Вариант 6

Время
3:0:00
№1

Рассмотрите предложенную схему классификации живых организмов по способу питания. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Биологические науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин:

Наука

Область изучения

 

Изучение взаимодействия живой и неживой природы

Палеонтология

Изучение ископаемых останков

ответ

№3

В молекуле ДНК содержится 17% цитозина. Укажите, сколько процентов аденина содержится в этой молекуле.

ответ

№4

Укажите две основные функции аппарат Гольджи в клетке.

  1. образование АТФ
  2. образование белков
  3. образование лизосом
  4. выведение секреторных продуктов
  5. хранение генетической информации
ответ

№5

Установите соответствие между типами деления клеток и процессами, которые в них происходят.

ПРОЦЕССЫ

ТИПЫ ДЕЛЕНИЯ КЛЕТОК

А) происходит рекомбинация наследственной информации

Б) происходит копирование клеток

В) количество хромосом в клетке уменьшается

Г) образуется четыре клетки

Д) образуются соматические клетки

1)   митоз

2)   мейоз

ответ

№6

У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то, что отцы обоих супругов страдают дальтонизмом. Ген дальтонизма рецессивный и сцеплен с Х хромосомой. Какова вероятность (в процентах) рождения у супружеской пары дочери с нормальным зрением от всего потомства?

ответ

№7

Рассмотрите кариотип человека, страдающего одним из наследственных заболеваний.

Выберите два верных утверждения, которые относятся к данной патологии.

  1. Генетическое заболевание связано с наличием дополнительной половой хромосомы.
  2. Генетическое заболевание связано с отсутствием половой хромосомы.
  3. Данная патология не совместима с жизнью.
  4. Вероятность рождения ребенка с данным синдромом не зависит от возраста матери.
  5. Для диагностики данного заболевания проводится пренатальный скрининг.
ответ

№8

Установите соответствие между видами мутации и их описаниями.

ОПИСАНИЯ

ВИДЫ МУТАЦИЙ

А) изменение числа хромосом

Б) изменение части хромосомы

В) может возникать в результате транслокации

Г) полиплоидия

Д) может возникать в результате делеции

1)   хромосомная

2)   геномная

ответ

№9

Выберите три основных признака класса Пресмыкающихся.

  1. кожа участвует в дыхании
  2. кожа имеет роговой покров
  3. гомойотермные организмы
  4. оплодотворение внутреннее
  5. развитие непрямое
  6. в сердце имеется перегородка
ответ

№10

Установите соответствие между типами животных и их признаками.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ЖИВОТНЫХ

А) лучевая симметрия

Б) три слоя клеток в теле

В) наличие тканей и органов

Г) есть паразитические формы

Д) встречается чередование поколений

1)   Кишечнополостные

2)   Плоские черви

ответ

№11

Установите последовательность распределения систематических таксонов, начиная с самой крупной таксономической единицы.

  1. Астровые
  2. Одуванчик обыкновенный
  3. Двудольные
  4. Покрытосеменные
  5. Одуванчик
  6. Растения
ответ

№12

Выберите три утверждения, которые описывают процессы, происходящие в толстом кишечнике человека:

  1. всасывание глюкозы
  2. всасывание аминокислот
  3. всасывание воды
  4. синтез витаминов
  5. расщепление жиров
  6. расщепление клетчатки
ответ

№13

Установите соответствие между железами пищеварительной системы человека и их функциями.

ФУНКЦИИ

ОРГАНЫ

А) образование желчи

Б) синтез холестерина

В) синтез глюкагона

Г) синтез вазоактивного интестинального пептида

Д) образование билирубина

1)   печень

2)   поджелудочная железа

ответ

№14

Установите последовательность расположения структур глаза человека, начиная от склеры.

  1. роговица
  2. склера
  3. зрачок
  4. хрусталик
ответ

№15

Прочитайте текст, выберите номера предложений, в которых изложены основные идеи эволюционного учения Ч. Дарвина.

(1) Главной причиной эволюции является присущее живой природе стремление к усложнению и совершенствованию своей организации. (2) Изменения всех видов растений и животных протекают постепенно и непрерывно. (3) Всё многообразие живой природы является результатом мутационной или модификационной изменчивости. (4) Активная деятельность какого-либо органа под влиянием изменившейся среды приводит к его развитию. (5) Вызванные под влиянием среды изменения органов передаются по наследству. (6) Черты сходства, наблюдаемые у организмов разных видов, доказывают их родство и единство органического мира.

ответ

№16

Установите соответствие между критериями вида и признаками животных, которые их иллюстрируют.

ПРИЗНАКИ

КРИТЕРИЙ

А) кровеносная система представлена сердцем, состоящим из двух предсердий и одного желудочка, в котором расположена неполная перегородка

Б) орган слуха — ухо

В) обитает в наземно-воздушной среде

Г) тело покрыто роговыми чешуйками

Д) по способу питания — хищник

1)   экологический

2)   морфологический

ответ

№17

Выберите три основных отличия естественной экосистемы от искусственной.

  1. короткие цепи питания
  2. небольшое число видов
  3. большое разнообразие видов
  4. способность существовать без человека
  5. высокая устойчивость
  6. отсутствие круговорота веществ
ответ

№18

Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.

ОСОБЕННОСТИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

А) включают шляпочные грибы

Б) включают животных

В) включают зелёные растения

Г) способны образовывать минеральные вещества

Д) используют готовые органические вещества

Е) синтезируют органические вещества

1)   консументы

2)   редуценты

3)   продуценты

ответ

№19

Установите последовательность ступеней экологической пирамиды биомассы.

  1. морские ластоногие млекопитающие
  2. моллюски, мелкие ракообразные
  3. крабы, кальмары, хищные рыбы
  4. морской планктон
  5. белый медведь
ответ

№20

Заполните таблицу, используя термины, приведённые ниже.

Железа внутренней секреции

Железа внешней секреции

Железа смешанной секреции

                                        А

                                        Б

                                          В

Список терминов и понятий:

  1. желудок
  2. двенадцатиперстная кишка
  3. поджелудочная железа
  4. слюнная железа
  5. мозжечок
  6. гипофиз
  7. таламус
ответ

№21

Изучите график секреции гормона роста у человека в течение суток

Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данных.

  1. Секреция гормона роста непрерывно увеличивается в течение суток.
  2. Секреция гормона роста имеет импульсный характер с выраженным суточным ритмом.
  3. Основное количество гормона роста секретируется в ночное время.
  4. Секреция гормона роста не зависит от времени суток.
  5. В дневное время суток секреции гормона роста не происходит.
ответ

№22

Синдром Клайнфельтера (ХХY) — генетическое заболевание, связанное с нарушением полового развития. Как называется такая мутация? С помощью какого метода ее можно обнаружить?

ответ

  1. Синдром Клайнфельтера — это геномная мутация, анеуплоидия, так как в кариотипе происходит некратное увеличение половых хромосом.
  2. Данную мутацию можно обнаружить цитогенетическим методом — изучение кариотипа в метафазной клетке с помощью микроскопа.

№23

Назовите изображённый на рисунке организм и царство, к которому его относят. Какова роль этих организмов в экосистеме? Какое практические применение нашел этому организму человек?

ответ

  1. На рисунке изображены дрожжи, которые относятся к царству Грибы.
  2. Дрожжи — гетеротрофы, а именно сапротрофные организмы, поэтому выполняют в экосистемах роль редуцентов, разлагая органические соединения до неорганических и возвращая их в круговорот.
  3. Дрожжи нашли широкое применение в хлебопечении, виноделии, пивоварении за счет их способности брожения, также они используются как модель для генетических исследований.

№24

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

1. К биохимическим доказательствам эволюции относят сходство химического состава и реакций, протекающих в организме. 2. Биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля тоже является биохимическим доказательством эволюции. 3. В основе морфологических доказательств лежат данные науки сравнительной анатомии. 4. Так, аналогичными называются такие органы, которые развиваются из одинаковых эмбриональных зачатков сходным образом. 5. Например, крылья птицы, летучей мыши и насекомого. 6. Атавизмы, такие как третье веко, мышцы, двигающие ушную раковину, также относятся к морфологическим доказательствам.

ответ

№25

Инсульт — это острое нарушение кровоснабжения головного мозга. Опишите, какие могут быть последствия в случае кровоизлияния в мозжечок/ инсульта лобной доли/ инсульта затылочной доли.

ответ

  1. Мозжечок ответственен за координацию движения, поэтому в случае его повреждения наблюдается потеря равновесия, нарушение походки и мелкой моторики.
  2. Лобные доли ответственны за множество процессов, поэтому инсульт в этой области может сопровождаться потерей сознания, нарушением интеллектуальных процессов и памяти, нарушением движений и мышечного тонуса (асимметрия лица, обездвиживание конечностей).
  3. В затылочной доле находится центр зрительного анализатора, поэтому инсульт этой доли приводит к нарушению зрения.

№26

Определите систематическую принадлежность человека к типу и классу, приведите соответствующие признаки.

ответ

  1. Человек относится к типу Хордовые и классу Млекопитающие.
  2. Признаки типа: формирование у зародыша хорды, которая затем заменяется позвоночником, нервная трубка, сходное строение зародыша на ранних стадиях с ланцетником и остальными представителями этого типа.
  3. Признаки класса: вскармливание детенышей молоком, наличие молочных желез, внутриутробное развитие, наличие диафрагмы, дифференцированных зубов.

№27

Фрагмент цепи иРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГАУЦГГААУГЦУ. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

 

Первое основание

Второе основание

Третье основание

 

У

Ц

А

Г

 

 

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

 

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

 

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

 

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей: Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

ответ

иРНК ГАУЦГГААУГЦУ.

  1. По данному фрагменты иРНК находим последовательность матричной цепи ДНК по правилу комплементарности: ЦТАГЦЦТТАЦГА.
  2. Антикодоны тРНК соответствуют кодонам иРНК: ЦУА, ГЦЦ, УУА, ЦГА.
  3. Используя таблицу генетического кода, найдем последовательность  аминокислот  в  белке  (по иРНК): асп — арг — асн — ала.

№28

При анализирующем скрещивании высокорослых томатов с шаровидными плодами получили 11 высокорослых растений с шаровидными плодами, 46 высокорослых растения с грушевидными плодами, 42 низкорослых растений с шаровидными плодами и 8 низкорослых растений с грушевидными плодами. Определите генотипы и фенотипы родителей. Определите генотипы потомства. Объясните появление 4 фенотипических групп.

ответ

Дано: анализирующее скрещивание с высокорослым томатом с шаровидными плодами.

11 высокорослых растений с шаровидными плодами,

46 высокорослых растения с грушевидными плодами,

42 низкорослых растений с шаровидными плодами,

8 низкорослых растений с грушевидными.

Решение:

Так как анализирующее скрещивание — скрещивание особи с доминантным признаком с рецессивной гомозиготой, то:

А — высокорослый томат,

а — низкорослый,

В — шаровидные плоды,

b — грушевидные плоды.

P

AaBb

×

aabb

 

G

AB

ab

ab

 

 

aB

Ab

 

 

F1

AaBb

aabb

aaBb

Aabb

 

выс. шар.

низ. груш.

низ. шар.

выс. груш.

 

11

8

42

46

Ответ:

  1. Генотипы и  фенотипы  родителей  AaBb  (высокорослые  томаты  с  шаровидными  плодами)  и aabb (низкорослые томаты с грушевидными плодами).
  2. Генотипы и фенотипы потомства: AaBb (высокорослые, шаровидные плоды), aabb (низкорослые, грушевидные плоды), aaBb (низкорослые, шаровидные плоды), Aabb (высокорослые, грушевидные плоды).
  3. Преимущественно образовались две фенотипические группы: 42 aaBb (низкорослые, шаровидные плоды) и 46 Aabb (высокорослые, грушевидные плоды), потому что произошло сцепление Ab и Две другие группы 11 AaBb (высокорослые, шаровидные плоды) и 8 aabb (низкорослые, грушевидные плоды) образовались с участием AB и ab, которые получились в результате кроссинговера.

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно