Вариант 5

Время
3:0:00
№1

Рассмотрите предложенную схему классификации органов цветковых растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин:

Метод

Описание метода

 

Изучение влияния фенотипа на сходные  генотипы на примере близкородственных организмов

Исторический

Сравнение ныне живущих организмов с ископаемыми

ответ

№3

Известно, что соматическая клетка животного содержит 16 хромосом. Определите, какое количество хромосом имеет оплодотворённая яйцеклетка этого животного. В ответ запишите соответствующее число.

ответ

№4

Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, являются свойствами генетического кода. Определите два свойства, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. избыточность
  2. неоднозначность
  3. триплетность
  4. универсальность
  5. перекрываемость
ответ

№5

Установите соответствие между типами пластид и их описаниями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПИСАНИЯ

ПЛАСТИДЫ

А) доминируют в зелёной части листа

Б) преобладают в красных плодах

В) большая часть пигментов представлена каратиноидами

Г) содержат хлорофилл

Д) определяют окраску листьев осенью

1)   хромопласты

2)   хлоропласты

ответ

№6

У человека ген глухоты — рецессивный, аутосомный. В брак вступили глухая женщина и мужчина с нормальным слухом. Ребёнок родился глухим. Определите генотип отца. Ответ запишите в буквенном варианте, используя букву А (в русской раскладке).

ответ

№7

Укажите два основных положения учения Т. Моргана. В ответ запишите соответствующие цифры.

  1. гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно
  2. гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются независимо
  3. гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления
  4. единица расстояния между генами — 1 мкм
  5. кроссинговер между гомологичными хромосомами невозможен
ответ

№8

Установите соответствие между видами размножения и их описаниями. к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПИСАНИЯ

ВИДЫ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) участвует один организм

Б) участвуют два организма

В) участвуют вегетативные органы

Г) используется в сельском хозяйстве для быстрого увеличения численности

Д) в результате повышается генетическое

разнообразие популяции

1)   половое

2)   бесполое

ответ

№9

Рассмотрите  рисунок  с  изображением   представителя   одного  из царств живых организмов. Выберите три признака, которые характеризуют данную группу организмов и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. наличие хорошо развитой клеточной стенки
  2. гетеротрофность
  3. наличие хлоропластов
  4. гликоген, как основное запасающее вещество
  5. размножение путем почкованияа
  6. продукт метаболизма — азотистая кислота
ответ

№10

Установите соответствие между классами растений и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

КЛАССЫ

А) преимущественная жизненная форма — травы

Б) количество лепестков кратно 4 или 5

В) проводящие пучки без камбия

Г) корневая система мочковатая

Д) жилкование листьев сетчатое или пальчатое

1)   Однодольные

2)   Двудольные

ответ

№11

Установите последовательность развития жука. В ответ запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. личинка
  2. имаго
  3. куколка
  4. яйцо
ответ

№12

Выберите признаки, относящиеся к тромбоцитам человека. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. форменные элементы округлой формы
  2. не имеют ядра
  3. обеспечивают газообмен
  4. участвуют в свёртывании крови
  5. образуются в красном костном мозге
  6. при тяжёлой физической работе количество в крови падает
ответ

№13

Установите соответствие между видами отростков нейрона и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОТРОСТКИ НЕЙРОНА

А) проводит возбуждение от тела к другому нейрону

Б) один на клетку

В) воспринимает раздражение от других нейронов

Г) имеет миелиновую оболочку

Д) короткий

1)   аксон

2)   дендрит

ответ

№14

Установите последовательность видов зубов у человека от центра челюсти к краю. В ответ напишите соответствующую последовательность цифр .

  1. клык
  2. малый коренной
  3. резец
  4. большой коренной
ответ

№15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида маврикийский дронт. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

(1) Маврикийский дронт, или додо, — вымерший вид птицы, ранее обитавшей на острове Маврикий (2) Маврикийский дронт был высотой около 1 метра и мог весить до 20 кг. (3) На картинах птица имела коричневато-серое оперение, желтые ноги, небольшой пучок хвостовых перьев. (4) На голове перья отсутствовали, клюв имел чёрный,  жёлтый  или  зелёный  цвет.  (5) Основной средой обитания додо были леса в более сухих, прибрежных районах острова. (6) Строить гнезда на деревьях дронт не мог из-за своего веса и невозможности летать.

ответ

№16

Установите соответствие между основными ароморфозами и эрами, в которых они появились: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

АРОМОРФОЗЫ

ЭРЫ

А) возникновение фотосинтеза

Б) возникновение кислородного дыхания

В) возникновение эукариот

Г) появление многоклеточности

Д) появление вторичной полости тела

1)   Архейская

2)   Протерозойская

ответ

№17

Выберите три основных положения учения В. Вернадского. В ответ запишите соответствующие цифры.

  1. биосфера — организованная оболочка земли
  2. биосфера занимает всю атмосферу
  3. биогеохимическая работа — основная форма деятельности организмов
  4. потоки энергии и вещества в биосфере непрерывны
  5. организмы в биогеохимических циклах не обмениваются энергией
  6. биосфера располагается выше озонового слоя
ответ

№18

Установите соответствие между организмами и трофическими уровнями, к которым они принадлежат: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

УРОВНИ

А) шмель

Б) клевер

В) овес

Г) корова

Д) мышь

1)   первый  трофический уровень

2)   второй  трофический уровень

ответ

№19

Установите в хронологическом порядке этапы накопления знаний о клетках. В ответ запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. исследование растительной клетки с помощью микроскопа (Гук)
  2. «всё живое состоит из клетки» (Шванн, Шлейден)
  3. открытие простейших (Левенгук)
  4. «каждая клетка происходит только от клетки» (Вирхов)
ответ

№20

Рассмотрите рисунок, обратите внимание на цифровые обозначения. Заполните таблицу, используя термины, приведённые ниже.

Тип кости, изображённой на рисунке

Часть органа, обозначенная цифрой 1

Тип костного вещества, образующего часть, обозначенную цифрой 1

                                      А

                                      Б

                                        В

Список терминов и понятий:

  1. трубчатая
  2. плоская
  3. компактное
  4. эпифиз
  5. диафиз
  6. губчатое
ответ

№21

Изучите график уровня эстрогена в организме при 28-дневном менструальном цикле.

Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данных.

  1. Уровень эстрогена постоянен в течение менструального цикла.
  2. Уровень эстрогена достигает максимума в начале овуляторной фазы.
  3. Лютеиновая фаза характеризуется низким уровнем эстрогена.
  4. Уровень эстрогена резко повышается в начале менструального цикла.
  5. Фолликулярная фаза характеризуется снижением уровня эстрогена.
ответ

№22

Вероятность расхождения генов А и В — 12%, между генами В и С — 8%, между генами А и С — 4%. Изобразите карту расположения этих генов в хромосоме. Каково расстояние между генами? Что такое «группа сцепления»?

ответ

1М = 1%

  1. Самое большое расстояние между генами А и В — 12 М, а расстояния между генами А и С (4 М)  и В и С (8 М) в сумме равно этому расстоянию. Значит, ген С расположен между генами А и В.
  2. Группа сцепления — совокупность генов, находящихся в одной хромосоме.

№23

Назовите форму естественного отбора, изображенного на схеме. В каких условиях он действует и к какому результату приведет? Приведите пример действия такого отбора, который мог бы произойти в природе.

ответ

  1. На схеме изображена дизруптивная форма естественного отбора.
  2. Действует в неоднородных условиях, когда средний вариант признака не адаптивен. Приводит к сохранению двух крайних вариантов фенотипа.
  3. Одним из примеров дизруптивного отбора является наличие раннеи позднецветущих форм некоторых луговых растений, например, погремка. Это помогает избежать цветения в сенокосный период.

№24

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

1. Одним из способов автотрофного питания является фотосинтез. 2. Это процесс синтеза сложных органических веществ из менее сложных органических веществ с использованием солнечной энергии. 3. Он включает две стадии — световую и темновую. 4. Фотолиз воды и поглощение углекислого газа происходит в световую стадию. 5. В темновой — используется НАДФ*Н2 и выделяется кислород. 6. Происходит фотосинтез с участием пигментов, например, хлорофилла.

ответ

№25

Чем известен И. П. Павлов? Какой эксперимент он проводил с собаками, используя световой сигнал и корм? Опишите его опыт и процесс, который он изучал с помощью него.

ответ

  1. И. П. Павлов — выдающийся физиолог, который изучал работу нервной системы, ВНД.
  2. Его эксперимент с собаками заключался в следующем: после включения светового или звукового сигнала собакам приносили еду, при виде и запахе которой у собак начинал выделяться желудочный сок (измеряли с помощью фистулы, установленной в желудке животного). После нескольких повторений, сигнал оставляли, а подкрепление в виде еды убирали, но при этом желудочный сок все равно выделялся.
  3. Тем самым, И.П. Павлов изучал механизм формирования условных рефлексов, которые присущи всем животным, человеку и приобретаются в процессе жизнедеятельности.

№26

На рисунке изображен один из представителей рода Индрикотерии класса Млекопитающие, которые вымерли около 30 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в которые обитал данный организм. А также определите предшественником, каких современных животных, он был (указать отряд и конкретных представителей).

Геохронологичеcкая таблица

ЭРА

 

Период

и продолжительность (млн лет)

 

 

Животный и растительный мир

Название и продолжи-

тельность (млн лет)

Начало (млн лет назад)

Кайнозойская, 67

67

Антропоген, 1,5

Появление и развитие человека. Животный мир принял современный облик

Неоген, 23,5

Господство млекопитающих и птиц

Палеоген, 42

Появление хвостатых лемуров, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений

Мезозойская, 163

230

Меловой, 70

Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы еще распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений

Юрский, 58

Появление первых птиц, примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Господство голосеменных. Процветание головоногих моллюсков

Триасовый, 35

Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб

Палеозой, 340

Возможно, 570

Пермский, 55

Вымирание трилобитов. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение каменноугольных лесов

Каменноугольный, 75–65

Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых

ответ

  1. Индрикотерии жили в Кайнозойской эре, Палеогеновом периоде.
  2. По массивным размерам, форме туловища и головы, а также нечетному числу пальцев, образующих копыта Индрикотерий можно отнести к отряду Непарнокопытные.
  3. Современные представители этого отряда — лошади, носороги, тапиры.

№27

Изначально матричная цепь ДНК имела последовательность нуклеотидов ТАЦГГГТГТЦЦТГТЦ. Определите иРНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот в белке, если известно, что произошла генная мутация с заменой первого нуклеотида на Ц во втором триплете. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Первое основание

Второе основание

Третье основание

 

У

Ц

А

Г

 

 

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

 

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

 

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

 

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей: Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

ответ

После мутации последовательность ДНК имеет последовательность: ТАЦЦГГТГТЦЦТГТЦ.

  1. По принципу комплементарности получаем иРНК: АУГГЦЦАЦАГГАЦАГ.
  2. Антикодоны тРНК: УАЦ, ЦГГ, УГУ, ЦЦУ, ГУЦ.
  3. Последовательность аминокислот в белке: мет-ала-тре-гли-глн.

№28

У человека развитие дальтонизма (h) обусловлено действием рецессивных генов, локализованных в Х-хромосоме. В то время как ген, детерминирующий развитие одной из форм глухоты (d), рецессивен и находится в длинном плече 8-й пары аутосом. Слышащая женщина, отец и мать которой страдали дальтонизмом, вступает в брак с глухонемым мужчиной с нормальным зрением. Определите возможные генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства, если известно, что один из детей имеет проблемы со слухом. Составьте схему скрещивания. Какая вероятность рождения здорового ребенка?

ответ

Дано:

Xh — дальтонизм, XH — нормальное зрение.

d — глухота, D — нормальный слух.

Мать D_XhXh, отец ddXHY.

Решение:

Так как один из детей глухонемой, то генотип матери будет DdXhXh.

P

DdXhXh

×

ddXHY

 

G

DXh

 

dXH

 

 

dXh

 

DY

 

F1

DDXhY

ddXHXh

DdXhY

DdXHXh

 

мальчик слыш.

дальтон.

девочка глухая

норм. зр.

мальчик слыш.

дальтон.

девочка слыш.

норм. зр

 

 

 

 

25%

Ответ:

  1. генотипы родителей — мать D_XhXh, отец ddXHY
  2. генотипы и фенотипы детей: DDXhY (мальчик, слышащий, дальтоник), ddXHXh (девочка, глухонемая, нормальное зрение), DdXhY (мальчик, слышащий, дальтоник), DdXHXh (девочка, здоровая).
  3. Вероятность рождения здорового ребенка — 25%.

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно