Вариант 16

Время
3:0:00
№1

Ответы ко всем заданиям необходимо записывать без пробелов и знаков препинания!


Рассмотрите предложенную схему классификации органов цветковых растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Метод

Применение метода

?

Разделение крови на составные компоненты по их массе и плотности

Хроматография

Разделение хлорофилла a и b

ответ

№3

Известно, что соматическая клетка животного содержит 16 хромосом. Определите, какое количество хромосом имеет оплодотворённая яйцеклетка этого животного. В ответ запишите соответствующее число.

ответ

№4

Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, являются свойствами генетического кода. Определите два организма «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) избыточность

2) неоднозначность

3) триплетность

4) универсальность

5) перекрываемость

ответ

№5

Установите соответствие между типами пластид и их описаниями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПИСАНИЯ

ПЛАСТИДЫ

А) доминируют в зелёной части листа

Б) преобладают в красных плодах

В) большая часть пигментов представлена каратиноидами

Г) содержат хлорофилл

Д) определяют окраску листьев осенью

1) хромопласты

2) хлоропласты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№6

У человека ген глухоты – рецессивный, аутосомный. В брак вступили глухая женщина и мужчина с нормальным слухом. Ребёнок родился глухим. Определите генотип отца. Выберите правильный ответ и запишите цифру, под которой он указан.

1) аа

2) АА

3) Аа

ответ

№7

Укажите два основных положения учения Т. Моргана. В ответ запишите соответствующие цифры.

Варианты ответа:

1) гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно

2) гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются независимо

3) гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления

4) единица расстояния между генами – 1 мкм

5) кроссинговер между гомологичными хромосомами невозможен

ответ

№8

Установите соответствие между видами размножения и их описаниями. к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПИСАНИЯ

ВИДЫ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) участвует один организм

Б) участвуют два организма

В) участвуют вегетативные органы

Г) используется в сельском хозяйстве для быстрого увеличения численности

Д) в результате повышается генетическое

разнообразие популяции

1) половое

2) бесполое

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№9

Рассмотрите рисунок с изображением представителя одного из царств живых организмов. Выберите три признака, которые характеризуют данную группу организмов и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) наличие хорошо развитой клеточной стенки

2) гетеротрофность

3) наличие хлоропластов

4) гликоген, как основное запасающее вещество

5) размножение путём фрагментации плодового тела

6) продукт метаболизма – азотистая кислота

ответ

№10

Установите соответствие между классами растений и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

КЛАССЫ

А) преимущественная жизненная форма -травы

Б) количество лепестков кратно 4 или 5

В) проводящие пучки без камбия

Г) корневая система мочковатая

Д) жилкование листьев сетчатое или пальчатое

1) Однодольные

2) Двудольные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№11

Установите последовательность развития жука. В ответ запишите соответствующую последовательность цифр.

1) личинка

2) имаго

3) куколка

4) яйцо

ответ

№12

Выберите признаки, относящиеся к тромбоцитам человека. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) форменные элементы округлой формы

2) не имеют ядра

3) обеспечивают газообмен

4) участвуют в свёртывании крови

5) образуются в красном костном мозге

6) при тяжёлой физической работе количество в крови падает

ответ

№13

Установите соответствие между видами отростков нейрона и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОТРОСТКИ НЕЙРОНА

А) проводит возбуждение от тела к другому нейрону

Б) один на клетку

В) воспринимает раздражение от других нейронов

Г) имеет миелиновую оболочку

Д) короткий

1) аксон

2) дендрит

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№14

Установите последовательность видов зубов у человека от центра челюсти к краю. В ответ напишите соответствующую последовательность цифр.

1) клык

2) малый коренной

3) резец

4) большой коренной

ответ

№15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида маврикийский дронт. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Маврикийский дронт, или додо, - вымерший вид птицы, ранее обитавшей на острове Маврикий (2) Маврикийский дронт был высотой около 1 метра и мог весить до 20 кг. (3) На картинах птица имела коричневато-серое оперение, желтые ноги, небольшой пучок хвостовых перьев. (4) На голове перья отсутствовали, клюв имел чёрный, жёлтый или зелёный цвет. (5) Основной средой обитания додо были леса в более сухих, прибрежных районах острова. (6) Строить гнезда на деревьях дронт не мог из-за своего веса и невозможности летать.

ответ

№16

Установите соответствие между основными ароморфозами и эрами, в которых они появились: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

АРОМОРФОЗЫ

ЭРЫ

А) возникновение фотосинтеза

Б) возникновение кислородного дыхания

В) возникновение эукариот

Г) появление многоклеточности

Д) появление вторичной полости тела

1) Архейская

2) Протерозойская

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№17

Выберите три основных положения учения В. Вернадского. В ответ запишите соответствующие цифры.

Варианты ответа:

1) биосфера – организованная оболочка земли

2) биосфера занимает всю атмосферу

3) биогеохимическая работа – основная форма деятельности организмов

4) потоки энергии и вещества в биосфере непрерывны

5) организмы в биогеохимических циклах не обмениваются энергией

6) биосфера располагается выше озонового слоя

ответ

№18

Установите соответствие между организмами и трофическими уровнями, к которым они принадлежат: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

УРОВНИ

А) шмель

Б) клевер

В) овес

Г) корова

Д) мышь

1) первый трофический уровень

2) второй трофический уровень

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№19

Установите в хронологическом порядке этапы накопления знаний о клетках. В ответ запишите соответствующую последовательность цифр.

1) исследование растительной клетки с помощью микроскопа (Гук)

2) «всё живое состоит из клетки» (Шванн, Шлейден)

3) открытие простейших (Левенгук)

4) «каждая клетка происходит только от клетки» (Вирхов)

ответ

№20

Рассмотрите рисунок, обратите внимание на цифровые обозначения. Заполните таблицу, используя термины, приведённые ниже.

Тип кости, изображённой на рисунке

Часть органа, обозначенная цифрой 1

Тип костного вещества, образующего часть, обозначенную цифрой 1

__________________А

__________________Б

___________________В

 

Список терминов и понятий:

1) трубчатая

2) плоская

3) компактное

4) эпифиз

5) диафиз

6) губчатое

ответ

№21

Изучите график уровня эстрогена в организме при 28-дневном менструальном цикле.


Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данных.

1) Уровень эстрогена постоянен в течение менструального цикла.

2) Уровень эстрогена достигает максимума в начале овуляторной фазы.

3) Лютеиновая фаза характеризуется низким уровнем эстрогена.

4) Уровень эстрогена резко повышается в начале менструального цикла.

5) Фолликулярная фаза характеризуется снижением уровня эстрогена.

ответ

№22

Известно, что при высокой температуре окружающей среды кожа лица краснеет, а при низкой бледнеет. Объясните, почему это происходит.

ответ

Практико-ориентированное задание, 2 элемента ответа. При высокой температуре сосуды расширяются, кровь приливает к коже, и она краснеет. При низкой температуре наоборот, сосуды сужаются.

Сначала описываем факт с биологической точки зрения, а далее – комментарий к факту с практической точки зрения.

Ответ: 1) Сосуды кожи при высокой температуре рефлекторно расширяются, кровь приливает к коже, она краснеет;

2) При низкой температуре сосуды кожи, напротив, рефлекторно сужаются, крови в них становится меньше и кожа бледнеет.

№23

Рассмотрите рисунок. Определите признак, по которому изображённые на нём объекты объединены в группы А и Б. Что представляет собой орган, обозначенный на рисунке Б цифрой 3? Каковы его функции?


ответ

Растения разделены на группу А и Б по типу корневой системы – стержневая и мочковатая. 3- корнеклубни, запасают питательные вещества и являются органами вегетативного размножения.

Последовательно отвечаем на три сформулированных вопроса.

Ответ: 1) А – стержневая корневая система, Б – мочковатая корневая система;

2) Видоизменённые придаточные корни – корнеклубни (корневые шишки);

3) Функции корнеклубня: запасает органические вещества и обеспечивает вегетативное размножение.

№24

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. 2. Благодаря генеалогическому методу были установлены типы наследования конкретных признаков. 3. Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. 4. При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. 5. Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём изучения строения и числа хромосом.

ответ

В 24 задании всегда 3 предложения с ошибкой.

Ответ: Ошибки допущены в предложениях:

1) 3 – близнецовый метод не позволяет прогнозировать рождение близнецов, а даёт возможность изучать взаимодействие генотипа и факторов среды, их влияние на формирование фенотипа;

2) 4 – цитогенетический метод не позволяет установить группы крови, а позволяет выявить геномные и хромосомные аномалии;

3) 5 – характер наследования гемофилии был установлен путём составления и анализа родословного древа

№25

Чем характеризуется дальнозоркость у человека? Объясните особенности врождённой и приобретённой дальнозоркости.

ответ

Дальнозоркость – нарушение, при котором изображение фокусируется не на сетчатке, а за ней. Врожденная дальнозоркость связана с маленьким размером глазного яблока. Приобретенная дальнозоркость развивается с возрастом или в результате травм.

Ответ: 1) Изображение близких предметов возникает за сетчаткой;

2) При врождённой глазное яблоко укорачивается;

3) Приобретённая возникает из-за уменьшения выпуклости хрусталика.

№26

Прочитайте текст. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Комнатная муха – это двукрылое насекомое, её задние крылья превратились в жужжальца. Ротовой аппарат лижущего типа, муха питается полужидкой пищей. Муха откладывает яйца на гниющие органические остатки. Её личинка белого цвета, не имеет ног, питается пищевыми отходами, быстро растёт и превращается в красно-бурую куколку. Из куколки появляется взрослая муха.

ответ

Внешнее строение мухи – это морфологический критерий. Описание способа питания, места обитания – экологический критерий. Есть описание особенностей размножения – это физиологический критерий.

Ответ: 1) Морфологический критерий – описание внешнего вида мухи, личинки, куколки, ротового аппарата;

2) Экологический критерий – особенности питания, место обитания;

3) Физиологический критерий – особенности размножения, развития и роста.

№27

Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК, фрагмент которой имеет следующую нуклеотидную последовательность: ГУГАААГАУЦАУГЦГУГГ. Определите нуклеотидную последовательность двухцепочечной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на РНК вируса. Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во фрагменте белка вируса, которая закодирована в найденном фрагменте молекулы ДНК. Матрицей для синтеза иРНК, на которой идёт синтез вирусного белка, является вторая цепь двухцепочечной ДНК. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)


Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

ответ

По РНК – матрице по принципу комплементарности составляем 1 цепь ДНК: ЦАЦ ТТТ ЦТА ГТА ЦГЦ АЦЦ, и далее снова по принципу комплементарности по ДНК-матрице 1-й цепи составляем вторую цепочку: ГТГ ААА ГАТ ЦАТ ГЦГ ТГГ. По второй цепи двухцепочечной ДНК по принципу комплементарности находим иРНК. По кодонам иРНК составляем последовательность аминокислот во фрагменте белка вируса.

Ответ: 1) РНК вируса ГУГ ААА ГАУ ЦАУ ГЦГ УГГ,

ДНК 1 цепь ЦАЦ ТТТ ЦТА ГТА ЦГЦ АЦЦ (по принципу комплеменатарности), ДНК 2 цепь ГТГ ААА ГАТ ЦАТ ГЦГ ТГГ (по принципу комплеменатарности),

2) иРНК ЦАЦ УУУ ЦУА ГУА ЦГЦ АЦЦ (по принципу комплементарности построена по 2 цепи ДНК),

3) белок гис – фен – лей – вал – арг – тре (по таблице генетического кода, на основе найденной иРНК).

№28

Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген окраски глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, красными глазами и самцов с редуцированными крыльями, белыми глазами всё потомство имело нормальные крылья и красные глаза. Получившихся в F1 самцов скрещивали с исходной родительской самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какие законы наследственности проявляются в двух скрещиваниях?

ответ

Так всё потомство в первом поколе имело красные глаза и и нормальные крылья, значит, XВ – нормальные крылья, Xb - редуцированные крылья, А – красные глаза, а – белые глаза. 100% единообразное первое поколение говорит о том, что были взяты чистые линии. Мужской пол у дрозофилы – XY.

Наличие схемы скрещивания обязательно.


Запись ответа:

1) Генотипы и фенотипы родителей в 1 скрещивании: ♀АAXВXВ (нормальные крылья, красные глаза) ♂ aаXbY (редуцированные крылья, белые глаза). Во 2 скрещивании: ♀АAXВXВ ♂АaXВY.

2) Генотипы и фенотипы потомства в 1 скрещивании: АaXВXb, АaXВY – нормальные крылья, красные глаза; во 2 скрещивании: АAXВXВ, АaXВXВ, AAXВY, AaXВY – нормальные крылья, красные глаза;

3) Проявляются законы независимого наследования признаков, так как гены двух признаков находятся в разных парах хромосом, и сцепленного с полом наследования, так как один из генов находится в Х-хромосоме.

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно