Вариант 1

Время
3:30:00
№1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) учреждение патриаршества

2) вхождение Прибалтики в состав СССР

3) «доктрина Монро»

ответ

№2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

CОБЫТИЯ

ГОДЫ

A) Брестский мир

1) 1380

Б) Сан-Стефанский мир

2) 1480

В) Туркманчайский мир

3) 1878

Г) Куликовская битва

4) 1813

 

5) 1828

 

6) 1918

ответ

№3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с процессом закрепощения крестьян.

1) Юрьев день; 2) урочные лета; 3) земский начальник; 4) заповедные лета; 5) пожилое; 6) рекрутская повинность.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

ответ

№4

Запишите термин, о котором идёт речь.

Фиксированный натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств в период НЭП.

ответ

№5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

CОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

ФАКТЫ

A) Формирование и развитие законодательства Древнерусского государства

1) образование Временного комитета Государственной Думы

Б) Реформы Николая I

2) введение серебряного рубля

В) Политика «просвещенного абсолютизма»

3) принятие «Русской Правды»

Г) Первые документы Советской власти

4) принятие декрета о мире

 

5) манифест «об усовершенствовании государственного порядка»

 

6) созыв Уложенной комиссии

ответ

№6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«А у нас всё шло по плану.  Две танковые группы стремительным броском продвинулись далеко на восток,   а затем повернули навстречу друг другу. В то же время часть сил танковой группы Гудериана продолжала двигаться вперёд, хотя в тылу шёл яростный бой с окружёнными войсками русских. Гудериан стремился как можно скорее выйти к Минску, так как было важно не дать противнику отойти на восток, за Березину, Днепр и Западную Двину».

Б)

«Это был удар исключительной силы. Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому,  гитлеровцы считали, что участь его решена,  и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов всё больше наводняли улицы».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. В отрывке идёт речь об окружении Ленинграда.
  2. В отрывке идёт речь о боевых действиях 1941 г.
  3. По итогам битвы, о которой речь идет в отрывке, немецкие войска были взяты в кольцо.
  4. Активным участником упомянутых боевых действий был В. К. Блюхер.
  5. В отрывке идёт речь о Сталинградской битве.
  6. В отрывке упоминаются «котлы», в которые попадали советские войска.
ответ

№7

Что из перечисленного относится к правлению Александра I? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Указ «о вольных хлебопашцах».
  2. Отмена местничества.
  3. Учреждение Сената.
  4. Создание Государственного совета.
  5. Начало промышленного переворота. 
  6. Создание военных поселений.
ответ

№8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) На                                конференции Принято решение об открытии второго фронта в северной Франции в течение мая 1944 г.

Б)                                 — руководитель партизанского отряда. Была отправлена в посёлок Пено с целью разведать численность вражеского отряда.

В) Операция советских партизан по подрыву железнодорожных путей в тылу врага с целью срыва военных перевозок противника осенью 1943 года называлась            .

Пропущенные элементы:

  1. Тегеранская
  2. Волошина Вера
  3. «Уран»
  4. Потсдамская
  5. Лиза Чайкина
  6. «Концерт»
ответ

№9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А) Восстание Степана Разина

1) А. В. Суворов

Б) Восстание Емельяна Пугачёва

2) Алексей Михайлович

В) Восстание Кондратия Булавина

3) Фёдор Алексеевич

Г) «Азовское сидение»

4) Михаил Фёдорович

 

5) Пётр Великий

 

6) Александр I

ответ

№10

Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора.

Сегодня я обращаюсь к вам, именно к вам, потому что вы доверили мне высший государственный пост в стране. Я понимаю, что взял на себя огромную ответственность, и знаю, в России глава государства всегда был и будет человеком, который отвечает за все, что происходит в стране. Первый Президент России, Борис Николаевич Ельцин, покидая Кремль, сегодня вспомнил об этом, произнес слова, которые многим запомнились. Он сегодня повторил в этом зале: "Берегите Россию". Именно в этом я вижу главную президентскую обязанность. Исполнение этого долга буду требовать и от своих соратников по работе, по службе. Я также рассчитываю найти в этом патриотическом деле помощь сограждан России, всех, кому дорога судьба нашего Отечества.

ответ

№11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Век

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

XIX в.

                       (А)

Создание Тройственного союза

                       (Б)

Начало княжения в Киеве Владимира Мономаха

Третий крестовый поход

 

                       (В)

Присоединение Псковской земли

к Московскому княжеству

 

                       (Г)

XVIII в.

                       (Д)

                       (Е)

Пропущенные элементы:

  1. принятие конституции США
  2. XVI в.
  3. гражданская война в Англии
  4. открытие железной дороги Санкт-Петербург — Царское село
  5. Грюнвальдская битва
  6. XIV в.
  7. выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии
  8. XII в.
  9. присоединение Крыма к Российской империи
ответ

№12

Прочтите отрывок из исторического источника.

«Паки же древле враг наш диявол, не хотя роду християне кого видете в добре, вложил в человецы лукавство, еже  есть лихоимествовать, и введе многих людей в пагубу. Бысть в то же время, умножишась разбойство в земле Рустей, не токмо что по пустым местом проезду не бысть, ино и под Москвою быша разбои велицы. Царь же Борис, видя такое в земле нестроение и кровопролитие, посылаше многи жда на них. Они же разбойники, ахи звери зубы своими скрежетаху на человека, тако противля хуся с посланными, и ничево им не можахусотворити. Они же воры и досталь православных христиан посецаху и грабяху. У них же воровских людей старейшина в разбойниках именем Хлопа. Царь же Борис, слышав,яко ничто им не зделати, прискорбен бысть зело и призва к себе бояр и возвести им и думаше с ними, како бы тех разбойников переимати. Бояре же придумашана них послати со многою ратью воевод. Царь же Борис посла на них окопничево своего Ивана Федоровича Басманова, а с ним многую рать. Они же поидоша и сойдоша их близ Москвы. Разбойницы ж с ними биющеся, не щадя голов своих, и воеводу Ивана Федоровича убиша до смерти. Ратные же, видя такую от них над собою поrибель, что убиша у них разбойники воеводу, и начашас ними битися, не жалеюще живота своего, и едва возмогоша их oкоянных осилить, многих их побиша: живи бо в руки не давахуся, а иных многих и живых поимаша. И тово же вора их старейшину. Хлопка едва возмогоша жива взяти, что изнемог от многих ран, а иные уйдоша на Украину и тамо их всех воров поимаша и всех повелеша перевешать. Воеводу ж Ивана Басмановаповелецарь Борис погрести честно у Троицы в Сергиеве монастыре.»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. в документе говорится о восстании Хлопка
  2. в документе речь идёт о восстании К. Булавина
  3. события происходят в период городских восстанийXVII века
  4. царь Борис скончается вскоре после описанных событий
  5. описанные события происходят в период Смуты
  6. указанный в документе Хлопок назывался Петром
ответ

№13

Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите название периода отечественной истории, события которого изображены на схеме.

ответ

№14

Рассмотрите схему и выполните задание

Назовите царя, в правление которого разразился страшный голод, ставший одной из причин событий, изображённых на схеме.

ответ

№15

Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите прозвище самозванца, которое он получил из-за того, что расположил свой лагерь в подмосковном селе, обозначенном цифрой «2».

ответ

№16

Рассмотрите схему и выполните задание

Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Участниками событий, изображённых на схеме, были К. Булавин и протопоп Аввакум.
  2. Поход на Москву, обозначенный на схеме точечными стрелками, возглавлял самозванец, известный как Григорий Отрепьев.
  3. Староста посада обратился с призывом к сбору средств на борьбу с интервентами в городе, обозначенном на схеме цифрой «4».
  4. Следствием событий, изображённых на схеме, стала утрата Россией заштрихованных на схеме территорий.
  5. Одной из причин событий, изображённых на схеме, стало пресечение царствующей династии Рюриковичей.
  6. Древний русский город, обозначенный на схеме цифрой «1», отбил все попытки интервентов захватить его.
ответ

№17

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Б) «Повесть временных лет»

В) Исаакиевский собор в Петербурге

Г) «Рабочий и колхозница»

1) Построен в 1818—1858 гг. по проекту архитектора Огюста Монферрана

2) Автором повести является Н. Некрасов

3) Написание данного произведения относится к 1112–1113 годам

4) Данная скульптура создана в 30-ее гг. XX в.

5) Автором данного шедевра является Илья Репин

6) Автором данной скульптуры стал Е. Вучетич

ответ

№18

Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения об этом изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Плакат относится к событиям Первой мировой войны.
  2. На плакате изображены оборонительные сооружения.
  3. Плакат призывает на защиту Петрограда от большевиков.
  4. Плакат призывает на защиту Петрограда от немцев.
  5. Плакат обращён к революционным слоям населения.
ответ

№19

Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие из представленных плакатов относятся к событиям той же войны, что и плакат из задания 18? В ответе запишите две цифры, которыми они обозначены.

1.   2.

3.   4.

ответ

№20

Прочтите отрывок из исторического источника икратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 «Решил князь … пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь …, и поразился, и сказал вельможам своим: "Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему". Почтив же его достойно,     он отпустил князя.

После этого разгневался царь на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий … воздвиг церкви, города отстроил, людей, разогнанных собрал в дома их. Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и бог помогает, ибо бог не ангелов любит, но людей, в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое.

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий … пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им; "Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей". И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большою добычею.

Отец же его великий князь возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся.

Много потрудившись богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его бог и больший чин принять - схиму. И такс миром богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: "Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!" Святое же тело князя понесли к городу Владимиру».

Задание 20:

Укажите век, когда происходили упомянутые события. Укажите полное имя (с прозвищем) великого князя и имя царя Орды, к которому ездил великий князь. Укажите название периода истории Древней Руси, когда происходили описываемые в тексте события

ответ

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  век – XIII (13);

2)  великий князь – Александр Ярославович (Рюрикович) Невский; Царь Орды – Батый;

3)  название периода – «монголо-татарское иго» или схожее название — так же может быть назван период феодальной /политической раздробленности

№21

Задание 21:

Назовите не менее трёх деяний великого князя.

ответ

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны следующие деяния:

1) Невская битва – 1240 г.;

2) Ледовое побоище – 1242 г.;

3) получение ярлыка в Орде – 1247 г.;

4) участие в ордынской переписи населения Руси – 1257 г.;

5) освобождение Руси от обязательств предоставлять Орде войска для военных походов

6) избавил страну от татаро-монгольских набегов

7) выкуп пленных и др.

Могут быть указаны другие деяния

№22

Задание 22:

Что стало основной причиной, по которой русские князья вынуждены были ездить в Орду, кланяться её царям? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух последствий событий, связанных с монголами, для Руси.

ответ

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) причина, например:

− феодальная/политическая раздробленность Руси;

2) последствия, например:

−    разорение русских земель в результате нашествия монгол и их дальнейших набегов;

−    попадание в экономическую зависимость, обязанность платить дань;

−    потеря территорий юго-западных русских княжеств и др.

Причина может быть сформулирована иначе. Могут быть указаны другие последствия.

№23

Задание 23:

С. Ю. Витте считал, что Россия не готова к войне с Японией на Дальнем Востоке. Объясните, на основании каких фактов он мог сделать такой вывод (приведите три объяснения).

ответ

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть приведены следующие объяснения:

1)  большое расстояние между центральной Россией и театром военных действий ослабляет контроль и главное командование;

2)  слабая подготовка России к войне и военно-техническое превосходство Японии;

3)    отсутствие возможностей быстрой переброски войск и доставки грузов, т.к. КВЖД была одноколейной.

Могут быть приведены другие объяснения.

№24

Задание 24:

По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

«Петр I сделал государство сильнее, а народ беднее».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ответ

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

– Пётр стремился получить для России выход к незамерзающему морю, чтобы увеличить товарооборот с Западом, однако сами войны носили для России разорительный характер (Азовские походы 1695 и 1696 гг., Северная война 1700-1721 гг.);

– для пополнения государственной казны Пётр изменил систему налогообложения, что легло очередным бременем на простых людей (введение подушной подати в 1718-1724 гг);

2) в опровержение, например:

– государственно-административная реформа была направлена на упорядочение системы управления в государстве, т.к. приказная система изжила себя (1711 г. – учреждение Правительствующего Сената, 1718-1721 гг. – создание коллегий);

– развитие новых отраслей промышленности, распространение новых культур в сельском хозяйстве, политика протекционизма в отношении российских производителей;

Могут быть приведены другие аргументы.

№25

Задание 25:

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1223 – 1241 гг.; 2) 1741 – 1761 г.; 3) декабрь 1925 г. – 1937 г.

В сочинении необходимо:

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей     в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно