Вариант 18

Время
3:0:00
№1

Ответы ко всем заданиям необходимо записывать без пробелов и знаков препинания!


Рассмотрите предложенную схему классификации лишайников. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.


ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Признак

Определение

?

Способность живых организмов реагировать на внешние и внутренние изменения.

Клеточное строение

Все живое состоит из клеток.

ответ

№3

У прокариотической клетки в процессе трансляции, участвовало 60 молекул тРНК. Определите количество аминокислот, входящих в состав образовавшегося белка. В ответе запишите только количество аминокислот.

ответ

№4

Все перечисленные ниже утверждения, кроме двух, верно описывают функции органоидов эукариотической клетки. Выберите два утверждения, «выпадающих» из общего списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) рибосомы обеспечивают процесс синтеза белка

2) ферменты эндоплазматической сети обеспечивают синтез АТФ

3) митохондрии преобразуют органическое вещество из неорганического

4) комплекс Гольджи образует лизосомы

5) клеточный центр участвует в делении клеток

ответ

№5

Установите соответствие между процессами и их описаниями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПИСАНИЯ

ПРОЦЕССЫ

А) конечный продукт – вода и углекислый газ

Б) выделяют молочнокислое, спиртовое, уксуснокислое

В) анаэробный процесс

Г) аэробный процесс

Д) осуществляется дрожжами при нехватке кислорода

1) дыхание

2) брожение

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№6

У свиней чёрная окраска шерсти доминирует над рыжей. Какой процент чёрных свиней может быть получен при скрещивании чёрного гетерозиготного самца с чёрной гомозиготной самкой? В ответе запишите только число.

ответ

№7

Рассмотрите кариотип человека, изображённый на рисунке. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


Варианты ответа:

1) носитель данного кариотипа - женщина

2) носитель данного кариотипа - мужчина

3) носитель данного кариотипа страдает трисомией

4) носитель данного кариотипа страдает моносомией хромосомы 15

5) в клетках носителя данного кариотипа 46 хромосом

ответ

№8

Установите соответствие между типами оплодотворения и примерами организмов, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ

А) ланцетник

Б) карп

В) ящерица

Г) лягушка

Д) сокол

Е) утконос

1) наружное

2) внутреннее

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№9

Выберите три верных признака из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Для семейства, представитель которого изображён на рисунке, характерны следующие особенности


Варианты ответа:

1) формула цветка Ч2+2Л2+2Т2+4П1

2) формула цветка Ч(5)Л(5)Т(5)П1

3) соцветие зонтик

4) соцветие кисть

5) плод ягода

6) плод костянка

ответ

№10

Установите соответствие между классами рыб и признаками, которые для них характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

КЛАССЫ РЫБ

А) наличие плавательного пузыря

Б) внутреннее оплодотворение

В) горизонтальное положение парных плавников

Г) наличие жаберных крышек

Д) необходимость постоянно перемещаться в воде

1) костные

2) хрящевые

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№11

Установите последовательность стадий развития лягушки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

Варианты ответа:

1) головастик с задними конечностями

2) головастик с внешними жабрами

3) головастик с жаберными щелями

4) взрослая особь

5) икринка

ответ

№12

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Гладкая мышечная ткань:

Варианты ответа:

1) образована веретёнообразными клетками

2) клетки способны к амебоидному движению

3) имеет выраженную поперечную полосатость

4) клетки имеют одно овальное ядро в центре клетки

5) клетки многоядерные

6) содержит малое количество межклеточного вещества

ответ

№13

Установите соответствие между отделами скелета человека и костями, которые входят в их состав: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КОСТИ

ОТДЕЛЫ СКЕЛЕТА

А) ключица

Б) седалищная кость

В) лучевая кость

Г) бедренная кость

Д) подвздошная кость

1) пояс верхних конечностей

2) пояс нижних конечностей

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№14

Установите последовательность стадий сна у человека с момента засыпания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) стадия альфа-волн

2) стадия сонных веретён

3) стадия дельта-волн

4) стадия бета-волн

ответ

№15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Белый медведь один из представителей класса млекопитающие. (2) Белого медведя от других медведей отличает длинная шея и плоская голова. (3) Обитает белый медведь на дрейфующих и припайных морских льдах. (4) У белых медведей хорошо развиты обоняние, слух и зрение. (5) Белый медведь совершает сезонные кочёвки в соответствии с годовыми изменениями границы полярных льдов. (6) Зимой он может залегать в берлогу на материке или на островах.

ответ

№16

Установите соответствие между видами борьбы за существование и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

А) паразитизм

Б) хищничество

В) борьба за самку

Г) конкуренция между серой и чёрной крысой

Д) борьба за лидерство в стае

1) межвидовая борьба

2) внутривидовая борьба

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№17

Укажите возможные способы графического отображения соотношения различных трофических уровней в экосистеме. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) пирамида продуцентов

2) пирамида численности

3) пирамида биомассы

4) трофическая сеть

5) пирамида энергии

6) схема миграции

ответ

№18

Установите соответствие между видами пищевых цепей и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ

ВИДЫ ПИЩЕВЫХ ЦЕПЕЙ

А) первый трофический уровень представлен зелёными растениями

Б) первый трофический уровень представлен остатками погибших организмов

В) второй трофический уровень представлен сапротрофными бактериями и грибами

Г) второй трофический уровень представлен травоядными животными

Д) преобладают в водных экосистемах

Е) преобладают на суше

1) пастбищные

2) детритные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№19

Установите последовательность стадий при сперматогенезе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) стадия роста

2) стадия формирования

3) стадия развития

4) стадия созревания

ответ

№20

Рассмотрите рисунок головного мозга человека и определите структуры, которые на нём изображены. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Структура 1

Структура 2

Структура 3

_________(А)

____________(Б)

______________(В)

 

Список терминов и понятий:

1) продолговатый мозг

2) мост

3) средний мозг

4) мозжечок

5) гипоталамус

6) таламус

7) конечный мозг

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№21

Проанализируйте таблицу «Характерные особенности человека и человекообразных обезьян».


Характерные особенности человека и человекообразных обезьян

Род

Признаки

Гиббон

Орангутан

Шимпанзе

Горилла

Человек

Абсолютная масса мозга (в г)

130

400

345

420

1360

Отношение массы мозга к массе тела

1:73

1:83

1:61

1:220

1:45

Длина шейного отдела (в % длины туловища)

230

182

182

154

150

Полная длина верхних конечностей (в % длины туловища)

147

119

119

112

171

Количество шейных позвонков

7

7

7

7

7

Количество грудных позвонков

13

12

12

13

12

Общее количество позвонков

33-34

30-31

30-31

32-33

33-34



Выберите предложения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1) У человека самая большая масса мозга.

2) У человека и орангутана самое большое количество грудных позвонков.

3) Количество шейных позвонков одинаково у всех человекообразных обезьян и человека.

4) Человек отличается наибольшей длинной верхних и нижних конечностей.

5) Отношение массы мозга к массе тела не меняется у человекообразных обезьян.

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

ответ

№22

Известно, что появление мха сфагнума в лесу вызывает заболачивание территории. Объясните, благодаря каким особенностям строения сфагнум способен накапливать и удерживать воду.

ответ

У мхов имеются водоносные клетки – это мертвые клетки, у которых сохранилась только оболочка. Эти клетки накапливают воду.

Ответ: 1) Сфагнум состоит из двух типов клеток: мёртвых воздухоносных и обычных зелёных (хлорофиллоносных);

2) Воздухоносные клетки способны накапливать большое количество воды, что приводит к заболачиванию.

№23

Схема строения какого вещества изображена на рисунке? Какие разновидности этого вещества существуют? В чём состоит его участие в обмене веществ?


ответ

На рисунке изображен нуклеотид, а именно нуклеотид РНК (т.к пентозный сахар – рибоза). РНК бывает трех видов: информационная (переносит информацию из ядра к в цитоплазму), транспортная (транспортирует аминокислоты к рибосоме), рибосомальная.

Последовательно отвечаем на 3 поставленных вопроса.

Ответ: 1) На рисунке изображён нуклеотид РНК.

2) РНК бывает рибосомной, информационной и транспортной.

3) РНК участвует в биосинтезе белков – в процессах транскрипции и трансляции

№24

Прочитайте текст, найдите в нём три ошибки и исправьте их.

1. Появление первых представителей типа Плоские черви сопровождалось рядом крупных ароморфозов. 2. Важнейшим из них стало возникновение у плоских червей кровеносной системы. 3. Появилась первичная полость тела. 4. Свободное передвижение этих животных в воде обеспечила лучевая симметрия. 5. Прогресс плоским червям обеспечило возникновение стволовой нервной, пищеварительной и выделительной систем органов. 6. Развитие половой системы обусловило достаточно высокую плодовитость животных.

ответ

Необходимо найти предложения с ошибкой, в 24 задании таких предложений всегда 3.

Ответ: Ошибки допущены в предложениях:

1) 2 – У плоских червей нет кровеносной системы.

2) 3 – У плоских червей нет первичной полости тела.

3) 4 – Симметрия у плоских червей двусторонняя.

№25

Как происходит образование мочи в органах выделения и чем отличается вторичная моча от первичной?

ответ

Фильтрация крови и образование первичной мочи происходит в почечных капсулах нефронов. Далее в извитых канальцах обратно всасывается в кровь глюкоза, минеральные вещества и вода. Образуется вторичная моча.

Ответ: 1) Сначала происходит фильтрация плазмы крови в почечных капсулах нефронов; там образуется первичная моча.

2) В извитых канальцах сначала происходит обратное всасывание в кровь воды, глюкозы, аминокислот, солей и образуется вторичная моча.

3) Во вторичной моче в норме отсутствуют глюкоза, белки, но более высокое содержание минеральных солей, мочевины и мочевой кислоты.

№26

Многие водоросли обитают в прибрежной зоне морей и океанов, где подвергаются воздействию приливов и отливов и различных факторов воздушной среды. У них выработался ряд приспособлений к жизни в данной среде: прочное прикрепление слоевища водоросли к грунту, рассечённое слоевище; тело содержит много слизи, которая покрывает его снаружи. Объясните, какова роль этих приспособлений в жизни водорослей.

ответ

Прочное прикрепление к грунту ризоидами позволяет удерживаться на месте. Т.к происходят отливы, необходимо удерживать в клетках воду, поэтому тело содержит много слизи. Рассечение слоевища позволяет свести к минимуму сопротивление воды.

Ответ: 1) Прочное прикрепление к грунту позволяет водорослям удерживаться на одном месте во время приливов и отливов;

2) Рассечение слоевища позволяет свести к минимуму сопротивление воды;

3) Слизь препятствует обезвоживанию, помогает удерживать воду в клетках.

№27

Кариотип собаки включает 78 хромосом. Определите число хромосом и число молекул ДНК в клетках при овогенезе в зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Какие процессы происходят в этих зонах? Ответ обоснуйте (в ответе должно содержаться четыре критерия).

ответ

Зона размножения – период, когда клетки делятся митозом. Набор хромосом и молекул ДНК – 2n2c (78 хромосом, 78 молекул ДНК). Зона созревания – период, когда клетка с набором 2n4c делится мейозом, и образуется 4 гаплоидных клетки с набором nc (39 хромосом, 39 молекул ДНК).

78=2n

n=39

1n=1c

Ответ: 1) В клетках в зоне размножения число хромосом 78, число ДНК – 78.

2) В конце зоны созревания число хромосом в гаплоидных клетках 39, число ДНК – 39.

3) В зоне размножения происходит митотическое деление диплоидных клеток и сохраняется постоянство числа хромосом и ДНК.

4) В зоне созревания происходит образование гамет в результате мейоза, поэтому число хромосом и ДНК уменьшается в два раза.

№28

При скрещивании мыши-альбиноса с нормальными ушами с серой мышью, имеющей короткие уши, было получено потомство серых мышей с нормальными ушами. Во втором поколении было получено 15 потомков, из которых 8 серых с нормальными ушами, 4 серых с короткими ушами, 3 альбиноса с нормальными ушами. Составьте схему решения задачи. Определите тип скрещивания и характер наследования признаков, генотипы родителей и полученного потомства в F1 и F2.

ответ

А - серый окрас, а – ген альбинизма, B-нормальные уши, b – короткие уши. Генотипы родителей в 1 скрещивании – чистые линии, т.к всё потомство единообразно. Во втором поколении наблюдаем расщепление, не характерное для независимого наследования признаков, значит, признаки наследовались сцеплено. Аb и aB – сцеплены.

Наличие схемы скрещивания обязательно.

Запись ответа:

1) Генотипы родителей: альбинос с нормальными ушами – aaBB (гаметы аВ), серая с короткими ушами – AAbb (гаметы Аb).

2) Генотипы полученного потомства в F1: AaBb (Серый окрас, норм уши). Генотипы полученного потомства в F2: 1 aaBB , 2AaBb, 1AAbb (3 альбинос, с норм ушами: 8 серые, с норм ушами: 4 серые, с короткими ушами).

3) Здесь проявляется закон сцепленного наследования признаков. Признаки аВ и Ab сцеплены, находятся в одной хромосоме и наследуются вместе.

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно