Вариант 17

Время
3:0:00
№1

Ответы ко всем заданиям необходимо записывать без пробелов и знаков препинания!


Рассмотрите предложенную схему классификации живых организмов по способу питания. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.


ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Признак

Определение

?

Взаимосвязанные и взаимодействующие между собой части единого целого.

Онтогенез

Развитие от зиготы до смерти.

ответ

№3

В молекуле ДНК содержится 17% цитозина. Укажите, сколько процентов аденина содержится в этой молекуле.

ответ

№4

Укажите две основные функции аппарат Гольджи в клетке.

Варианты ответа:

1) образование АТФ

2) образование белков

3) образование лизосом

4) выведение секреторных продуктов

5) хранение генетической информации

ответ

№5

Установите соответствие между типами деления клеток и процессами, которые в них происходят.

ПРОЦЕССЫ

ТИПЫ ДЕЛЕНИЯ КЛЕТОК

А) происходит рекомбинация наследственной информации

Б) происходит копирование клеток

В) количество хромосом в клетке уменьшается

Г) образуется четыре клетки

Д) образуются соматические клетки

1) митоз

2) мейоз

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№6

У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то, что отцы обоих супругов страдают дальтонизмом. Ген дальтонизма рецессивный и сцеплен с Х хромосомой. Какова вероятность (в процентах) рождения у супружеской пары дочери с нормальным зрением от всего потомства?

ответ

№7

Рассмотрите кариотип человека, страдающего одним из наследственных заболеваний.

Выберите два верных утверждения, которые относятся к данной патологии.

1) Генетическое заболевание связано с наличием дополнительной половой хромосомы.

2) Генетическое заболевание связано с отсутствием половой хромосомы.

3) Данная патология не совместима с жизнью.

4) Вероятность рождения ребёнка с данным синдромом не зависит от возраста матери.

5) Для диагностики данного заболевания проводится пренатальный скрининг.

ответ

№8

Установите соответствие между видами мутации и их описаниями.

ОПИСАНИЯ

ВИДЫ МУТАЦИЙ

А) изменение числа хромосом

Б) изменение части хромосомы

В) может возникать в результате транслокации

Г) полиплоидия

Д) может возникать в результате делеции

1) хромосомная

2) геномная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№9

Выберите три основных признака класса Пресмыкающихся

Варианты ответа:

1) кожа участвует в дыхании

2) кожа имеет роговой покров

3) гомойотермные организмы

4) оплодотворение внутреннее

5) развитие непрямое

6) в сердце имеется перегородка

ответ

№10

Установите соответствие между типами животных и их признаками.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ЖИВОТНЫХ

А) лучевая симметрия

Б) три слоя клеток в теле

В) наличие тканей и органов

Г) есть паразитические формы

Д) встречается чередование поколений

1) Кишечнополостные

2) Плоские черви

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№11

Установите последовательность распределения систематических таксонов, начиная с самой крупной таксономической единицы.

1) Астровые

2) Одуванчик обыкновенный

3) Двудольные

4) Покрытосеменные

5) Одуванчик

6) Растения

ответ

№12

Выберите три утверждения, которые описывают процессы, происходящие в толстом кишечнике человека.

Варианты ответа:

1) всасывание глюкозы

2) всасывание аминокислот

3) всасывание воды

4) синтез витаминов

5) расщепление жиров

6) расщепление клетчатки

ответ

№13

Установите соответствие между железами пищеварительной системы человека и их функциями.

ФУНКЦИИ

ОРГАНЫ

А) образование желчи

Б) синтез холестерина

В) синтез глюкагона

Г) синтез вазоактивного интестинального пептида

Д) образование билирубина

1) печень

2) поджелудочная железа

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№14

Установите последовательность расположения структур глаза человека, начиная от склеры.

1) радужка

2) склера

3) зрачок

4) хрусталик

5) водянистое тело

ответ

№15

Прочитайте текст, выберите номера предложений, в которых изложены основные идеи эволюционного учения Ч. Дарвина.

(1) Главной причиной эволюции является присущее живой природе стремление к усложнению и совершенствованию своей организации. (2) Изменения всех видов растений и животных протекают постепенно и непрерывно. (3) Всё многообразие живой природы является результатом мутационной или модификационной изменчивости. (4) Активная деятельность какого-либо органа под влиянием изменившейся среды приводит к его развитию. (5) Вызванные под влиянием среды изменения органов передаются по наследству. (6) Черты сходства, наблюдаемые у организмов разных видов, доказывают их родство и единство органического мира.

ответ

№16

Установите соответствие между критериями вида и признаками животных, которые их иллюстрируют.

ПРИЗНАКИ

КРИТЕРИЙ

А) кровеносная система представлена сердцем, состоящим из двух предсердий и одного желудочка, в котором расположена неполная перегородка

Б) орган слуха – ухо

В) обитает в наземно-воздушной среде

Г) тело покрыто роговыми чешуйками

Д) по способу питания – хищник

1) экологический

2) морфологический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№17

Выберите три основных отличия естественной экосистемы от искусственной.

Варианты ответа:

1) короткие цепи питания

2) небольшое число видов

3) большое разнообразие видов

4) способность существовать без человека

5) высокая устойчивость

6) отсутствие круговорота веществ

ответ

№18

Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.

ОСОБЕННОСТИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

А) включают шляпочные грибы

Б) включают животных

В) включают зелёные растения

Г) способны образовывать минеральные вещества

Д) используют готовые органические вещества

Е) синтезируют органические вещества

1) консументы

2) редуценты

3) продуценты

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№19

Установите последовательность ступеней экологической пирамиды биомассы

1) морские ластоногие млекопитающие

2) моллюски, мелкие ракообразные

3) крабы, кальмары, хищные рыбы

4) морской планктон

5) белый медведь

ответ

№20

Заполните таблицу, используя термины, приведённые ниже.

Железа внутренней секреции

Железа внешней секреции

Железа смешанной секреции

__________________А

__________________Б

___________________В

 

Список терминов и понятий:

1) желудок

2) двенадцатиперстная кишка

3) поджелудочная железа

4) слюнная железа

5) мозжечок

6) гипофиз

7) таламус

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№21

Изучите график секреции гормона роста у человека в течение суток.


Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данных.

1) Секреция гормона роста непрерывно увеличивается в течение суток.

2) Секреция гормона роста имеет импульсный характер с выраженным суточным ритмом.

3) Основное количество гормона роста секретируется в ночное время.

4) Секреция гормона роста не зависит от времени суток.

5) В дневное время суток секреции гормона роста не происходит.

ответ

№22

Известно, что в сердце человека стенка левого желудочка толще, чем правого. Объясните, с чем связаны эти различия.

ответ

В левом желудочке начинается большой круг кровообращения, поэтому необходимо создание большего давления для движения крови по большому кругу.

Практико-ориентированное задание, 2 элемента ответа. Сначала описываем факт с биологической точки зрения, а далее – комментарий к факту с практической точки зрения.

Ответ: 1) Сокращение мышц стенки левого желудочка создаёт более высокое давление крови, которое обеспечивает движение крови по большому кругу кровообращения;

2) сокращение мышц стенки правого желудочка создаёт меньшее давление крови, которое достаточно для движения крови по малому кругу кровообращения.

№23

Какой вид травмы показан на рисунке? Какие кости повреждены? Какие меры первой помощи следует принять в первую очередь?

ответ

Мы наблюдаем не только перелом большеберцовой кости, но и повреждение кожи – это открытый перелом. Сначала необходимо остановить кровотечение и обеспечить голени неподвижность с помощью шины.

Последовательно отвечаем на три поставленных вопроса.

Ответ: 1. Открытый перелом большой берцовой кости и закрытый перелом малой берцовой кости.

2. В первую очередь необходимо остановить кровотечение наложением жгута и давящей повязки и зафиксировать голень шинами в голеностопном и коленном суставах.

3. Наложить асептическую повязку и госпитализировать пострадавшего.

№24

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Растения растут только в первые годы жизни. 5. В цикле развития растения происходит смена полового и бесполого поколений. 6. Размножение и распространение растений осуществляются только с помощью семян.

ответ

Необходимо найти предложения с ошибкой, в 24 задании таких предложений всегда 3.

Ответ: Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 6:

1) 3 – при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ;

2) 4 – растения растут в течение всей жизни (неограниченный рост);

3) 6 – не все растения размножаются семенами, некоторые размножаются спорами и вегетативными органами.

№25

В толстом кишечнике человека обитает большое количество бактерий, составляющих нормальную микрофлору. Укажите не менее трёх значений этих бактерий для нормальной жизнедеятельности организма.

ответ

Бактерии в толстом кишечнике борются с патогенными бактериями, синтезируют витамин К и способствуют перевариванию клетчатки.

Ответ: 1) Участвуют в расщеплении клетчатки;

2) Способствуют синтезу витаминов;

3) Подавляют чрезмерное размножение гнилостных бактерий, нормализуют среду в кишечнике и его функционирование.

№26

Какие особенности в строении древних земноводных позволили им осваивать сушу как новую среду обитания? Укажите не менее четырёх особенностей.

ответ

Необходимо рассмотреть приспособления животных к наземному образу жизни.

Ответ: 1) Появление рычажных конечностей, необходимых для передвижения.

2) Появление одного шейного позвонка, что позволило земноводным поворачивать и наклонять голову.

3) Появление лёгких как органов дыхания кислородом воздуха и механизма засасывания воздуха в них.

4) Появление малого лёгочного круга кровообращения и второго предсердия. ИЛИ

5) Появление подвижных век, слюнных и слёзных желёз.

№27

На участке одной цепи молекулы ДНК содержится 25 нуклеотидов с тимином, 30 нуклеотидов с аденином, 45 нуклеотидов с цитозином и 50 нуклеотидов с гуанином. Определите число каждого из нуклеотидов в двухцепочечной молекуле ДНК и число молекул аминокислот в белке, информация, о котором закодирована на данном участке ДНК. Объясните все полученные результаты.

ответ

По правилу комплементарности: А – Т, Г-Ц. Если в одной цепочке 25 нуклеотидов с тимином, то во второй 25 нуклеотидов с аденином. 30 нуклеотидов с аденином – 30 нуклеотидов с тимином во второй цепочке и так далее. В итоге общее количество аденина 55 (30+25), тимина 55 (30+25), цитозина 95 (50+45), гуанина 95 (50+45). В одной цепи ДНК 150 нуклеотидов (25+30+45+50) . Один триплет кодирует одну аминокислоту. Соответственно, 50 молекул аминокислот в белке.

Ответ: 1) Количество нуклеотидов в двухцепочечной молекуле ДНК: А – 55; Т– 55, Г – 95; Ц – 95;

2) Аденин комплементарен тимину, а гуанин – цитозину, поэтому суммарное количество каждого нуклеотида в комплементарной паре ДНК одинаково;

3) Число аминокислот в молекуле белка – 50;

4) На участке одной цепи ДНК всего 150 нуклеотидов, генетический код триплетен, следовательно: 150 : 3 = 50.

№28

У человека близорукость – доминантный признак, а нормальное зрение – рецессивный. Нормальный уровень глюкозы в крови – доминантный признак, а предрасположенность к сахарному диабету – рецессивный. Близорукий мужчина, не страдающий сахарным диабетом, женился на предрасположенной к сахарному диабету девушке с нормальным зрением. Определите генотипы родителей и вероятность рождения детей с нормальным зрением и предрасположенных к заболеванию сахарным диабетом, если известно, что отец гетерозиготен по обоим признакам. Какой закон наследования проявляется в данном случае?

ответ

А – ген близорукости, а – ген нормального зрения; В – нормальный уровень глюкозы, b - предрасположенность к сахарному диабету. Близорукий мужчина, не страдающий сахарным диабетом – АаВb (гетерозигота, т.к. необходимо узнать вероятность рождения детей с нормальным зрением и предрасположенных к заболеванию сахарным диабетом) , предрасположенная к сахарному диабету девушке с нормальным зрением – ааbb. Генотипы возможного потомства: AaBb – близорукий, не страдающий диабетом, Aabb – близорукий, предрасположен к диабету aaBb – нормальное зрение, не страдает диабетом, aabb – нормальное зрение, предрасположен к диабету – 25%. Проявляется закон независимого наследования признаков, так как гены двух признаков находятся в разных парах хромосом.

Наличие схемы скрещивания обязательно.

Запись ответа:

1) Генотипы родителей: ♀aаbb (норм зрение, предрасположенность к диабету), ♂АаВb (близорукость, нет предрасположенности к сахарному диабету).

2) Вероятность рождения детей с указанными признаками 25 %.

3) Проявляется закон независимого наследования признаков, так как гены двух признаков находятся в разных парах хромосом.

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно