Вариант 8

Время
3:0:00
№1

Рассмотрите предложенную схему классификации зон корня растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин:

Признак

Определение

  Ответ на изменения окружающей среды

Гомеостаз

Поддержание постоянства внутренней среды

ответ

№3

Молекула пептида состоит из 12 аминокислот. Определите число тРНК, участвующих в синтезе этого пептида. В ответе запишите только число, соответствующее количеству тРНК.

ответ

№4

Укажите функции нуклеиновых кислот в клетке. Выберите два ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. входят в состав клеточных мембран
  2. участвуют в биосинтезе белка
  3. выполняют запасающую функцию
  4. хранят наследственную информацию
  5. осуществляют избирательный транспорт веществ
ответ

№5

Установите соответствие между процессами, протекающими в клетках и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПРОЦЕССЫ

А) протекает на мембранах тилакоидов

Б) характерен только для автотрофных организмов

В) является матричным синтезом

Г) протекает во всех живых клетках

Д) в процессе образуется свободный кислород

1)   фотосинтез

2)   биосинтез белка

ответ

№6

У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I (О), II (А), III (В), IV (AB). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллели: А, В и О, причём аллель О является рецессивной по отношению к двум другим. У отца первая группа крови, у матери — четвёртая. Какова вероятность в процентах рождения ребёнка с третьей группой крови? В ответ запишите только соответствующее число.

ответ

№7

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. Вегетативное размножение растений может осуществляться

  1. спорами
  2. клубнями
  3. семенами
  4. партеногенезом
  5. черенками
ответ

№8

Установите соответствие между способами размножения и характеристиками, которые их описывают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) потомство развивается из соматических клеток

Б) потомки генетически идентичны

В) может осуществляться спорами

Г) у потомства проявляется комбинативная изменчивость

Д) потомство развивается при слиянии двух клеток

1)   половое

2)   бесполое

ответ

№9

Укажите общие признаки растений и грибов. Выберите три верных признака из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. неограниченный рост
  2. клеточное строение
  3. наличие механических тканей
  4. автотрофный тип питания
  5. наличие клеточной стенки
  6. размножение семенами
ответ

№10

Установите соответствие между признаками растений и отделами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ОТДЕЛЫ

А) среди жизненных форм преобладают деревья

Б) размножаются семенами

В) размножаются спорами

Г) имеются шишки

Д) для оплодотворения необходима вода

1)   папоротникообразные

2)   голосеменные

ответ

№11

Установите последовательность расположения систематических таксонов животного, начиная с самого мелкого таксона. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

  1. Заяц-беляк
  2. Зайцеобразные
  3. Хордовые
  4. Зайцы
  5. Млекопитающие
  6. Животные
ответ

№12

Укажите характерные особенности гормонов. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. действуют в малых дозах
  2. распространяются по  афферентным волокнам
  3. вырабатываются железами внешней секреции
  4. связываются со специфическими рецепторами
  5. доставляются кровью
  6. обеспечивают моментальную ответную реакцию
ответ

№13

Установите соответствие между кругами кровообращения человека и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ

А) начинается в левом желудочке

Б) заканчивается в левом предсердии

В) в артериях течёт венозная кровь

Г) кровь направляется к органам малого таза

Д) кровь направляется к головному мозгу

1)   большой  круг кровообращения

2)   малый  круг кровообращения

ответ

№14

Установите последовательность прохождения кислорода по организму человека. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

  1. трахея
  2. носоглотка
  3. лёгкие
  4. бронхи
  5. клетки внутренних органов
  6. кровь
ответ

№15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания поведенческого критерия вида. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

(1) Амурский тигр — один из самых многочисленных подвидов тигра. (2) Это единственный тигр, имеющий на брюхе пятисантиметровый слой жира, защищающий его от леденящего ветра. (3) Самцы ведут одиночную жизнь, самки нередко встречаются в группах. (4) Тигры приветствуют друг друга особыми звуками, образующимися при выдыхании воздуха через нос. (5) Знаками выражения дружелюбия также являются прикосновения головами, мордами и даже трения боками. (6) Продолжительность жизни амурского тигра около 15 лет.

ответ

№16

Установите соответствие между видами отбора и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ ОТБОРА

А) сохраняются особи с признаками, полезными для человека

Б) сохраняются особи с признаками, полезными для организма

В) образуются новые виды

Г) создаются новые породы

Д) формируется приспособленность к факторам среды обитания

1)   естественный

2)   искусственный

ответ

№17

Перечислите примеры агроценозов. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. заградительная полоса
  2. широколиственный лес
  3. картофельное поле
  4. грушевый сад
  5. хвойный лес
  6. река Волга
ответ

№18

Установите соответствие между организмами и группами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

ГРУППЫ

А) плесневый гриб

Б) папоротник

В) азотофиксирующие бактерии

Г) водоросли

Д) мох

1)   продуценты

2)   редуценты

ответ

№19

Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

  1. возникновение ячеистых лёгких
  2. образование головного и спинного мозга
  3. образование хорды
  4. возникновение трехкамерного сердца
  5. возникновение костного скелета
ответ

№20

Проанализируйте таблицу «Клетки крови человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Клетки крови человека 

Изображение клетки

Название

Функции

 

 

 

 

                                             (А)

 

 

 

Транспорт газов

 

 

 

                                             (Б)

 

 

Свертывание крови

 

 

 

Лейкоциты

 

 

                                           (В)

Список терминов и понятий:

  1. эритроциты
  2. нейтрофилы
  3. лимфоциты
  4. тромбоциты
  5. защитная
  6. дыхательная
  7. транспортная
ответ

№21

Проанализируйте таблицу «Число устьиц на 1 мм2 листа».

Число устьиц на 1мм2 листа

Название растения

Поверхность

верхняя

нижняя

число устьиц

Кувшинка белая

406

0

Пшеница

47

32

Овес

40

27

Маслина

0

625

Репа

0

716

Слива

0

253

Яблоня

0

246

Дуб

0

346

Выберите предложения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

  1. Количество устьиц у листа пшеницы примерно одинаковое с верхней и нижней стороны.
  2. Количество устьиц одинаково у всех видов растений.
  3. Максимальное количество устьиц у листа дуба.
  4. Минимальное количество устьиц у листа овса.
  5. Минимальное количество устьиц на верхней стороне листа у кувшинки белой. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
ответ

№22

Какая особенность процесса размножения отображена в названии семейства Ретровирусы? Какую роль играет фермент обратная транскриптаза?

ответ

  1. Ретровирусы — РНК-содержащие вирусы, у которых с матрицы РНК синтезируется участок молекулы ДНК, которые впоследствии встраиваются в геном клетки хозяина. Именно особенность синтеза с РНК-цепи ДНК отражена в названии.
  2. Обратная транскриптаза — фермент, необходимый для этого матричного процесса.

№23

Представители каких отделов изображены под буквами А и Б? Какой набор хромосом имеет каждое из изображенных растений? Объясните почему.

ответ

  1. На рисунке под буквой А изображен кукушкин лен (отдел Моховидные) и Б — папоротник (отдел Папоротниковидные).
  2. У моховидных преобладающим поколением является гаметофит, мужской и женский (взрослые растения), который имеет гаплоидный набор хромосом и образуется из прорастающей споры, полученной путем мейоза.
  3. У папоротниковидных преобладающее поколение — спорофит, который имеет диплоидный набор хромосом и вырастает из зиготы, полученной путем слияния гаплоидных гамет.

№24

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

  1. Все железы организма принято делить на железы внутренней, внешней и смешанной секреции.
  2. Их функционирование регулируется корой головного мозга. Гормоны действуют в маленьких концентрациях и на все клетки организма. 4. Однако, одна эндокринная железа вырабатывает строго определенные гормоны. 5. Так, щитовидная железа выделяет тироксин и адреналин. 6. Она является одним из главных регуляторов процесса обмена веществ в организме.
ответ

№25

Объясните взаимосвязь четырехкамерного сердца и теплокровности у птиц и млекопитающих.

ответ

  1. Четырехкамерное сердце способствовало разделению артериального и венозного кровотоков.
  2. Артериальная кровь не смешивается с венозной, в результате чего клетки тканей и органов получают чистую артериальную кровь, насыщенную кислородом.
  3. Большее количество кислорода в клетках способствует более интенсивному окислению на кислородном этапе энергетического обмена и большему получению энергии.
  4. Часть этой энергии рассеивается в виде тепла и способствует поддержанию постоянной температуры тела организма, то есть теплокровности.

№26

Известно, что рыба-клоун, однажды выбрав актинию, никогда от нее не удаляется. Причина этого заключается в том, что рыба находит убежище среди щупалец кишечнополостного от других хищников, при этом вентилируя воду и удаляя непереваренные остатки вокруг актинии. Как называется такой тип взаимоотношений? Охарактеризуйте его. Приведите не менее двух примеров похожих взаимоотношений, встречающихся в живой природе.

ответ

  1. Взаимоотношения между актинией и рыбой-клоуном являются примером мутуализма.
  2. Мутуализм — пример взаимовыгодных отношений (симбиоз), когда один организм не может существовать без другого.
  3. Лишайник — симбиоз (мутуализм) гриба и клеток сине-зеленых водорослей, в котором гриб получает органические вещества, а водоросли — воду и минеральные вещества.
  4. Микрофлора толстой кишки человека — симбиоз (мутуализм) бактерий и человека, в котором бактерии способствуют перевариванию клетчатки, защите от болезнетворных бактерий, синтезу витамина К, при этом имеют постоянный источник питания.

№27

Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов ТАТЦГАЦТТААТАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте. Какой кодон иРНК будет соответствовать антикодону этой тРНК, если известно, что она переносит к месту синтеза белка аминокислоту Арг? Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

 

Первое основание

Второе основание

Третье основание

У

Ц

А

Г

 

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

 

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

 

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

 

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей: Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

ответ

ДНК: ТАТЦГАЦТТААТАЦТ

  1. По принципу комплементарности найдем последовательность нуклеотидов молекулы тРНК: АУАГЦУГААУУАУГА
  2. Аминокислота арг из подходящих вариантов кодируется кодоном ЦГА
  3. Это соответствует второму триплету молекулы тРНК (ГЦУ)

№28

Известно, что в анализирующем скрещивании с растением кукурузы с гладкими и окрашенными семенами получились растения четырех фенотипических групп в следующем соотношении: 9:29:25:9. Почему потребовалось проводить данное скрещивание? Составьте схему скрещивания. Определите доминантные признаки семян (окрашенные/неокрашенные, гладкие/морщинистые), генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Какой закон наследования наблюдается в данном случае?

ответ

Дано: Анализирующее скрещивание с растением кукурузы с гладкими окрашенными семенами.

Решение:

Анализирующее скрещивание — скрещивание особи с доминантными признаками с особью с рецессивным признаком, чтобы установить генотип первой.

А — гладкие семена,

а — шероховатые семена,

В — окрашенные семена,

b — неокрашенные семена.

P

АаBb

×

aabb

 

G

Ab

ab

ab

 

 

AB

aB

 

 

F1

Aabb

aabb

AaBb

aaBb

 

глад., неокр.

шер., неокр.

глад., окр.

шер., окр.

 

29

9

9

25

 

3

1

1

3

Ответ:

  1. Анализирующее скрещивание проводят для установления генотипа родителя, имеющего доминантный признак.
  2. Генотипы родителей АаBb и aabb; генотипы и фенотипы потомства AaBb (гладкие, окрашенные семена) (9), Aabb (гладкие, неокрашенные семена) (29), aaBb (шероховатые, окрашенные) (25), aabb (шероховатые, неокрашенные) (9).
  3. Расщепление по фенотипу 1 : 3 : 3 : 1 свидетельствует о сцепленном наследовании признаков, нарушенном кроссинговером.
  4. Закон сцепленного наследования Т. Моргана.

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно