Вариант 4

Время
3:30:00
№1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Хорошее настроение, пока оно длится, усиливает способность к гибкому и более сложному мышлению, облегчая поиск решения проблем, причём не важно каких: интеллектуальных или межличностных. (2) Смех, как и душевный подъём или приподнятое настроение, похоже, помогает людям более широко мыслить и свободнее находить ассоциации, замечая взаимосвязи, которые в противном случае, возможно, ускользнули бы от них. (3) <…> один из способов помочь кому-нибудь как следует обдумать проблему — это рассказать анекдот.


Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Шутка или анекдот помогают человеку прийти в хорошее расположение духа и лучше обдумать возникшую проблему.
  2. Душевный подъём усиливает способность к более сложному мышлению и облегчает решение проблем, поэтому рассказать анекдот является одним из действенных способов помочь человеку.
  3. Смех, душевный подъём, хорошее настроение помогают человеку мыслить более широко.
  4. Хорошее настроение помогает в решении интеллектуальных и межличностных проблем.
  5. Приподнятое настроение помогает человеку мыслить более широко, облегчая поиск решения вопросов, лучше же обдумать проблему может помочь простой анекдот.
ответ

№2

 Самостоятельно подберите вводное сочетание, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное сочетание.

 

ответ

№3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НАСТРОЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

НАСТРОЕНИЕ, -я, ср.

  1. Внутреннее, душевное состояние. Весёлое, бодрое, грустное н.
  2. Направление чьих-то мыслей, чувств. Н. умов. Общественные настроения.
  3. Склонность делать что-н. Нет настроения играть.
ответ

№4

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

кровоточАщий

клалА

ненадОлго

досУг

красИвейший

ответ

№5

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Он проиграл в соревнованиях, но не расстроился, так как получил приз ЗРИТЕЛЬНЫХ симпатий.

Эта кованая решётка выполнена ИСКУСНЫМ мастером.

Я ПРЕТЕРПЕВАЛ неудобства моего путешествия с большим трудом.

Её отличало от других прекрасные манеры и ЦАРСТВЕННАЯ осанка.

В этой гостинице всегда подают СЫТНЫЙ завтрак и вкусный ароматный кофе.

 

ответ

№6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Главным приоритетом развития научного знания в России является направленность на междисциплинарные исследования, способные внести наибольший вклад в обеспечение безопасности страны.

 

ответ

№7

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

ты ПОЕЗЖАЙ

много БАКЛАЖАНОВ

более ДЕВЯТИСОТ ПЯТИДЕСЯТИ книг

САМОЕ КРАСИВЕЙШЕЕ здание

ИХ мнение

 

ответ

№8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении сложного предложения Б)     нарушение     в     построении     предложения     с несогласованным приложением

В)     нарушение     в     построении     предложения     с однородными членами

Г)     нарушение     в     построении     предложения     с деепричастным оборотом

Д)      нарушение     видовременной          соотнесённости глагольных форм

1)                  В библиотеке нет романа Жюля Верна

«Таинственного острова».

2)       Людей всегда интересовало происхождение своих топонимов, часто придумывая красивые легенды и предания.

3)    Татары, прибывшие в Москву из Орды, остановились на правом берегу Москвы-реки, недалеко от Кремля.

4)     Собрать информацию о ближайших поколениях вам помогут специальные генеалогические справочники, которые в Российской империи публиковалось великое множество.

5)       Двуглавый орёл как российский герб существовал до тысячи девятьсот восемнадцатого года, после чего был упразднён и заменён гербом СССР.

6)      Благодаря специального указа Петра I был основан первый российский музей – Кунсткамера.

7)         Археологи находили на затонувших кораблях не только драгоценности, а также древние амфоры, в которых сохранились остатки зерна и вина.

8)      Сестра сказала, что я рада тебя видеть.

9)           Он переписывает работу и объяснил все свои ошибки.

ответ

№9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

 

  1. ч…стота (посещений), п..риод,, ум…лчание
  2. ст…рать, заст…лить, зап…реть
  3. з…рница, м…кать(сухарик в чай), изл…жить
  4. укр…шения, ск…кать, загр…ждение
  5. тр…диционный фест…валь, г…потеза
ответ

№10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. на..кусил, по..тащил, на..ломанный
  2. ра..задорить, и..целить, бе..корыстный
  3. пр..школьный, пр..тормозить, пр..закрыть
  4. о..ключить, о..брасывать, о..цвести
  5. без..нициативный, сверх..нтересный, дез..нфекция
ответ

№11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

  1. удушл..вый, раскорч..вать
  2. тюлен..вый, правд..вый
  3. запуг..вать, горош..нка
  4. буш..вать, бяз..вый
  5. марл..вый, уродл..вый
ответ

№12

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. ненавид..мый, дыш..шь
  2. бор..шься, предъявля .. шь
  3. вид..шь, зала…вший
  4. независ..мый , держ .. шься
  5. дыш..шь, вынес…шь
ответ

№13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Дорожные размышления мои были (НЕ)ОЧЕНЬ приятны.

Я (НЕ)ПРЕМЕННО хотел с ним помириться.

Я всё стоял на одном месте и (НЕ)МОГ привести в порядок мысли.

Родословная человека играла далеко (НЕ)ПОСЛЕДНЮЮ роль в экономической жизни, так как право владения землёй передавалось по наследству.

Уже (НЕ)ОДИН день они в пути.

 

ответ

№14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Зурин пригласил меня отобедать с ним (В)МЕСТЕ чем бог послал, (ПО)СОЛДАТСКИ.

Он предпочёл (НА)СКОРО выучиться от меня (КОЕ)КАК болтать по-русски.

(ПЕРВО)НАЧАЛЬНО Кремль назывался не Кремлём, а просто городом, (ТО)ЕСТЬ укреплённым поселением, крепостью.

(ВО)ОБЩЕ графическое изображение генеалогических данных может быть представлено (В)ВИДЕ таблиц и схем.

(НА)КОНЕЦ, в дали ночной засверкали огни, и оттуда (НА)ВСТРЕЧУ мне послышались голоса и лай собак.

 

ответ

№15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

Не устающее расти в собстве(1)ых глазах дерево обрече(2)о наяву оставаться зелё(3)ым ростком.

 

ответ

№16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

  1. На пеньке грелась змея и мы не решились подойти к ней.
  2. Мы ходили по музеям и театрам и любовались по вечерам закатом.
  3. Хозяин замка следил не столько за его неприступностью сколько за роскошью внутренних помещений.
  4. В Европе в средние века посуда была достаточной редкостью и большая её часть изготовлялась из дерева.
  5. Я увидел на столе крохотную чашечку серебряный кофейник фарфоровую супницу.

 

ответ

№17

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Колышущиеся (1) водоросли (2) покрывают морское дно (3) скрывая от взгляда (4) тросы (5) натянутые для ориентировки.

ответ

№18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Парень смолкнул на минуту,

Чтоб прочистить мундштучок,

Словно (1) исподволь кому-то

Подмигнул: держись (2) дружок…

— Вот ты вышел спозаранку,

Глянул — в пот тебя и в дрожь;

Прут немецких тыща танков…

— Тыща танков? Ну (3) брат (4) врёшь.

— А с чего мне врать (5) дружище?

Рассуди – какой расчёт?

— Но (6) зачем же (7) сразу — тыща?

— Хорошо. Пускай (8) пятьсот.

 

(А. Т. Твардовский)

 

ответ

№19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Японию ежегодно потрясает (1) около 1,5 тысячи землетрясений (2) убытки (3) от которых (4) огромны.

 

ответ

№20

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Занавес поднялся – и (1) как только (2) публика увидела своего любимца (3) театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков.

ответ

№21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

1) С первых месяцев пребывания в лицее Пушкин начинает записывать свои впечатления и замыслы звучными русскими стихами. 2) Так вырастает его лицейская лирика — первые опыты растущего гения, как бы расправляющего свои крылья для широкого полёта. 3) Так создаётся ранний раздел его творчества — юношеская поэзия Пушкина, исполненная непередаваемой свежести чувств, увлекательности мысли и животрепещущей взволнованности слова. 4) Сохранились пожелтевшие страницы с отроческими стихотворениями Пушкина. 5) Отдельные листики, рукописные сборники, альбомы, тетради — всё это доносит до нас его первые творческие помыслы. 6) Эти дружеские антологии, альбомы и тетради «лицейских трубадуров» — широкая картина необычайного роста поэта.

(по Л. Гроссману)

 

ответ

№22

Прочитайте текст и выполните задания 22 – 26.

 

ВРЕМЯ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА

(1) Гоголь сочинял «Мёртвые души» за границей, и следы отстранённого взгляда остались на бумаге. (2) Совершая свое путешествие по России, он объясняет родину не только соотечественникам, но и иностранцам — словно автор путеводителя. (3) Вскользь брошенные замечания («в большом ходу у нас на Руси»), заботливо составленные перечни («белеет всякое дерево – шитое, точеное, лаженое и плетеное: бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец»), словарик местных выражений, примечания, публицистические рассуждения, капризные обобщения («Эх, русский народец! не любит умирать своей смертью!») — все это обличает гоголевский замысел: представить Россию в едином образе, сжатом, характерном, типичном.

(4) Из Европы он озирал Россию как целое. (5) И вот эту невообразимо огромную страну Гоголь должен был оторвать от карты и оживить своим воображением. (6) Может, ради этого грандиозного Гоголь сидел в первом Риме, чтобы российская действительность не мешала ему наблюдать законченную картину Рима третьего.

(7) Свою Россию Гоголь строит с самого начала, на пустом месте. (8) Географическая точка — город NN — и в ней человек, самый заурядный, самый обыкновенный: «Ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». (9) Человек этот такая же абстракция, как буквы NN в названии города. (10) Таким должен быть герой путеводителя — типичный пример, любой и каждый, нейтральный и невзрачный инструмент исследования. (11) Выбор автора случаен: мог бы подвернуться и кто-нибудь другой.

(12) Однако, как только Гоголь выделил Чичикова из толпы, с героем начались приключения. (13) Гоголевский глаз таков, что любой предмет, попадающий в поле его зрения, разрастается, пухнет и наконец взрывается, обнаруживая свою подноготную. (14) Не зря Гоголь  угрожает читателю, предлагая обратиться к самому себе  с вопросом: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» (15) Если отвечать на этот вопрос возьмется Гоголь, результат неизбежен — сглазит. (16) Можно сказать, что Чичиков пострадал за других: он такой же, как все, и его заурядность лежит в фундаменте всей конструкции поэмы. (17) Заурядность, серость Чичикова, этого «господина средней руки», постоянно подчеркивается автором. (18) Ограниченность — главная черта Чичикова. (19) И карьеру свою он строит из скучных кирпичиков — бережливости, терпения, усердия. (20) Ему кажется, что райское блаженство начинается за порогом «дома, отлично устроенного». (21) Эта наивность даже придает ему некоторую человечность. (22) Маленький человек с маленькими страстями, Чичиков знает одну цель — деньги. (23) Чичикову не дано ни в чём добиться успеха. (24) Вечно у него всё рушится в последний момент.

(25) А почему, собственно, ловкий Чичиков обречён на провал? (26) Гоголь ясно отвечает на этот вопрос: Чичиков слишком мелок для России, для этой грандиозной, мифической державы. (27) Маленький человек в огромной стране — вот трагический масштаб «Мёртвых душ». (28) Гоголь проводит Чичикова сквозь строй истинно русских людей, каждый из которых — эпическая фигура. (29) И Манилов, и Собакевич, и Коробочка, и Плюшкин — все они пришли из мира сказки. (30) Гоголь с наслаждением описывает свою Русь, где тайна заключена во всем, где ничего нельзя объяснить до конца, где жизнью управляет абсурд, нелепица. (31) Чичиков — герой другого романа. (32) Ведь он единственный персонаж «Мёртвых душ», который что-то делает. (33) Город NN со всеми окрестностями погружен в вековую спячку. (34) Тут царит праздность — бесцельная и вечная. (35) А Чичиков деньги зарабатывает. (36) Трудолюбивое насекомое, он верит, что «цель человека все ещё не определена, если он не стал наконец твердой стопой на прочное основание». (37) И ничтожность натуры не позволяет ему понять, насколько мнима прочность этого «основания». (38) Однако, как ни уютно было Гоголю с его бесполезными монстрами, Русь-тройку он запряг, чтобы везла она Чичикова — других не было. (39) Что с того, что он нам не нравится? (40) Гоголю он тоже не нравился. (41) Но, повторим, других-то нет.

(42) Писатель понимал, что из сказочного оцепенения нельзя вырвать Коробочку или Манилова. (43) Прекрасные в своей цельности, завершенности, эти фигуры принадлежат эпическому времени. (44) Другое дело — Чичиков.

(45) Он — герой нового времени. (46) Его энергия — отражение внутренней противоречивости. (47) Чтобы Русь понеслась к ослепительному идеалу, именно Чичикову надо пережить «второе рождение», именно с ним должно случиться чудо обращения, которое так часто происходит с будущими героями Гоголя. (48) Только если маленький человек вырастет в большого, утопическое создание гоголевского гения станет реальностью.(49) Мужественная борьба автора со своим героем вела к тому, что Чичиков смог бы сбросить скорлупу подлых цепей и пошлых желаний. (50) Перед величием гоголевского замысла меркнет его поражение. (51) Пусть Чичиков остался мелким подлецом, а «Мёртвые души» — незаконченной книгой. (52) Русская литература получила ориентир и задачу, выполнять которую выпало на долю Толстого и Достоевского. (53) А маленький человек так и остался величайшей тайной и величайшим шедевром нашей словесности.

Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Гоголь писал «Мёртвые души» в Риме, чтобы объективно представить картину российской действительности.
  2. Авторы статьи уверены, что Чичиков мог бы стать героем нового времени.
  3. Герой «Мёртвых душ» – особенный, незаурядный человек.
  4. Гоголь не даёт ответа, почему такой человек, как Чичиков, обречён на провал.
  5. Все персонажи гоголевской поэмы бездействуют.

 

ответ

№23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

  1. Предложение 24 подтверждает суждение, высказанное в предложении 23.
  2. В предложениях 8–10 содержится описание.
  3. В предложениях 17–24 содержится повествование.
  4. В предложениях 42–48 содержится рассуждение.
  5. Предложение 5 содержит причину того, о чём говорится в предложении 4.
ответ

№24

Из предложений 42–52 выпишите антонимы.

 

ответ

№25

Среди предложений 1–21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью противительного союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

ответ

№26

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г), соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии  с приведёнными в бланке образцами.

 

Авторы  статьи  используют  такой  троп,  как  (А)                         («капризные обобщения» в предложении 3, «к ослепительному идеалу» в предложении 47), а также (Б)        (предложения 10, 13, 19, 29). Эмоциональность статье придают (В)                                                             («следы взгляда» в предложении 1, «гоголевский глаз» в предложении 13), а также (Г)                            («сглазит» в предложении 15, «подлец» в предложении 51).

 

Список терминов:

  1. олицетворение
  2. цитирование
  3. метафора
  4. однородные члены предложения
  5. вопросительные предложения
  6. эпитет
  7. разговорная лексика
  8. анафора
  9. парцелляция
ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно