Вариант 1

Время
3:0:00
№1

Рассмотрите предложенную схему классификации клеток организма млекопитающих. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин:

Метод

Применение метода

 

Изучение наследования признака в ряду поколений

Инбридинг

Получение чистых линий

ответ

№3

Митоз бластомеров дрозофилы вместе с интерфазой длится примерно 20 минут. Какое количество дочерних клеток образуется из 4 бластомеров за 1 час? В ответ запишите только соответствующее число.

ответ

№4

Все перечисленные ниже функции, кроме двух, относятся к функциям липидов. Определите две функции «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. энергетическая
  2. теплоизоляционная
  3. структурная
  4. рецепторная
  5. моторная
ответ

№5

Установите соответствие между органоидами животной клетки и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ ОРГАНОИДЫ

А) формирование слизистых секретов

Б) синтез АТФ

В) термогенез

Г) посттрансляционные модификации белков

Д) образование лизосом

1) аппарат Гольджи

2) митохондрии

ответ

№6

Известно, что у собак доминантными признаками являются чёрный окрас и короткие уши, а рецессивными — белый окрас и длинные уши. Оба признака наследуются по принципу неполного доминирования. Серая самка с короткими ушами, гетерозиготная по гену окраски и гомозиготная по гену длины ушей скрещивается с белым самцом со средней длиной ушей, гомозиготным по гену окраса и гетерозиготным по гену длины ушей. Какова вероятность в процентах, что у них появится щенок с белой окраской и короткими ушами? В ответ запишите только число.

ответ

№7

Определите две характеристики из списка, приведённого ниже, которые относятся к явлению сцепленного наследования и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. у потомства чаще проявляется комбинация признаков, характерная для родителей
  2. сцепленность признаков нарушается в результате кроссинговера
  3. сила сцепления не зависит от расстояния между генами
  4. признаки наследуются независимо в соответствии с III законом Менделя
  5. гены, наследующиеся сцеплено, локализуются в разных хромосомах
ответ

№8

Установите соответствие между типами мутагенов и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ МУТАГЕНОВ

А) нитраты

Б) ультрафиолетовое излучение

В) пестициды

Г) органические растворители

Д) ионизирующее излучение

1)   химический

2)   физический

 

ответ

№9

Рассмотрите предложенный на рисунке объект и выберите признаки, характерные для объектов такого же типа. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. отсутствует клеточная оболочка
  2. наследственная информация хранится в виде белка
  3. снаружи покрыты оболочкой из белков
  4. не могут воспроизводиться самостоятельно
  5. в строении присутствуют основные клеточные органеллы
  6. передвигаются с помощью ресничек и жгутиков

ответ

№10

Установите соответствие между царствами живых организмов и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЦАРСТВА

А) клеточная стенка состоит в основном из целлюлозы

Б) клеточная стенка состоит в основном из хитина

В) запасающим углеводом является гликоген

Г) тело представлено мицелием

Д) некоторые представители имеют цветки

1)   Растения

2)   Грибы

 

ответ

№11

Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

  1. Берёзовые
  2. Берёза повислая
  3. Двудольные
  4. Берёза
  5. Цветковые
ответ

№12

Укажите жирорастворимые витамины. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. A
  2. B12
  3. C
  4. D
  5. E
  6. P
ответ

№13

Установите соответствие между видами рецепторов человека и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ РЕЦЕПТОРОВ

А) бывают двух типов: холодовые и тепловые

Б) воспринимают электромагнитное излучение с длиной волны от 400 до 700 нм

В) располагаются в задней верхней части носовой полости

Г) располагаются по всему телу

Д) обнаруживают преимущественно летучие вещества

Е) работоспособность зависит от поступления в организм витамина А

1)   обонятельные

2)   терморецепторы

3)   зрительные

ответ

№14

Установите последовательность отделов позвоночника человека, начиная от черепа. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

  1. шейный
  2. поясничный
  3. грудной
  4. копчиковый
  5. крестцовый



ответ

№15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида большой синицы. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

(1) Большая синица — распространенная птица из отряда Воробьинообразные. (2) Обитает на всей территории Европы, Ближнего Востока, Центральной и Северной Азии, в некоторых районах Северной Африки. (3) В дикой природе встречается в разнообразных лесах, обычно на открытых участках, опушках, по берегам водоёмов. (4) Синица выделяется чёрной головой и шеей, бросающимися в глаза белыми щеками, оливковым верхом и жёлтым низом. (5) Летом питается преимущественно мелкими насекомыми и другими беспозвоночными. (6) Как и все синицы, гнездится в дуплах и пустотах деревьев, а также в разнообразных нишах как природного, так и антропогенного происхождения.

ответ

№16

Установите соответствие между формами естественного отбора и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

А) способствует сдвигу среднего значения признака

Б) происходит возникновение нескольких форм из одной исходной

В) примером может быть «индустриальный меланизм» у насекомых

Г) количество форм не изменяется

Д) происходит, если полиморфная популяция обитает в неоднородном ареале

1)   движущий отбор

2)   дизруптивный отбор

ответ

№17

Укажите, кто из представленных организмов относится к редуцентам. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. ряска
  2. мокрица
  3. пеницилл
  4. росянка
  5. белый гриб
  6. мукор



ответ

№18

Установите соответствие между факторами среды и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФАКТОРЫ СРЕДЫ

А) газовый состав атмосферы

Б) толщина озонового слоя

В) влажность воздуха

Г) численность хищников

Д) численность паразитов

1)   биотические

2)   абиотические

ответ

№19

Установите последовательность этапов развития растительного мира на Земле от наиболее древних к современным. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

  1. появление первых наземных растений
  2. широкое распространение высших споровых растений
  3. появление зелёных водорослей
  4. появление и расселение покрытосеменных растений
  5. появление первых фотосинтезирующих бактерий
ответ

№20

Проанализируйте таблицу «Виды нуклеиновых кислот в клетке». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Вид нуклеиновой кислоты

Особенности строения и организации

 

Основные функции

 

иРНК

Одноцепочечная молекула со специальными концевыми

участками

 

(А)

 

(Б)

Соединена с белками в сложные комплексы

 

Входит в состав рибосом

тРНК

В форме клеверного листа

(В)

 Список терминов и понятий:

  1. хранение генетической информации
  2. двуцепочечная спираль
  3. перенос генетической информации к месту синтеза белка
  4. перенос аминокислот к рибосоме
  5. ДНК
  6. рРНК
ответ

№21

Проанализируйте график зависимости интенсивности жизнедеятельности организмов от интенсивности действия фактора среды.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данного графика.

  1. Действие фактора не влияет на интенсивность жизнедеятельности.
  2. Интенсивность жизнедеятельности максимальна в зоне оптимума.
  3. Интенсивность жизнедеятельности максимальна при максимальном действии фактора.
  4. Организмы способны существовать только в зоне толерантности.
  5. Организмы существуют наилучшим образом при минимальной интенсивности фактора.
ответ

№22

Какой из процессов — брожение или аэробное дыхание — наиболее энергетически выгоден для организма? Объясните почему.

ответ

1) Брожение — анаэробное дыхание, то есть происходит без участия кислорода. Выделяют молочнокислое, спиртовое. Сопровождается выделением 2 молекул АТФ на этапе гликолиза.

2) При аэробном дыхании выделяется 2 АТФ на этапе гликолиза и 36 АТФ на кислородном этапе, то есть 38 молекул АТФ, что в среднем в 19 раз больше, чем в процессе брожения.

№23

Назовите части, обозначенные на рисунке под буквами А и Б. Какую функцию они выполняют? Видоизменением какого органа растения является изображенный на рисунке объект?

ответ

1) На рисунке изображен клубень — подземный видоизмененный побег.

2) Под буквой А — глазок, представляющий собой почку, из которой в дальнейшем будет развиваться новый побег.

3) Под буквой Б — столон — боковой побег, на котором развиваются клубни. Столон выполняет трофическую и механическую функции.

№24

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

  1. Выделяют два способа размножения: половое и бесполое.
  2. Одним из вариантов бесполого размножения является партеногенез.
  3. При партеногенезе происходит обмен генетическим материалом, но не увеличивается количество особей.
  4. Вегетативное размножение, широко использующееся в селекции, позволяет получить потомков, сходных с материнским организмом.
  5. Это способствует выживанию в изменяющихся условиях.
  6. Примерами вегетативного размножения служит размножение усами, черенками, отводками.
ответ

№25

В каких отделах желудочно-кишечного тракта начинается переваривание белков, жиров и углеводов. Какие ферменты принимают в этом участие?

ответ

1) Переваривание углеводов начинается в ротовой полости при участии амилазы, содержащейся в слюне.

2) Переваривание белков начинается в желудке с участием пепсина, активируемого соляной кислотой.

3) Переваривание жиров начинается в 12-перстной кишке. Для этого процесса необходимы липаза, вырабатываемая поджелудочной железой, и желчь, вырабатываемая печенью, для эмульгирования молекул жира и лучшего расщепления.

№26

Назовите и опишите процесс, который произойдет на месте выгоревшего леса.

ответ

  1. Процесс, происходящий на месте выгоревшего леса, называется вторичная сукцессия.
  2. Сначала появятся травянистые формы растений, затем кустарниковые формы.
  3. После приживания травянисто-кустарниковых форм, начнут появляться древесные формы — смешанный лес, который впоследствии может смениться еловым, вследствие вытеснения светолюбивых видов быстрорастущими елями.

№27

Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: 3' - ЦГТАТАТТГАЦГГГТ - 5'. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Первое основание

Второе основание

Третье основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей: Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда; третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

ответ

  1. Синтезируемая тРНК – 5' - ГЦАУАУААЦУГЦЦЦА - 3' (по принципу комплементарности на основе указанной цепи ДНК).
  2. Так как антикодон тРНК — третий триплет — 5' - ААЦ - 3' по условию, то кодон на иРНК — 3' - УУГ - 5', тогда кодон иРНК в направлении 5'→ 3' будет 5' - ГУУ - 3'.
  3. Пользуясь таблицей генетического кода, определяем, что кодон на иРНК — 5' - ГУУ - 3' — кодирует аминокислоту ВАЛ.

№28

Врожденная близорукость наследуется как аутосомный доминантный признак, также как и синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани. Признаки находятся в разных парах хромосом. У деда по отцовской линии было нормальное зрение. У отца плохое зрение и нормальное развитие соединительной ткани. У матери нормальное зрение, но она страдает ги- перподвижностью суставов и гетерозиготна по данному признаку. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребенка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

ответ

Дано: А — врожденная близорукость, а — нормальное зрение.

B — синдром Марфана, b — здоров. Отец Aabb, мать aaBb.

Решение:

P

Aabb

×

aaBb

 

G

Ab

 

aB

 

 

ab

 

ab

 

F1

AaBb

Aabb

aaBb

aabb

 

близ.

с. Марфана

близ. здоров

норм. зрен.

c. Марфана

норм. зрен. здоров

 

 

 

 

1/4

Ответ:

  1. генотипы родителей — отец Aabb, мать aaBb
  2. генотипы и фенотипы потомства — AaBb (врожденная близорукость, с. Марфана), Aabb (врожденная близорукость, здоров), aaBb (нормальное зрение, с. Марфана), aabb (нормальное зрение, здоров).
  3. Вероятность рождения здоровых детей — 25%.
  4. Закон независимого наследования признаков (III закон Менделя).

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно