Вариант 5

Время
3:30:00
№1

 Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Два ума — эмоциональный и рациональный — почти всегда работают в полном согласии, объединяя свои в корне различные способы понимания, чтобы с успехом вести нас в этом мире. (2) Обычно существует некое равновесие между эмоциональным и рациональным умами, когда эмоции питают и воодушевляют действия рационального ума, а рациональный ум облагораживает и в некоторых случаях запрещает проявление эмоций. (3) <…> эмоциональный и рациональный умы являются полуавтономными способностями, и каждая представляет работу отдельного, хотя и имеющего межсоединения, контура в головном мозге.

 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

  1. Взаимосвязь эмоционального и рационального умов несомненна, но при этом оба ума являются полуавтономными способностями.
  2. Между эмоциональным и рациональным умами существует равновесие, и каждый из них питает действие другого.
  3. Эмоциональный и рациональный умы – это две абсолютно противоположные способности в головном мозге. 4)
  4. Эмоциональный и рациональный умы работают в полном согласии, чтобы с успехом вести нас в этом мире. 5)
  5. Между эмоциональным и рациональным умами есть определённое равновесие, обеспечивающее взаимосвязь в их работе, при этом они являются полуавтономными способностями.
ответ

№2

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот противительный союз.

 

ответ

№3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой  приводятся значения слова МОЗГ. Определите значение,   в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

 

МОЗГ, -а, м.

  1. Центральный отдел нервной системы человека и животных — нервная ткань, заполняющая череп и канал позвоночника; орган высшей нервной деятельности. Спинной м. Работа м.
  2. Перен. Основное ядро, руководящий центр чего-н. Лаборатория – м. завода.
  3. Мягкая ткань, заполняющая полости костей. Костный м.
  4. Перен. Ум, умственные способности (разг.). Мозги набекрень у кого-н.
  5. Ткань, заполняющая череп некоторых животных и употр. как пища. Телячьи мозги.
ответ

№4

 В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

плесневЕть

мЕльком

Августовский

газопровОд

вОгнутый

ответ

№5

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

В автобусе контролёр попросил пассажиров ЗАПЛАТИТЬ за проезд.

Мы с трудом достали АБОНЕМЕНТ в Московскую консерваторию.

К сожалению, завтра обещают ДОЖДЛИВЫЙ день, поэтому мы останемся дома.

В давние времена на месте Санкт-Петербурга была БОЛОТНАЯ земля.

Почти все собаки породы чихуахуа очень ПУГЛИВЫЕ.

 

ответ

№6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

Навязчивый поклонник говорил такие избитые банальности, что счесть их за изысканные комплименты было решительно невозможно.

 

ответ

№7

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

САМЫЙ БОГАТЫЙ

ТРОЕ суток

несколько КИЛОГРАММОВ

ЛОЖИТЕ вниз

детские ЛАГЕРЯ

 

ответ

№8

 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

1)      Искусство является единственным средством, величайшим изобретением, позволяющее остановить уникальность человеческого мгновения.

2)      Интересные данные по древнейшей истории славянства и Руси содержатся в летописной «Повесть временных лет», созданной в начале XII века.

3)      Кремль никогда не был взят приступом, хотя его стены были деревянные и невысоки.

4)      Древние греки вели счёт годами Олимпийских игр, которых происходили каждые четыре года.

5)      Шагая по пахучему лиственному покрову, нам надо углубляться в лес.

6)      Я отвёл мокрые стебли вьюнка и прочёл почти забытые слова, что «в разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я…»

7)      Грибы забирают много времени: по возвращению из леса их надо чистить, мыть, отваривать.

8)      В тысяча четыреста девяноста втором году испанцами была открыта Америка.

9)      Каретный ряд, Конный и Рыбный переулки отражает характер торговли в Москве.

 

ответ

№9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 

  1. т…рритория, ст…рать, т…рапевт
  2. задр..жать (от холода), упл..тить (долг), обл...чить (ложь)
  3. подб..родок, нак..зание, св..тящийся
  4. т..рраса, г..ризонт, в..теран
  5. прик..сновение, несг..раемый, расст..латься

 

ответ

№10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. бе..спорный, и..пугать, бе..культурный
  2. под..ём, об..явление, транс..европейский
  3. об..грел, з..бросил, по..готовил
  4. под..брал, н..правил, пр..домовой
  5. и..целить, н..верху, бе..заботный

 

 

ответ

№11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

 

  1. сол..вой, удачл..вый
  2. гост..вой, милост..вый
  3. эмал..вый, застенч..вый
  4. душ..нька, син..ватый
  5. за..нька, впад..нка

 

ответ

№12

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. ссор..щийся, бре..тся (они)
  2. (они) не успоко..тся, пен..щееся
  3. чист..щий, трепл..т (они)
  4. (он) наве..т, (он) кле..т
  5. дорогосто..щая, (они) не ворот..тся

 

ответ

№13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Если вы внимательно присмотритесь к предметам, выставленным в витринах музея, то увидите, что почти все они собраны из (НЕ)БОЛЬШИХ кусочков.

Давно (НЕ)КРАШЕННЫЕ деревянные беседки увиты плющом и манят прохладой.

Кто (НЕ)ЗНАЕТ августовских ночей с их яркими звёздами!

Мы вернулись домой, посмеиваясь друг над другом и ничуть (НЕ)СОЖАЛЕЯ о потраченном времени.

Ночные тени ложились (НЕ)ТОЛЬКО на море, но и на берег.

 

ответ

№14


 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Я пошёл (В)ПРАВО, (ЕЛЕ)ЕЛЕ передвигая ноги от усталости.

(В)РОДЕ бы темнело, и (В)ТЕЧЕНИЕ часа ночь окутала всё вокруг.

Я споткнулся и (ЧУТЬ)ЧУТЬ не упал (НА)ВЗНИЧЬ.

(В)НАЧАЛЕ шли необычные для лета дожди: тихие, (ПО)ОСЕННЕМУ смирные, без гроз, без ветра.

Туча (ПО)ТИХОНЬКУ росла, ширилась, занимая (ПОЛ)НЕБА.

 

ответ

№15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

Славянские города были не что иное, как собрание хижин, окружё(1)ых деревя(2)ым забором или земля(3) ым валом.

 

ответ

№16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

  1. Путешественникам пришлось преодолеть довольно крутой подъём и с вершины хребта перед ними открылась прекрасная панорама.
  2. Собака прыгает на грудь то к одному из нас то к другому.
  3. Вечером пошёл дождь и запахло свежестью.
  4. Я видел листву золотую и пурпурную алую и фиолетовую коричневую и чёрную.
  5. Мы собирали белые и подберёзовики и сбивали палками мухоморы.

 

ответ

№17

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Среди(1) поросших богатой растительностью(2) болот и глухих лесов(3) изгибаясь(4) пробирается тоненький ручеёк.

 

ответ

№18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

И сидел бы я (1) ребята (2)

Там (3) как раз (4) друзья мои (5)

Где мальцом под лавку прятал

Ноги босые свои.

И дымил бы папиросой,

Угощал бы всех вокруг.

И на всякие вопросы

Отвечал бы я (6) не вдруг.

 

ответ

№19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

На гербе Смоленска(1) изображена чёрная пушка(2) на золотом лафете(3) которой(4) сидит райская птичка.

 

ответ

№20

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Мы знаем(1) что ныне лежит на весах(2) и (3) что совершается ныне.

 

ответ

№21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

(1)С древних времен человек стремился познать тайны своего существования и окружающей его природы. (2)Возникновение жизни, происхождение человека, устройство человеческого тела, секрет долголетия — подобные вопросы много столетий волнуют нас. (3)Самые первые научные представления о строении и жизни человеческого организма появились в древности. (4)Потребовалось почти 23 столетия упорного труда ученых, чтобы познать основные законы человеческого тела. (5)Человек — самое сложное явление живой природы.

(6) Но и сегодня мы знаем далеко не все об организме человека. (7)Здоровье человека — самое ценное его достояние. (8) Слишком часто люди растрачивают его и разрушают, наносят ему непоправимый вред.(9) Здоровье уже подорвано – начинают думать о нѐм.

 

ответ

№22

Прочитайте текст и выполните задания 22 – 26.

 

(1) Кто-то решил, что наука должна быть непременно скучной. (2) Вероятно, для того, чтобы её больше уважали. (3) Скучное — значит, солидное, авторитетное предприятие. (4) А ведь когда-то сама наука почиталась добрым искусством и всё на свете было интересным. (5) Летали русалки.

(6) Плескались ангелы. (7) Химия именовалась алхимией. (8) Астрономия — астрологией. (9) Психология — хиромантией. (10) История вдохновлялась Музой из хоровода Аполлона и вмещала авантюрный роман.

(11) Последний приют — филология. (12) Казалось бы: любовь к слову. (13) И вообще, любовь. (14) Вольный воздух. (15) Ничего принудительного. (16) Множество затей и фантазий. (17) Так и тут наука. (18) Понаставили цифры, понатыкали сноски, снабдили аппаратом непонятных абстракций, переписали все это заведомо неудобоваримым языком – и вот вам очередная пилорама по изготовлению бесчисленных книг.

(19) На этом индустриальном фоне, в виде оппозиции, в опровержение мрачной утопии, и возникла, мне представляется, книга Петра Вайля и Александра Гениса — «Родная речь». (20) Название звучит архаически.

(21) Почти по-деревенски. (22) Детством попахивает. (23) Сеном. (24) Сельской школой. (25) Её весело и занятно читать, как и подобает ребенку. (26) Не учебник, а приглашение к чтению. (27) Не восславить предлагается прославленную русскую классику, а заглянуть в неё хотя бы одним глазком и тогда уже полюбить. (28) Заботы «Родной речи» экологического свойства и направлены на спасение книги, на оздоровление самой природы чтения.

(29) «Родную речь», журчащую, как ручей, сопровождает неназойливая, необременительная ученость. (30) Она предполагает, что чтение — это сотворчество. (31) У всякого — своё. (32) В ней масса допусков. (33) Свобода трактовок. (34) Пускай наши авторы в изящной словесности собаку съели и выдают на каждом шагу вполне оригинальные повелительные решения, наше дело — не повиноваться, а любую идею подхватывать  на лету    и продолжать, иногда, быть может, в другую сторону. (35) Русская литература явлена здесь в образе морского простора, где каждый писатель сам себе капитан, где паруса и канаты протянуты от «Бедной Лизы» Карамзина к нашим бедным «деревенщикам», от повести «Москва – Петушки» к «Путешествию из Петербурга в Москву».

(36) Читая эту книгу, мы видим, что вечные и, действительно, незыблемые ценности не стоят на месте, приколотые, как экспонаты, по научным рубрикам. (37) Они перемещаются в литературном ряду и в читательском сознании и, случается, входят в состав позднейших проблематичных свершений. (38) Куда они поплывут, как повернутся завтра, никто не знает. (39) В непредсказуемости искусства — его главная сила. (40) Это вам не учебный процесс, не прогресс.

(41) «Родная речь» Вайля и Гениса — это обновление речи, побуждающее читателя, да будь он семи пядей во лбу, заново перечесть всю школьную литературу. (42) Приём этот, известный издревле, называется остранением.

(43) Чтобы им воспользоваться, нужно не так уж много, всего лишь одно усилие: посмотреть на действительность и на произведения искусства непредвзятым взглядом. (45) Как если бы вы их читали впервые. (46) И вы увидите: за каждым классиком бьется живая, только что открытая мысль. (47) В неё хочется играть.

(По А. Синявскому*)

* Андрей Донатович Синявский (1925 – 1997) (литературный псевдоним — Абрам Терц) — русский писатель и литературовед, критик.

 

Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Наука обязательно должна быть интересной.

Автор рецензии считает, что «Родная речь» сильно отличается от стандартного учебника.

Остранение – приём, ставший известным совсем недавно.

«Родная речь» доказывает, что чтение – это сотворчество.

Раньше астрономия именовалась астрологией.

ответ

№23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

  1. В предложениях 1–3 представлено рассуждение.
  2. В предложениях 36–38 представлено повествование.
  3. Предложения 26 и 27 противопоставлены друг другу по смыслу.
  4. В предложениях 43–45 представлено описание.
  5. Предложение 30 подтверждает то, о чём говорится в предложении 29.
ответ

№24

Из предложений 1–10 выпишите слово со значением: «Одна из древнейших систем гадания об индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им событиях и его грядущей судьбе по кожному рельефу ладоней».

 

ответ

№25

Среди предложений 1–24 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

ответ

№26

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

 

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г), соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

Автор рецензии на книгу использует такой троп, как (А)                    (предложение 29), а также (Б)                               («паруса и канаты» в предложении 35). Для акцентуации мысли Синявский использует (В)                     (предложения 20–24). Эмоциональности тексту придают (Г)               (предложения 27, 34, 41).

 

Список терминов:

  1. метафора
  2. эпифора
  3. фразеологизмы
  4. разговорная лексика
  5. сравнение
  6. эпитет
  7. контекстные антонимы
  8. парцелляция
  9. синонимы
ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно