Вариант 15

Время
3:0:00
№1

Ответы ко всем заданиям необходимо записывать без пробелов и знаков препинания!


Рассмотрите предложенную схему классификации экологических факторов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Уровень

Пример

?

Онтогенез и эмбриогенез

Видовой

Слон африканский

ответ

№3

Участок молекулы РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦУУУУУЦГГГГГ. Определите, сколько аминокислот кодирует данный участок РНК. В ответ запишите соответствующее число.

ответ

№4

Укажите общие черты в строении растительной и бактериальной клетки. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) наличие клеточной стенки

2) наличие лизосом

3) наличие хлоропластов

4) наличие эндоплазматического ретикулума

5) наличие рибосом

ответ

№5

Установите соответствие между этапами реализации генетической информации и описаниями процессов, характерных для них: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПИСАНИЯ ПРОЦЕССОВ

ЭТАПЫ

А) необходим разрыв связей между двумя цепями молекулы ДНК

Б) включение нуклеотидов в синтезирующиеся молекулы

В) протекает в ядре клетки

Г) протекает на рибосомах

Д) соединение аминокислот в белковую молекулу

1) транскрипция

2) трансляция

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№6

Однотонная окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Определите, какое расщепление по фенотипу будет наблюдаться у гибридов первого поколения при скрещивании двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами. Ответ запишите в последовательности цифр в порядке убывания.

ответ

№7

Укажите заболевания, являющиеся наследственными. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) аденовирусный энтерит

2) гепатит В

3) дальтонизм

4) фенилкетонурия

5) дифтерия

ответ

№8

 

Установите соответствие между этапами эмбриогенеза и их описаниями.

 

ОПИСАНИЯ

ЭТАПЫ

А) образование бластоцеля

Б) образование однослойной структуры

В) деление клеток не сопровождается ростом

Г) образование двух зародышевых листков

Д) закладка мезодермы

1) бластуляция

2) гаструляция

3) дробление

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ответ

№9

Укажите признаки, характерные для моллюсков. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) органы выделения – зелёные железы

2) туловище покрыто мантией

3) имеются слюнные железы

4) кровеносная система замкнутая

5) размножение осуществляется половым путём

6) симметрия тела – радиальная

ответ

№10

Установите соответствие между цветковыми растениями и семействами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

РАСТЕНИЯ

СЕМЕЙСТВА

А) рапс

Б) редька

В) турнепс

Г) белена

Д) томат

Е) табак

1) пасленовые

2) крестоцветные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№11

Установите последовательность отделов позвоночника лягушки начиная с переднего. В ответе укажите соответствующую последовательность цифр.

Варианты ответа:

1) уростиль

2) шейный

3) грудной

4) туловищный

ответ

№12

Укажите верные действия при оказании первой помощь при открытом переломе костей конечностей у человека. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) остановка кровотечения

2) исправление деформации конечности

3) наложение тепла на место травмы

4) обезболивание

5) обильное питьё

6) иммобилизация сломанной конечности

ответ

№13

Установите соответствие между гормонами и железами в организме человека, которые их вырабатывают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГОРМОНЫ

ЖЕЛЕЗЫ

А) окситоцин

Б) адреналин

В) кортизол

Г) вазопрессин

Д) пролактин

1) гипофиз

2) надпочечники

3) гипоталамус

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№14

Установите последовательность структур головного мозга человека, начиная от спинного мозга. 

1) мост

2) средний мозг

3) конечный мозг

4) продолговатый мозг

5) промежуточный мозг

В ответ запишите цифры в соответствующем порядке, например 12345.

ответ

№15

Прочитайте текст, выберите три предложения, в которых описаны этологические критерии вида.

(1) Морская, или стеллерова, корова полностью истребленное человеком млекопитающее отряда сирен. (2) Кормом ей служили исключительно водоросли, прежде всего морская капуста. (3) Поведение данного животного отличалось медлительностью, апатичностью и отсутствием страха перед человеком. (4) При этом морские коровы держались стадами, и детеныши, находящиеся в центре были всегда под охраной. (5) Самцы и самки, по-видимому образовывали длительно существующие пары. (6) Стеллерова корова обитала только у побережья Командорских островов.

ответ

№16

Установите соответствие между основными направлениями эволюции и примерами, их описывающими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) видоизменение листьев в колючки

Б) появление оболочек у семян растений

В) появление самоопыления у растений

Г) появление крючьев у семян растений

Д) появление ксилемы и флоэмы

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№17

Выберите три признака, подтверждающих принадлежность организмов к группе автотрофов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) являются первым звеном в пищевой пирамиде

2) синтезируют органические вещества из неорганических

3) осуществляют процесс фотосинтеза

4) не способны к хемосинтезу

5) являются паразитами

6) являются редуцентами

ответ

№18

Установите соответствие между организмами и экологическими группами, к которым они принадлежат: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

А) мышь

Б) корова

В) стрекоза

Г) скворец

Д) шмель

1) консумент I порядка

2) консумент II порядка

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№19

Установите последовательность фаз мейоза. В ответ запишите соответствующую последовательность цифр.

Варианты ответа:

1) Анафаза I

2) Интеркинез

3) Профаза II

4) Телофаза I

5) Метафаза II

ответ

№20

Рассмотрите орган эндокринной системы, изображённый на рисунке под цифрой 2. Заполните таблицу, используя термины, приведённые ниже.

Орган эндокринной системы

Синтезируемый гормон

Патология, возникающая при нарушении функционирования железы

__________________А

__________________Б

___________________В

 

Список терминов и понятий:

1) щитовидная железа

2) паращитовидная железа

3) поджелудочная железа

4) паратгормон

5) тироксин

6) базедова болезнь

7) гиперальдостеронизм

ответ

№21

Изучите данные, отражающие изменение массы тимуса в зависимости от возраста.


Возраст (в годах)

Средняя масса железы (г)

Новорожденный

13,3

1-5

23,0

6-10

26,1

11-15

37,5

16-20

25,6

21-25

24,7

26-35

19,9

36-46

16,3

46-55

12,8


Выберите три утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данных.

1) Масса железы увеличивается с возрастом.

2) У новорожденных масса тимуса минимальна.

3) Максимального веса тимус достигает к 11-15 годам.

4) Масса железы нарастает до момента полового созревания, после чего постепенно снижается.

5) Если изобразить данные в виде графика зависимости «масса-возраст», то он будет носить колоколообразный характер.

ответ

№22

Что такое чистые линии и почему с помощью массового искусственного отбора их нельзя получить?

ответ

1. линии представляют собой группу особей с гомозиготным генотипом, которые не дают расщепления при скрещивании.

2. При проведении массового отбора учитывается фенотип, без учёта генотипа, т.е. отбирают как гомозиготных, так и гетерозиготных особей.

№23

Какой критерий вида свидетельствует о принадлежности изображённых на рисунке бабочек к одному виду? При какой форме отбора и почему увеличивается число тёмноокрашенных бабочек в местности, где промышленное производство преобладает над аграрным? Ответ обоснуйте.

ответ

Сходство во внешнем строении, которое мы здесь наблюдаем, - это морфологический критерий вида. В местности, где преобладает промышленное производство, на стволах деревьев может быть больше копоти, и черные бабочки менее заметны для хищников, чем белые, поэтому именно их число будет превалирующим. Движущая форма естественного отбора сохранит бабочек с черным окрасом, тк именно эта форма отбора действует в измененных условиях среды и отбирает крайние проявления признака.

1) морфологический критерий – проявляется в окраске покровов тела бабочек, сходных по форме и размерам крыльев, усиков и частей тела;

2) движущая форма отбора – сохраняет тёмноокрашенных бабочек;

3) тёмная окраска крыльев служит условием для выживания в промышленных районах: так как тёмноокрашенные бабочки в меньшей мере заметны на тёмных стволах деревьев, их реже склёвывают птицы.

№24

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. При недостатке поступления в организм человека йода нарушается синтез тироксина. 2. Недостаточное количество тироксина в крови снижает интенсивность обмена веществ, замедляет ритм сердечных сокращений. 3. В детском возрасте недостаток тироксина приводит к быстрому росту ребёнка. 4. При избыточной секреции щитовидной железы ослабляется возбудимость нервной системы. 5. Функции щитовидной железы регулируются корой больших полушарий.

ответ

В 24 задании всегда 3 предложения с ошибкой.

Ошибки допущены в предложениях:

1) 3 – недостаток тироксина приводит к задержке роста (карликовость);

2) 4 – при избыточной секреции гормона щитовидной железы усиливается возбудимость нервной системы;

3) 5 – функции щитовидной железы регулируются гипофизом.

№25

Какие растения преобладают в тропических лесах – насекомоопыляемые или ветроопыляемые? Ответ обоснуйте.

ответ

Если представить тропические леса, то они очень густые, и ветра там практически нет. Также в таких лесах из-за климата обитает достаточно большое количество класса насекомых.

1) в тропических лесах преобладают насекомоопыляемые растения. В тропиках многие растения являются вечнозелеными. Листва препятствует опылению растений ветром (затрудняет перенос пыльцы ветром).

2) тропические леса очень густые, поэтому там практически нет ветра. Обилие растений, приходящихся на единицу площади в тропиках, также препятствует переносу пыльцы с помощью ветра.

3) в тропиках много насекомых, которые опыляют насекомоопыляемые растения.

№26

Объясните значение возникновения фотосинтеза в эволюции жизни на Земле.

ответ

1) за счет энергии света появилась возможность синтеза органических веществ из неорганических, и сформировались автотрофные организмы;

2) появление кислорода в атмосфере земли сопровождалось возникновением биологического окисления (дыхания) и появлением многоклеточных организмов;

3) накопление кислорода в атмосфере земли способствовало возникновению озонового слоя и освоению суши организмами.

№27

Какой хромосомный набор характерен для клеток спороносных побегов и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

ответ

Жизненный цикл плаунов похож на жизненный цикл папоротников. Гаметофит (заросток) образуется из проросшей гаплоидной споры (митоз) и, соответственно, имеет гаплоидный набор хромосом n. Спороносные побеги – часть взрослого растения спорофита. Спорофит имеет диплоидный набор хромосом 2n, соответственно, спороносные побеги – тоже 2n.

1) в клетках спороносных побегов диплоидный набор хромосом – 2n;

2) в клетках заростка гаплоидный набор хромосом – n;

3) спороносные побеги развиваются на взрослом растении в результате митоза;

4) заросток развивается из споры в результате митоза.

№28

При скрещивании низкорослых (карликовых) растений томата с ребристыми плодами с растениями нормальной высоты стебля и гладкими плодами в потомстве были получены две фенотипические группы томатов: карликовые растения с гладкими плодами и растения с нормальным стеблем и гладкими плодами. В другом случае – при скрещивании растений томата с такими же фенотипами (низкорослые с ребристыми плодами и растение с нормальной высотой стебля и гладкими плодами) потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды и нормальную высоту стебля и гладкие плоды. Составьте схему решения задачи. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений томата и их потомства.

ответ


Запись ответа:

1) доминантные гены: А – нормальная высота стебля, В – гладкая форма плодов; рецессивные гены: а – низкорослость (карликовость), b – ребристая форма плодов;

2) генотипы родителей в первом случае: ааbb (низкорослые растения с ребристыми плодами), АаВВ (нормальная высота стебля и гладкие плоды), потомство ааВb и АаВb;

3) генотипы родителей во втором случае: ааbb (низкорослые растения томатов с ребристыми плодами), ААВb (нормальная высота стебля и гладкие плоды), потомство АаВb и Ааbb.

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно