Вариант 3

Время
3:0:00
№1

Рассмотрите предложенную схему классификации эукариотических форм жизни на Земле. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин:

Уровень

Пример

 

Загрязнение Мирового океана

Молекулярно-генетический

Строение ДНК

ответ

№3

В молекуле ДНК содержится 25% аденина. Сколько процентов тимина содержится в этой молекуле? В ответ запишите только соответствующее число.

ответ

№4

Укажите основные макроэлементы, входящие в состав клетки. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. йод
  2. натрий
  3. медь
  4. марганец
  5. калий
ответ

№5

Установите соответствие между органоидами клетки и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОРГАНОИДЫ

А) представляет собой стопку цистерн

Б) одномембранный органоид

В) двумембранный органоид

Г) осуществляет синтез АТФ

Д) осуществляет сортировку белков

1)   митохондрия

2)   комплекс Гольджи

ответ

№6

Чёрный цвет у быка наследуется как доминантный признак. Определите вероятность в процентах рождения чёрных бычков при скрещивании красной коровы и чёрного быка (гетерозигота). В ответ запишите соответствующее число.

ответ

№7

Укажите, какие из утверждений относятся к гемофилии. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. ген гемофилии сцеплен с Х-хромосомой
  2. ген гемофилии локализуется в аутосоме
  3. у больных гемофилией нарушен процесс свёртывания крови
  4. болезнь обусловлена доминантным геном
  5. женщины болеют гемофилией чаще, чем мужчины .
ответ

№8

Установите соответствие между основными направлениями биотехнологии и их описаниями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПИСАНИЯ

НАПРABЛЕНИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ

А) основана на культивировании тканей

Б) основана на введении генов другого организма в клетки

В) позволяет получать гибриды между видами, не скрещивающимися в природе

Г) позволяет получать чистые линии

Д) позволяет получать организмы со свойствами,  характерными для других организмов

1)   клеточная инженерия

2)   генная инженерия

ответ

№9

Укажите признаки, характерные для семейства, представитель которого изображён на рисунке. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. плод — ягода
  2. плод — стручок или стручочек
  3. формула цветка: *Ч4Л4Т2+4П1
  4. формула цветка: *Ч0Л5Т(5)П1
  5. соцветие — кисть
  6. соцветие — корзинка

ответ

№10

Установите соответствие между признаками и представителями царства Грибов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ПРЕДСТABИТЕЛИ

А) не имеет мицелия

Б) мицелий состоит из разветвлённых нитей

В) размножается почкованием

Г) образует споры

Д) образует вещества, обладающие бактерицидными свойствами

1)   пеницилл

2)   дрожжи

ответ

№11

Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с наименьшего. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр .

  1. Лютиковые
  2. Растения
  3. Лютик ползучий
  4. Лютик
  5. Двудольные
  6. Покрытосеменные
ответ

№12

Укажите утверждения, которые описывают щитовидную железу человека. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. состоит из двух долей
  2. для нормального функционирования нужен йод
  3. является самой большой железой в организме
  4. имеет головку и хвост
  5. секреторными клетками являются островки Лангерганса
  6. выделяет гормоны, регулирующие обмен веществ и уровень кальция
ответ

№13

Установите соответствие между признаками и органами пищеварительной системы человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОРГАНЫ

А) начинается сразу за желудком

Б) осуществляет всасывание основной  массы питательных веществ

В) включает двенадцатиперстную кишку

Г) формирует среду для расщепления клетчатки

Д) осуществляет основное всасывание воды

1)   тонкая кишка

2)   толстая кишка

ответ

№14

Установите последовательность процессов при свёртывании крови в организме человека. В ответ запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. превращение протромбина  в тромбин
  2. образование тромба
  3. выделение биологически активных веществ из тромбоцитов
  4. образование фибрина
ответ

№15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида гидра обыкновенная. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

(1) Гидра — представитель кишечнополостных животных из класса гидроидных. (2) Она обитает  в стоячих пресных водоёмах и реках с медленным течением. (3) Там она охотится на мелких ракообразных при помощи щупалец. (4) Пойманные рачки попадают в кишечную полость, которая сообщается с внешней средой. (5) Основными хищниками, поедающими гидр являются брюхоногие моллюски и некоторые рыбы. (6) Для защиты от них гидры используют стрекательные клетки.

ответ

№16

Установите соответствие между основными положениями эволюционных теорий и их авторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛОЖЕНИЯ

ABТОРЫ

А) все организмы стремятся к размножению в геометрической прогрессии

Б) первые организмы произошли путём самозарождения

В) постоянное использование органа ведёт к его развитию

Г) в результате борьбы за существование происходит естественный отбор

Д) у всех организмов существует стремление к совершенствованию

1)   Ч. Дарвин

2)   Ж. Б. Ламарк

ответ

№17

Укажите, какие их признаков характеризуют Волка степного, как консумента. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. гетеротроф, хищник
  2. поедает растительноядных животных
  3. потребляет солнечную энергию
  4. выполняет роль санитара
  5. основа рациона — белковая пища
  6. накапливает в себе макроэлементы
ответ

№18

Установите соответствие между видами экосистем и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ЭКОСИСТЕМ

ВИДЫ

А) пшеничное поле

Б) плодовый сад

В) водохранилище

Г) смешанный лес

Д) болото

1)   искусственная экосистема

2)   естественная экосистема

ответ

№19

Установите последовательность звеньев в пищевой цепи. В ответ запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. зелёные водоросли
  2. головастик
  3. личинка стрекозы
  4. карась
  5. щука
ответ

№20

Проанализируйте таблицу «Двумембранные органоиды клетки». Заполните таблицу, используя термины, приведённые ниже.

Органоид

Структуры, образованные внутренней мембраной

Функции

(А)

Кристы

клеточное дыхание

Хлоропласт

(Б)

(В)

Список терминов и понятий:

  1. гликолиз
  2. тилакоиды
  3. фотосинтез
  4. аппарат Гольджи
  5. рибосома
  6. митохондрия
ответ

№21

Изучите график изменения уровня мелатонина у человека в течение суток.

Изменение уровня мелатонина в течение суток

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данного графика

  1. Максимальная концентрация мелатонина наблюдается в ночное время.
  2. В течение дневного времени суток колебания концентрации мелатонина незначительны.
  3. Уровень мелатонина не зависит от времени суток и контролируется экзогенными факторами.
  4. В дневное время в организме полностью отсутствует мелатонин.
  5. Уровень мелатонина равномерно повышается в течение суток.
ответ

№22

Какие отличия будут в формуле крови (количество форменных элементов) у человека, проживающего в высокогорных районах по сравнению с жителями равнины?

ответ

1) В высокогорных районах отмечается меньшее содержание кислорода в воздухе.

2) Для адаптации организма в крови живущих там людей содержится больше эритроцитов и выше содержание гемоглобина в них для увеличения кислородной емкости крови

№23

Назовите изображенный на рисунке организм, царство и тип, к которому его относят. Что обозначено под буквами А и Б, какие функции выполняют эти элементы?

ответ

1) На рисунке изображена инфузория туфелька, относящаяся к царству Животные, подцарству Простейшие, типу Инфузории.

2) А — сократительная вакуоль, основная функция — осморегуляторная, то есть удаляет избыток жидкости из клетки.

3) Б — клеточный рот, который окружен ресничками и участвует в поглощении пищи (бактерий) и воды.

№24

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

1. Популяция — совокупность организмов, длительно обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. 2. Таким образом, бабочки разных видов, населяющие определенный ареал, представляют популяцию. 3. Разные популяции одного вида относительно изолированы друг от друга. 4. Выделяют биологическую и эволюционную изоляции. 5. Популяция — это элементарная единица эволюции, следуя теории Ж-Б Ламарка. 6. Выделяют такие характеристики изоляции, как численность, плотность, возрастная, половая и пространственные структуры.

ответ

№25

Перечислите и дайте характеристику особенностям жизнедеятельности растений пустыни, помогающие им выживать в местах дефицита воды.

ответ

  1. Для уменьшения испарения листья многих из них редуцированы в колючки и/или покрыты плотной кутикулой, что также защищает от высоких температур.
  2. Для лучшего всасывания жидкости растения пустыни могут иметь или корневую систему, прорастающую вглубь до подземных грунтовых вод или наоборот густо разветвленную в поверхностных слоях почвы для активного запасания воды в сезон дождей, а также поглощения влаги из земли, смоченной туманом или росой.
  3. Растения пустыни запасают воду во время сезона дождей в стеблях за счет наличия здесь водоносной паренхимы.

№26

Какие из особенностей представителей класса Земноводные, связанные с их выходом на сушу, не сохранились у Пресмыкающихся? Объясните почему. Назовите не менее 4 примеров.

ответ

  1. У пресмыкающихся в отличии от земноводных кожа сухая, покрыта чешуями и не участвует в процессе дыхания.
  2. Процесс газообмена осуществляется только в легких, за счет их более развитой ячеистой структуры.
  3. Вместо туловищных почек, у пресмыкающихся тазовые почки, которые выполняют функцию реабсорбции и сохранение воды в организме животного.
  4. Оплодотворение внутреннее, не зависящее от воды. Зародыш развивается в яйце с плотными кожистыми оболочками и с запасом питательных веществ.

№27

Известно, что инсулин — гормон пептидной природы, содержит в своем составе 51 аминокислоту. Определите сколько нуклеотидов в гене (две цепи ДНК), кодирующих этот белок, длину иРНК, если известно, что расстояние между нуклеотидами 0,34 нм, число молекул тРНК, участвующих в процессе биосинтеза этого белка. Объясните полученные результаты.

ответ

  1. Информация об 1 аминокислоте содержится в трех нуклеотидах (51 * 3 = 153). 153 — количество нуклеотидов в одной цепи ДНК. В двух цепях ДНК 153 * 2 = 306 нуклеотидов.
  2. иРНК, кодирующая данный белок, содержит 153 нуклеотида, то  есть  ее  длина  составляет 153 * 0,34 нм = 52,02 нм.
  3. 1 молекула тРНК переносит 1 аминокислоту, следовательно,51 молекула тРНК принимает участие в синтез инсулина.

№28

Скрестили полосатых гусениц тутового шелкопряда, которые плетут белые коконы, с одноцветными гусеницами, плетущими желтые коконы. При скрещивании все гусеницы первого поколения были полосатыми и плели желтые коконы. При следующем скрещивании полученных особей между собой наблюдалось расщепление: 298 — полосатые и плетущие желтые коконы, 101 — полосатые и плетущие белые коконы, 98 — одноцветные и плетущие желтые коконы и 31 — одноцветные и плетущие белые коконы. Определите генотипы родителей обоих скрещиваний, составьте схемы производимых скрещиваний. Обоснуйте, какой закон наследования наблюдается в данном случае.

ответ

Дано:

F1: все — полосатые и плетущие желтые коконы.

F2: 298 — полосатые и плетущие желтые коконы,

101 — полосатые и плетущие белые коконы,

98 — одноцветные и плетущие желтые коконы, 31 — одноцветные и плетущие белые коконы.

Решение:

Так как в первом поколении наблюдалось единообразие — полосатые и плетущие желтые коконы, то

A — полосатый окрас; а — одноцветный окрас; В — желтые коконы, b — белые коконы. 1-е скрещивание

P

AAbb

×

aaBB

G

Ab

 

aB

 

 

 

 

F1

100% AaBb

 

полосатые, желтый кокон

 

 

 

 

2-е скрещивание

P

AaBb

×

AaBb

 

G

Ab

aB

Ab

aB

 

AB

ab

AB

ab

F2

пол., желт.

пол, белые

одн., желт.

одн., белые

 

298

101

98

31

 

9

3

3

1

 

 

Ab

aB

AB

ab

Ab

AAbb

AaBb

AABb

Aabb

aB

AaBb

aaBB

AaBB

aaBb

AB

AABb

AaBB

AABB

AaBb

ab

Aabb

aaBb

AaBb

aabb

Ответ:

  1. генотипы родителей 1-го скрещивания — мать AAbb, отец aaBB
  2. генотипы родителей 2-го скрещивания — мать AaBb, отец AaBb
  3. Так как расщепление по фенотипу составило 9 : 3 : 3 : 1, то следовательно признаки не сцеплены и наследуются независимо (третий закон Менделя).

 

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно