Вариант 2

Время
3:30:00
№1

 

 Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Пыльная, или песчаная, буря — атмосферное явление в виде переноса большого количества пыли ветром с земной поверхности со значительным ухудшением видимости. (2) Это явление часто возникает в теплое время года в пустынных и полупустынных регионах. (3) <…> в ряде случаев пыль из пустынь и полупустынь может длительное время удерживаться в атмосфере и достигать почти любой точки мира в виде пыльной мглы.

 

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

  1. Пыльная (песчаная) буря — атмосферное явление в виде переноса большого количества пыли с ухудшением видимости, часто возникающее в теплое время года в пустынных и полупустынных регионах; также пыль из пустынь и полупустынь может достичь любой точки мира в виде пыльной мглы.
  2. Пыльная, или песчаная, буря — атмосферное явление в виде переноса больших количеств пыли ветром с земной поверхности со значительным ухудшением  видимости, часто возникающее в холодное время года     в пустынных и полупустынных регионах.
  3. Явление песчаной бури — это удержание в атмосфере пыли, которая может достичь почти любой точки мира в виде пыльной мглы.
  4. Песчаная, или пыльная, буря — это перенос большого количества пыли ветром с ухудшением видимости, она возникает в пустынных и полупустынных регионах; также пыль из пустынь и полупустынь может попасть куда угодно в виде пыльной мглы.
  5. Пыльная, или песчаная, буря — атмосферное явление, при котором пыль из пустынь и полупустынь может длительное время удерживаться в атмосфере и достигать почти любой точки мира в виде пыльной мглы.
ответ

№2

 

 Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот сочинительный союз.

 

ответ

№3

 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова АТМОСФЕРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

 

АТМОСФЕРА, -ы, ж.

  1. Газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты, Солнце и звёзды. А. Земли. Солнечная а.
  2. перен. Окружающие условия, обстановка. Товарищеская а. А. доверия. В атмосфере дружбы.
  3. Единица давления. Атмосферное давление.
ответ

№4

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

нОгтя

суетлИва

нАчатый

зАсветло

щЕмит

 

ответ

№5


В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Николай считал, что главное в одежде — её удобство и ПРАКТИЧНОСТЬ.

ИСКУСНЫЙ оратор выиграл конкурс чтецов, устроенный в честь дня рождения А. С. Пушкина.

После прогулки у мальчика проснулся ЗВЕРСКИЙ аппетит.

Картина художника очень яркая и КРАСЯЩАЯ.

Оплатить коммунальные услуги можно в ЖИЛИЩНОЙ конторе.

ответ

№6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

Ссутулившись и едва волоча ноги, по улице медленно шёл пожилой старик, согреваемый первыми весенними лучами солнца.

ответ

№7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

долгожданные ОТПУСКА

пачка МАКАРОН

самый ДАЛЕКИЙ

ИХ дела

нет ДВОИХ подруг

ответ

№8

Установите  соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:    к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении сложного предложения

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Готовясь к выходу на сцену, у артиста появилось вдохновение.

2) В аптеке «Радуга» я сразу нашел нужное лекарство.

3) Девочка взволнованно проговорила, что я на улице встретила большую страшную собаку.

4) Придуманный сюжет мной для книги показался всем очень увлекательным.

5) Это был тот самый дом, которого мы так долго искали.

6) Вопреки запрету, подростки пошли на стройку.

7) Я очень люблю слушать музыку и любоваться цветами.

8) Многие, кто слушали выступление великого артиста, запомнили этот концерт на всю жизнь.

9) Задыхаясь от быстрого бега, я подбежал к кафе «Ромашка», где у меня была назначена встреча.

ответ

№9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов

 

  1. прим..рять(одежду), расст ... лать, приж..гать
  2. опл…тить, к..лючий, б..тарея
  3. пол…жать(на диване), приб..рать, п..ровать
  4. распол..гаться, зам…рать (от страха), оз..рить
  5. отр…сль, прил..гательное, оз..рять
ответ

№10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

 

  1. бe..полезный, в..бодрить, в..думав
  2. пр..образовать, пр..рвать, пр...бывать (в городе)
  3. пр..возносить, пр..вращение, пр..добрый
  4. пред..дущий, по..грать, сверх.. нициативный
  5. н..дпилить, н..испособнейший, с..гласие
ответ

№11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

 

  1. насла..вать, раскра..вая
  2. беж..вый, ткан..вый
  3. обид..вшись, отрасл..вой
  4. локт..вой, оранж..вый
  5. фланел..вый, выздоравл..вать
ответ

№12

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. изобража..мый, раскраш..нный
  2. исправ..вший, разреша..мый
  3. прикле...шь, подозрева..мый
  4. посаж..нный (сад), замира..щие
  5. бре..щий, кол..щиеся (шипы)
ответ

№13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Так и (НЕ)ВЫБРАВ подарка маме, Аля вышла из магазина.

На пустынной улице (НЕ)(У)(КОГО) было спросить дорогу.

Мальчик уже и (НЕ)РАД был, что сказал неправду.

Этот человек (НЕ)СДЕЛАЛ ничего, чтобы люди его запомнили.

(НЕ)ЛЕПЫЙ поступок может надолго испортить репутацию человеку.

 

ответ

№14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова.

 

(ТАК)ЖЕ, как и его ровесники, Коля любил спорт, (НА)ПРИМЕР, футбол.

(ПО)НАЧАЛУ у Алексея (КАК)БУДТО все получалось хорошо, но потом он устал и все пошло не так.

(В)СКОРЕ мы вернулись с прогулки и положили (В)НИЗ шкафа сумки и рюкзаки.

Супруги были все время (В)МЕСТЕ уже около пятидесяти лет, и это говорит о том, (НА)СКОЛЬКО сильно они любили друг друга.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ года дети ходили на дополнительные занятия, (ЧТО)БЫ успешно сдать экзамены.

 

ответ

№15


Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

Рассея(1)ый и ветре(2)ый ю(3)ый покло(4)ик Натальи, ко всеобщему удивлению, сделал девушке предложение.

 

ответ

№16


Расставьте знаки препинания.
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

  1. В центре комнаты стояли стулья и лежал ковер.
  2. Герцог де Гиз бросил на короля дерзкий и вызывающий взгляд и обратился с любезным комплиментом к королеве.
  3. Осенью в лесу можно найти не только грибы но и последнюю малину.
  4. В городе туристов привлекали и интересные музеи и древние памятники и модные клубы и известные магазины.
  5. Скоро стало совсем темно и во всем доме постепенно установилась сонная тишина.
ответ

№17


Расставьте все знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Увидев (1) приближающихся (2) к ней сыновей (3) Екатерина их поприветствовала (4) величественно склонив голову.

 

ответ

№18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Итак (1) дорогие друзья (2) мне (3) кажется, что нам стоит (4) всё-таки (5) обсудить разногласия, возникшие (6) между (7) нами.

 

ответ

№19

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

На горе стоял замок (1) вокруг (2) которого (3) дежурили стражники, бдительно следящие за всеми горожанами.

 

ответ

№20

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Девочка твердо пообещала подруге (1) что (2) если (3) та сохранит её секрет (4) то она пригласит её в цирк.

 

ответ

№21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 1) Сила обаяния собаки — во всех проявлениях дружбы, а кошки — в умении быть гордой и величественной. 2) В Японии фигурка кошки — символ домашнего уюта и покоя. 3) Кошка — удивительное животное, которое умеет показывать свою независимость. 4) Спокойствие, теплота, уют — ассоциации, которые приходят в голову при мысли об этих пушистых созданиях, связаны с атмосферой дома.

ответ

№22

Прочитайте текст и выполните задания 22 – 26.

 

1) Интересно: когда в моей жизни все было ладно, я чувствовал, что она остановилась. (2)И наоборот: никогда мне не работалось так хорошо, как когда я был несчастен. (3)Одинок, унижен, не понят, брошен, неуспешен. (4) И пока все мои друзья и знакомые старались напихать полные карманы счастья, я учился расщеплять несчастье, чтобы добывать из него энергию.

(5)Счастье — несравнимо более редкий и чистый наркотик, чем любой из наркотиков, открытых или созданных людьми. (6)Возможно сняться с иглы или отказаться от кокаина; но, если перед человеком не станет маячить всегда видимая и недостижимая доза счастья, он попросту бросит жить. (7)Счастье является тем единственным, по сути, что нас примиряет с бездарностью и беспросветностью человеческой жизни, которые мы можем осознать, но не можем побороть.

(8)В поисках дозы мы ходим на танцы, как бы они ни назывались у нового поколения, и карабкаемся вверх по карьерной лестнице, ходим на утренники своих детей и покоряем мир. (9)В поисках дозы покупаем все товары, не нужные непосредственно для выживания: любая реклама продает нам не машины, не мобильные телефоны, не банковские кредиты, а улыбающихся людей, счастье продает в упаковке. (10)Покупаем, распаковываем, заглядываем внутрь — пусто. (11)И обратно в магазин — за новой упаковкой.

(12)Зато несчастья мы бежим, как чумы, и, как чумных, сторонимся несчастных, будто и вправду боимся заразиться. (13)Боимся себе в нем признаться; лечим его, как болезнь, медикаментами. (14)Глушим водкой. (15) И зря совершенно: несчастье — нам божий дар. (16)Полученный нами, когда из зверей нас произвели в люди. (17)Можно найти немало отличий между человеком и животным; копаться в древних костях и рассуждать о том, что же именно подняло нас над зверьми: стоящий под прямым углом большой палец? (18)Увеличенная черепная коробка? (19)Мясоедение? (20)Анатомия ротовой полости, которая позволила нам говорить?

(21)Будучи генетически сходными со свиньями, мы решительно ставим себя отдельно от всех животных; и стараемся объяснить себе, чем же мы так от зверей отличаемся. (22)Разумом и способностью мыслить аналитически, выстраивая причинно-следственные связи? (23)На это способны даже вороны. (24)И, кстати, они не только пользуются инструментами, но и изготавливают их. (25)Умением говорить? (26)Гориллу Коко научили строить предложения из нескольких сотен слов. (27)Душой? (28)Объясните своему ребенку, что его любимая собака не будет где-то рядом, на небесах, а просто сгниет в земле, потому что у нее, в отличие от бабушки, нет души.

(29)Нет; не душою и не разумом, не речью и не способностью смастерить кремниевый нож. (30)Человек перестал быть зверьком тогда, когда получил условную свободу от своих инстинктов. (31)Когда начал задавать вопросы: обязательно ли мне поступать так, как делали поколения и поколения до меня? (32)И когда стал уклоняться от исполнения долга животного.

(33)Отказаться от естественного для социальных существ разделения на касты воинов, рабочих, трутней и цариц — и каждому мечтать быть царем или хоть  трутнем. (34)Вообще о неположенном природой мечтать;    и не исполнять при этом то, что природа от нас требует: добывать пропитание, расширять ареал обитания, оплодотворять и оплодотворяться, растить потомство.

(35)Несчастье – вот что еще делает человека человеком. (36)Блаженство мы видали на мордах разных зверей:

после обеда и просто на нагретом солнцем пороге. (37)Счастье — удел животных.

(38)Известны универсальные рецепты счастья. (39)Все они восхитительно вульгарны. (40)Девушек остро счастливыми делает влюбленность; то есть, эйфория обретения самца. (41)Женщин — материнство; то есть,

продолжение рода. (42)Мужчин — взаимность желанной. (43)То есть согласие самки. (44)Достижения детей — знак того, что потомство становится на ноги. (45)И победы в делах. (46)То есть, успешная добыча и освоение новых ареалов. (47)Никто не может быть счастлив без любящего окружения. (48)То есть стаи.

(49)Зачем вы глушите несчастье? (50)Послушайте его лучше. (51)Оно говорит вам: вы сбились с пути. (52)Вы тычетесь носом в проволоку под током. (53)Вам не сюда. (54)Вам нужно назад, в теплое и сырое безвременье безмозглого животного существования.

(55)И только когда мы бросаем вызов животному, когда отказываемся от счастья – тогда становимся человеком. (56)Главные произведения культуры и цивилизации созданы несчастными людьми: просто потому что счастливый слишком ленив, чтобы созидать. (57)Любовные баллады не пишутся женатыми. (58)Удовлетворенные не поют серенад. (59)Это несчастье гложет, толкает, требует, зовет. (60)Несчастье — голод. (61)А человек, в отличие от зверя, не может насытиться никогда.

(По Д. Глуховскому*)

* Дмитрий Алексеевич Глуховский (род. 1979) — российский писатель и журналист, автор романов-антиутопий

«Метро 2033», «Метро 2034», «Метро 2035», «Будущее», «Сумерки», «Рассказы о Родине». Создатель книжной серии «Вселенная Метро 2033». Военный корреспондент, радиоведущий.

 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Счастье — это единственное, что может примирить человека с беспросветностью жизни.
  2. Люди не боятся несчастья и не боятся признаться в том, что они несчастны.
  3. Несчастье — это тот голод, который толкает человека к действию, к преобразованию мира.
  4. Несчастье — величайшее проклятие человечества, которое надо стараться избегать.
  5. Людей от животных отличает только наличие речи и души.
ответ

№23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

  1. Предложение 24 указывает на причину того, о чем говорится в предложении 23.
  2. В предложениях 55–56 представлено рассуждение.
  3. В предложениях 18–20 представлено повествование.
  4. Предложение 2 содержит пояснение того, о чем говорится в предложении 1.
  5. Предложение 6 подтверждает суждение, высказанное в предложении 5.
ответ

№24

Из предложений 1–10 выпишите антонимы.

 

ответ

№25

Среди предложений 1–20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи подчинительного и сочинительного союзов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

ответ

№26

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

Рассуждая о счастье и несчастье, Д. Глуховский использует такой прием,  как (А)                    (предложения 8–9) и такой прием, как (Б)                                   (предложения 2–3). Автор также использует (В)                       («бросаем вызов» в предложении 55) и такой троп, как (Г)                                     («бежим, как чумы» в предложении 12).

 

Список терминов:

  1. фразеологизм
  2. олицетворение
  3. парцелляция
  4. сравнение
  5. эпифора
  6. анафора
  7. эпитет
  8. разговорное слово
  9. риторический вопрос
ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно