Вариант 21

Время
3:0:00
№1

Ответы ко всем заданиям необходимо записывать без пробелов и знаков препинания!


Рассмотрите предложенную схему классификации видов азотистых оснований РНК. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.


ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Уровень

Пример

?

Пищевые взаимоотношения в сообществе

Видовой

Белка обыкновенная

ответ

№3

Фрагмент ДНК содержит 16% адениновых нуклеотидов. Определите содержание цитозиновых нуклеотидов в данном фрагменте ДНК. В ответе запишите только процент нуклеотидов.

ответ

№4

Выберите два ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Любая живая клетка содержит.

Варианты ответа:

1) цитоплазму

2) пластиды

3) митохондрии

4) центриоли

5) рибосомы

ответ

№5

Установите соответствие между процессами и их описаниями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПИСАНИЯ

ПРОЦЕССЫ

А) осуществляется на ДНК

Б) осуществляется на рибосомах

В) матрицей является иРНК

Г) участвуют все виды нуклеиновых кислот

Д) обеспечивает перенос информации от ДНК к РНК

1) транскрипция

2) трансляция

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№6

Способность человека ощущать горький вкус фенилтиомочевины (ФТМ) – доминантный аутосомный признак. В семье мать и все её предки ощущают горький вкус ФТМ, а отец - нет. Определите вероятность рождения у этих родителей ребёнка, у которого будет отсутствовать способность ощущать горький вкус ФТМ. В ответе запишите только число, отражающее вероятность в процентах.

ответ

№7

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Непрямое постэмбриональное развитие характерно для животных:

Варианты ответа:

1) окунь

2) голубь

3) лягушка

4) уж

5) пчела

ответ

№8

Установите соответствие между методами генетики и их описаниями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПИСАНИЯ

МЕТОДЫ

А) изучает родословные

Б) устанавливает характер наследования признаков в ряде поколений

В) изучает влияние среды на фенотипические проявления признака

Г) изучает однояйцовых близнецов

Д) позволил установить тип наследования гемофилии

1) генеалогический

2) близнецовый

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№9

Выберите три верных признака из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Характерные признаки моховидных.

Варианты ответа:

1) споры созревают в коробочке

2) размножаются семенами, развивающимися в шишках

3) хорошо развита проводящая система

4) рост растения ограничен из-за недоразвитой проводящей системы

5) имеются корни

6) имеются ризоиды

ответ

№10

Установите соответствие между организмами и признаками, характерными: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ОРГАНИЗМЫ

А) включают представителей двух царств

Б) тело представлено слоевищем

В) некоторые виды – одноклеточные организмы

Г) имеются гифы, образующие мицелий

Д) могут образовывать симбиоз с корнями растений

1) грибы

2) лишайники

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№11

Установите последовательность расположения систематических таксонов растений, начиная с самого крупного таксона. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Виноград культурный

2) Виноградовые

3) Покрытосеменные

4) Виноград

5) Двудольные

6) Растения

ответ

№12

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В коре больших полушарий головного мозга у человека располагаются центры.

Варианты ответа:

1) речи

2) терморегуляции

3) жажды

4) управления произвольными движениями

5) дыхания

6) анализа зрительной информации

ответ

№13

Установите соответствие между отделами кишечника человека и процессами, которые в них происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ КИШЕЧНИКА

ОТДЕЛЫ

А) всасывание воды

Б) обработка химуса желчью

В) расщепление клетчатки

Г) синтез некоторых витаминов

Д) частичное всасывание аминокислот

1) тонкий кишечник

2) толстый кишечник

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№14

Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги при отдёргивании руки от горячего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) терморецепторы кожи

2) сегмент спинного мозга

3) мышцы руки

4) афферентные волокна нерва

5) эфферентные волокна нерва

ответ

№15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Кузнечик певчий типичный представитель семейства Длинноусые. (2) У этих насекомых удлинённое тело, характерные прямые крылья и длинные задние ноги. (3) Благодаря таким ногам они прекрасно прыгают. (4) На груди кузнечиков сверху помещаются две пары крыльев. (5) Их надкрылья являются довольно плотными, снабжены множеством жилок. (6) Каждый вид кузнечиков имеет свой, только ему присущий звук.

ответ

№16

Установите соответствие между способами видообразования и причинами, их вызывающими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЧИНЫ

СПОСОБЫ ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) разделение ареала обитания преградами

Б) многообразие местообитаний в пределах ареала

В) стабильность ареала исходного вида

Г) расширение ареала исходного вида

1) географическое

2) экологическое

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№17

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме леса консументами I порядка являются.

Варианты ответа:

1) мышевидные грызуны

2) лоси

3) волки

4) мухомор

5) лисицы

6) зайцы

ответ

№18

Установите соответствие между типами взаимодействия организмов и способами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СПОСОБЫ

ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А) мутуализм

Б) протокооперация

В) хищничество

Г) аменсализм

Д) комменсализм

1) симбиоз

2) антибиоз

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№19

Установите последовательность этапов при географическом видообразовании. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) пространственная изоляция популяций

2) отбор особей с полезными признаками

3) появление мутаций в новых условиях

4) распространение признака

ответ

№20

Рассмотрите рисунок с изображением зародышевых листков и проанализируйте таблицу «Зародышевые листки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Номер зародышевого листка на рисунке

Название зародышевого листка

Органы и системы, формирующиеся из зародышевого листка

1

____________(А)

Внешние покровы, нервная система

2

____________(Б)

Мышцы, органы кровообращения, выделения и половой системы

3

Энтодерма

______________(В), лёгкие

 

Список терминов и понятий:

1) эктодерма

2) энтодерма

3) мезодерма

4) органы пищеварительной системы

5) органы лимфатической системы

6) органы дыхательной системы

7) органы чувств

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ответ

№21

Проанализируйте таблицу «Содержание белков в органах и тканях человека».

Содержание белков в органах и тканях человека



Выберите предложения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

1) Наибольшее количество белка от общего его содержания в организме находится в поперечнополосатой мышечной ткани.

2) Количество белка зависит от массы органа.

3) Количество белка в тканях зависит от возраста.

4) Наибольшее количество белка от общего его содержания в организме находится в поперечнополосатой мышечной ткани.

5) Меньше всего белка содержится в жировой ткани.

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

ответ

№22

Объясните, почему для сохранения ценных признаков гибридных растений используют вегетативное, а не семенное размножение.

ответ

Вегетативное размножение не дает генетического разнообразия, что позволяет сохранить исходные полезные признаки. А при семенном размножении возникает комбинативная изменчивость, т.к это половое размножение.

Практико-ориентированное задание, 2 элемента ответа. Сначала описываем факт с биологической точки зрения, а далее – комментарий к факту с практической точки зрения.

Ответ: 1) При вегетативном размножении дочерние организмы сохранят все признаки материнского организма, так как это бесполое размножение;

2) При семенном размножении возникает комбинативная изменчивость, признаки не сохраняются, так как это половое размножение.

№23

К какому типу относят животное, изображенное на рисунке? Что обозначено буквами А и Б и в чем состоит их роль в жизни животного?

ответ

Тип Саркодовые (амеба). А – сократительная вакуоль, Б – оформленное ядро. Функции: выделение избытка воды и продуктов обмена, хранение и передача наследственной информации.

Последовательно отвечаем на поставленные вопросы.

Ответ: 1) Тип – саркожгутиковые (амеба) (подцарство Простейшие);

2) А – сократительная вакуоль; Б – ядро;

3) Функции: выделение избытка воды и продуктов обмена, хранение и передача наследственной информации.

№24

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Основные классы типа членистоногих – Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на голову, грудь и брюшко. 3. Тело насекомых состоит из головогруди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет. 5. У насекомых две пары усиков, а у ракообразных – одна пара.

ответ

Необходимо найти предложения с ошибкой, в 24 задании таких предложений всегда 3.

Ответ: Ошибки допущены в предложениях:

2 – тело ракообразных и паукообразных состоит из головогруди и брюшка;

3 – тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка;

5 – у насекомых одна пара усиков, а у ракообразных – две пары.

№25

Каким образом гемоглобин в организме человека участвует в переносе газов?

ответ

Сначала создается стойкое соединение – оксигемоглобин, далее он распадается с высвобождение кислорода, далее гемоглобин соединяется с углекислым газом с образованием карбгемоглобина; в легких карбгемоглобин (нестойкое соединение гемоглобина и углекислого газа) распадается с освобождением углекислого газа.

Ответ: 1) Гемоглобин в капиллярах лёгких образует нестойкое соединение с кислородом – оксигемоглобин, который с током крови доставляется в капилляры большого круга;

2) В капиллярах большого круга оксигемоглобин распадается с освобождением кислорода, здесь же гемоглобин соединяется с углекислым газом с образованием карбгемоглобина;

3) В лёгких карбгемоглобин (нестойкое соединение гемоглобина и углекислого газа) распадается с освобождением углекислого газа.

№26

Одна из глобальных проблем современного состояния биосферы – опустынивание ландшафтов. Какие антропогенные вмешательства этому способствуют? Приведите не менее 3-х примеров вмешательств человека.

ответ

Вырубка лесов, использование площадей под агроценозы, использование удобрений, чрезмерное искусственное орошение.

Ответ: 1) Вырубание лесных массивов;

2) расширение и интенсивное использование площадей под агроценозы;

3) чрезмерное искусственное орошение, внесение удобрений, приводящее к засолению почв.

№27

Какой хромосомный набор содержат клетки камбия и эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

ответ

Клетки камбия – это часть спорофита, значит, имеют диплоидный набор хромосом 2n. Образуются клетки путем митоза из зародыша семени. Эндосперм семени цветкового растения имеет триплоидный набор хромосом, образуется при слиянии центральной клетки (2n) со спермием (n).

Ответ: 1) Набор хромосом клеток камбия – 2n, эндосперма – 3n;

2) Клетки камбия образуются путем митоза диплоидных клеток зародыша семени (зиготы);

3) Эндосперм образуется при двойном оплодотворении из двух центральных ядер (2n) и спермия (n).

№28

При скрещивании растений томатов с нормальной высотой стебля (А) и круглыми плодами (В) с растениями, имеющими карликовый рост стебля и овальные плоды, в потомстве получили две фенотипические группы в соотношении 1 : 1 (нормальная высота стебля, круглые плоды и карликовый стебель, овальные плоды). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните причину появления двух фенотипических групп в потомстве.

ответ

Дано:

А – норм. высота, а – карлик. рост, B- круг. плоды, b – овал. плоды.

Решение:

Р AаBв х aabb

норм. высота, круг. плоды карлик.. рост, овал. плоды

G AB ав ab

F1 AaBb : аавв

норм. высота, круг. плоды карлик.. рост, овал. плоды

генотипы родителей: ааbb (гаметы ав, аb) и ааbb (гаметы аb);

генотипы и фенотипы потомства: ааbb (нормальная высота стебля, круглые плоды) и ааbb (карликовые стебли, овальные плоды);

появление двух фенотипических групп в потомстве связано со сцепленным наследованием признаков (полное сцепление), гены высоты стебля и формы плода находятся в одной паре гомологичных хромосом.

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно