Вариант 9

Время
3:30:00
№1

 Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В общественной практике до эпохи Возрождения широко использовался такой приём для запоминания информации, как «римская комната». (2)По легенде, лучше всех этот приём осуществлял древнеримский политик и философ Марк Туллий Цицерон, который также прославился как выдающийся оратор. (3)<…> он никогда не пользовался подсказками и заготовленным заранее текстом, он выступал с очень большими и яркими речами.

 

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

  1. В общественной практике до эпохи Возрождения был распространен приём запоминания «римская комната», и лучше всех, по легенде, им владел римский оратор Марк Туллий Цицерон, который в своих выступлениях никогда не использовал подсказок и заранее написанного текста.
  2. В эпоху Возрождения очень популярным был приём «римская комната», который помогал выдающимся ораторам, таким как Марк Туллий Цицерон, запоминать большое количество информации и выступать с яркими, запоминающимися речами.
  3. Марк Туллий Цицерон был выдающимся оратором Древнего Рима, благодаря приёму «римская комната».
  4. До эпохи Возрождения был популярен приём «римская комната», который позволял запоминать большой объем информации.
  5. Один из лучших ораторов Древнего Рима был политик и философ Марк Туллий Цицерон, который, выступая со своими грандиозными речами, никогда не пользовался подсказками и готовым текстом, а прибегал к специальному приёму «римская комната», очень популярному до эпохи Возрождения.
ответ

№2

Самостоятельно подберите предлог, который должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

ответ

№3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕЧЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 РЕЧЬ, -и, ж.

  1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Затруднённая р. Отчетливая р. Дар речи.
  2. Разновидность или стиль языка. Устная и письменная р. Разговорная р. Стихотворная р.
  3. Звучащий язык. Русская р. Звучит многоязычная р. Язык и р.
  4. Разговор, беседа. Умные речи приятно и слушать. Об этом речи не было (ничего не говорилось). Об этом не может быть и речи (этого не будет, нельзя).
  5. Публичное выступление. Выступить с речью. Поздравительные речи. Р. на собрании.
ответ

№4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

шАрфы

иксЫ

балУясь

зАсветло

кУхонный

 

ответ

№5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

В интерьере ГАРМОНИЧНО сочетаются мягкие оттенки мебели и яркий, насыщенный цвет стен.

В вагоне было шумно и душно, между сумками протискивался кондуктор, нервно требуя у каждого ОПЛАТИТЬ проезд.

Государь окинул залу ВЕЛИЧЕСТВЕННЫМ взглядом и незаметно кивнул министру: пора было начинать церемонию.

Почва была ГЛИНЯНОЙ, и на ней почти ничего не росло, кроме редкой жёсткой травы.

Петька, высунув голову из воды, сделал глубокий ВДОХ и снова нырнул вниз.

 

ответ

№6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

Друзья задумчиво глядели на тихую гладь воды с редкими белыми барашками и предавались воспоминаниям о былом.

 

ответ

№7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

пара БОТИНОК

ЕЁ платье

ЛЕГЧЕ понять

тремястами ДЕВЯНОСТО двумя

больно ЩИПЛЕТ

 

ответ

№8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) ошибка в образовании формы числительного

В) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1.  Играя на скрипке, его музыка увлекала всех и каждого.

2.  Я размышляю о том, что было бы неплохо оказаться сейчас далеко-далеко отсюда.

3.  Деревушки виднелись по обеим берегам реки.

4.  Дед часто любил повторять: «Вот я-то в твои годы того-то не делал…»

5.  Мама всегда говорила мне: «Старайся помогать и уступить тогда, когда этого ждут от тебя».

6.  Мне было очень неудобно лежать на прогнивших от времени досках.

7.  Он был из тех, кто понимал, как тяжко может приходиться людям, у которых ни гроша в кармане.

8.  Бабушка и я ходила в этот парк почти каждый день.

9.  Я спросил, что он так увлечённо читает, и он указал мне на название романа «Триумфальной арки».

ответ

№9

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

  1. посв..тить (фонариком), пом..риться, к..сички
  2. акк..мпанемент, предприн..мать, вин..грет
  3. сж..гание, сл..жение, р..сточек
  4. ск…калка, экз..меновать, разр..cлась
  5. т..мнота, зак..лоть, г…рчица
ответ

№10

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

  1. во..паленный, и..поведать, не..говорчивый
  2. пр..увеличить, пр..одолеть, пр..светлый
  3. о..даленный, на..треснутый, по..кидывать
  4. раз..гранный, вз..мать, пед..нститут
  5. во..вышается, и..пуганный, и..ношенный
ответ

№11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. удушл..вый, ландыш..вый
  2. разве..ться, почу..вший
  3. фасол..вый, стро..вой
  4. застёг..вая предвид..ть
  5. улыбч..вый, стержн..вой
ответ

№12

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. ссор..щийся, бре..тся (они)
  2. (они) не успоко..тся, кле..щееся
  3. чист..щий, трепл..т (они)
  4. (он) наве..т, ненавид..мый
  5. дорогосто..щая, не ворот..тся
ответ

№13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

НЕ(ПРЕДПОЛАГАЯ), что их ждёт впереди, друзья весело шли вперёд к горизонту.

Как бесконечно сильно он любил свою мать, так бесконечно сильно НЕ(НАВИДЕЛ) своего отца.

Мальчик, (НЕ)ПРИДАВАВШИЙ значения этим звукам ранее, вдруг изумлённо оглянулся.

Рита стояла, сжав в руке платок, и старалась найти причину, почему он её НЕ(ПОНЯЛ).

Сашка проворчал: «Я же НЕ(СЕВЕРНЫЙ) медведь, чтобы есть эту вашу рыбу!»

 

ответ

№14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Дима (НА)ОТРЕЗ отказался идти в класс, чем ДО(СМЕРТИ) испугал учительницу.

ПОД(ЧАС) ему хотелось быть величественным и грозным ПОД(СТАТЬ) Наполеону и своему обожаемому деду.

Сидели В(ПОТЬМАХ), и (НА)МИГ всем показалось, что где-то тихонько журчит вода.

На кухне говорили В(ПОЛГОЛОСА), и С(ПРОСОНОК) я не мог разобрать ни слова.

Было далеко (ЗА)ПОЛНОЧЬ, но мы не могли остановиться и НА(ПЕРЕБОЙ) рассказывали друг другу все новости из тех далеких стран, в которые заносила нас дорога.

 

ответ

№15

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

 

На обед подали тушё(1)ое мясо в глиня(2)ых горшках, жаре(3)ые на углях овощи и четыре буханки хлеба — всё это нашлось в гостеприимном, но стра(4)ом доме, в котором им предстояло провести долгую ночь.

 

ответ

№16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

  1. Часы мерно и тихо стучали и возвещали об убегающих мгновениях.
  2. Её улыбка была не столько красивой сколько миловидной и добродушной.
  3. Вечером зажглись свечи и зал наполнился музыкой.
  4. Снова раздался стук и я всё же решил отворить дверь.
  5. Тут были вазы с ароматными цветами серебристые украшения книги и ещё много всякой всячины.
ответ

№17

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Взлетая (1) он ещё раз оглянулся на (2) лежащий в долине (3) город и улыбнулся (4) сдерживая слёзы.

ответ

№18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

До свиданья (1) друг мой (2) до свиданья.

Милый (3) мой (4) ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу (5) впереди.

 

До свиданья (6) друг мой (7) без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, −

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить (8) конечно (9) не новей.

 

(С. А. Есенин)

 

ответ

№19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Пламя полыхало (1) грозясь поглотить убогие хижины (2) жители (3) которых (4) беспорядочно метались (5) пытаясь вытащить из пламени детей и скот.

 

ответ

№20

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Он всегда считал (1) что его дом там (2) где она (3) где звучит её голос (4) шуршат её легкие шаги (5) и где нет места горькому одиночеству.

 

 

ответ

№21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 1) Белая лошадь с развевающейся гривой — символ благополучия и удачи. 2) Когда-то древнегреческий герой после победы над жестоким царем в гонке на колеснице в знак благодарности богам основал Олимпийские игры — традиция эта живёт сотни веков. 3) Всадник на белом коне — один из самых популярных сюжетов русской иконы. 4) Считается, что белых лошадей в природе не существует. 5) Рождение белого жеребёнка — событие крайней редкости. 6) Может быть, именно поэтому люди убеждены, что встретившаяся им на пути редкая белая лошадь принесёт редкую удачу. 7) Может, поэтому наивный ребёнок и мудрый старик, хрупкая девушка и бесстрашный воин — все замирают при виде белогривой лошади.

 

ответ

№22

Прочитайте текст и выполните задания 22 – 26.

 

(1)Милые братья, особенно те, кто теперь у нас в России борется за такое или иное никому не нужное государственное устройство. (2)Нужно тебе, милый брат, кто бы ты ни был, царь, министр, работник, крестьянин, нужно тебе одно. (3)Это одно − прожить тот неопределённо короткий миг жизни так, как этого хочет от тебя тот, кто послал тебя в жизнь.

(4)Мы все знаем, и я всегда смутно чувствовал это, и чем дальше в жизни, тем яснее. (5)Теперь же, с нынешнего дня, когда я в первый раз ясно почувствовал такую же, как для живого человека близость завтрашнего дня, естественную близость смерти, не только не страшной, но такой переход, который так же естественен и благ, как переход к завтрашнему дню, − теперь, почувствовав это, мне и страшно и, главное, странно думать о той ужасной ненавистнической жизни, которой живёт теперь большинство из нас, людей, рождённых для любви и для блага.

(6)Кто мы, что мы? (7)Ведь только ничтожные, могущие всякую минуту исчезнуть слабые существа, выскочившие на мгновение из небытия в жизнь прекрасную, радостную, с небом, солнцем, лесами, лугами, реками, птицами, животными, блаженством любви и к близким, и к своей душе, к добру и ко всему живому... (8)И что же? (9) Мы, существа эти, не находим ничего лучшего, как то, чтобы этот короткий, неопределённый, каждую минуту могущий прерваться миг жизни отдавать на то, чтобы, изуродовав десятиэтажными домами, мостовыми, дымом, копотью, зарыться в эти трущобы, лезть под землю, добывать камни, железо для того, чтобы строить железные дороги, развозящие по всему миру ненужных никому людей и ненужные товары, и, главное, вместо радостной жизни, жизни любви, ненавидеть, бояться, мучать, мучиться, убивать, запирать, казнить, учиться убивать и убивать друг друга.(10) Ведь это ужасно!(11) Те, кто делает это, говорят, что всё это они делают для того, чтобы избавиться от всего дурного и, что ещё лживее, говорят, что они делают это для того, чтобы избавить людей от зла, что они, делая это, руководятся любовью к людям.(12) Милые братья, опомнитесь, оглянитесь, подумайте о своей слабости, мгновенности, о том, что в этот неопределённый, короткий срок жизни между двумя вечностями или, скорее, безвременностями, жизни, не знающей высшего блага, чем любовь, — подумайте о том, как безумно не делать, что вам свойственно делать, а делать то, что вы делаете.(13) Вам в вашем невольном, поддерживаемом общественным мнением затемнении кажется, что всё то, что вы делаете, есть неизбежное условие жизни людей нашего времени, что то, что вы делаете, это участие в всемирной жизни человечества, что вы не можете не делать того, что все делали и делают и считают необходимым делать. (14)Но ведь хорошо бы было думать так, если бы то, что вы делаете, совпадало с требованиями вашей души, если бы это давало благо вам и другим людям. (15)Да ведь этого нет. (16)Жизнь мира, человечества всего, как она идёт теперь, требует от вас злобы, участия в делах нелюбви к одним братьям ради других, не даёт блага ни другим, ни вам.

(17)«Но мы работаем для будущего», — говорят на это. (18)Но почему жизнью любви в настоящем, сейчас, жертвовать ради неизвестной нам жизни будущей?

(19)Разве не очевидно, какое это странное, губительное суеверие. (20)Я знаю, несомненно знаю, что жизнь — в любви и законе Бога и требовании моего сердца и даёт благо мне и другим. (21)И вдруг какие-то отвлечённые рассуждения заставят меня отказаться от верного несомненного блага моего, обязанности, закона моего... (22) Ради чего? (23)Ничего. (24)Ради обычая, привычки, подражания.(25) Пусть только борец за «свободу» или «порядок» положит одну сотую тех усилий, тех жертв, которые он полагает на борьбу ради своей цели, на увеличение любви в себе и других, и он не так, как при деятельности борьбы, где не видны последствия, а только ожидаются, а тот час же и увидит плоды своей любовной деятельности не только в себе: в великой радости любви, но и в следах, которые неизменно на других людях оставляет эта деятельность.(26) Милые братья, опомнитесь, освободитесь от той ужасной инерции заблуждения (заблуждения, что борьба, животная борьба, может быть свойственна и не губительна человеку), и вы узнаете радость, благо, святость жизни, ненарушимые ничем: ни нападками других людей, потому что нападки эти будут только поводом усиления любви, ни страхом смерти, потому что для любви нет смерти.(27) Милые братья, не смею говорить: «поверьте, поверьте мне». (28)Не верьте, но проверьте то, что я говорю, проверьте хоть один день. (29)Хоть один день, оставаясь в тех условиях, в которых застал вас день, поставьте себе задачей во всяком деле этого дня руководиться одной любовью. (30)И я знаю, что сделай это вы, вы уже не вернётесь к старому, ужасному, губительному заблуждению.

(31)Об одном прошу вас, милые братья: усумнитесь в том, что та жизнь, которая сложилась среди нас, есть та, какая должна быть (жизнь эта есть извращение жизни). (32)Поверьте, что любовь есть назначение, сущность, благо нашей жизни, что то стремление к благу, которое живёт в каждом сердце, та обида за то, что нет того, что должно быть: благо, — что это законное чувство должно быть удовлетворено и удовлетворяется легко. (33) Только бы люди не считали, как теперь, жизнью то, что есть извращение её.

(34)Милые братья, ради вашего блага, сделайте это: усумнитесь в той, кажущейся вам столь важной внешней жизни, которой вы живете. (35)Поймите, что, не говоря уже о личной славе, богатстве и т.п., все те воображаемые вами устройства общественной жизни миллионов и миллионов людей, — всё это ничтожные и жалкие пустяки в сравнении с той душой, которую вы сознаёте в себе в этот короткий миг жизни между рождением и смертью и которая не переставая заявляет вам свои требования. (36)Живите только для неё и ею, тою любовью, к которой она зовёт вас. (37)И все те блага и вам, и всем людям, о которых вы только можете мечтать, и в бесчисленное число раз больше приложатся вам.(38)Только поверьте открытому и зовущему вас к себе благу любви.

(По Л. Н. Толстому*)

 

 

Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

  1. Автор считает, что жизнь в борьбе свойственна человеку и стремление добиваться своей цели любыми средствами в человеке не искоренить.
  2. Новый мир, который строит человек из железа, дыма и копоти, принесёт человеку не счастье, а лишь новые страдания и войны.
  3. Автор считает, что за независимость своей родины стоит бороться каждому человеку.
  4. В жизненных поступках каждому человеку нужно руководствоваться любовью к окружающим его людям, к миру, к человечеству.
  5. Ничтожный человек ничего не может противопоставить огромному миру, кроме как воевать за клочок земли, строить десятиэтажные здания и убивать себе подобных.
ответ

№23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

  1. В предложениях 13−16 представлено рассуждение.
  2. Предложение 3 содержит пояснение того, о чём говорится в предложении 2.
  3. В предложении 25 представлено описание.
  4. В предложениях 34−37 представлено повествование.
  5. В предложении 30 содержится следствие того, о чём говорится в предложении 29. 
ответ

№24

Из предложений 17-27  выпишите  слово  со  значением:  «Предрассудок,  представляющий  собой  веру в какие-либо сверхъестественные потусторонние силы».

 

ответ

№25

Среди предложений 16−28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью частицы и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

ответ

№26

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 – 25.

В этом фрагмента рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных знаков.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

 

«Тексты  Льва  Толстого   отличаются  сложностью  и  витиеватостью  языка.  Он  часто  использует  такое

синтаксическое   средство  как  (А)                         (предложения   9,   26).   Нередко   в   тексте   встречаются  и

(Б)                         (предложения 6, 8, 22). Язык писателя отличается богатой образностью. В этом ему помогают троп (В)                                       («губительное суеверие» в предложении 25, «любовной деятельности» в предложении 19,

«милые братья» в предложении 34) и приём (Г)                       («поверьте» в предложении 27; «деятельность» в предложении 25, «проверьте» в предложении 28)».

 

  1. сравнительный оборот
  2. эпитеты
  3. лексический повтор
  4. контекстуальные антонимы
  5. градация
  6. риторический вопрос
  7. профессионализмы
  8. однородные члены
  9. ирония
ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно