоты и дальтонизма; носитель гена глухоты, норм. зрение

G aХd aХD AХd AХD; аУ AУ aХD AХD

F1

ааХdУ

ааХDУ

АаХdУ

АаХDУ

АаХdУ

АаХDУ

ААХdУ

ААХDУ

ааХDХd

ааХDХD

АаХDХd

АаХDХD

АаХDХd

АаХDХD

ААХDХd

ААХDХD

Ответ: 1) Генотипы родителей: мать — АаХDХd, отец АаХDУ.

2) Возможные генотипы и фенотипы детей:

девочки с нормальным слухом и нормальным зрением 1 ААХDХD, 1 АAХDХd, 2 АаХDХD, 2 АаХDХd;

мальчик с нормальным слухом и нормальным зрением 1 АAХDУ, 2 АaХDУ; мальчики с нормальным слухом дальтоник 1 АAХdУ, 2 АаХdУ;

девочка глухая с нормальным цветовым восприятием 1 aaХDХD, 1 aaХDХd; мальчики глухие с нормальным цветовым зрением 1 aaХDХD;

мальчик глухой дальтоник 1 aaХdУ.

3) Закон независимого наследования признаков, так как гены расположены в разных хромосомах


Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно