Вариант 19

Время
3:0:00
№1

Ответы ко всем заданиям необходимо записывать без пробелов и знаков препинания!


Рассмотрите предложенную схему классификации зон корня растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Раздел биологии

Объект изучения

?

Процессы жизнедеятельности организма

Биохимия

Химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности клетки

ответ

№3

Молекула пептида состоит из 12 аминокислот. Определите число тРНК, участвующих в синтезе этого пептида. В ответе запишите только число, соответствующее количеству тРНК.

ответ

№4

Укажите функции нуклеиновых кислот в клетке. Выберите два ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) входят в состав клеточных мембран

2) участвуют в биосинтезе белка

3) выполняют запасающую функцию

4) хранят наследственную информацию

5) осуществляют избирательный транспорт веществ

ответ

№5

Установите соответствие между процессами, протекающими в клетках и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПРОЦЕССЫ

А) протекает на мембранах тилакоидов

Б) характерен для только автотрофных организмов

В) является матричным синтезом

Г) протекает во всех живых клетках

Д) в процессе образуется свободный кислород

1) фотосинтез

2) биосинтез белка

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№6

У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(О), II (А), III (В), IV (АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллели: А, В и О, причём аллель О является рецессивной по отношению к двум другим. У отца первая группа крови, у матери – четвёртая. Какова вероятность в процентах рождения ребёнка с третьей группой крови. Ответ запишите только соответствующее число.

ответ

№7

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Вегетативное размножение растений может осуществляться:

Варианты ответа:

1) спорами

2) клубнями

3) семенами

4) партеногенезом

5) черенками

ответ

№8

Установите соответствие между способами размножения и характеристиками, которые их описывают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) потомство развивается из соматических клеток

Б) потомки генетически идентичны

В) может осуществляться спорами

Г) у потомства проявляется комбинативная изменчивость

Д) потомство развивается при слиянии двух клеток

1) половое

2) бесполое

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№9

Укажите общие признаки растений и грибов. Выберите три верных признака из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) неограниченный рост

2) клеточное строение

3) наличие механических тканей

4) автотрофный тип питания

5) наличие клеточной стенки

6) размножение семенами

ответ

№10

Установите соответствие между признаками растений и отделами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ОТДЕЛЫ

А) среди жизненных форм преобладают деревья

Б) размножаются семенами

В) размножаются спорами

Г) имеются шишки

Д) для оплодотворения необходима вода

1) папоротникообразные

2) голосеменные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№11

Установите последовательность расположения систематических таксонов животного, начиная с самого мелкого таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Заяц-беляк

2) Зайцеобразные

3) Хордовые

4) Зайцы

5) Млекопитающие

6) Животные

ответ

№12

Укажите характерные особенности гормонов. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) действуют в малых дозах

2) распространяются по афферентным волокнам

3) вырабатываются железами внешней секреции

4) связываются со специфическими рецепторами

5) доставляются кровью

6) обеспечивают моментальную ответную реакцию

ответ

№13

Установите соответствие между кругами кровообращения человека и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ

А) начинается в левом желудочке

Б) заканчивается в левом предсердии

В) в артериях течёт венозная кровь

Г) кровь направляется к органам малого таза

Д) кровь направляется к головному мозгу

1) большой круг кровообращения

2) малый круг кровообращения

ответ

№14

Установите последовательность прохождения кислорода по организму человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) трахея

2) носоглотка

3) лёгкие

4) бронхи

5) клетки внутренних органов

6) кровь

ответ

№15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания поведенческого критерия вида. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Амурский тигр один из самых многочисленных подвидов тигра. (2) Это единственный тигр, имеющий на брюхе пятисантиметровый слой жира, защищающий его от леденящего ветра. (3) Самцы ведут одиночную жизнь, самки нередко встречаются в группах. (4) Тигры приветствуют друг друга особыми звуками, образующимися при выдыхании воздуха через нос. (5) Знаками выражения дружелюбия также являются прикосновения головами, мордами и даже трения боками. (6) Продолжительность жизни амурского тигра около 15 лет.

ответ

№16

Установите соответствие между видами отбора и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ ОТБОРА

А) сохраняются особи с признаками, полезными для человека

Б) сохраняются особи с признаками, полезными для организма

В) образуются новые виды

Г) создаются новые породы

Д) формируется приспособленность к факторам среды обитания

1) естественный

2) искусственный

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№17

Перечислите примеры агроценозов. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) заградительная полоса

2) широколиственный лес

3) картофельное поле

4) грушевый сад

5) хвойный лес

6) река Волга

ответ

№18

Установите соответствие между организмами и группами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

ГРУППЫ

А) плесневый гриб

Б) папоротник

В) азотофиксирующие бактерии

Г) водоросли

Д) мох

1) продуценты

2) редуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№19

Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) возникновение ячеистых лёгких

2) образование головного и спинного мозга

3) образование хорды

4) возникновение трехкамерного сердца

5) возникновение костного скелета

ответ

№20

Проанализируйте таблицу «Клетки крови человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Клетки крови человека

Изображение клетки

Название

Функции

____________________ (А)

Транспорт газов

____________________ (Б)

Свертывание крови

Лейкоциты

___________________ (В)

 

Список терминов и понятий:

1) эритроциты

2) нейтрофилы

3) лимфоциты

4) тромбоциты

5) защитная

6) дыхательная

7) транспортная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№21

Проанализируйте таблицу «Число устьиц на 1 мм2 листа».

Число устьиц на 1 мм2 листа

Верхняя поверхность

Нижняя поверхность

Название растения

Число устьиц

Число устьиц

Кувшинка белая

406

0

Пшеница

47

32

Овес

40

27

Маслина

0

625

Репа

0

716

Слива

0

253

Яблоня

0

246

Дуб

0

346


Выберите предложения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1) Количество устьиц у листа пшеницы примерно одинаковое с верхней и нижней стороны.

2) Количество устьиц одинаково у всех видов растений.

3) Максимальное количество устьиц у листа дуба.

4) Минимальное количество устьиц у листа овса.

5) Минимальное количество устьиц на верхней стороне листа у кувшинки белой.

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

ответ

№22

Какие способы вегетативного размножения чёрной смородины используют садоводы? Ответ поясните.

ответ

Практико-ориентированное задание, 2 элемента ответа. Сначала описываем факт с биологической точки зрения, а далее – комментарий к факту с практической точки зрения.

Ответ: 1) Черенками – частями побега;

2) отводками – пригибают побег к почве и закрепляют его.

№23

Какие ткани листа обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3? Какие функции они выполняют?

ответ

Мы видим, что цифра 1 указывает на покровную ткань – это эпидермис, цифра 2 – это основная (хлорофиллоносная ткань), цифра 3 – центральная жилка (проводящие ткани – флоэма и ксилема + механическая ткань).

Последовательно отвечаем на поставленные вопросы.

Ответ: 1) 1 – верхняя кожица – эпидермис (покровная ткань), выполняет защитную функцию;

2) 2 – основная ткань, функция – фотосинтез;

3) 3 – сосудисто-волокнистый пучок (ткани – механическая и проводящая), функции – транспорт органических и минеральных веществ, опорная функция.

№24

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В селекции растений применяют метод отдаленной гибридизации. 2. В результате такой гибридизации получаются гибриды первого поколения, как правило, бесплодные. 3. Причина бесплодия связана с нарушением процесса конъюгации хромосом в митозе. 4. Для преодоления бесплодия гибридов проводят анализирующее скрещивание. 5. В основе анализирующего скрещивания лежит использование гетерозиготных особей.

ответ

Необходимо найти предложения с ошибкой, в 24 задании таких предложений всегда 3.

Ответ: 1) 3 – причина бесплодия связана с нарушением процесса конъюгации хромосом в мейозе;

2) 4 – для преодоления бесплодия получают полиплоиды;

3) 5 – при анализирующем скрещивании используются гомозиготы по рецессивному признаку.

№25

Как осуществляется взаимосвязь крови, лимфы и тканевой жидкости? Ответ поясните.

ответ

Для обеспечения коммуникации между кровью и тканями существует тканевая жидкость (или межклеточная жидкость). Межклеточная жидкость образуется из жидкой части крови, передает клеткам полезные вещества и кислород, но и уносит вредные вещества, которые попадают затем обратно в кровеносные сосуды. Часть межклеточной жидкости всасывается обратно в кровоток, часть попадает в лимфатические капилляры.

Ответ: 1) Из жидкой части крови образуется тканевая жидкость, которая частично может проникать обратно в кровь;

2) Тканевая жидкость просачивается в лимфатические капилляры, и образуется лимфа;

3) Лимфа по лимфатическим сосудам поступает в вены большого круга кровообращения и смешивается с кровью.

№26

Какое значение в эволюции галапагосских вьюрков имели различия в строении клювов у птиц исходного вида?

ответ

Возникновение различных по строению клювов связано с дивергенцией (расхождением признаков). Разные по строению клювы позволили вьюркам питаться различной пищей и не конкурировать за один ресурс.

Ответ: 1) Дало возможность использовать в пищу разные корма;

2) Способствовало ослаблению конкуренции в связи с возникновением пищевой изоляции;

3) В связи с дивергенцией признаков и изоляцией популяций произошло образование новых видов.

№27

В процессе полного расщепления глюкозы выход АТФ составил 760 молекул. Сколько молекул глюкозы подверглось расщеплению, и каков выход молекул АТФ в процессе гликолиза? Объясните полученные результаты.

ответ

Необходимо вспомнить этапы энергетического обмена. В результаты бескислородного этапа (гликолиз) образуется 2 молекулы АТФ, в результате кислородного этапа – 36 молекул АТФ. В итоге 38 молекул АТФ с одной молекулы глюкозы. 760:38=20 молекул глюкозы участвовало. Выход молекул АТФ в результате гликолиза, если с 1 молекулы при гликолизе образуется 2 молекулы АТФ: 20*2=40.

Ответ: 1) В результате полного расщепления 1 молекулы глюкозы выход АТФ составляет 38 молекул, из которых 2 молекулы в процессе гликолиза и 36 в процессе дыхания;

2) гликолизу подверглось: 760 : 38 = 20 молекул глюкозы;

3) при гликолизе 20 молекул глюкозы выход АТФ 20 х 2 = 40 молекул АТФ.

№28

Женщина с нормальным цветом эмали зубов (гомозигота) вышла замуж за мужчину с тёмным оттенком эмали зубов (ген цвета эмали зубов сцеплен с Х-хромосомой). У них родились 4 девочки с тёмным оттенком эмали зубов и 3 мальчика с нормальным цветом эмали зубов. Составьте схему решения задачи. Определите, какой признак является доминантным, генотипы родителей и потомства.

ответ

Доминантный ген – темный цвет эмали, т.к женщина – гомозигота, и при этом родились дети не только с нормальным цветом эмали. Генотипы родителей: ♀XаXа , ♂XАY.

Наличие схемы скрещивания обязательно.

Запись ответа:

1) Доминантный признак – тёмный цвет эмали зубов;

2) Генотипы родителей: ♀XаXа , ♂XАY;

3) Генотипы потомства в F1: ♀XАXа (тёмные зубы), ♂ XаY (нормальные зубы).

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно