Вариант 10

Время
3:30:00
№1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Древнейшие водяные часы были двух видов: наполняющиеся и вытекающие. (2)Эти часы давали возможность узнать, сколько времени прошло с определенного момента, но не сколько времени вообще. (3)<…> они применялись в суде для ограничения времени ораторов.

 

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

  1. В древние времена водяные часы — наполняющиеся и вытекающие — использовались в суде, так как давали возможность узнать, сколько времени прошло с определённого момента.
  2. В древности существовали наполняющиеся и вытекающие водяные часы.
  3. Раньше водяные часы применялись в суде для установления регламента.
  4. Водяные часы делились на два вида (наполняющиеся и вытекающие) и позволяли узнать точное время.
  5. В древности наполняющиеся и вытекающие водяные часы позволяли узнать, сколько времени прошло с определённого момента, по этой причине их использовали в суде для ограничения времени выступающего.
ответ

№2

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

 

ответ

№3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ВРЕМЯ, -мени, ср.

  1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи – последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.
  2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени?
  3. Промежуток той или иной деятельности, в который совершается что- н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести время.
  4. Определённый момент, в который происходит что-н. Время обеда. В любое время дня.
  5. Период, эпоха. Во время (времена) Петра
ответ

№4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

жАлюзи

создАв

сОгнутый

мозаИчный

углубИть

 

ответ

№5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Эсперанто — ИСКУССТВЕННО созданный язык, возникший не сам по себе.

Интеллигентный человек стремится к знаниям, к ГЛУБОКОМУ изучению истории и культуры народа.

У горлицы большой зоб, который ОТЛИЧАЕТ её от других птиц.

Гладиолусы — это ВЫСОТНЫЕ, с крупными яркими цветками самой разнообразной окраски растения.

Я на правую руку НАДЕЛА перчатку с левой руки.

 

ответ

№6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

ответ

№7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

пять КИЛОГРАММОВ

в ТРЁХСОТ метрах

ЛУЧШЕ всего

все ПРОФЕССОРА

ПОЕЗЖАЙТЕ на дачу

 

ответ

№8

Установите  соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:    к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с Несогласованным приложением

В) нарушение в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) ошибка в образовании форм числительного

1)      Изготовленные в 1744 году предметы первого столового сервиза на Императорском фарфоровом заводе России сохранились до наших дней.

2)      Люди создавали не только календари, а также приборы для измерения времени.

3)      Согласно легенде, богиня предупредила римлян, что им грозит землетрясение.

4)      То, что мы никогда не видели сами, возникает в нашем воображении.

5)      Глядя на картину В. М. Васнецова, не возникает сомнения в том, что видишь живых богатырей.

6)      Всем будет интересно узнать, как художник Карл Брюллов создавал свою знаменитую картину

«Последнего дня Помпеи».

7)      Декарт говорил, что «Я мыслю, следовательно, я существую».

8)      Он понимал о том, что уже слишком поздно и ничего изменить нельзя.

9)      Этот учебник содержит около восемьсот задач.

ответ

№9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 

  1. издр..вле, пл..вник, сол..вей
  2. прик..саться, пол..житься, прог..рать
  3. пр..брежный, хол..дильник, ст..рожка
  4. д.... нозавр, прил..житься, тр..стись
  5. р..сраска, подл..вить, сп..сатель
ответ

№10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать
  2. сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный
  3. п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера
  4. чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний
  5. вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный
ответ

№11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

  1. больш..нство, алюмини..вый
  2. клетч..тый, (начать) снов..
  3. миндал..вый, овлад..вать
  4. попроб..вать, нож..вка
  5. француз..кий, матрос..кий
ответ

№12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..сесть, пр..клонить (колени)
  2. пост..мпрессионизм, сверх..нтересный
  3. бе..грамотный, ни..ходящий
  4. п..смотреть, з..кинуть
  5. д..гнать, з..ночевать
ответ

№13

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Только летом он приезжал на два месяца в именье, но (НЕ)ЗАНИМАЛСЯ хозяйством, предоставляя все управляющему.

Это (НЕ)СОВСЕМ справедливо.

Нельзя было предполагать обман, (НЕ)ПРАВДУ при таком открытом, честном лице.

(НЕ)МЕНЕЕ редкими были изделия из металла.

Лапти – обувь отнюдь (НЕ)ПРОСТАЯ.

 

ответ

№14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

В (ЗАПАДНО)ЕВРОПЕЙСКИХ странах в XV веке появились башмаки с вытянутыми и загнутыми носами, но их имели право носить только богатые горожане, что (ТАК)ЖЕ характеризовало различие между знатными и простыми людьми.

(КОЕ)КАК он наладил дело в городе и занял деньги у купца на то, (ЧТО)БЫ обновить инвентарь.

(ВО)ВРЕМЯ раздела в мае Евгений думал, что он знает (НА)КОНЕЦ всё.

(РАЗВЕ)ЖЕ можно здесь (ЧТО)НИБУДЬ обнаружить?

Немало времени потратили учёные, (ЧТО)БЫ восстановить события, которые (КОГДА)ТО происходили на земле.

 

ответ

№15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

В 1956 году в Новгороде были найде(1)ы берестя(2)ые грамоты, которые явились це(3)ым свидетельством далёкой эпохи.

 

ответ

№16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

  1. До появления стула люди сидели либо на лавках либо на сундуках.
  2. Во всех домах светились огоньки и топились печки.
  3. Он следил и за садом и за оранжереей и за конюшней.
  4. Она читала классическую и современную литературу и прекрасно музицировала.
  5. Кружатся листья по полянам и гуси длинным караваном над лесом держат перелёт.

 

ответ

№17

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Войдя в маленькую дверь (1) и (2) спустившись по камням (3) небрежно положенным один на другой (4) и (5) служившим ступеньками (6) посетитель попадал (7) в закопчённую и сырую комнату.

ответ

№18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

О (1) старый мир!

Пока (2) ты не погиб,

Пока (3) томишься мукой сладкой,

Остановись (4) премудрый (5) как Эдип,

Пред Сфинксом с древнею загадкой!

 

(А. А. Блок)

 

ответ

№19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Через некоторое время (1) глазам археологов открывается полуразрушенный остов корабля (2) палуба (3) которого (4) завалена различными сосудами.

 

ответ

№20

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

С тех пор я всегда вспоминал этот стыд (1) и (2) когда вспоминал (3) уже ничего не боялся.

 

ответ

№21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 (1)Чегемское ущелье — одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина — наиболее узкая его часть длиной 5 км. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6) а Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта — Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7) Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник — передвижение по нему очень опасно.

 

ответ

№22

Прочитайте текст и выполните задания 22 – 26.

 

(1)«От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем», – говорится в древнерусской летописи. (2) Непросто каждому из нас пройти свой путь от тьмы к свету.

(3)Стремление восстановить и сохранить картину жизни своих предков, их культуры свойственно всем народам. (4)«Духовная жизнь народа цельна», как сказал Ф. И. Буслаев, народ не может обойтись без знаний о прошлом.

(5)Всякий человек является представителем какого-то народа, то есть группы людей, живущей на определенной территории, говорящей на одном и том же языке. (6)И всякому человеку хочется познать себя, свою сущность. (7)А сущность человека — это не только общечеловеческие представления о том, что есть человек, каковы его личные особенности, отличие от других людей. (8)Сущность состоит и в особенности человека как представителя определенного народа, носителя конкретного языка и культуры, связанного духовно с другими представителями родного народа, со своими корнями. (9)Поэтому познать самого себя означает узнать историю своего народа, своего рода, своей семьи.

(10)Таким образом, в центре познания человека оказывается его собственная жизнь на фоне жизни родного народа и человечества. (11)Иначе невозможно понять смысл жизни человеческого общества во всей его целостности и взаимосвязях. (12)Понять же это необходимо для объяснения настоящего, для того чтобы пытаться прогнозировать будущее. (13)Иными словами, понимать, к чему движется человечество, твой родной народ, ты сам.

(14)Источниками изучения истории и культуры славян в древности служат: народная словесность, письменные источники, относящиеся к VI–XII векам, археологические памятники, древние представления, сохранившиеся в обычаях, в быту. (15)Ученые этнографы и филологи по крупицам восстанавливают картину культурной жизни славян в древности. (16)Само название филологии как науки, объединяющей знания о языке и литературе того или иного народа, произошло от греческих слов «фи́ло» — люблю и «ло́гос» — слово.

(17)Первые упоминания о славянах и славянских племенах мы находим в памятниках VI века — сочинениях

византийских и арабских историков и писателей. (18)Известен готский историк и церковный деятель первой половины VI века Иордана (Иорнанд). (19)Также до нас дошли сведения о византийском историке Прокопии Кесарийском. (20)В их сочинениях мы находим информацию о происхождении славянских племён, об их древних названиях, о местах расселения, о постепенном обосновании на определенных территориях, о природных условиях, растительном и животном мире.

(21)Узнаем и об их внешнем облике, верованиях, воззрениях на мир, свойствах характера, образе жизни, языке. (22)Авторы V–VII веков знали славян под собирательным именем венедов, венетов, антов и собственно славян. (23)Свидетельства эти весьма противоречивы. (24)Многие сведения изложены односторонне. (25)Поэтому    по ним довольно трудно восстановить целостную картину быта и нравов славян. (26)И всё же эти первые письменные источники о славянах, эти сочинения вместе с другими легли в основу летописей. (27)Все письменные источники были учтены великими русскими историками Н. М. Карамзиным и С. М. Соловьевым при изложении русской истории. (28)Интересные данные по древнейшей истории славянства и Руси содержатся в летописной «Повести временных лет». (29)Как известно, она была создана в начале XII века. (30)В сочинении использованы устные предания, древние песни, библейские рассказы, воспоминания современников — очевидцев событий, византийские хроники. (31) Другим важным источником, дополняющим наши представления о жизни восточных славян в древности, является Никоновская летопись, созданная в XVI веке в Москве.(32) В самом начале XIX века Н. М. Карамзин приступил к работе над своим сочинением «История государства Российского». (33)В основу многотомного произведения легли древние источники, русские летописи, документы. (34)Н. М. Карамзин попытался дать последовательное описание событий русской истории с древнейших времен. (35)Он хотел в своем труде обобщить, соединить воедино имеющиеся материалы. (36)К сожалению, писатель успел изложить русскую историю до 1611 года. (37)Его сочинение представляет огромную ценность! (38)В нем обобщены знания о жизни русского народа, которыми обладала отечественная наука в начале XIX столетия.

(Из книги «Русская народная словесность» *)

 

* Русская народная словесность. Автор-составитель Н. Н. Костанян. Главной задачей книги является обращение к истокам родного языка, истории и культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа.

 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

  1. «История государства Российского» — это многотомный труд, в основе которого лежат письменные источники, дошедшие до нас с древних времён.
  2. По дошедшим до нас источникам очень легко восстановить истинную картину быта и нравов славян.
  3. Каждый народ хочет восстановить картину своего прошлого, узнать жизнь предков.
  4. Человек всегда стремится осознать себя, свою жизнь на фоне жизни своего народа.
  5. Н.М. Карамзин описал русскую историю начиная с 1611 года.
ответ

№23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

  1. В предложениях 8–10 представлено рассуждение.
  2. Предложение 4 подтверждает суждение, содержащееся в предложении 3.
  3. В предложениях 17–22 представлено повествование.
  4. В предложениях 31–33 представлено описание.
  5. В предложении 26 содержится пояснение того, о чём говорится в предложениях 23–25.
ответ

№24

Из предложений 14–17 выпишите фразеологизм.

 

ответ

№25

Среди предложений 5–22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора, частицы и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

ответ

№26

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

«Логичность и последовательность изложения материала в статье «Славяне» обусловлена (А)                       (предложения 10, 13, 29). Для достоверности автор прибегает к использованию (Б)                     (предложения 1, 4), а также (В)                                   (предложения 13, 14, 20, 21). В тексте встречается такой троп, как (Г)                          («очи и сердце» предложение 1)».

 

Список терминов:

  1. ряды однородных членов
  2. сравнительный оборот
  3. метонимия
  4. вводные слова
  5. эпитеты
  6. парцелляция
  7. профессионализмы
  8. цитирование
  9. анафора
ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно