Вариант 2

Время
3:0:00
№1

Рассмотрите предложенную схему классификации нуклеиновых кислот. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин:

Метод

Описание метода

 

Изучение клетки с помощью микроскопа

Окрашивание

Изучение органоидов клетки с использованием красителей

ответ

№3

Дана последовательность мРНК прокариот АУГУУГУЦГГУУАААУУУ. Какое количество аминокислот может   включать пептид, образованный на этой последовательности, если первый триплет, с которого начинается синтез — АУГ? В ответ запишите только соответствующее число.

ответ

№4

Все перечисленные ниже описания, кроме двух, относятся к мейозу. Определите два утверждения, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. в конце телофазы формируется ядро содержащее диплоидный набор хромосом
  2. хромосомы конъюгируют
  3. деление идет без разрушения ядерной оболочки
  4. происходит кроссинговер между гомологичными участками хромосом
  5. в метафазе на экваторе выстраются биваленты 
ответ

№5

Установите соответствие между органоидами клетки и особенностями их строения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНОИДЫ

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

А) рибосома

Б) лейкопласт

В) клеточный центр

Г) лизосома

Д) митохондрия

1)   мембранные

2)   немембранные

ответ

№6

Известно, что у крыс длинный хвост — доминантный признак, короткий хвост — рецессивный. Сколько вариантов длины хвоста получится у потомства при скрещивании чистых линий: длиннохвостой самки с короткохвостым самцом? В ответ запишите соответствующее число.

ответ

№7

Определите две характеристики из списка, приведенного ниже, которые относятся к явлению эпистаза. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. появление новых признаков обусловлено сочетанием доминантных аллелей
  2. один ген при этом подавляется другим
  3. бывает доминантным и рецессивным
  4. бывает кумулятивным и некумулятивным
  5. взаимодействие неаллельных генов
ответ

№8

Установите соответствие между описаниями мутаций их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ МУТАЦИЙ

ОПИСАНИЕ МУТАЦИЙ

А) полиплоидия

Б) делеция

В) анеуплоидия

Г) инсерция

Д) транзиция

1)   изменение набора генов в одной хромосоме

2)   изменение набора хромосом

ответ

№9

Рассмотрите изображённое на  рисунке  растение и укажите признаки, характерные для рода, к которому оно относится. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. плод — яблоко
  2. сетчатое жилкование листьев
  3. древесные растения
  4. плод — ягода
  5. соцветие — кисть
  6. травянистые растения

ответ

№10

Установите соответствие между бактериями и типами их питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

БАКТЕРИИ

ТИП ПИТАНИЯ

А) железобактерии

Б) азотофиксирующие

В) цианобактерии

Г) водородные

Д) молочнокислые

1)   автотрофный

2)   гетеротрофный

ответ

№11

Установите последовательность расположения систематических таксонов животного, начиная с самого крупного. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр .

  1. Хищные
  2. Бурый медведь
  3. Млекопитающие
  4. Медведи
  5. Хордовые
  6. Медвежьи
ответ

№12

Выберите три группы водорастворимых витаминов. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. A
  2. B1
  3. C
  4. D
  5. E
  6. P
ответ

№13

 

Установите соответствие между типами тканей животных и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ТКАНЕЙ

А) хрящевая ткань

Б) кровь

В) поперечно-полосатая

Г) сердечная

Д) однослойный плоский

Е) многослойный ороговевающий

1)   соединительная

2)   мышечная

3)   эпителиальная

ответ

№14

Установите последовательность активации структур организма при реализации условного слюноотделительного рефлекса у человека. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр .

  1. фоторецепторы
  2. зрительная кора больших полушарий
  3. слюноотделительный центр продолговатого мозга
  4. слюнная железа
ответ

№15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида австралийской ехидны. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

(1) Австралийская ехидна — вид однопроходных млекопитающих семейства ехидновые. (2) В отличии от большинства млекопитающих у ехидны есть клоака, в которую открываются мочеточники, кишечник и половые пути. (3) Австралийская ехидна распространена в Австралии и Тасмании и Новой Гвинее. (4) Большую часть года ехидна живет в одиночку, охраняя свою территорию. (5) Она не создает постоянного убежища, а только прячется в расселины скал при приближении опасности. (6) Питается ехидна в основном термитами и муравьями, которых ловит клейким языком.

ответ

№16

Установите соответствие между примерами и формами естественного отбора: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

ФОРМА ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

А) в холодных условиях детеныши, имеющие меньшие уши, чем у большинства, чаще выживают

Б) при изменении климата растения с большими листьями получают преимущество

В) детеныши животных со слишком низким или высоким весом гибнут чаще, чем детеныши со средним весом

Г) из-за расширения зоны степей, преимущество получают более засухоустойчивые растения

1)   стабилизирующий

2)   движущий

ответ

№17

Укажите организмы, относящиеся к консументам. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. колокольчик
  2. рак-отшельник
  3. северный олень
  4. мукор
  5. лиса
  6. боровик
ответ

№18

Установите соответствие между типами экологических факторов и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ФАКТОРОВ

А) температура воздуха

Б) истончение озонового слоя

В) влажность грунта

Г) кислотные дожди

Д) солёность почвы

1)   антропогенные

2)   абиотические

ответ

№19

Установите последовательность этапов круговорота углерода в природе, начиная с выработки полезных ископаемых. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

  1. Добыча ископаемого топлива
  2. Фотосинтез у растений
  3. Сжигание угля на ТЭЦ
  4. Поедание растений животными
  5. Выделение в атмосферу углекислого газа в результате дыхания
ответ

№20

Рассмотрите рисунок с изображением фрагмента клетки животных и проанализируйте таблицу со сравнительной характеристикой структур, отмеченных цифрами.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Структура под цифрой

Название структуры

Количество мембран

Основная функция

1

                         (А)

одна мембрана

                                  (В)

2

Шероховатая ЭПС

                                (Б)

Синтез мембранных и секреторных белков

Список терминов и понятий:

  1. ядро
  2. цитоплазма
  3. комплекс Гольджи
  4. гладкая ЭПС
  5. одна мембрана
  6. модификация и сортировка белков, образование лизосом
  7. клеточное пищеварение, синтез АТФ
  8. две мембраны
  9. поддержание функционирования клетки 

В ответ запишите 3 цифры.

ответ

№21

Проанализируйте кривые выживания особей разных видов.

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данного графика.

  1. Численность животных вида III снижается во времени равномерно
  2. Численность животных вида II изменяется во времени скачкообразно
  3. Животные I вида в основном живут до старости
  4. Численность животных III вида резко снижается вскоре после рождения
  5. Смертность животных II вида обратно пропорциональна возрасту .
ответ

№22

В больнице родителям мальчика, болеющего дифтерией, врач настоятельно рекомендует сделать инъекцию лечебного препарата, но родители сомневаются, не будет ли их ребенку хуже. Какой препарат предлагает врач? И что он должен объяснить родителям?

ответ

1) Врач предлагает сделать инъекцию противодифтерийной сыворотки.

2) Лечебная сыворотка содержит готовые антитела, которые борются с инфекцией, тем самым обеспечивая искусственный пассивный иммунитет.

№23

К какому классу и семейству можно отнести изображенное на рисунке растение? Ответ обоснуйте. Назовите не менее двух других представителей этого семейства.

ответ

  1. На рисунке изображен шиповник.
  2. Это растение относится к классу Двудольные (сетчатое жилкование листьев), семейству Розоцветные (пятичленный цветок, плод — многоорешек).
  3. Другие представители семейства Розоцветные — груша, малина.

№24

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

  1. Особенностями представителей царства Животные является то, что они имеют клеточное строение, подвижный образ жизни и неограниченный рост.
  2. Есть как многоклеточные, так и одноклеточные животные.
  3. Одноклеточные животные представлены отрядом Простейшие.
  4. Это эукариотические организмы, клетки которых не имеют клеточной мембраны.
  5. Запасным питательным веществом в клетках животных является гликоген.
  6. По способу питания большинство животных — гетеротрофы.
ответ

№25

Хемиосмос — биохимический механизм, с помощью которого осуществляется превращение энергии цепи переноса электронов в энергию АТФ. В каких органоидах и в каких процессах можно встретить данное явление? И в чем отличие данных процессов?

ответ

  1. Хемиосмос происходит в митохондриях в процессе гликолиза и образовании 2 молекул АТФ и на кислородном этапе в процессе образования 36 молекул АТФ.
  2. Также хемиосмос происходит в хлоропластах в процессе фотосинтеза на световом этапе, когда синтезируются 2 молекулы АТФ.
  3. Разница этих двух процессов в том, что в митохондриях энергия в виде молекул АТФ синтезируется и накапливается, в хлоропластах — синтезируется и расходуется на процессы темновой фазы фотосинтеза.

№26

Почему многие страны выступают за введение в широкое пользование электромобилей и отказ от топливных двигателей?

ответ

  1. В результате работы топливных двигателей образуется углекислый газ.
  2. Накопление углекислого газа в верхних слоях атмосферы приводит к парниковому эффекту, который в свою очередь способствует глобальному потеплению и таянию ледников нашей планеты.
  3. Использование электромобилей снижает выбросы углекислого газа в атмосферу и улучшает экологическую ситуацию.

№27

Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК. Фрагмент этой молекулы имеет нуклеотидную последовательность: АУГГЦУААЦЦАУАУА. Определите нуклеотидную последовательность фрагмента двухцепочечной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на РНК вируса. Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во фрагменте белка вируса, которая закодирована в найденном фрагменте ДНК, матрицей для синтеза иРНК, на которой идет синтез вирусного белка, является вторая цепь ДНК, которая комплиментарна первой цепи ДНК, найденной по вирусной РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Первое основание

Второе основание

Третье основание

 

У

Ц

А

Г

 

 

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

 

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

 

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

 

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей: Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

ответ

  1. Синтезируемая по РНК вируса цепочка ДНК — ТАЦЦГАТТГГТАТАТ и комплиментарная ей АТГГЦТААЦЦАТАТА
  2. По принципу комплиментарности определим последовательность иРНК: УАЦЦГАУУГГУАУАУ.
  3. Пользуясь таблицей генетического кода, определим последовательность аминокислот в белке: тир-арг-лей-вал-тир.

№28

У человека карий цвет глаз (D) доминирует над голубым (d), резус-положительный фактор крови (R, Rh+) над резус-отрицательным (r, rh–), а ген группы крови по системе ABО имеет три аллельных состояния. Определите все возможные фенотипы детей у голубоглазой Rh+ женщины со II группой крови, гомозиготной по всем признакам, и кареглазого Rh– мужчины с IV группой крови. В ответе укажите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства.

ответ

Дано:

D — карий цвет глаз, d — голубой цвет глаз.

R — резус-положительный, r — резус отрицательный.

I0_ — I группа, А_ — II группа, B_ — III группа, AB — IV группа Мать ddRRAA, отец D_rrAB.

Решение:

В данной задаче есть два возможных варианта решения, в зависимости от генотипа отца. 1-й вариант

P

ddRRAA

×

DDrrAB

 

G

dRA

 

DrA

 

 

 

 

DrB

 

F1

DdRrAA

DdRrAB

 

 

 

карие Rh+ II

карие Rh+ IV

 

 

 

 

 

 

 

2-й вариант

P

ddRRAA

×

DdrrAB

 

G

dRA

 

DrA

drA

 

 

 

DrB

drB

F1

DdRrAA

DdRrAB

ddRrAA

ddRrAB

 

карие Rh+ II

карие Rh+ IV

голубые, Rh+ II

голубые, Rh+ IV

 

 

 

 

 

Ответ:

  1. генотипы родителей — мать ddRRAA, отец DDrrAB или мать ddRRAA, отец DdrrAB;
  2. генотипы и фенотипы потомства в 1-м случае — DdRrAA (карие Rh+ II), DdRrAB (карие Rh+ IV);
  3. во 2-м случае — DdRrAA (карие Rh+ II), DdRrAB (карие Rh+ IV), ddRrAA (голубые, Rh+ II), ddRrAB (голубые, Rh+ IV).

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно