Вариант 6

Время
3:30:00
№1

 

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) В беспокойстве заключается сущность разрушительного влияния тревожности на ментальную активность любого рода. (2) Конечно, беспокойство в каком-то смысле представляет весьма полезную, хотя и искажённую ответную реакцию — слишком усердную ментальную подготовку к предполагаемой угрозе. (3) <…> такая ментальная реакция принимает форму опасной спутанности мыслей, если превращается в один из элементов установившегося распорядка жизни, который поглощает всё внимание, противодействуя всяческим попыткам сосредоточиться на чём-то другом.

 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

  1. Сущность беспокойства состоит в разрушительной силе тревожности.
  2. Беспокойство может причинить вред, если оно поглощает все мысли и чувства человека, но в то же время может выполнять и полезную функцию самозащиты.
  3. Состояние беспокойства опасно, так как поглощает всё внимание и мешает сосредоточиться на других вещах.
  4. Беспокойство — это естественная реакция самозащиты организма.
  5. Беспокойство — это своеобразная самозащита от возможной угрозы, но если это состояние приводит к спутанности мыслей, то оно опасно для человека.
ответ

№2

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении. Запишите этот сочинительный союз.

 

ответ

№3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЭЛЕМЕНТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

 

ЭЛЕМЕНТ, -а, м.

  1. Составная часть чего-н., компонент. Разложить целое на элементы.
  2. Одна из черт в чём-н., в содержании чего-н. (книжн.). Элемент драматизма в рассказе.
  3. Человек как член какой-н. социальной группы. Прогрессивные элементы.
  4. Простое вещество, неразложимое обычными химическими методами на составные части (спец). Периодическая система элементов Менделеева.
ответ

№4

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

тОрты

позвонИшь

дОсыта

газирОванный

укрАинский

 

ответ

№5

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Врач попросил пациента сделать глубокий ВДОХ, чтобы послушать лёгкие.

Он постепенно ПРИТЕРПЕЛСЯ к жизненным трудностям и неурядицам.

Эта улика стала ЯВНЫМ доказательством его вины.

В 2010 году всюду стояла НЕСТЕРПИМАЯ жара.

В холодное время года СОПРОТИВЛЕНИЕ организма заметно ослабевает.

 

ответ

№6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

Из-за аварии мы долго добирались до аэропорта и опоздали на самолет, в конечном итоге нам пришлось менять билеты и лететь другим рейсом.

 

ответ

№7

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

БОЛЕЕ ВЫСОКО

к СЕМЬСОТ прибавить

двадцать нет НОСКОВ

аккуратные ПОЧЕРКИ

пальто ПРОМОКЛО

 

ответ

№8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение в построении сложного предложения Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное образование форм числительного

1)      Приступая к работе над изложением, учителю необходимо знать, насколько хорошо усвоили дети понятие «текст».

2)      Отрывок взят из цикла Максима Горького «Сказок об Италии».

3)      Надо очень бережно относиться к древним названиям, содержащие ценные сведения о жизни наших предков.

4)      Владимир сошёл в город с дружиною своей и послал царям Василию и Константину сказать, что

«я вот взял уже ваш город славный».

5)      Падая на мостовую, Павел увлёк за собой конвоира, и не было сил, которых заставили бы его выпустить оружие в такую минуту.

6)      Дрозды и другие пернатые не только потребители рябины, а также её распространители.

7)      В Германии в тысячу пятьсот пятидесятом году была использована первая машина для чеканки монеты.

8)      Те, кто привыкли делать всё заранее, никогда не переживают перед началом экзаменов.

9)      Согласно указа 1730 года были утверждены 88 городских гербов.

ответ

№9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 

  1. соч...тание, к...нцелярский, кн…жеский
  2. пор..дниться, ск..льзит, т..готение
  3. выпл..влять, др..хлеть, удес..терить
  4. п..онер, к..мпания (друзей), апл..дисменты
  5. оск..пившийся, прибл..жение, зап..рать
ответ

№10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. по..кладка, о..бойный, о..копать
  2. пр..встать, пр..клеить, пр..морский
  3. меж..здательский, из..скать, дез..нформировать
  4. бар..ерный, с..язвить, двух..ярусный
  5. пр..израстать,...тбросить, не..бходимость
ответ

№11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. тюл..вый, претерп..вающий
  2. заманч..вый, остр..нький
  3. эмал..вый, корч..вать
  4. буш..вала, допраш..вать
  5. кра..шек, миндал..вый
ответ

№12

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

 

  1. (собака) во..т, (шип) кол..тся
  2. се..щий, кача..щий
  3. (деньги) трат..тся, леч..щий
  4. присыпл..т, (они) наве..т
  5. леле..щая, самокле..щиеся
ответ

№13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

(НЕ)ОБЫКНОВЕННАЯ картина мне представилась.

Пугачёв проворно вскочил в седло, (НЕ)ДОЖДАВШИСЬ казаков, которые хотели было подсадить его.

Он (НЕ)УЗНАЛ меня.

Башмачкин (НЕ)ЛИШЁН совестливости и определённых моральных принципов.

Художественный гений египтян сумел запечатлеть (НЕ)ТОЛЬКО монументальный тип красоты, но и лёгкость импрессионистического мирочувствования.

 

ответ

№14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Точно (ТАКИЕ)ЖЕ глубокие рвы шли и (ВО)КРУГ двух внутренних стен.

Если каждый из вас (В)СЕРЬЁЗ займётся генеалогией своей семьи, то вас ждут (ПО)НАСТОЯЩЕМУ интересные открытия.

(В)СВЯЗИ с этим мудрецы и учёные мужи прятали под складками одежды кисти рук, (ЧТО)БЫ показать, что они не занимаются физической работой.

(ОТКУДА)ТО (С)ВЕРХУ послышалось характерное стрекотанье дроздов-рябинников.

Всё кругом быстро темнело и утихало, лишь (ИЗ)РЕДКА (В)ДАЛИ неугомонно кричали перепела.

ответ

№15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

В России, в отличие от юга, особе(1)о где-нибудь на берегах Белого моря или Белого озера, несказа(2)о дли(3)ые вечера с закатным солнцем.

 

ответ

№16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

  1. Литература развивает в человеке не только чувство красоты но и понимание жизни.
  2. По деревьям вьётся виноградная лоза и всё переплетено вьющимися растениями.
  3. Вдали широко стелется поле и колышется рожь.
  4. По прибытии в город мы не захотели идти ни в театр ни в кино ни в музей ни на выставку.
  5. Мы ели булочки и джем и пили крепкий кофе.
ответ

№17

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Неподалёку от вяза(1) опершись обеими руками на костыль(2) недвижно стоял седобородый пастух-старик(3) повязанный(4) выгоревшей(5) красной тряпицей.

 

ответ

№18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Меня могила не страшит:

Там (1) говорят (2) страданье спит

В холодной вечной тишине;

Но с жизнью жаль расстаться мне.

Я молод, молод... Знал ли (3) ты (4)

Разгульной юности мечты?

<…>

Что за нужда? Ты жил (5) старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты (6) жил, – я (7) также (8) мог бы жить!

 

(М. Ю. Лермонтов)

ответ

№19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Тула – старинный русский город(1) на гербе(2) которого(3) был изображён набор оружия(4) что свидетельствовало о главном ремесле горожан.

 

ответ

№20

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Голосок слышится всё яснее(1) и(2) если вы посмотрите наверх(3) вам удастся рассмотреть крошечную серую птичку.

 

ответ

№21

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

 (1) Подъехавши к трактиру, Чичиков велел остановиться по двум причинам. 2) С одной стороны, чтоб дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтоб и самому несколько закусить и подкрепиться. 3) Потемневший трактир принял Чичикова под свой небольшой гостеприимный навес на деревянных выточенных столбиках, напоминавших старинные церковные подсвечники. 4) Трактир был похож на русскую избу, но в большем размере. 5) Резные карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили его темные стены; на ставнях были нарисованы кувшины с цветами. 6) Взобравшись узенькою деревянною лестницею наверх, в широкие сени, он встретил отворявшуюся со скрипом дверь и толстую старуху в пестрых ситцах…

7) — Поросенок имеется? — с таким вопросом обратился Чичиков к стоявшей женщине.

(По Н.В. Гоголю)

 

ответ

№22

Прочитайте текст и выполните задания 22 – 26.

(1) Что-то горькое, что-то страшное тревожило мою душу; без цели я ходил по Парижу, нося в своей душе  этот груз горького и страшного, и совершенно неожиданно доплелся до Лувра. (2) Без малейшей нравственной потребности вошел я в сени музея. (3) Войдя в музей, я машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой, разумеется, ровно ничего не понимал, а чувствовал только усталость и шум в ушах. (4) И вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, пораженный чем-то необычайным, непостижимым, остановился перед Венерой Милосской в той большой комнате, которую всякий бывший в Лувре знает и, наверное, помнит во всех подробностях.(5) Я стоял перед ней, смотрел на неё и непрестанно спрашивал самого себя: «Что такое со мной случилось?»(6) Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость... (7) До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. (8) Похожа ли она видом на руку человеческую? (9) Нет, это просто какой-то кожаный комок. (10) Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. (11) Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растет, заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.

(12) Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? (13) Что это такое?

(14) Где и в чем тайна этого твердого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? (15) И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос. (16) Я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа.

(17) Но я ни минуты не сомневался в том, что сторож, толкователь луврских чудес, говорит сущую правду, утверждая, что администрация Лувра сделала великое для всего мира дело, спрятав эту каменную загадку во время франко-прусской войны в деревянный дубовый ящик и схоронив этот ящик в глубине непроницаемых для прусских бомб подвалов. (18) Представить себе, что какой-то кусок чугуна мог бы раздробить это вдребезги, мне казалось диким злодейством. (19) Разбить это! (20) Да ведь это всё равно что лишить мир солнца! (21) Её нужно беречь как зеницу ока, нужно хранить каждую пылинку этого пророчества. (22) Я не знал «почему», но я знал, что в этих витринах, хранящих обломки рук, лежат действительные сокровища; что надо обязательно найти эти руки, что тогда будет ещё лучше жить на свете, что вот тогда-то уж будет радость настоящая. (23) Долго ли я недоумевал над выяснением причин, так неожиданно расширивших, выпрямивших, свежестью и спокойствием наполнивших мою душу, я не помню. (24) Появление какого-то россиянина, вся фигура которого говорила, что он уже вполне разлакомлен бульварными прелестями, а развязный взгляд этого человека, очевидно только что позавтракавшего, стал так бесцеремонно «обшаривать» мою загадку, не находя, по-видимому, ничего особенного по своей части, заставило меня уйти из этой комнаты. (25) Я мог оскорбиться на этого развязного человека, а мне невозможно было даже мысли допустить, чтобы в эту минуту я мог даже подумать жить чем- нибудь таким, что составляло простую житейскую необходимость той поры, то есть того времени, когда я был скомканной перчаткой. (26) Опять позволить скомкать себя так, как это было час тому назад и всю жизнь до этого часа? (27) Нет, нет! (28) Я не мог даже есть, пить в этот день, до такой степени мне казалось это ненужным и обидным для того нового, которое я в себе самом бережно принес в мою комнату.

(29) С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения: сказать что-нибудь не то, что должно, хотя бы даже для того, чтобы не обидеть человека, смолчать о чем-нибудь нехорошем, затаив его в себе, сказать пустую, ничего не значащую фразу, единственно из приличия, делать какое-нибудь дело, которое могло бы отозваться в моей душе малейшим стеснением или, напротив, могло малейшим образом стеснить чужую душу, теперь, с этого памятного дня, сделалось немыслимым. (30) Это значило потерять счастье ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо и которое я не смел желать убавить даже на волосок. (31) Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шёл туда только в таком случае, если чувствовал, что могу «с чистою совестью» принять в себя животворную тайну. (32) Обыкновенно я в такие дни просыпался рано, уходил из дому без разговоров с кем бы то ни было и входил в Лувр первым, когда еще никого там не было.

(33) И тогда я так боялся потерять вследствие какой-нибудь случайности способность во всей полноте ощущать то, что я ощутил здесь, что я при малейшей душевной нескладице не решался подходить к статуе близко, а придешь, заглянешь издали, увидишь, что она тут, та же самая, скажешь сам себе: «Ну, слава богу, ещё можно жить на белом свете!» – и уйдешь.

(По Г. Успенскому*)

Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

  1. Главный герой был восхищён статуей Венеры Милосской.
  2. Администрация Лувра спасла скульптуру во время франко-прусской войны.
  3. Главный герой был рад появлению россиянина в музее.
  4. Рассказчик так и не смог отгадать «животворящую тайну» Венеры Милосской.
  5. Главный герой очень дорожил своей «душевной радостью» и старался часто посещать Лувр.
ответ

№23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

  1. В предложении 17 представлено рассуждение.
  2. В предложении 11 представлены элементы описания.
  3. Предложения 31 и 32 противопоставлены друг другу по смыслу.
  4. В предложениях 1–3 представлено повествование.
  5. Предложение 30 содержит пояснение того, о чём говорится в предложении 29.
ответ

№24

Из предложений 13–23 выпишите фразеологизм.

 

ответ

№25

Среди предложений 1–20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью противительного союза и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

ответ

№26

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г), соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

 

Описывая душевное волнение главного героя, Г.И. Успенский использует такое синтаксическое средство, как (А)                        (предложения 12, 13, 14). Эмоциональность тексту придаёт такой троп, как (Б)               («был скомканной перчаткой» предложение 25), а также (В)                                                                     («скомканного, искалеченного,  измученного  существа»  предложение  11,  «животворящую  тайну»  предложение  16).  В предложениях 5 – 6 мы находим такое средство выразительности, как (Г)                            .

 

Список терминов:

  1. синтаксический параллелизм
  2. ирония
  3. анафора
  4. эпитет
  5. сравнение
  6. парцелляция
  7. метафора
  8. просторечная лексика
  9. вопросительные предложения
ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно