Вариант 20

Время
3:0:00
№1

Ответы ко всем заданиям необходимо записывать без пробелов и знаков препинания!


Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в схеме вопросительным знаком.

ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Методы научного познания» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Метод

Применение метода

?

Создание модели двуцепочечной ДНК

Наблюдение

Слежение за поведением животных

ответ

№3

Сколько молекул ДНК содержится в ядре клетки после репликации, если в диплоидном наборе содержится 46 молекул ДНК? В ответе запишите только соответствующее число.

ответ

№4

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания строения и функций эндоплазматической сети. Определите два признака, “выпадающих” из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) расщепление белков

2) транспорт веществ

3) окислительное фосфорилирование

4) синтез белка на рибосомах

5) разделение цитоплазмы на отсеки

ответ

№5

Установите соответствие между процессами и фазами митоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ

ФАЗЫ МИТОЗА

А) Образуется ядерная оболочка

Б) Сестринские хромосомы расходятся к полюсам клетки

В) Веретено деления окончательно исчезает

Г) Хромосомы деспирализуются

Д) Центромеры хромосом разъединяются

1) анафаза

2) телофаза

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№6

Сколько разных фенотипов образуется у потомков при скрещивании двух гетерозиготных растений душистого горошка с розовыми цветками (красный цвет неполно доминирует над белым)? В ответе запишите только количество фенотипов.

ответ

№7

Все приведенные ниже примеры, кроме двух, характеризуют модификационную изменчивость. Определите два примера, “выпадающих” из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответа:

1) разные формы подводных и надводных листьев стрелолиста

2) карий и голубой цвет глаз у членов одной семьи

3) варьирование размеров клубней одного растения картофеля

4) различные длины листьев у березы с северной и южной сторон

5) рождение детей с синдромом Дауна

ответ

№8

Установите соответствие между процессами и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ

ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

А) формирование эндосперма

Б) образование зеленого заростка

В) слияние неподвижных гамет

Г) развитие пыльцевой трубки

Д) размножение и расселение спорами

1) Голосеменные

2) Папоротниковидные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№9

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки характерны для животного, изображенного на рисунке?

Варианты ответа:

1) замкнутая кровеносная система

2) разделение тела на голову, грудь и брюшко

3) брюшная нервная цепочка

4) четыре пары ног

5) одна пара усиков

6) дыхание с помощью легочных мешков и трахей

ответ

№10

Установите соответствие между признаками организмов и царствами, для которых они характерны: в каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ

ЦАРСТВА

А) гетеротрофный тип питания

Б) наличие в наружном скелете хитина

В) наличие образовательной ткани

Г) регуляция жизнедеятельности только с помощью химических веществ

Д) образование мочевины в процессе обмена веществ

Е) наличие жесткой клеточной стенки из полисахаридов

1) Растения

2) Животные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№11

Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Растения

2) Вишня кустарниковая

3) Розоцветные

4) Двудольные

5) Покрытосеменные

6) Вишня

ответ

№12

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. При повышенной теплоотдаче в организме человека

Варианты ответа:

1) сужение легочных артерий

2) учащение дыхания

3) испарение воды через потовые железы

4) изменению скорости свертывания крови

5) расширению капилляров кожи

6) понижение кровяного давления

ответ

№13

Установите соответствие между структурами уха и отделами, в которых они находятся: в каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТРУКТУРА УХА

ОТДЕЛЫ

А) ушная раковина

Б) овальное окно

В) улитка

Г) евстахиева труба

Д) молоточек

1) наружное ухо

2) среднее ухо

3) внутреннее ухо

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№14

Расположите в правильном порядке соподчинение систем разных уровней, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) форменные элементы

2) эритроцит

3) гемоглобин

4) ион железа

5) соединительная ткань

6) кровь

ответ

№15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растений. Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2) Пузырчатка обыкновенная произрастает по каналом, прудам, стоячим и медленно текущим водоемам, болотам. (3) Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4) Пузырчатка цветет с июня по сентябрь. (5) ветки окрашены в желтый цвет, сидят по 5-10 на цветоносе. (6) Пузырчатка обыкновенная - насекомоядное растение.

ответ

№16

Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

А) ископаемые переходные формы

Б) гомологичные органы

В) рудименты

Г) окаменелости

Д) атавизмы

Е) единый план строения тела

1) палеонтологические

2) сравнительно-анатомические

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№17

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К консументам в экосистеме относят

Варианты ответа:

1) паразитических насекомых

2) бактерий гниения

3) зеленые растения

4) парнокопытных животных

5) хищников

6) цианобактерий

ответ

№18

Установите соответствие между признаками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ЭКОСИСТЕМЫ

А) разветвленные сети питания

Б) короткие пищевые цепи

В) низкая саморегуляция

Г) разнообразие продуцентов

Д) видовое разнообразие животных

Е) доминирование монокультуры

1) ковыльная степь

2) пшеничное поле

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№19

Установите последовательность появления и развития экосистем на голых скалах. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) накипные лишайники и бактерии

2) травянисто-кустарниковое сообщество

3) лесное сообщество

4) травянистые цветковые растения

5) мхи и кустистые лишайники

ответ

№20

Рассмотрите рисунок с изображением фазы сердечного цикла. Определите название этой фазы, ее продолжительность и направление, движение крови. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и процессы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.

Фаза сердечного цикла

Продолжительность

Движение крови

________________ (А)

________________ (Б)

________________ (В)

 

Список терминов и процессов:

1) систола желудочка

2) систола предсердия

3) поступление крови из желудочка в артерию

4) 0,1 с

5) 0,8 с

6) поступление крови из предсердия в желудочек

7) поступление крови из вен в предсердие

8) 0,3 с

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№21

Проанализируйте таблицу “Время, необходимое для узнавания тест-изображения”. Испытуемым демонстрировались цифры разных цветов и черно-белые изображения разной сложности. Фиксировалось время, необходимое испытуемому, чтобы распознать и назвать объект.

Изображения

Среднее время узнавания (мс)

Простые

25,0

Средней сложности

37,5

Сложные

70,0

Цифры Черные

27,5

Цифры Красные

37,5

Цифры Синие

62,5

Цифры Зеленые

45,0

Цифры Желтые

67,5


Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1) Время узнавания цифр не зависит от их цвета.

2) Черные объекты распознаются быстрее цветных.

3) Чем проще объект, тем меньше света необходимо для его узнавания.

4) Цветные цифры распознаются быстрее, чем сложное изображение.

5) В сумерках распознавание цветного объекта ослабевает.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

ответ

№22

Если посеять мелкие семена на большую глубину, то проростки не разовьются. Объясните, почему.

ответ

Мелкие семена содержат мало питательных веществ, и семена не взойдут, если посадить на большой глубине. Практико-ориентированное задание, 2 элемента ответа. Сначала описываем факт с биологической точки зрения, а далее – комментарий к факту с практической точки зрения

Ответ: 1) Мелкие семена содержат мало питательных веществ;

2) Количество питательных веществ не даст проростку возможности достигнуть поверхности почвы.

№23

К какому классу цветковых относят растение, изображенное на рисунке? Ответ обоснуйте. Назовите органы, обозначенные буквами А и Б, и укажите их значение в жизни растения.

ответ

Цветок четырехчленного типа говорит о том, что это семейство Крестоцветные, класс Двудольные. А – видоизмененный побег (кочан), Б – плод Крестоцветных стручок.

Последовательно отвечаем на поставленные вопросы.

Ответ: 1) Класс Двудольные, цветок четырехчленного типа, сетчатое жилкование листьев;

2) А – кочан – это видоизмененный побег (почка), накапливает питательные вещества, обеспечивает зимовку, развитие двулетнего растения на второй год;

3) Б – плод– стручок, обеспечивает распространение и защиту семян.

№24

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Клетки растений имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы. 2. В клетках высших растений имеются центриоли. 3. Синтез АТФ у растений осуществляется в лизосомах. 4. Запасным питательным веществом в клетках растений является гликоген. 5. Способ питания большинства растений – автотрофный.

ответ

Необходимо найти предложения с ошибкой, в 24 задании таких предложений всегда 3.

Ответ: Ошибки допущены в предложениях:

1) 2 – в клетках высших растений центриоли отсутствуют;

2) 3 – в растительных клетках синтез АТФ идет в митохондриях и хлоропластах;

3) 4 – запасным питательным веществом является крахмал.

№25

Какие особенности внешнего строения сформировались у птиц в связи с полётом? Укажите не менее 4-х особенностей.

ответ

Полые кости, отсутствие зубов, срастание и видоизменение костей, обтекаемая форма тела, перьевой покров, передние конечности, превратившиеся в крылья.

Ответ: (Любые 4 признака)

1) Скелет легкий и прочный, кости полые;

2) Отсутствие зубов на челюстях;

3) Широкая грудина с килем;

4) Срастание и видоизменение костей;

5) Видоизменение передней конечности в крыло;

6) Обтекаемая форма тела;

7) Перьевой покров;

№26

В чем выражается приспособленность цветковых растений к совместному проживанию в лесном сообществе? Укажите не менее 3-х признаков.

ответ

Ярусность в расположении надземных органов и корней; цветение в разное время насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Ответ: 1) Ярусное расположение надземных органов растений, обеспечивающее использование света;

2) Ярусное расположение корней, обеспечивающее водное и минеральное питание;

3) Неодновременное цветение ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

№27

Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и заростка папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

ответ

Листья – это часть спорофита. Спорофит имеет диплоидный набор хромосом 2n, развивается из диплоидной зиготы путем митоза. Заросток – это гаплоидный гаметофит. Набор хромосом n. Клетки гаметофита развиваются из гаплоидной споры путем митоза.

Ответ: 1) Набор хромосом в клетках листа папоротника – 2n, в клетках заростка папоротника – n;

2) Взрослое растение папоротника является спорофитом и развивается из зиготы путем митоза;

3) Заросток развивается из гаплоидной споры путем митоза.

№28

По родословной человека, представленной на рисунке, установите характер наследования признака – низкого содержания альбуминов в крови, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей (I и II) и их потомства в F1.

ответ

Задача на анализ родословной, не требует схемы решения. Исследуемый признак (черный цвет) является рецессивным, т.к. проявился в 1 поколении от брака мужчины и женщины, у которых этот признак не проявлялся. Также признак является аутосомным (не сцеплен с полом), т.к. проявляется и у женщин, и у мужчин. Генотипы родителей I: ♀ Аа, ♂ Аа, они оба должны быть носителями исследуемого признака, т.к. в 1 поколении проявляется исследуемый признак, что возможно только при гомозиготном состоянии этого гена. Генотипы родителей II: ♀ АА или Аа, ♂ аа, т.к. все первое поколение не имеет проявления исследуемого признака, а отец (квадрат, черное окрашивание) – гомозигота по рецессиву. Генотипы потомков: 1 – АА, 2 – аа, 3 – Аа; 4-7 – Аа.

Ответ: 1) Признак аутосомно-рецессивный, не сцеплен с полом;

2) Генотипы родителей: I – ♀ Аа, ♂ Аа; II – ♀ АА, ♂ аа;

3) Генотипы потомков: 1 – АА, 2 – аа, 3 – Аа; 4-7 – Аа.

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно